Что даёт человеку речь.
консультация
Предварительный просмотр:
Что даёт человеку речь.
Наверное, самое важное впечатляющее событие в развитии детей раннего возраста – это овладение речью. С каким нетерпением обычно ждут родители появления первых слов ребёнка! Как хочется, чтобы это маленькое, жизнерадостное существо скорее стало говорящим и понимающим! Ребёнок, научившийся говорить, - это уже полноценный человек, с которым можно нормально общаться.
Речь позволяет ребёнку управлять своим поведением, думать и фантазировать, строить воображаемые ситуации и осознавать своё поведение. Именно овладение речью даёт мощный толчок для интенсивного развития не только общения , но и всех других сторон психики ребёнка.
Столь магическим действием речь обладает в силу того, что она освобождает ребёнка от ситуативной связанности. Зависимость от окружающих вещей постепенно ослабевает , и маленький человек начинает строить свой, достаточно устойчивый и уникальный внутренний мир. В этом внутреннем мире живут его представления , оценки, планы, воспоминания, стремления, намерения, стихи, песенки, сказки и многое др. И всё это существует в форме слов, высказываний, предложений. Именно речь позволяет малышу приобщиться к человеческой культуре, а значит, стать человеком.
Но разве нельзя думать и воображать без слов? Неужели нельзя полноценно жить и общаться не разговаривая? А как же люди, лишённые слуха ( глухонемые)?
Дело в том, что речь – это не только слова, произнесённые вслух. Это, прежде всего, сознание человека, которое существует только на основе языка. В отличие от любого другого сигнала ( мимики, крика, вокализации и т.п.), слово есть знак, который всегда несёт общечеловеческое значение. Для того чтобы передать какое – то содержание другому, нет иного пути, кроме отнесения этого содержания к общему и известному для всех людей классу предметов или явлений. Когда малыш называет словом какой –то предмет( например, мячик), он уверен, что для всех окружающих взрослых этот предмет имеет то же название, которое все мы вместе знаем ( со –знаём), что данная вещь является именно мячиком. Причём не так уж важно, какого размера и цвета этот мячик, важно лишь то, что это игрушка, которую нужно катать или бросать, поэтому данный предмет можно смело отнести к разряду мячиков.
Обозначая любой предмет словом, ребёнок относит его к определённой группе предметов, из чего следует, что он уже осуществляет обобщение. Даже самое первое и простое слово ребёнка – это не просто звук, но и обобщение, т.е. работа мысли. Причём такое обобщение осуществляется на основе общечеловеческого, культурного опыта, а не случайно воспринимаемых признаков. Чашка, стол или часы могут быть совершенно разной величины, цвета или формы, и хотя перечисленные признаки наиболее очевидны и, казалось бы, бросаются в глаза, они не играют никакой роли для определения и обозначения данных предметов, для отнесения их к конкретным группам. И только совместное знание ( со – знание) культурного значения предметов, т.е. знание того, для чего они нужны и как ими пользоваться, позволяет нам смело назвать их соответствующими словами и быть уверенными, что другие нас поймут. Конечно, такое понимание возможно только в том случае, если система знаков ( или язык ) у нас общие. Любой язык ( в том числе и язык глухонемых, основанный на жестах ) – это сложная система знаков, позволяющих обозначить абсолютно все явления внешнего и внутреннего мира, а следовательно, выразить и осознать их. Поэтому, овладевая языком, ребёнок овладевает знаковой системой, которая становится мощным средством сознания , мышления, управления собой и конечно же общения.
Малыш овладевает речью в общении со взрослым. Первая функция речи – это высказывание, сообщение и понимание, т.е. коммуникация. Общение непременно требует соответствующей системы средств, позволяющей передать свои мысли и переживания и понять своего партнёра. Даже самое примитивное речевое общение уже содержит в себе обобщение, а значит, связано с развитием сознания и мышления ребёнка. Поэтому своевременное и правильное овладение речью имеет чрезвычайное значение для его общего развития. Однако именно проблема задержки речевого развития у детей является сегодня одной из самых актуальных.
В последние годы и родители, и педагоги часто жалуются на то, что дети начинают поздно говорить, разговаривают плохо и мало, их речь бедна и примитивна. Специальная логопедическая помощь нужна практически каждой группе детского сада. К сожалению, такая картина наблюдается не только в нашей стране, но и во всём мире. За последние 20 лет число речевых нарушений выросло более чем в 6 раз. Чаще всего это связано с неблагоприятной семейной обстановкой, в которой растёт ребёнок, с неправильно выстроенной взрослым тактикой воспитания. Воспитание не должно ограничиваться необходимым уходом за малышом. Ребёнку требуется активное интенсивное общение со взрослым: совместные игры, прогулки, беседы, занятия, причём очень важно « качество » общения, а не количество.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной деятельности в образовательной области "Здоровье". Игра - викторина "Даёт силы нам всегда витаминная еда".
Эта игра викторина поможет сформировать у детей представление о необходимости заботы о своём здоровье и в первую очередь о важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления...
Сценарий осеннего праздника экологической направленности для детей подготовительной группы "Бал даёт царица Осень"
Сценарий осеннего праздника экологической направленности для детей подготовительной группы....
Что такое целеустремлённость, и что она даёт человеку?
Консультация для родителей о воспитании целеустремленности у детей дошкольного возраста....
Занятие по ЗОЖ в старшей группе «Даёт силы нам всегда Витаминная еда»
Программное содержание:- Закрепить знания детей о рациональном питании.- Закрепить соблюдение детьми правил питания- Помочь детям понять, что здоровье зависит от правильного питания, еда должна ...
Конспект НОД по развитию речи «Человек.Тело человека»
Конспект занятия по развитию речи для подготовительной группы...
Что даёт человеку речь?
Консультативный материал для родителей...
Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Человек, части тела человека».
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- учить детей дифференцировать глаголы совершенного и несовершенного вида, образовывать возвратные глаголы;- закреплять у детей умение образовывать имена существительные с помощью уменьш...