Критерии определения готовности ребёнка к школьному обучению
консультация (подготовительная группа)

Митракович Любовь Васильевна

Многие взрослые считают, что подготовка ребёнка к школьному обучению заключается в том, чтобы он, придя в школу, мог читать и писать. Но это далеко не так. Готовность к обучению состоит из многих параметров, о которых написано в данной консультации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kriterii_opredeleniya_gotovnosti_k_shkole.docx21.81 КБ

Предварительный просмотр:

Критерии определения готовности ребёнка к школе.

  1. Оценка развития познания.
  • Владеет ли ребёнок основными понятиями: правый-левый, большой-маленький, горячий-холодный и т.п.
  • Способен ли ребёнок понимать простейшие принципы классификации, например, вещи, которые могут катиться и которые не могут.
  • Может ли малыш удержать в памяти и выполнить как минимум три указания?
  • Может ли ребёнок назвать большинство букв алфавита?
  1. Оценка базового опыта ребёнка.
  •  Приходилось ли ребёнку сопровождать вас в магазин, на почту, в сберкассу?
  • Был ли он в библиотеке?
  • Была у вас возможность регулярно читать малышу или рассказывать истории?
  • Проявляет ли ребёнок интерес к чему-либо , есть ли у него хобби?
  1. Оценка языкового развития
  • Может ли ребёнок назвать и обозначить основные окружающие его предметы?
  • Легко ли ребёнку отвечать на вопросы взрослых?
  • Может ли ребёнок объяснить, для чего служат различные вещи: пылесос, холодильник, стол и т.п.?
  • Может ли ребёнок объяснить, где расположены какие-то предметы: на столе, на стуле, на полу, у стены и т.п.?
  • Может ли малыш рассказать историю, описать произошедший с ним случай?
  • Чётко ли ребёнок выговаривает слова?
  • Правильна ли речь ребёнка с точки зрения грамматики?
  • Способен ли ребёнок участвовать в общем разговоре, разыграть какую-либо ситуацию?
  1. Оценка уровня эмоционального развития.
  • Выглядит ли ребёнок весёлым (дома и среди товарищей)?
  • Сформировался ли у ребёнка образ себя как человека, который многое может?
  • Легко ли малышу «переключиться» при изменениях в привычном распорядке дня, перейти к решению новой задачи?
  • Способен ли ребёнок работатьсамостоятельно, соревноваться в выполнении заданий с другими детьми?
  1. Оценка умения общаться
  • Включается ли малыш в игру других детей, делится ли с ними?
  • Соблюдает ли он очерёдность, когда этого требует ситуация?
  • Способен ли ребёнок слушать других не перебивая?
  1. Оценка физического развития.
  • Хорошо ли ребёнок слышит?
  • Хорошо ли он видит?
  • Способен ли он посидеть спокойно  в течение некоторого времени?
  • Развита ли у него координация моторных навыков, например, может ли он играть в мяч, прыгать, спускаться и подниматься по лестнице?
  • Выглядит ли ребёнок бодрым и увлечённым?
  • Выглядит ли ребёнок здоровым, сытым и отдохнувшим?
  1. Зрительное различение.
  • Может ли ребёнок идентифицировать схожие и несхожие формы?. Например, найти картинку, не похожую на остальные?
  • Может ли ребёнок различать буквы и короткие слова, например, Б-П; КОТ-ГОД?
  1. Зрительная память.
  • Может ли ребёнок заметить отсутствие картинки, если ему сначала показать серию из трёх картинок, а потом одну убрать?
  • Знает ли ребёнок собственное имя и хотя бы шесть-восемь названий предметов , которые встречаются ему в повседневной жизни?
  1. Зрительное восприятие
  • Способен ли ребёнок разложить по порядку (в заданной последовательности) серию картинок?
  • Понимает ли ребёнок, что читают слева направо?
  1.  Уровень слуховых способностей.
  • В состоянии ли ребёнок различать слова, начинающиеся на разные звуки, например, почка-бочка?
  • Может ли ребёнок повторить за взрослым несколько слов или цифр?
  • Способен ли ребёнок пересказать историю, сохранив основную мысль и последовательность действий?
  1. Оценка отношения к книгам.
  • Возникает ли у ребёнка желание посмотреть  книги самостоятельно?
  • Внимательно и с удовольствием он слушает, когда вы читаете ему вслух?
  • Задаёт ли ребёнок вопросы о словах – что они значат?

  1.  Общая и психологическая готовность.

Может ли ваш ребёнок:

  • Объяснить с помощью слов, а не показывая пальцем, чего он хочет?
  • Изъясняться связно, например, «покажи мне…»
  • Понимать смысл того, чём ему читают?
  • Чётко выговаривать своё имя?
  • Запомнить свой адрес и номер телефона?
  • Писать карандашом или мелками на бумаге?
  • Пользоваться красками, пластилином, цветными карандашами, фломастерами?
  • Вырезать ножницами с тупыми концами, причём ровно и не поранившись?
  • Слушать и следовать полученным указаниям?
  • Быть внимательным, когда кто-то с ним разговаривает?
  • Сосредоточиться хоть на десять минут, чтобы выполнить полученное задание?
  • Радоваться, когда ему читают вслух или рассказывают истории?
  • Положительно оценивать: я- человек, который многое может?
  • «Подстраиваться», когда взрослые меняют тему разговора?
  • Проявлять интерес к окружающим его предметам?
  • Ладить с другими детьми?
  1. Ваши взаимоотношения с ребёнком, ваша роль в подготовке его к учёбе (тут важно отвечать честно хотя бы перед самим собой)
  • Нравится ли вам ваш малыш?
  • Слушаете ли вы то, что ребёнок говорит?
  • Смотрите ли вы на малыша, когда он говорит с вами?
  • Стараетесь ли вы создать у ребёнка ощущение значимости того, о чём он говорит?
  • Поправляете ли вы речь малыша?
  • Позволяете ли вы ребёнку делать ошибки?
  • Хвалите ли вы малыша, обнимаете ли вы его?
  • Смеётесь ли вы вместе с ним?
  • Отводите ли вы каждый день время для чтения ребёнку и для бесед с ним?
  • Играете ли с малышом в какие-нибудь игры?
  • Поощряете ли вы интересы и увлечения ребёнка?
  • Есть ли у малыша хотя бы одна-две собственные книги?
  • Есть ли у ребёнка дома место, которое отведено только ему?
  • Стараетесь ли вы подать малышу пример, читая газеты, журналы, книги, вообще интересуясь окружающими событиями?
  • Обсуждаете ли вы с малышом и со всей семьёй что-то интересное из прочитанного или услышанного вами?
  • Стараетесь ли вы сказать всё за малыша, прежде чем он успеет открыть рот в магазине или у зубного врача?
  • Смотрите ли вы телевизор вместе с ребёнком?
  • Задаёте ли вы малышу вопросы о смысле увиденного по телевизору?
  • Ограничиваете ли вы возможность ребёнка смотреть телевизор?
  • Стараетесь ли вы ходить с малышом на прогулки?
  • Собираетесь ли вы сводить ребёнка в зоопарк, в театр, в музей?

Уважаемые родители!

Обратите ваше внимание на то, что все перечисленные критерии – тоже далеко не истина, вовсе не нужно стараться, чтобы ваш ребёнок соответствовал им всем без исключения. По этому тесту не обязательно пользоваться только оценками «да» или «нет»; допускаются и такие варианты: всегда, иногда, часто, редко, никогда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О готовности ребёнка к школьному обучению

Показатели готовности ребёнка к школе:...

Проектирование непосредственной образовательной деятельности по оригами «Волшебная мастерская» для детей старшего дошкольного возраста Проблема: Готовность ребёнка к школьному обучению. Подготовка ребёнка к школьному периоду развития – одна из важнейших з

Проектирование непосредственной образовательной деятельностипо оригами «Волшебная мастерская»для детей старшего дошкольного возрастаПроблема: Готовность ребёнка к школьному обучению.Подготовка ребёнка...

Бланк "Протокол индивидуальной психологической диагностики на определение готовности ребенка к школьному обучению"

Бланк протокола индивидуальной психологической диагностики на определение готовности к школьному обучению....

Статья о критерии определения готовности ребёнка к школе и рекомендации по ее осуществлению для родителей.

Готовность ребёнка к школе подразумевает такое развитие ребёнка, которое позволит успешно усваивать школьную программу. Рассмотрим подробнее в чём же оно заключается....

Выступление на педагогическом совете на тему :"Развитие познавательной активности дошкольников. Ребёнок на пороге школы." " Готовность ребёнка к школьному обучению. Особенности развития детей 6-7 лет".

quot; Готовность ребёнка к школьному обучению.Особенности развития детей 6-7 лет."    Нередко родители понимают под готовностью ребёнка к школе только умения ребёнка читать, писать и с...

Критерии речевой готовности ребенка к школьному обучению

Что такое речевая готовность ребёнка к школе?Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения....

Консультация для родителей «Критерии коммуникативной готовности детей к школьному обучению»

Консультация для родителей  «Критерии коммуникативной готовности детей  к школьному обучению»...