Рекомендации для родителей по обучению чтению дошкольников в домашних условиях
консультация (подготовительная группа)
Чтение – это быстрое последовательное преобразование букв в слитно произносимые звуки. При обучении чтению в домашних условиях необходимо знать , как формируется у детей этот чрезвычайно сложный навык, и с какими типичными трудностями они сталкиваются.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii.docx | 21.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации для родителей по обучению чтению дошкольников в домашних условиях
Чтение – это быстрое последовательное преобразование букв в слитно произносимые звуки. При обучении чтению в домашних условиях необходимо знать , как формируется у детей этот чрезвычайно сложный навык, и с какими типичными трудностями они сталкиваются.
Прежде, чем читать , ребёнку нужно хорошо запомнить графический образ буквы. В русском алфавите много сложных по начертанию букв (например: Я,Ы, Ю, Ж, Щ, М) , и ребёнку трудно запомнить, как они выглядят . Часто встречаются просто похожие буквы (В-Б, И-Й, Ш – Щ, Ж-Х).В результате ребёнку бывает сложно различить начертания на глаз . Ему требуется много времени на то, чтобы опознать их , а чтобы читать, он должен узнавать буквы мгновенно.
Сложно объяснить ребёнку логически, почему буква, обозначающая данный звук, выглядит именно так, а не иначе.
Помочь запомнить образ буквы могут следующие игровые приёмы:
*Буквы-пазлы (буква составляется из отдельных пазлов, на каждом из которых изображён предмет. В названии каждого предмета первая буква, та что выкладывает ребёнок.);
* Буквы из бросовых материалов:
= выкладывание буквы на войлоке из липучки,
= из проволоки,
= из кусочков цепочки разной длины
Дома могут быть использованы любые материалы. И чем они разнообразнее, тем интереснее будет ребёнку.
Чтобы читать, нужно свободно перемещаться по странице взглядом. Освоение чтения требует умственного усилия , возникает и психическое, и эмоциональное напряжение. Внутреннее напряжение выражается в напряжении глазных мышц. Глаз теряет свободу и быстроту движений. Предотвратить данное явление может выполнение глазодвигательных упражнений необходимых для укрепления мышц глаза и применяющихся не только для профилактики глазных заболеваний, но и в качестве действенного средства увеличения скорости чтения.
1.И.п. – ребёнок лежит на спине, голова лежит неподвижно. Взрослый берёт небольшой предмет (игрушку, фломастер) и плавно водит предметом перед глазами ребёнка: слева направо и в обратном направлении на расстоянии вытянутой руки (4-6 раз ), вверх, вниз, по диагонали, от носа и к носу (глаза ребёнка должны сходится к переносице, когда предмет оказывается у носа).
2.И.п. – лёжа на спине, голова лежит неподвижно, рот открыт, язык высунут и лежит спокойно. Движения взрослого те же, что в упр.1.
3. И.п. – ребёнок лежит на спине, голова лежит неподвижно. Рот открыт, язык высунут. Взрослый берёт небольшой предмет и плавно водит предметом слева направо и в обратном направлении перед глазами ребёнка, затем вверх, вниз и к носу. Ребёнок следит глазами и поворачивает язык в ту же сторону, что и глаза (глаза за предметом направо – язык вправо). Упражнение выполняется сначала на расстоянии вытянутой руки, затем на расстоянии локтя и, наконец, около переносицы.
4.И.п. – лёжа на спине, голова лежит неподвижно. Ребёнок перемещает предмет самостоятельно. Взять в правую руку предмет (игрушку) и отвести его на расстояние вытянутой руки вправо. Следить глазами. На 3-4 секунды задержать предмет в крайнем положении, ребёнок должен удержать взгляд на крайней точке. Затем переложить в левую руку и отвести предмет влево, потом вниз к носу и отвести от носа (4-6 раз).
Далее ребёнок выполняет глазодвигательные упражнения самостоятельно сидя, стоя, подключая работу языка, описанную в упражнениях 3 и 4.
* Прежде всего, обратите внимание на то, что при обучении чтению дошкольника надо делать упор на запоминание звуков, а не букв. То есть, например, при освоении буквы Б нужно учить ребёнка говорить [б], а не [бэ], [г], а не [гэ] и т.д.
При таком подходе ему в дальнейшем будет гораздо проще понять, почему, к примеру, [б] и [а] в слоге БА дают [ба].
*При изучении алфавита вовсе не обязательно заставлять малыша заучивать все 33 буквы. Для начала достаточно освоить 15-20 наиболее употребляемых букв: обязательно несколько гласных и несколько согласных. Уже этого набора будет достаточно, чтобы успешно осваивать слоги.
*Выучив большую часть букв, можно переходить к слогам, составленным из этих букв. Здесь важно учесть несколько тонкостей:
= сначала осваиваются открытые слоги, т.е. согласная – гласная буквы (НА, СЫ, ВУ…);
= слоги с гласными Е, Ё, Я, Ю являются более трудными для чтения, поэтому на первом этапе желательно читать слоги только с гласными А, У, О, Ы, Э, И;
= прежде чем читать слоги, надо научиться складывать звуки в слоги «в уме». Говорите малышу: «Б, А, - что получится? Правильно – БА!» Союз И будет мешать малышу правильно соединять буквы в слоги. После чтения «в уме» можно переходить к чтению слогов на бумаге;
= стремитесь к тому, чтобы ребёнок читал сразу слоги, а не буквы;
= предлагайте ребёнку читать « в уме» слоги с фиксированной гласной: БА, ВА, ТА…, Когда этот этап будет пройден, переходите к слогам с другой фиксированной гласной: БО, ВО, ТО…;
= обратите внимание на продолжительность занятий и их частоту. Перерывы между занятиями более 4 дней не желательны. Продолжительность занятия с детьми 5-6 лет составляет не больше 15-20 минут.
*Если ребёнок уверенно читает слоги с гласными А, У, О, Ы, Э, И , то можно переходить к чтению слогов с гласными Е, Ё, Я, Ю.
* Не забывайте время от времени возвращаться к предыдущему разделу для повторения и закрепления пройденного. В принципе можно и самому писать слоги на бумажке, предлагая их затем для прочтения ребёнку. Это особенно удобно делать в дороге или в гостях, когда нет под рукой книги.
* Закрытые слоги (слоги с первой гласной ) – АБ, АВ, ОГ, УГ …, дети часто читают наоборот. Не расстраивайтесь, каждый раз мягко поправляйте. Чередуйте чтение открытых и закрытых слогов.
* Лучше переходить к чтению слов тогда, когда ребёнок называет слог сразу, а не по буквам. Однако читать слова гораздо интереснее, чем слоги. Поэтому трёхбуквенные слова можно предлагать ребёнку для чтения даже в том случае, когда он ещё не читает слоги сразу.
* Для чтения слов, состоящих из нескольких букв, ребёнок должен читать слоги сразу, а не по буквам. В противном случае чтение неэффективным и утомительным. Поэтому, прежде чем переходить к более сложным , двух – трёхсложным словам, убедитесь, что малыш уверенно читает слоги.
* По возможности помогайте своему ребёнку. Иногда можно прочитать первый слог слова, предоставив ему возможность прочитать второй слог и догадаться, что за слово получилось.
* Убедившись, что ваш ученик более или менее неплохо читает двух – трёхсложным слова, можно переходить к чтению несложных предложений.
* Чаще поощряйте ребёнка, просите помочь прочитать вам ту или иную фразу в газете, книге, объявлении.
* Старайтесь разнообразить занятия. Используйте в качестве ещё одного «ученика» любимую игрушку вашего ребёнка, которую можно активно вовлекать в урок. Устраивайте соревнования - кто быстрее прочитает то или иной слог, вы , ваш ребёнок или кукла.
Возможны и другие , не менее эффективные педагогические приёмы. Всё зависит от вашей фантазии.
Личный пример родителей – это самое главное. Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок писал и читал, пусть он чаще видит читающих родителей!
Литература:
Полякова М.А. Обучение беглому чтению. – М., 2017.
Федины Ольга и Сергей Как научить ребёнка читать. – М. 2012.
Шишкова С.Ю. Буквограмма: в школу с радостью. – Ростов н/Д., 2015.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации для родителей по обучению чтения детей
Материал для родителей по обучению чтения детей. В домашней обстановке умение читать может прийти к ребенку также естественно, как умение ходить или говорить. Дорогие родители, бабушки и дедушки! Если...
Рекомендации для родителей о режиме дня дошкольника в домашних условиях в выходные и праздничные дни.
Рекомендации для родителей о режиме дня дошкольника в домашних условиях в выходные и праздничные дни. Если ребенок посещает детский сад, его домашний режим в выходные и праздничные дни должен соответс...
Рекомендации родителям по режиму дня дошкольника в домашних условиях в выходные и праздничные дни.
Рекомендации родителям по режиму дня дошкольника в домашних условиях в выходные и праздничные дни....
Рекомендации для родителей "Развитие мелкой моторики дошкольников в домашних условиях с использованием подручного материала"
этот материал поможет воспитателю познакомить родителей с играми и упражнениями, направленными на развитие мелкой моторики, которые можно организовать в домашних условиях....
Рекомендации для родителей по обучению детей плаванию в домашних условиях (в ванной и не только)
Ваш ребёнок боится воды, с криком моется под душем, с нежеланием ходит в бассейн, а может Вас не устроили результаты итогового мониторинга по плаванию - тогда эти рекомендации для вас!...
Рекомендации для родителей по обучению чтению дошкольников
Методические рекомендации помогут начинающим педагогам и родителям научить детей чтению....
Рекомендации для родителей по обучению чтению дошкольников.
1. Поддерживайте интерес ребенка к занятиям на протяжении всего обучения. Используйте для этого игры.2. В обучении чтению будьте последовательны.3. В случае нежелания ребенка заниматься, пересмотрите ...