Готов ли ваш ребёнок к школе.
консультация (старшая, подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Готов ли ваш ребенок к школе.
Ваш ребенок идет в первый класс. И Вы, естественно, волнуетесь. Вы думаете о том, как сложится у него в дальнейшем школьная жизнь. И даже если он неплохо готов к школе (читает, считает, хорошо рассказывает, пишет печатными буквами), Вас всё равно не покидает какое – то беспокойство. Ещё большее волнение испытывает ребёнок, ведь он находится между дошкольной и школьной жизнью. Дети 6 – 7 лет реагируют на состояние неопределенности всем своим существом: нарушается устойчивость к стрессам, растет напряженность. Важно понять это состояние детей и помочь им быстрее привыкнуть к новой жизни.
Что такое «психологическая готовность к школе»?
Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания и обучения дошкольника в семье и детском саду. Её содержание определяется системой требований, которые школа предъявляет к ребёнку. Это ответственное отношение к школе, произвольное управление своим поведением, выполнение умственной работы, обеспечивающих сознательное усвоение знаний, установление со взрослыми и сверстниками взаимоотношений, определяемых совместной деятельностью.
Под «готовностью к школе» понимают не отдельные знания и умения, но и их определенный набор, в котором должны присутствовать все основные элементы, хотя уровень их развития может быть разным.
Какие же составляющие входят в набор «школьной готовности»?
Мотивационная готовность – это наличие у детей желания учиться. Важно рассказывать детям о том, что именно значит быть школьником, почему он становится более взрослым, поступив в школу, и какие обязанности он будет там выполнять. На доступных примерах можно показать важность уроков, оценок, школьного распорядка.
Если вы хотите помочь ребёнку овладеть знаниями, учиться в школе радостно, попытайтесь прожить с ним его школьную жизнь.
А начните эту жизнь со следующего:
- расскажите, что значит быть школьником и какие обязанности появятся в школе;
- на доступных примерах покажите важность уроков, оценок, школьного распорядка;
- воспитывайте интерес к содержанию занятий, к получению новых знаний;
- воспитывайте произвольность, управляемость поведения;
- никогда не говорите о том, что в школе неинтересно, что это напрасная трата времени и сил.
Нужно прививать ребёнку уважительное отношение к учебному труду, подчеркивать его значимость для всех членов семьи. Непременно должна быть внесена оптимистическая нотка, показывающая уверенность родителей в том, что учеба пойдет успешно, что первоклассник будет прилежно и самостоятельно выполнять все школьные требования.
Интеллектуальная готовность. Данный компонент готовности не предполагает наличия у ребёнка каких – то определенных сформированных знаний и умений (например, чтения), хотя, конечно, определенные навыки у ребёнка должны быть. Однако главное – это наличие у ребенка более высокого психологического развития, которое и обеспечивает произвольную регуляцию внимания, памяти, мышления, даёт возможность ребёнку читать, считать, решать задачи «про себя», то есть во внутреннем плане.
Волевая готовность необходима для нормальной адаптации детей к школьным условиям. Речь идет не столько об умении ребёнка слушаться, сколько об умении слушать, вникать в содержание того, о чём говорит взрослый. Дело в том, что ученику нужно уметь понять и принять задание учителя, подчинив ему свои непосредственные желания и побуждения. Вы можете развивать такое умение и дома, давая детям разные, вначале несложные задания. При этом обязательно просить детей повторить ваши слова, чтобы убедиться в том, что оно всё услышали и правильно поняли.
Для тренировки волевой готовности хороши и графические диктанты, в которых дети рисуют в определенной последовательности кружки, квадраты, треугольники и прямоугольники под вашу диктовку или по заданному вами образцу. Можно попросить ребёнка подчёркивать или вычеркивать определенную букву или геометрическую фигуру в предложенном тексте. Эти упражнения развивают и внимание детей, их умение сосредоточиться на задании, а также их работоспособность.
Какими же качествами должен обладать будущий школьник?
- внимательностью, способностью к длительному (15 – 20 минут) сосредоточению;
- хорошей памятью;
- сообразительностью;
- любознательностью;
- развитым воображением;
- начальными навыками чтения, счета, письма;
- физической ловкостью;
- организованностью, аккуратностью;
- дружелюбием, умением общаться с другими детьми и взрослыми.
Чтобы успешно учиться в первом классе, ребёнок должен научиться понимать учебную задачу, то есть способ деятельности, который предлагает учитель. Для этого необходимы произвольность внимания, умение планировать и контролировать свою деятельность.
Помимо этого ребенок должен уметь различать и форму, уметь скопировать фигуру, уверенно держать карандаш, уметь отвечать на вопросы: «Почему?», «Что…, если…», «Если…, то…», т. е. уметь решать простые логические задачи.
Важен для школы и уровень координации движений пальцев, кисти, всей руки, а также уровень зрительно – моторных координаций, умение правильно воспринимать фигуры, расположенные на плоскости, соотносить собственные движения с требуемой траекторией движения. Обратите внимание на точность копирования – величину, соотношение штрихов, взаимное расположение, ровность линий. Развитию тонких двигательных координаций способствует штриховка, раскрашивание( но небольших) поверхностей, нанизывание бусинок, лепка, определение «вслепую» форм предметов.
Не менее важное условие подготовленности ребёнка к школе – умение жить в коллективе, считаться с интересами окружающих людей. Если ребёнок ссорится по пустякам, не умеет правильно оценивать своё поведение, ему трудно привыкать к школе.
Успехи в обучении напрямую зависят от состояния здоровья ребёнка. Ежедневно посещая школу, малыш привыкает к ритму её жизни, к распорядку дня, учится выполнять требования учителей. Частые заболевания выбивают его из привычного ритма школьной жизни, ему приходиться догонять класс, и от этого многие дети теряют свои силы.
В последний год перед школой постарайтесь преодолеть все недоработки психологической подготовки ребёнка к обучению в школе. Наблюдайте, как ваш ребёнок играет со своими сверстниками, подумайте, умеет ли он подчиняться требованиям старших, умеет ли внимательно слушать, отвечать на вопросы, всегда ли доброжелательно относится к окружающим, и сделайте для себя правильные выводы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Готов ли ваш ребёнок к школе
Консультация для родителей в которой представлены несколько критериев готовности детей к школьному обучению....
Готов ли ваш ребёнок к школе?
Если вы не знаете готов ли ваш ребёнок к школе советую почитать эту статью. Готовность ребёнка к школьному обучению. Психические особенности детей 6 – 7 лет.Развитие позна...
Готов ли ваш ребёнок к школе?
Если вы не знаете готов ли ваш ребёнок к школе советую почитать эту статью. Готовность ребёнка к школьному обучению. Психические особенности детей 6 – 7 лет.Развитие позна...
Готов ли ваш ребёнок к школе...
Консультация для родителей...
Готов ли ваш ребёнок к школе
«Быть готовым к школе уже сегодня – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».(Л.А. Венгер, А.П. Венгер)...
«Готов ли Ваш ребёнок к школе»
Каждый поступающий в школу ребенок прежде всего должен хорошо овладеть грамотой, то есть научиться читать и писать. Чтением дети обычно овладевают легче, чем письмом, а многие даже ...
Папка - передвижка для родителей "Готов ли Ваш ребёнок к школе?"
в папке дана консультация родтелям выпускника детского сада; даны советы по подготовке ребёнка к школе...