Готов ли ваш ребёнок к школе.
консультация (старшая, подготовительная группа)

Бадмаева Наталья Павловна

Готов ли ваш ребёнок к школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotov_li_vash_rebenok_k_shkole.docx16.98 КБ

Предварительный просмотр:

Готов ли ваш ребенок к школе.

       Ваш ребенок идет в первый класс. И Вы, естественно, волнуетесь. Вы думаете о том, как сложится у него в дальнейшем школьная жизнь. И даже если он неплохо готов к школе (читает, считает, хорошо рассказывает, пишет печатными буквами), Вас всё равно не покидает какое – то беспокойство. Ещё большее волнение испытывает ребёнок, ведь он находится между дошкольной и школьной жизнью. Дети 6 – 7 лет реагируют на состояние неопределенности всем своим существом: нарушается устойчивость к стрессам, растет напряженность. Важно понять это состояние детей и помочь им быстрее привыкнуть к новой жизни.

Что такое «психологическая готовность к школе»?

       Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания и обучения дошкольника в семье и детском саду. Её содержание определяется системой требований, которые школа предъявляет к ребёнку.  Это ответственное отношение к школе, произвольное управление своим поведением, выполнение умственной работы, обеспечивающих сознательное усвоение знаний, установление со взрослыми и сверстниками взаимоотношений, определяемых совместной деятельностью.

       Под «готовностью к школе» понимают не отдельные знания и умения, но и  их определенный набор, в котором должны присутствовать все основные элементы, хотя уровень их развития может быть разным.

Какие же составляющие входят в набор «школьной готовности»?

     Мотивационная готовность – это наличие у детей желания учиться. Важно рассказывать детям о том, что именно значит быть школьником, почему он становится более взрослым, поступив в школу, и какие обязанности он будет там выполнять. На доступных примерах можно показать важность уроков, оценок, школьного распорядка.

     Если вы хотите помочь ребёнку овладеть знаниями, учиться в школе радостно, попытайтесь прожить с ним его школьную жизнь.

     А начните эту жизнь со следующего:

  • расскажите, что значит быть школьником и какие обязанности появятся в школе;
  • на доступных примерах покажите важность уроков, оценок, школьного распорядка;
  • воспитывайте интерес к содержанию занятий, к получению новых знаний;
  • воспитывайте произвольность, управляемость поведения;
  • никогда не говорите о том, что в школе неинтересно, что это напрасная трата времени и сил.

      Нужно прививать ребёнку уважительное отношение к учебному труду, подчеркивать его значимость для всех членов семьи. Непременно должна быть внесена оптимистическая нотка, показывающая уверенность родителей в том, что учеба пойдет успешно, что первоклассник будет прилежно и самостоятельно выполнять все школьные требования.

     Интеллектуальная готовность. Данный компонент готовности не предполагает наличия у ребёнка каких – то определенных сформированных знаний и умений (например, чтения), хотя, конечно, определенные навыки у ребёнка должны быть. Однако главное – это наличие у ребенка более высокого психологического развития, которое и обеспечивает произвольную регуляцию внимания, памяти, мышления, даёт возможность ребёнку читать, считать, решать задачи «про себя», то есть во внутреннем плане.

      Волевая готовность необходима для нормальной адаптации детей к школьным условиям. Речь идет не столько об умении ребёнка слушаться, сколько об умении слушать, вникать в содержание того, о чём говорит взрослый. Дело в том, что ученику нужно уметь понять и принять задание учителя, подчинив ему свои непосредственные желания и побуждения. Вы можете развивать такое умение и дома, давая детям разные, вначале несложные задания. При этом обязательно просить детей повторить ваши слова, чтобы убедиться в том, что оно всё услышали и правильно поняли.

Для тренировки волевой готовности хороши и графические диктанты, в которых дети рисуют в определенной последовательности кружки, квадраты, треугольники и прямоугольники под вашу диктовку или по заданному вами образцу. Можно попросить ребёнка подчёркивать или вычеркивать определенную букву или геометрическую фигуру в предложенном тексте. Эти упражнения развивают и внимание детей, их умение сосредоточиться на задании, а также их работоспособность.

Какими же качествами должен обладать будущий школьник?

  • внимательностью, способностью к длительному (15 – 20 минут) сосредоточению;
  • хорошей памятью;
  • сообразительностью;
  • любознательностью;
  • развитым воображением;
  • начальными навыками чтения, счета, письма;
  • физической ловкостью;
  • организованностью, аккуратностью;
  • дружелюбием, умением общаться с другими детьми и взрослыми.

       Чтобы успешно учиться в первом классе, ребёнок должен научиться понимать учебную задачу, то есть способ деятельности, который предлагает учитель. Для этого необходимы произвольность внимания, умение планировать и контролировать свою деятельность.

       Помимо этого ребенок должен уметь различать и форму, уметь скопировать фигуру, уверенно держать карандаш, уметь отвечать на вопросы: «Почему?», «Что…, если…», «Если…, то…», т. е. уметь решать простые логические задачи.

       Важен для школы и уровень координации движений пальцев, кисти, всей руки, а также уровень зрительно – моторных координаций, умение правильно воспринимать фигуры, расположенные на плоскости, соотносить собственные движения с требуемой траекторией движения. Обратите внимание на точность копирования – величину, соотношение штрихов, взаимное расположение, ровность линий. Развитию тонких двигательных координаций способствует штриховка, раскрашивание( но небольших) поверхностей, нанизывание бусинок, лепка, определение «вслепую» форм предметов.

       Не менее важное условие подготовленности ребёнка к школе – умение жить в коллективе, считаться с интересами окружающих людей. Если ребёнок ссорится по пустякам, не умеет правильно оценивать своё поведение, ему трудно привыкать к школе.

       Успехи в обучении напрямую зависят от состояния здоровья ребёнка. Ежедневно посещая школу, малыш привыкает к ритму её жизни, к распорядку дня, учится выполнять требования учителей. Частые заболевания выбивают его из привычного ритма школьной жизни, ему приходиться догонять класс, и от этого многие дети теряют свои силы.

       В последний год перед школой постарайтесь преодолеть все недоработки психологической подготовки ребёнка к обучению в школе. Наблюдайте, как ваш ребёнок играет со своими сверстниками, подумайте, умеет ли он подчиняться требованиям старших, умеет ли внимательно слушать, отвечать на вопросы, всегда ли доброжелательно относится к окружающим, и сделайте для себя правильные выводы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Готов ли ваш ребёнок к школе

Консультация для родителей в которой представлены несколько критериев готовности детей к школьному обучению....

Готов ли ваш ребёнок к школе?

Если вы не знаете готов ли ваш ребёнок к школе советую почитать эту статью.    Готовность ребёнка к школьному обучению. Психические  особенности детей 6 – 7 лет.Развитие позна...

Готов ли ваш ребёнок к школе?

Если вы не знаете готов ли ваш ребёнок к школе советую почитать эту статью.    Готовность ребёнка к школьному обучению. Психические  особенности детей 6 – 7 лет.Развитие позна...

Готов ли ваш ребёнок к школе...

Консультация для родителей...

Готов ли ваш ребёнок к школе

«Быть готовым к школе уже сегодня – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым  всему этому научиться».(Л.А. Венгер,  А.П. Венгер)...

«Готов ли Ваш ребёнок к школе»

 Каждый поступающий в школу ребенок прежде всего должен хорошо овладеть грамотой, то есть научиться читать и писать. Чтением дети обычно овладевают легче, чем письмом, а многие даже ...

Папка - передвижка для родителей "Готов ли Ваш ребёнок к школе?"

в папке дана консультация родтелям выпускника детского сада;  даны советы по подготовке ребёнка к школе...