Готов ли ваш ребёнок к школе
статья (подготовительная группа) по теме
«Быть готовым к школе уже сегодня –
не значит уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе – значит быть
готовым всему этому научиться».
(Л.А. Венгер, А.П. Венгер)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gotov_li_vash_rebyonok_k_shkole.docx | 28.79 КБ |
Предварительный просмотр:
«Быть готовым к школе уже сегодня –
не значит уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе – значит быть
готовым всему этому научиться».
(Л.А. Венгер, А.П. Венгер
«Готов ли ваш ребёнок к школе»).
ДОРОГИЕ РОДИТЕЛИ!
Начало обучения в школе – новый этап в жизни ребёнка (да и родителей тоже), требующий определённого уровня готовности к этому, качественно новому, этапу в жизни и, совершенно новому виду деятельности – учёбе.
Часто под готовностью к обучению подразумевают только определённый уровень знаний, умений, навыков ребёнка, что, само по себе, тоже важно. Но это понятие готовности к обучению значительно шире и многообразнее.
Самое главное при переходе на качественно новую ступень – психологическая готовность к учебной деятельности. И, прежде всего, сформированное желание учиться.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ ребёнка к школе заключается в приобретении определённого кругозора.
У ребёнка должна быть достаточно развита разговорная речь. Он должен ясно выражать свои мысли, уметь выделять в рассказе главное, пересказывать рассказ по определённому плану. Должен быть воспитан интерес к новым фактам, явлениям жизни.
Очень важно концентрировать внимание на том, что ребёнок видит во время прогулок, экскурсий. Приучайте малыша рассказывать о своих впечатлениях. Такие рассказы необходимо заинтересованно выслушивать, даже если они односложны и сбивчивы. Полезно задавать дополнительные вопросы, стараясь получить более подробный и развёрнутый рассказ. Чаще читайте ребёнку детские книги, водите в кино и театр, обсуждая с ребёнком прочитанное и увиденное. Расширяйте и уточняйте словарный запас малыша, разгадывая с ним кроссворды, ребусы, шарады.
Если ребёнок уже умеет читать сам, по слогам, можно организовать совместное чтение взрослого (ведущая роль) и ребёнка (помощник). Это необходимо для того, чтобы закреплялся имеющийся навык чтения, а также повышалась внимательность.
Все психические процессы должны быть достаточно развиты. Развитие восприятия, памяти, мышления позволяет ребёнку систематически наблюдать изучаемые предметы и явления, а также выделять в них существенные особенности, рассуждать и делать выводы.
Для развития образных представлений чрезвычайно большое значение имеет изобразительная и конструктивная деятельность. Стимулируйте у малыша во внеурочное время желание заниматься рисованием, аппликацией, конструированием из строительного материала и различных конструкторов. Обращайте его внимание на расположение предметов на листе, их размеры, пропорции, цветовую гамму.
В этом возрасте недостаточно развита мягкая мускулатура руки, поэтому обратите внимание на упражнение по штриховке (узоров и предметов), рисованию графических диктантов (по клеточкам), лепке из пластилина и сборке картинок из пазлов, а также игры с малым и большим мячом.
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ ребёнка к школе предполагает:
- радостное ожидание начала обучения в школе;
- достаточно развитые высшие чувства: нравственные, интеллектуальные, эстетические;
- сформированные эмоциональные свойства личности (умение сочувствовать, сопереживать и др.)
Позитивное отношение к школе, обучению формируется задолго до того, как ребёнок переступит школьный порог. Чтобы обучение стало радостью, родители должны подготовить ребёнка к нелёгкому самостоятельному труду.
Прививайте ребёнку веру в свои силы, не допуская заниженной самооценки. Чаще хвалите его, и ни в коем случае не ругайте за допущенные ошибки, а только показывайте, как их исправить, чтобы улучшить результат.
ВОЛЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ заключается в способности ребёнка напряжённо трудиться, делая то, что от него требует учёба. Малыш должен уметь управлять своим поведением, умственной деятельностью.
Ставьте перед ребёнком такую цель, которую бы он не только понял, но и принял, сделав своей. Тогда у малыша появится желание в её достижении.
Направляйте, помогайте ребёнку в достижении цели, учите его рассуждать. Приучайте малыша не пасовать перед трудностями, а преодолевать их. Воспитывайте стремление к достижению результата своей деятельности в рисовании, играх-головоломках и т.п.
Задачи – шутки, головоломки помогут предостеречь ребёнка не делать поспешных, необоснованных выводов, а находить существенные признаки ответа.
У ребёнка должна быть сформирована организованность:
- Умение подготовить рабочее место, своевременно начать работу.
- Умение поддерживать порядок на рабочем месте в ходе учебной работы.
- Внимательно, не отвлекаясь слушать (30 – 35 минут).
- Сохранять стройную, хорошую осанку, особенно в положении сидя.
ФИЗИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ определяется медицинскими работниками дошкольного заведения, которое посещает ребёнок, а также детским врачом по месту жительства. Вам следует помнить, что при отклонениях в физическом развитии – не стоит возлагать больших надежд на успешную учёбу. Только при условии гармоничного развития малыш сможет перейти на новый этап наиболее подготовленным:
- Посетите вашего врача, проконсультируйтесь по вопросу развития ребёнка и его готовности к школе.
- Больше времени проводите на прогулках, играйте в подвижные игры.
- Запишите ребёнка в спортивную секцию по рекомендации педиатра.
Но это ещё не всё. Существует огромная пропасть между «хочу в школу» и «надо учиться, работать». Без осознания этого «надо» ребёнок не сможет успешно учиться, даже если перед школой он умеет хорошо читать, писать, считать.
Фундаментом успешной учебной деятельности являются хорошо развитые познавательные процессы: мышление, память, речь и, что не менее важно, восприятие, внимание, работоспособность.
Готовя ребёнка к школе, необходимо научить его слушать, видеть, наблюдать, запоминать, перерабатывать полученную информацию.
Итак, к 6 – 7 годам ребёнок должен знать:
- Своё имя, отчество, фамилию.
- Свой возраст (желательно дату рождения).
- Свой домашний адрес.
- Название города (населённого пункта), где он проживает, и его главные достопримечательности.
- Имена и отчества своих родных и близких, кем и где они работают.
- Хорошо ориентироваться во временах года, их последовательности и основных признаках (загадки и стихи о временах года).
- Месяцы и дни недели.
- Домашних животных и их детёнышей.
- Диких животных (наших лесов, жарких стран, севера), их повадки, детёнышей.
- Зимующих и перелётных птиц.
- Различать основные виды деревьев, цветов.
- Овощи, фрукты, садовые и лесные ягоды.
- Транспорт: наземный, воздушный, водный.
- Различать одежду, обувь, головные уборы.
- Ориентироваться во времени.
- Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаге (правая – левая сторона, верх – низ и т.д.).
- Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.
- Ориентироваться в ближайшем социальном окружении.
- Различать гласные и согласные звуки.
- Разделять слова на слоги с помощью хлопков, шагов, по количеству гласных звуков.
- Определять количество и последовательность звуков в словах типа «мак», «дом», «суп», «дубы», «сани», «зубы», «осы».
- Свободно считать от 1 до 10 и обратно, не путая последовательность чисел в натуральном ряду.
- Выполнять действия на сложение и вычитание в пределах 10, решать простые арифметические задачи в этих пределах.
- Сравнивать предметы и группы предметов по количеству.
- Самостоятельно составлять задачи по картинкам или по житейским материалам.
- Рассказывать русские народные сказки.
- Знать великих русских поэтов и писателей: А.С.Пушкина, Л.Н. Толстого, С.А.Есенина, Ф.И.Тютчева и др. и некоторые их произведения для детей.
- Уметь полно и последовательно пересказывать прослушанный или прочитанный рассказ.
- Составлять (придумывать) рассказ по картинке, по серии сюжетных картинок, делая логичный переход от одного момента к другому.
- Запоминать и называть 6 – 10 предметов, картинок, слов.
- Ребёнок должен хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги, прямоугольники, треугольники, овалы, вырезать по контуру предметы).
- Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей, различные предметы с опорой на геометрические фигуры, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов.
Делай вот так!
Так что же позитивного, полезного, доброго мы можем сказать первокласснику на пороге школьной жизни?
Во-первых, ещё раз показать свою любовь и безусловное приятие. Первоклассник должен быть уверен, что папа с мамой, бабушка с дедушкой, брат и сестра будут любить его вне зависимости от школьных успехов и неуспехов. Мы обнимем его перед школьным порогом, поцелуем, ещё раз скажем, как любим, как рады, что он уже вырос, что он – первоклассник!
А ещё – мы можем дать ему полезную схему, алгоритм поведения на уроке, который реально поможет в учёбе. Некие простые действия, но давайте проговорим их, - вдруг наш ребёнок о них просто не знает?
- Если чего-то не успел, позови учительницу, скажи.
- Если чего-то не понял, подними руку, спроси.
- Если хочешь в туалет, подними руку, спроси: «Можно выйти?»
Действия очевидные, но это очевидно только Вам. А дети очень часто не успевают, не понимают. Наши слова научат ребёнка, как действовать на первых порах в незнакомой обстановке, то есть обеспечат ему ощущение уверенности и безопасности. Не общие слова про хорошее поведение, про уважение и послушание нужно говорить нашим первоклассникам, а давать конкретные советы и рекомендации, нацеливать их на конкретные действия.
Когда папа был в первом классе…
Неужели мы сегодня не вспомним, не расскажем своему первокласснику, как много-много лет назад сами впервые отправились в школу? Конечно, вспомним. И конечно, расскажем. Ребёнку необходимо знать о детстве родителей, о том, какими они были маленькими, растерянными, неумехами, неряхами. Наши воспоминания о детстве ни коем образом не подрывают родительский авторитет. Они делают родителей ближе, понятнее, раскрывают с неожиданной стороны. Образуют единое поле понимания и любви.
Наши обычные контакты с детьми устрашающе однобоки и однообразны. Они похожи на магнитофонную ленту, раз навсегда наговорённую и склеенную. «Доброе утро – садись завтракать – что значит «не хочу» - что было в школе? – делай быстро – ужинать и спать!» Маловато для душевного контакта, Вы не находите?
И вдруг – открытие! Родители – тоже люди, вот это да! Оказывается, папа 1 сентября потерялся в школьном коридоре, испугался и горько-горько плакал. А мама весь первый класс забывала, в какую сторону писать хвостик у буквы «б». Вы вспоминаете, Вы снова становитесь тем, семилетним, Вы сейчас одного возраста с Вашим ребёнком. Не ментор, не наставник, не истина в последней инстанции – а на это недолгое время такой же мальчик, такая же девочка, как ваш первоклассник. С Вами сейчас можно дружить, понимать Вас, сочувствовать. Так создаются и упрочиваются узы.
Будьте СЧАСТЛИВЫ, будьте ТЕРПЕЛИВЫ и УВЕРЕНЫ в том, что Ваш малыш ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ, УМНЫЙ, КРАСИВЫЙ, а главное ЛЮБИМЫЙ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Готов ли ваш ребёнок к школе
Консультация для родителей в которой представлены несколько критериев готовности детей к школьному обучению....
Готов ли ваш ребёнок к школе?
Если вы не знаете готов ли ваш ребёнок к школе советую почитать эту статью. Готовность ребёнка к школьному обучению. Психические особенности детей 6 – 7 лет.Развитие позна...
Готов ли ваш ребёнок к школе?
Если вы не знаете готов ли ваш ребёнок к школе советую почитать эту статью. Готовность ребёнка к школьному обучению. Психические особенности детей 6 – 7 лет.Развитие позна...
Готов ли ваш ребёнок к школе...
Консультация для родителей...
«Готов ли Ваш ребёнок к школе»
Каждый поступающий в школу ребенок прежде всего должен хорошо овладеть грамотой, то есть научиться читать и писать. Чтением дети обычно овладевают легче, чем письмом, а многие даже ...
Папка - передвижка для родителей "Готов ли Ваш ребёнок к школе?"
в папке дана консультация родтелям выпускника детского сада; даны советы по подготовке ребёнка к школе...
Как понять, готов ли ваш ребёнок к школе. И нужно ли вообще готовиться.
Как понять, готов ли ваш ребёнок к школе. И нужно ли вообще готовиться....