Готов ли ваш ребёнок к школе?
статья (подготовительная группа) по теме

Если вы не знаете готов ли ваш ребёнок к школе советую почитать эту статью.   

 Готовность ребёнка к школьному обучению. Психические  особенности детей 6 – 7 лет.

Развитие познавательных процессов. Творческие способности и их развитие.

Развитие навыков учебной деятельности. 
Формирование интереса к чтению.
Речевая готовность ребёнка к школе. 
Математические способности (проверка и развитие).
Методики обучения. 
Схема В. Н. Ганзена.
Психолого-методические рекомендации по организации учебного процесса.
 
 
 
 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gotov_li_vash_rebyonok_k_shkole.doc325 КБ

Предварительный просмотр:

Готов ли ваш ребёнок к школе?

ПЛАН

1. Проблема

2. Готовность ребёнка к школьному обучению. Психические          особенности детей 6 – 7 лет

  1) Общее физическое развитие ребёнка 

  2) Владение достаточным объёмом знаний 

  3) Владение культурными умениями и навыками, сформированность привычек правильного поведения 

  4) Психологическая готовность к школе 

  5)  Готовность в сфере познавательных процессов 

  6) Владение грамматически и фонетически правильной речью 

  7) Развитие мелкой мускулатуры кисти руки и пальцев 

  8) Сформированность желания учиться, интереса к знаниям, которые определяют развитие глубоких и устойчивых познавательных интересов

  9) Структура самосознания 

3. Развитие познавательных процессов

  а) Внимание

1. Устойчивость и концентрированность внимания

2. Переключение внимания

3. Наблюдательность

  б) Сенсорные способности (восприятие)

  в) Мышление

  г) Память

  д) Воображение

4. Творческие способности и их развитие 

5. Развитие навыков учебной деятельности 

  а) Формирование деятельности самоконтроля
  б) Подготовка руки к письму

6. Формирование интереса к чтению

7. Речевая готовность ребёнка к школе

8. Математические способности (проверка и развитие)

9. Методики обучения

10. Схема В. Н. Ганзена

11. Психолого-методические рекомендации по организации учебного процесса

1. Проблема

 В нашей стране с тех пор, как было введено обязательное начальное образование всех детей, возраст его начала не раз менялся. Было время, когда в первый класс принимали детей с 8 лет, затем начали принимать детей, достигших 7-летнего возраста, затем была сделана попытка перейти на школьное обучение с 6-летнего возраста. Но самое главное, это не возраст, а его готовность пойти в школу. [15, стр. 139]

  Важнейшим новообразованием дошкольного возраста выступает готовность к школьному обучению. Являясь итогом развития ребёнка на протяжении первых 7 лет жизни, она обеспечивает переход к позиции школьника (А. Н. Леонтьев). Степень готовности к школьному обучению - это в значительной мере вопрос социальной зрелости ребёнка (Д.Б. Эльконин), которая проявляется в стремлении занять новое место в обществе, выполнять общественно значимую и общественно оцениваемую деятельность.

  Приступая к школьному обучению, ребёнок должен быть готов не только к усвоению знаний, но и к кардинальной перестройке всего образа жизни. [14,стр.301]

Основной причиной неуспеваемости большинства учащихся является своего рода их "незрелость", недостаточная готовность к сложному процессу обучения. Чрезвычайно важно своевременное выявление такого рода незрелости детей, так как возможно более полное ее преодоление еще в дошкольном возрасте, что позволит предупредить само возникновение многих проблем.

Часто считается, что по достижении 7-летнего возраста вопрос готовности ребенка к школе решится сам собой, и родители бывают очень разочарованы, когда на предварительном собеседовании слышат, что их ребенок не подготовлен к школе.

Так как путь развития каждого ребенка очень индивидуален, то к школьному возрасту, дети приходят с совершенно разным багажом опыта - знаниями, умениями, навыками, привычками. [6, стр.55]

2. Готовность ребёнка к школьному обучению. Психические          особенности детей 6 – 7 лет

   Обычно выделяют некоторые аспекты, из которых складывается готовность дошкольника к обучению в школе:

1) Общее физическое развитие ребёнка:

- нормальный вес, рост, объём груди, мышечный тонус, пропорции, кожный покров и прочие показатели, соответствующие средним нормам физического развития мальчиков и девочек 7-летнего возраста в стране;

- состояние зрения, слуха, моторики, особенно сформированность мелких движений кистей рук и пальцев (близорукость, пониженный слух или недостаточная подвижность и координированность мелких движений руки нередко являются причинами, мешающими успешности учения детей в школе);

- состояние нервной системы ребёнка: степень её возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности (нарушения нервной деятельности приводят к быстрой утомляемости ребёнка и отрицательно повлияют как на успеваемость, так и на отношение ученика к школе и к товарищам).

Также учитывается наличие или отсутствие хронических заболеваний. Специалисты выделяют 4 основные группы здоровья.

- Первая группа здоровья. Ребёнку по силам нагрузки гимнастических классов с их максимально насыщенным учебным планом.

- Вторая группа здоровья заставляет родителей задуматься, отдавать ли ребёнка в класс с углублённым изучением отдельных предметов. Кроме того, необходимо очень внимательно отнестись к выбору дополнительных кружков.

- Третья и четвёртая группы здоровья требуют выбирать нагрузки для ребёнка тщательно и продуманно.

   Таким образом, физическая готовность к обучению в школе как важнейший фактор выбора конкретной школы определяется группой здоровья ребёнка и степенью физиологической зрелости основных систем организма ребёнка. Физическая готовность в значительной степени, но не полностью детерминирует остальные аспекты школьной зрелости.

2) Владение достаточным объёмом знаний, включающим:

- сформированные элементарные понятия, типа: растения, животные, сезонные явления, время, количество;

- ряд фактологических сведений общего характера: о труде людей, о родной стране, о праздниках;

- представления о пространстве, такие как расстояние, направление, форма и величина предметов, их расположение;

-представления о времени, единицах его измерения (час, минута, неделя, месяц, год).

Соответствие этой осведомлённости детей требованиям школы достигается программой, по которой работает воспитатель детского сада.

3) Владение культурными умениями и навыками, сформированность привычек правильного поведения: бытовых, самообслуживания, гигиенических, социальных (вежливое обращение друг с другом), трудовых (пользование карандашом, ножницами, кисточкой, иголкой).

4) Психологическая готовность к школе:

- умение слушать речь, объяснения, ответы товарищей;

- умение действовать в соответствии с правилом;

- умение производить действия в соответствии с образцом;

- умение действовать по прямому указанию взрослого;

- умение работать в группе.

5)  Готовность в сфере познавательных процессов:

- умение выделять существенное;

- умение видеть сходство и отличия, сравнивать;

- умение работать сосредоточенно;

- умение вспоминать то, что нужно для понимания нового;

- умение объяснять;

- умение рассуждать, делать выводы;

- умение обобщать и дифференцировать.

6) Владение грамматически и фонетически правильной речью:

- умение понимать обращённую речь;

- умение самостоятельно строить предложения для выражения своих мыслей;

- умение подбирать и правильно произносить слова;

- наличие развитого фонематического слуха (любое нарушение фонематической чистоты произношения речевых звуков может затруднить освоение ребёнком письма).

7) Развитие мелкой мускулатуры кисти руки и пальцев. 

С этой целью дети под руководством воспитателей выполняют в детском саду различные упражнения: рисуют, штрихуют, вырезают по контуру заданные фигуры, лепят из пластилина и т. д.

8) Сформированность желания учиться, интереса к знаниям, которые определяют развитие глубоких и устойчивых познавательных интересов.

9. Структура самосознания:

- имя собственное;

-самооценка;

- притязание на притязание;

- образ себя как представителя определённого пола;

- представление себя во времени (в прошлом, настоящем и будущем);

- оценка себя в отношении прав и обязанностей. [13, стр. 58 – 60].

    Ребёнок к 6 – 7 годам представляет собой достаточно сформировавшуюся социальную личность: он осознаёт свою половую принадлежность, отдаёт себе отчёт в том, какое место среди людей занимает и какое может занять, умеет строить отношения со взрослыми и сверстниками. У него развита рефлексия, мотив «Я должен» начинает всё более проявляться.

    Каждый 6 – 7 – летний ребёнок уже имеет отчётливо, выраженные личностные, индивидуальные черты, мотивы поведения и жизненную позицию.

    Познавательные возможности этих детей таковы, что они уже могут начать систематическое обучение в школе.

    У ребёнка достаточно развиты внимание, память, воображение. Он легко переключает внимание, запоминает лучше то, что производит на него впечатление; воображение его связано с впечатлениями.

    Речь ребёнка тоже достаточно развита. Он может объяснить содержание игры, в которой участвовал, построить рассказ по картинке, выразительно прочитать небольшое стихотворение. Его мышление носит ещё образный характер, но он уже может понять и отвлечённые суждения.

    Все психические процессы детей постепенно становятся всё более управляемыми. Особенно эффективно это происходит в специально организованных условиях.

    Интеллектуальная готовность детей к обучению в школе предполагает развитие у них психических процессов, сенсорное развитие, потребность узнавать новое, умение учиться у взрослого, наличие необходимого объёма знаний, усвоенных в системе, и др.

    Эмоционально – волевая готовность заключается в положительном отношении к содержанию новой деятельности, в умении организовывать рабочее место и поддерживать на нём порядок, вступать в контакт с новыми людьми (взрослыми и сверстниками) и др.

    Взрослый должен знать особенности познавательных, эмоциональных и волевых психических процессов, особенности мотивации поведения и деятельности старшего дошкольника, знать требования школы и понимать систему взаимоотношений «ребёнок – учитель», «ребёнок – одноклассник», «ребёнок – родители».

    Чтобы подготовить ребёнка к обучению в школе, надо уметь:

- формировать у старшего дошкольника готовность и желание учиться;

- организовывать жизнь и деятельность ребёнка по подготовке его к школе;

- сотрудничать с детьми в разных видах деятельности;

- осуществлять индивидуальный подход к детям;

- контролировать психическое развитие детей 6 – 7 лет;

- пропагандировать психолого–педагогические знания среди родителей. [3, стр. 212- 213]

Прежде всего, у ребенка должно быть желание идти в школу, т.е. мотивация к обучению.

Должна быть сформирована социальная позиция школьника: он должен уметь взаимодействовать со сверстниками, выполнять требования учителя , контролировать свое поведение.

Основным новообразованием дошкольного детства считается умение играть в ролевые, сюжетные и что самое важное для школы - в игры с правилами.

Он моделирует в игре свои отношения с окружающим миром, проигрывает различные ситуации - в одних  лидирует, в других подчиняется, в третьих осуществляет совместную кооперативную деятельность с другими детьми и взрослыми. В сенситивные периоды развития дошкольник постигает разнообразие социальных связей. Поэтому важнейшей предпосылкой готовности к школе является исчерпанность предыдущего периода развития: ребенок должен уметь играть. В противном случае нагрузка начальной школы может оказаться непомерной и привести к появлению невротических симптомов у ребенка (капризности, плаксивости, страха перед учениками и учительницей и даже отказ ходить в школу). Важно, чтобы ребенок был здоровым, выносливым, иначе ему будет трудно выдержать нагрузку в течение урока и всего учебного дня.

И самое главное - у него должно быть хорошее умственное развитие, которое является основой для успешного овладения школьными знаниями, умениями и навыками, а также для поддержания оптимального темпа интеллектуальной деятельности, что бы ребенок успевал работать вместе с классом.

3. Развитие познавательных процессов

а) Внимание.

Под вниманием понимают направленность психической деятельности человека, ее сосредоточенность на объектах, имеющих для личности

определенную значимость. Внимание может быть направленно как на объекты внешнего мира, так и на собственные мысли и переживания.

Основные виды внимания - непроизвольное и произвольное.

В отличие от непроизвольного, произвольное внимание по своему происхождению социальное. Оно не продукт созревания организма, а формируется у ребенка только в общении со взрослым. Развитие произвольного внимания у малыша вначале обеспечивает реализацию только тех целей, которые ставят перед ним взрослые, а затем и тех, которые ставятся им самостоятельно.

Эта способность является ключевой в развитии психики дошкольника. Именно благодаря развитию произвольного внимания ребенок становится способным активно, избирательно "извлекать" из памяти нужную ему информацию, выделять главное, существенное, принимать правильные решения.

Для того чтобы достигать поставленной цели, ребенку нужно уметь контролировать свои текущие действия и следить за тем, насколько они прибли жают его к ней. В связи с этим развитие произвольности — это и формирование умственных дей ствий контроля.

Произвольное внимание тесным образом связано с речью. В 5 лет ребенок должен научиться подчинять свои действия речевой инструкции взрослого, а в 6  7 лет - овладеть умением подчи нять свое поведение собственной речевой инструк ции.

К.Д.Ушинский  подметил, что внимание - это «та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира».

Внимание - основа любой интеллектуальной деятельности. Ни один психический процесс, будь-то восприятие, мышление, память или воображение, не может протекать без внимания. Психологами установлено, что чем выше уровень развития внимания, тем выше эффективность обучения. Именно невнимательность и является главной причиной плохой успеваемости детей в школе, особенно в младших классах. Обучение ставит перед ребенком новые задачи, не похожие на те, которые он привык решать во время игры. Учебные задания, в отличие от игровых, как правило, содержат больше новой информации, а процесс их выполнения требует более длительного сосредоточения. К сожалению, и по своей форме процесс обучения не всегда является увлекательным и непринужденным. И чтобы справиться со всем этим, нужно уметь управлять своим вниманием, подчинять его своей воле. А для этого необходимо его специально тренировать.

К концу дошкольного периода начинают появляться зачатки более активного, произвольного внимания. Его возникновение - важное психическое новообразование данного возраста. Ребенок еще не может «заставить себя» быть внимательным, поэтому ему необходима помощь взрослого. Она может состоять, например, в организации совместных игр, способствующих тренировке внимания.

Что бы быть внимательным, нужно иметь хорошо развитые свойства внимания - концентрацию, устойчивость, объем, распределение и переключение.

Рассмотрим указанные способности несколько подробнее:

1. Устойчивость и концентрированность внимания.

Чем дольше ребенок может удерживать свое внимание на задаче, тем глубже он может проникнуть в ее суть, и тем больше у него возможностей ее решить.

В то же время у ребенка нужно постепенно развивать способность делать такие усилия, и в частности, в ходе решения интеллектуальных задач. Устойчивость внимания существенно повышается, если ребенок активно взаимодействует с объектом, например, рассматривает его и изучает, а не просто смотрит. При высокой концентрации внимания ребенок замечает в предметах и явлениях значительно больше, чем при обычном состоянии сознания. А при недостаточно концентрированном внимании его сознание как бы скользит по предметам, не задерживаясь подолгу на каком-либо из них. В результате впечатления оказываются расплывчатыми и нечеткими.

2. Переключение внимания.

Способность к переключению внимания имеет очень важное значение в игровой и учебной деятельности ребенка. Неумение быстро переключать внимание может приводить детей к затруднениям тогда, когда нужно, например, от игры перейти к учебному заданию или чтению книги, последовательно выполнить определенные указания взрослого, при решении задачи осуществить разные умственные действия в заданной последовательности. В этих случаях обычно говорят, что такие дети рассеянны. Они сосредоточены или сильно увлечены одним действием и не могут быстро переключиться на другое.

3. Наблюдательность.

Наблюдательность — один из важных компонен тов интеллекта человека. Первой отличительной осо бенностью наблюдательности является то, что она проявляется в результате внутренней умственной активности, когда человек старается познать, изучить объект по собственной инициативе, а не по указанию извне. Вторая особенность-наблюдатель ность тесно связана с памятью и мышлением. Чтобы подмечать в объектах малозаметные, но существенные детали, необходимо многое помнить об анало гичных объектах, а также уметь сравнивать и пыделять их общие и отличительные признаки. Дошкольники уже многое замечают, и это помогает им познавать окружающий мир. Однако более высокому уровню наблюдательности нужно еще учиться и учиться. Тренировка этой способности должна проводиться в тесной связи с развитием памяти и мышления, а также одновременно с формированием познаватель ных потребностей ребенка, элементарной формой проявления которых является любопытство и лю бознательность.

б) Сенсорные способности (восприятие).

 Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внеш них свойствах предметов: их форме, цвете, величи не, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.д. С развитием сенсорики (от лат. sensus — ощущения) у ребенка появляется возможность овладения эстетическими ценностями в природе и обществе. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание, поэтому сенсорные спо собности составляют фундамент умственного разви тия ребенка.

Уже в дошкольном возрасте дети сталкиваются с многообразием форм, красок к других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомятся они и с произведениями искусства – живописью, музыкой, скульптурой. Каждый ребенок, так или иначе, воспринимает все это, но когда такое усвоение происходит стихийно, оно часто оказывается поверхностным и неполноценным. Следовательно, лучше, что бы процесс развития сенсорных способностей осуществлялся целенаправленно. В пять, семь лет  основное внимание должно уделяться восприятию формы, величины и цвета. Правильное формирование этих понятий необходимо для усвоения многих учебных предметов в школе, и для формирования  способностей ко многим видам творческой деятельности.

Этапы целенаправленного развития сенсорных способностей включают в себя :

- формирование сенсорных эталонов

- обучение способам обследования предмета, а так же различать форму, цвет и величину, выполнять все более сложные  глазомерные  действия.

  1. развитие аналитического восприятия: умения разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения вели чины. [2, стр. 109]

в) Мышление.

Мышление  –  это процесс познания человеком действительности с помощью мыслительных процессов – анализа, синтеза, суждений и т.п. Выделяют три вида мышления:

- наглядно-действенное (познание с помощью манипулирования предметами (игрушками);

- наглядно-образное (познание с помощью представлений предметов явлений);

- словесно-логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений).

Наглядно-действенное мышление особенно интенсивно развивается у ребенка с 3 – 4 лет. Он постигает свойства предметов, учится оперировать предметами, устанавливать отношения между ними и решать самые разные практические задачи.

На основании наглядно-действенного мышления формируется и более сложная форма мышления - наглядно-образное. Оно характеризуется тем, что ребенок уже может решать задачи на основе представлений, без применения практических действий. Это позволяет ребенку, например, использовать схематические изображения или считать в уме.

К шести-семи годам начинается более интенсивное формирование словесно-логического мышления, которое связано с использованием   и преобразованием понятий.

Достижение высшей стадии логического мышления – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только  высокой активности умственной деятельности, но  и обобщенных знаний об общих и существенных  признаках предметов и явлений действительности,  которые закреплены в словах. Начинать развитие

 логического  мышления следует в дошкольном детстве. Так, например, в 5 – 7 лет ребенок уже в состоянии овладеть на элементарном уровне такими приемами логического мышления, как сравнение, обобщение, классификация, систематизация и смысловое соотнесение. На первых этапах формирование этих приемов должно осуществляться с опорой на наглядный, конкретный материал и как бы с участием  наглядно-образного мышления. [10, стр. 65]

г) Память.

Роль памяти в развитии ребенка трудно переоце нить. С ее помощью он усваивает знания об окру жающем мире и о самом себе, овладевает нормами поведения, приобретает различные умения и навы ки. И делает он это в основном непроизвольно. Ре бенок обычно не ставит перед собой цель что-либо запомнить, поступающая к нему информация запо минается как бы сама по себе. Правда, не любая информация: легко запоминается то, что привлека ет своей яркостью, необычностью, что производит наибольшее впечатление, что интересно.

Считается, что 5-й год жизни является в среднем началом периода более или менее удовлетворитель ного запоминания, поскольку именно с этого года впечатления детства носят достаточно систематизи рованный характер и сохраняются на всю жизнь. Более ранние детские воспоминания, как правило, отрывочны, разрозненны и немногочисленны.

К 6 годам жизни в психике ребенка появляется важное новообразование — у него развивается про извольная память. К произвольному запоминанию и воспроизведению малыши обращаются в сравнительно редких случаях, когда такая необ ходимость возникает непосредственно в их деятель ности или когда этого требуют взрослые. В то же время, именно этому виду памяти предстоит сыг рать наиболее важную роль в предстоящем обуче нии в школе, поскольку возникающие в процессе такого обучения задачи, как правило, требуют по становки специальной цели запомнить. На перво классника обрушится лавина сведений, правил, за даний, большинство из которых вовсе не будут яркими, впечатляющими и интересными. Чтобы они могли запомниться непроизвольно, ему необ ходимо будет производить для запоминания созна тельные волевые усилия и использовать опреде ленные приемы. А этому можно и нужно заранее научиться.

У ребенка 5—7 лет можно и нужно развивать все виды памяти — образную и словесно-логическую, кратковременную, долговременную и оперативную. Однако основной акцент сле дует делать на развитии произвольности процессов запоминания и воспроизведения, поскольку разви тие этих процессов, как и произвольных форм пси хики вообще, является одной из самых важных предпосылок готовности детей к обучению в школе. [9, стр. 78]

д) Воображение.

Что такое воображение, наверное, знает каждый. Мы очень часто говорим друг другу: «Представь себе такую ситуацию...», «Вообрази себе, что ты...» или «Ну, придумай же что-нибудь!» Так вот, для того чтобы все это делать — «представлять», «вооб ражать», «придумывать», — нам необходимо вооб ражение. К этому лаконичному определению понятия «воображение» следует добавить лишь несколько штрихов.

Когда человек воображает (конечно, в хорошем смысле этого слова), в его сознании возникают раз нообразные психические образы. И в зависимости от того, каков характер их происхождения, принято различать воображение репродуктивное (или воссо здающее) и продуктивное (или творческое). Образы репродуктивного воображения возникают на основе словесного или графического описания. Например, при чтении книги воображение помогает предста вить себе ситуацию, в которой находится главный герой, «увидеть» на основе словесного описания его лицо, одежду. Образы творческого воображения всегда оригинальны. Они синтезируются человеком самостоятельно, без опоры на какое-либо описание. Если попробовать придумать какую-нибудь интересную историю, но чтобы она не была похожа на уже из вестные сюжеты, то станет понятно, о чем идет речь, поскольку среди образов, которые у вас при этом возникнут, будут и образы творческого вооб ражения.

Зачем у дошкольников развивать воображе ние? Оно и так намного ярче и оригинальнее воображения взрослого. Так думают многие.

Это не совсем так. Исследования психологов по казывают, что воображение ребенка развивается по степенно, по мере накопления им определенного опыта. Все образы воображения, какими бы при чудливыми они ни были, основываются на тех пред ставлениях и впечатлениях, которые мы получаем в реальной жизни. Иными словами, чем больше и разнообразнее наш опыт, тем выше потенциал на шего воображения.

Именно поэтому воображение ребенка никак не богаче, а во многих отношениях беднее воображе ния взрослого. У него более ограниченный жизнен ный опыт и, следовательно, меньше материала для фантазий. Менее разнообразны и комбинации об разов, которые он строит. Просто иногда ребенок по-своему объясняет то, с чем сталкивается в жизни, и эти объяснения порой кажутся нам, взрослым, неожиданными и оригинальными. Вместе с тем, в жизни ребенка воображение играет более важную роль, чем в жизни взрослого. Оно проявляется го раздо чаще и значительно легче отрывается от ре альной действительности. С его помощью дети по знают окружающий мир и самого себя.

Воображение ребенка необходимо развивать с детства, и наиболее чувствительный, «сенситивный» период для такого развития — это дошкольный воз раст. «Воображение, — как писала психолог
Дья ченко О.М., детально изучавшая эту функцию, — это как бы тот чуткий музыкальный инструмент, овладение которым открывает возможности само выражения, требует от ребенка нахождения и ис полнения своих собственных замыслов и желаний».

Воображение может творчески преобразовывать действительность, его образы гибки, подвижны, а их комбинации позволяют давать новые и неожи данные результаты. В связи с этим развитие этой психической функции является также основой для совершенствования творческих способностей ребен ка. В отличие от творческого воображения взрослого, фантазия ребенка не. участвует в создании общественных продуктов труда. Она участвует в творчестве «для себя», к ней не предъявляются требования реализуемости и продуктивности. Вместе с тем, она имеет большое значение для развития самих действий воображения, подготовки к предстоящему творчеству в будущем. [10, стр.108]

4. Творческие способности и их развитие.

Что же такое «творческие способности», или «креативность» (от лат. «creatio» — созидание)? Аме риканский психолог Фромм предложил следующее определение понятия: «Это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестан дартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию свое го опыта».

Основными показателями творческих способностей являются беглость и гибкость мысли, ори гинальность, любознательность, точность и сме лость.

Являются ли эти показатели врожденными или же они могут поддаваться влиянию среды? Один из создателей системы измерения творческих способ ностей — Торренс — говорил по этому поводу, что наследственный потенциал не является важнейшим показателем будущей творческой продуктивности. В какой степени творческие импульсы ребенка пре вратятся в творческий характер, зависит больше от влияния родителей и других взрослых. Семья способна развить или уничтожить творческий потен циал ребенка еще в дошкольном возрасте.

Для ребенка основной деятельностью, в которой проявляется его творчество, есть игра. Но игра не только создает условия для такого проявления. Как показывают исследования психологов, она в значи тельной мере способствует (стимулирует) развитию творческих способностей ребенка. В самой природе детских игр заложены возможности развития гиб кости и оригинальности мышления, способности конкретизировать и развивать как свои собствен ные замыслы, так и предложения других детей.

Еще одно исключительно важное достоинство игровой деятельности — это внутренний характер ее мотивации. Дети играют потому, что им нравит ся сам игровой процесс. И взрослым остается лишь использовать эту естественную потребность для по степенного вовлечения детей в более сложные и творческие формы игровой активности. При этом очень важно иметь в виду, что при развитии твор ческих способностей у детей более важное значение имеет сам процесс, экспериментирование, а не стремление достичь какого-нибудь конкретно го результата игры. [10. стр. 156]

5. Развитие навыков учебной деятельности.

Чтобы успешно учиться, ребенку нужны опреде ленные умения и навыки (автоматизированные способы выполнения действий). Различают специ фические навыки и умения, необходимые на опре деленных уроках (сложение, вычитание, чтение, письмо, рисование и т.д.) и обобщенные умения, которые нужны на любых уроках или занятиях. В пол ной мере эти умения развиваются позже, но предпосылки их закладываются уже в дошкольном возрасте. Среди них наибольшее значение для пред стоящей учебной деятельности имеют следующие умения: 1) принимать учебную задачу и следовать правилам, 2) осуществлять кон троль за собственными действиями и 3) «ручная умелость», обеспечивающая подготовку руки к пись му.

Учебная деятельность — это деятельность, на правленная на приобретение знаний об окружающем мире, на овладение новыми навыками и умениями. Для ребенка учебная деятельность есть, прежде всего, деятель ностью по самоизменению. В результате такой деятельности ребенок из незнающего и немеющего превраща ется в знающего и умеющего.

Учебная задача — главный элемент учебной де ятельности. Не любая задача, взятая из учебника, явля ется учебной, а только та, которая содержит в себе учеб ную проблему. Учебная же проблема моделирует основы изучаемой теории. Поэтому для учебной деятельности ха рактерно теоретическое отношение к действительности. Если в практической (игровой) деятельности дошкольни ка главным является еще то, что должно быть достиг нуто, т.е. цель то в теоретической (учебной) деятельнос ти младшего школьника цель отступает на второй план, и главным становится то, как она может быть достиг нута, т.е. способ действия.

Учебные действия — это предметные действия, направленные на поиск и выделение общих способов ре шения какого-то класса задач. Вся учебная деятельность состоит из учебных действий. Например, во время реше ния учебных задач по математике дети учатся измерять предметы. Сначала они делают это с помощью веревки или палочки, а затем постепенно приходят к необходи мости введения единицы измерения. Особый класс учеб ных действий составляют действия самоконтроля и само оценки. В этих действиях ребенок направлен как бы на самого себя.

а) Формирование деятельности самоконтроля
    Самоконтроль — это способность контролиро вать свои действия в процессе выполнения любой деятельности, в том числе учебной. Самоконтроль важен на всех основных этапах деятельности:
  1. при принятии или самостоятельной выработке общей стратегии предстоящей деятельности и способов ее выполнения;
  2. в ходе непосредственного выполне ния определенных действий;
  3. после завершения деятельности, при сличении полученного результата с планируемым (по объему, по качеству и т.д.).

Действия самоконтроля у детей дошкольного возраста требуют специального формирования. И толь ко при сформированных на определенном уровне действиях самоконтроля возможно успешное фор мирование общей способности у учению.

б) Подготовка руки к письму

Еще одной важной задачей подготовки ребенка к школе является развитие у него так называемой «ручной умелости». Такое развитие предполагает усвоение знаний и навыков, обслуживающих как содержательную, так и моторную, двигательную сто рону письма.

 лет уже обладают достаточно большими воз можностями в регуляции своего поведения.

Двигательная сторона письма — это умение со хранять и изменять направление движения руки в соответствии с рисунком графемы (изображением формы буквы), осуществлять плавное и неотрывное движение руки, регулировать размах такого движе ния. Все это требует координации движений руки и зрительного контроля за этим движением.

Обучение письму — задача школы. Но многие из необходимых навыков и умений ребенок может усвоить до того, как перед ним непосредственно вста нет задача учиться писать. И тогда обучение письму будет значительно облегчено. Усвоенные навыки ре бенок применит к новой для него деятельности.

Каким же образом можно развивать «ручную уме лость»? Этому способствуют такие виды изобрази тельной деятельности, как рисование, лепка, ап пликация, изготовление различных поделок из бумаги, проволоки, корешков дерева и других ма териалов.

По мнению большинства специалистов наиболее важным из перечисленных видов деятельности все-таки яв ляется рисование.

Учеными установлено, что рисование требует согласо ванного участия многих психических функций. Оно способ ствует также согласованности межполушарного взаимодействия. В процессе рисования координируется конкретно-образ ное мышление, связанное в основном с работой правого полушария головного мозга, а также абстрактно-логичес кое, за которое ответственно левое полушарие.

Будучи напрямую связанным с важнейшими психичес кими функциями — зрительным восприятием, моторной координацией, речью и мышлением, рисование не про сто способствует развитию каждой из этих функции, но и связывает их между собой, помогая ребенку упорядо чить бурно усваиваемые знания, оформить и зафиксиро вать модель вес более усложняющегося представления о мире.

 В процессе интенсивного развития мелких мышц кисти, пальцев рук у ребенка начинает активизироваться деятельность соответствующего участка коры головного мозга. Развитие этого центра мозга стимулирует соседние, участки. Любопытно, что одним из таких важных «сосе дей» подвергающихся положительному влиянию является речевой центр. В последствии, в результате совершенствования речи ребенка интенсивно развивается мышление, так как оба этих психических процесса находятся в тес ной взаимосвязи. Таким образом, простые упражнения по совершенствованию мелкой моторики рук способст вуют активизации мышления, речи, а с ними и всех ин теллектуальных процессов.

В процессе рисования у ребенка вырабатывается умение управлять инструментом (карандашом, кис точкой), развивается координация движения обеих рук, координация действий руки и глаза, зритель ный контроль. Наблюдения показывают, что дети, много рисующие в дошкольные годы, хорошо вла деющие техникой рисунка, легче выучиваются пи сать.

Дети рисуют инструментами, близкими по фор ме, способу держания и действия к ручке, которой пишут в школе. Особенно справедливо это к карандашу. Поза ребенка и положение рук также близки к тем, которые необходимы при письме.

Если обращать внимание ребенка на то, чтобы при рисовании он правильно держал ка рандаш, кисть (между большим и средним пальца ми, придерживая сверху указательным, не сгибая его вдоль карандаша), не сдавливал карандаш или кисть в пальцах слишком сильно, держал инстру мент на 3-4 сантиметра выше отточенного конца (или ворса кисточки), сидел прямо, не наклоняясь сильно над листом бумаги, то тогда и при письме ребенок быстро привыкнет выполнять эти требова ния и легко овладеет техникой письма.

Для письма важно, чтобы ребенок умел произ водить рукой равномерные, ритмичные, плавные движения. Такие движения можно отрабатывать, например, при равномерном нанесении элементов узора на бумагу. При этом больше времени реко мендуется уделять таким узорам, которые характе ризуются плавностью линий и рисовать которые нужно не отрывая карандаша от бумаги. Это могут быть различного рода завитки: разные по величине, направленности (с наклоном влево или вправо), слитности. Помогает отработке нужных для письма навыков (таких, как ритмичность, размеренность, неторопливость, равномерность нажима, аккурат ность) раскрашивание картинок (в книжках-рас красках). Для раскрашивания карандашами обычно рекомендуется отбирать картинки с менее крупны ми изображениями, а для раскрашивания красками картинки могут быть покрупнее. [7, стр. 51]

6. Формирование интереса к чтению.

Перед тем как начать обучение ребенка чтению, необходимо, чтобы у него появился к этому хоть какой-нибудь интерес. Без наличия такого интереса обучение либо не пойдет, либо станет для малыша настоящей пыткой. Психологи говорят: нужно сфор мировать мотивацию к чтению.

Перед тем как начать обучение чтению, очень важно выяснить, какие мотивы у ребенка уже сфор мировались, а какие еще предстоит сформировать. Для этого желательно задать ему несколько вопро сов. Например: «Как ты думаешь, зачем человеку нужно уметь читать?», «О чем можно узнать, если прочитать какую-нибудь книгу?», «А ты бы хотел научиться читать?», «А для чего тебе это нужно?» и др.

Стремиться следует к тому, чтобы у ребенка были сформированы следующие пять мотивов:

1. Познавательны и мотив — желание на учиться читать для того, чтобы узнать много нового и интересного об окружающем мире (например, про животных и птиц, динозавров, космонавтов, растения и т.п.).

2. Перспективный мотив — стремление научиться читать для того, чтобы было легко и ин тересно учиться в школе.

3. Мотив личностного роста — желание научиться читать, чтобы стать таким, как взрослые, чтобы мама (папа, бабушка) удивились и сказали:

«Какой молодец наш Дима, уже читать умеет. Скоро он сам сможет прочитать книгу «Приключе ния Буратино», которую мы ему подарили».

4. Деятельностный мотив — желание на учиться читать, чтобы потом можно было поиграть в те игры, где нужно читать какие-то слова, при думывать разные увлекательные истории или сказ ки и т.п.

5. Мотив общения со сверстниками —-стремление научиться читать для того, чтобы рас сказывать о прочитанном своим друзьям и знакомым.

Когда вы увидите, что у малыша устойчиво сформированы хотя бы некоторые из приведенных выше мотивов, можете смело начинать обучение чтению. [7, стр. 43-56]

7. Речевая готовность ребёнка к школе.

Готовность или неготовность ребенка к началу школьного обучения определяется уровнем его речевого развития. Это связано с тем, что именно при помощи речи, устной и письменной, ему предстоит усваивать всю систему знаний. Если устной речью он уже овладел до школы, то письменной ему еще только предстоит овладеть. И чем лучше будет развита у ребен ка ко времени поступления в школу его устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом и тем пол ноценнее будет приобретенная письменная речь.

У детей нередко наблюдается не резко выраженное отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привлекает к себе особого внимания, но в дальнейшем значительно затрудняет овладение письмом и приводит к появлению в нем специфических ошибок, не поддающихся устранению обычными школь ными методами. Поэтому очень важно выявить даже са мые незначительные отклонения в речевом развитии дошкольника и успеть их преодолеть до начала его обу чения грамоте.

Обязательной проверке подлежит следующее:

1. Правильность произношения звуков.

2. Умение различать звуки речи на слух.

3. Владение элементарными навыками звукового анализа слов.

4. Состояние словарного запаса.

5. Сформированность грамматических систем.

6. Владение связной речью.

8. Математические способности (проверка и развитие).

Одним из наиболее сложных предметов в школе является математика.

Как показали психолого-педагогические исследо вания, дети 6-7 лет далеко не всегда готовы к усвоению курса математики в соответствии с программой общеоб разовательной школы. В связи с этим одна из задач и Родителей, и педагогов — выявить имеющиеся у ребенка элементарные математические знания и подготовить его к изучению курса математики в школе.

К началу школьного обучения дети в играх, в повседневных жизненных ситуациях усваивают элементарные математические знания. Многие из них какое-то время посещали дошкольное учреждение. Программа воспита ния и обучения в детском саду предусматривает разви тие элементарных математических представлении. В соответствии с этой программой дети должны уметь:

- считать в пределах 10;

  1. правильно пользоваться количественными и по рядковыми числительными:

- сравнивать числа в пределах 10, устанавливать, ка кое число больше (меньше) другого, уравнивать неравное число предметов;

 - сравнивать до 10 предметов по величине (длине, ширине, высоте), размещая их в порядке возраста ния (убывания);

- различать форму предметов;

- выражать словами местонахождение предметов по отношению к себе, к другим предметам;

- ориентироваться на листе бумаги;

- знать дни недели, последовательность частей су ток. [5, стр. 29]

9. Методики обучения.

    С целью практического изучения психологической готовности ребенка к обучению в школе используются метод тестирования, как основной, и метод эксперимента.

Тестирование ребенка нужно для следующих целей:

  1. во-первых, чтобы определить, на сколько соответствует уровень его развития тем нормам, которые характерны для детей данного возраста.
  2. во-вторых, диагностика нужна для того, чтобы узнать индивидуальные особенности развития способностей. Какие-то из них могут быть развиты хорошо, а какие-то – не очень. Наличие у ребенка отдельных недостаточно развитых интеллектуальных способностей может стать причиной серьезных затруднений в процессе последующего обучения в школе. С помощью тестов эти «слабые места» можно выявить заранее, и внести соответствующие коррективы в интеллектуальный тренинг
  3. в-третьих, тесты могут быть полезны для того, чтобы оценить эффективность тех средств и методов, которые используются вами для умственного развития ребенка.

-  и, наконец, в-четвертых, детей необходимо знакомить с различными тестами, чтобы они таким образом готовились к тем проверочным испытаниям, которые их будут ожидать и при поступлении в школу, и на различных этапах обучения в будущем. Знакомство с типичными тестовыми заданиями поможет им избежать во время таких испытаний излишнего эмоционального напряжения, или растерянности, называемыми «эффектом неожиданности», чувствовать себя более уверенно и комфортно. Знание этих тестов позволит им уравнять шансы с теми, кто по тем или иным причинам уже имеет опыт тестовой проверки.

10. Схема В. Н. Ганзена

    Анализ различных подходов психологии к проблеме готовности детей к школе показывает, что при всём многообразии этих подходов есть и общие позиции. Таким общим основанием является исходная база психологической готовности личности ребёнка и уровень сформированности различных сфер психической деятельности: познавательной, мотивационной, регулятивной, эмоциональной и др. Однако встаёт вопрос: развитие какой сферы следует считать первостепенным делом, а с чем можно не торопиться? Иными словами: что в первую очередь необходимо развивать у будущего первоклассника? На что следует обращать внимание учителям и родителям, готовя ребёнка к школе?

    Перечисленные вопросы уже много десятилетий волнуют взрослых, причастных к подготовке детей к школе. Однако дать однозначный ответ на них трудно. Разобраться в этом поможет схема В. Н. Ганзена, в которой условно отображены в виде блоков разные сферы психической деятельности человека.

Функциональная структура психики (в психических категориях)

                                   Схема В.Н. Ганзена

    Как видно из схемы, В.Н Ганзен выделяет четыре основные сферы психики: познавательную, мотивационную, эмоциональную и волевую. Каждая сфера объединяет в себе отдельные компоненты психической деятельности. Сознание же «собирает воедино», аккумулирует все сферы, в результате чего и происходит регулирование поведения человека в целом. Поскольку психика человека всегда функционирует как единое целое, недостаточная сформированность отдельных компонентов внутри одной сферы зачастую вызывает дефект и в развитии другой. Так, например, недостаточное эмоциональное развитие ребёнка (в силу разных причин) может привести к трудностям при формировании волевых качеств или мотивации  к обучению.

    Конечно, в процессе подготовки ребёнка к школе в первую очередь обращают внимание на те компоненты психической деятельности, которые являются наиболее значимыми. Однако желательно при этом представлять себе, как включаются в деятельность обучающегося ребёнка и все другие компоненты, чтобы, по крайней мере, учитывать их вклад в общий результат.

    Нижняя часть представленной схемы является базовой, основанием для формирования указанных в верхней части схемы сфер: так, для развития мышления, воли, речи необходим определённый уровень развития ощущений, восприятия. Но, к сожалению, в обучающей практике чаще всего уделяют внимание (да и то далеко не всегда) только «вершине айсберга» - развитию воли, речи, мышления, оставляя за бортом другие сферы, и тем самым лишая прочного фундамента всё «многоэтажное здание» процесса обучения.

    Существует и другая тенденция: иногда при обучении детей в целом и при подготовке к школе в частности взрослые уделяют особое внимание развития только указанных в правой части схемы сфер психической деятельности ребёнка, признавая необходимость развития произвольной памяти, мышления, речи и др. (то есть когнитивных процессов), но совершенно не задумываясь об эмоциональной и волевой сферах. Такой однобокий подход тоже может привести к перекосам в развитии и обучении ребёнка, которые со временем станут причиной школьных неудач.

    Вероятно, необходимо признавать равное значение развития всех представленных в схеме сфер и отдельных компонентов, то есть подбирать упражнения, задания, игры, способствующие развитию ощущений, эмоций, внимания, памяти, мышления, воли и т.д. [6,  стр. 64 – 65]

 

11. Психолого-методические рекомендации по организации учебного процесса.

Психологическая готовность к школьному обучению предполагает многокомпонентное образование.

Многое могут сделать для ребенка в этом отношении родители первые и самые важные его воспитатели.

Ребенок дошкольного возраста обладает поистине ог ромными возможностями развития и способностями по знавать. В нем заложен инстинкт познания и исследова ния мира. Помогите ребенку развить и реализовать свои возможности. Не жалейте затраченного времени. Оно многократно окупится. Ваш ребенок переступит порог школы с уверенностью, учение будет для него не тяжелой обязанностью, а радостью, и у вас. не будет оснований расстраиваться по поводу его успеваемости.

Чтобы ваши усилия были эффективными, воспользуйтесь следующими советами:

1. Не допускайте, чтобы ребенок скучал во время за нятий. Если ребенку весело учиться, oн учится лучше. Интерес - лучшая из мотиваций, он делает детей по-настоящему творческими личностями и дает им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий!

2. Повторяйте упражнения. Развитие умственных способностей ребенка определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получа ется, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите ребенку более легкий вариант.

3. Не проявляйте излишней тревоги по поводу недо статочных успехов и недостаточного продвижения вперед или даже некоторого регресса.

4. Будьте терпеливы, не спешите, не давайте ребенку задания, превышающие его интеллектуальные воз можности.

5. В занятиях с ребенком нужна мера. Не заставляй те ребенка делать упражнение, если он вертится, устал, расстроен; займитесь чем-то другим. Поста райтесь определить пределы выносливости ребен ка и увеличивайте длительность занятий каждый раз на очень небольшое время. Предоставьте ре бенку возможность иногда заниматься тем делом, которое ему нравится.

6. Дети дошкольного возраста плохо воспринимают строго регламентированные, повторяющиеся, мо нотонные занятия. Поэтому, при проведении заня тий лучше выбирать игровую форму.

7. Развивайте в ребенке навыки общения, дух сотрудничества и коллективизма; научите ребенка дру жить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи: все это ему пригодится в социально сложной атмосфере общеобразовательной школы.

8. Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите ребенка за его терпение, настойчивость и т.д. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.

А самое главное, постарайтесь не воспринимать заня тия с ребенком как тяжелый труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения, никогда не теряйте чувство юмора. Помните, что у вас появилась прекрасная возможность подружиться с ребенком. [11, стр. 215]

 ЛИТЕРАТУРА

  1. Барташникова И.А., Барташников А.А. «Учись играя.» Харьков: Фолио, 1989
  2. Венгр Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. «Воспитание сенсорной культуры ребенка» М.: Просвещение, 1998
  3. Волков Б. С., Волкова Н. В., «Детская психология в вопросах и ответах» М.: ТЦ «Сфера», 2001
  4. Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. «Что на свете не бывает?» М.: Знание, 1994
  5. Житникова Л. «Учите детей запоминать» М.: Просвещение, 1985
  6. Журналы «Дошкольная педагогика», №3 (30), С. 64- 65;№ 5 (32), С. 54- 58, 2006
  7. Заика Е.В., «Упражнение для формирования навыков чтения у младших школьников» // Вопросы психологии. 1995. № 6 – С. 43-54.
  8. Зимняя И. А. «Педагогическая психология: Учебник для вузов» М.: Университетская книга, «Логос», 2007
  9. Истомина З.М., «Развитие памяти» М.: Просвещение, 1978
  10.  Лук А.Н., «Мышление и творчество» М.: Политиздат, 1997
  11.  Нартова-Бочавер С.К., Мухортова Е.А. «Скоро в школу!» М.: 1998
  12.  Никитин Б.П. «Развивающие игры» М.: Педагогика, 1996
  13.  Попова М. В. «Психология растущего человека: краткий курс возрастной психологии» М.: ТЦ «Сфера», 2002
  14.  Урунтаева Г. А. «Дошкольная психология. Учебное пособие» М.: «Академия», 1996
  15.  Фридман Л. М. «Психология воспитания. Книга для всех, кто любит детей» М.: ТЦ «Сфера», 1999

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Готов ли ваш ребёнок к школе

Консультация для родителей в которой представлены несколько критериев готовности детей к школьному обучению....

Готов ли ваш ребёнок к школе?

Если вы не знаете готов ли ваш ребёнок к школе советую почитать эту статью.    Готовность ребёнка к школьному обучению. Психические  особенности детей 6 – 7 лет.Развитие позна...

Консультация для родителей на тему: " Готов ли ваш ребёнок к поступлению в детский сад?"

Данная консультация даёт возможность родителям правильно подготовить ребёнка к адаптации в детском саду....

Готов ли ваш ребёнок к школе...

Консультация для родителей...

Готов ли ваш ребёнок к школе

«Быть готовым к школе уже сегодня – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым  всему этому научиться».(Л.А. Венгер,  А.П. Венгер)...

«Готов ли Ваш ребёнок к школе»

 Каждый поступающий в школу ребенок прежде всего должен хорошо овладеть грамотой, то есть научиться читать и писать. Чтением дети обычно овладевают легче, чем письмом, а многие даже ...

Как понять, готов ли ваш ребёнок к школе. И нужно ли вообще готовиться.

Как понять, готов ли ваш ребёнок к школе. И нужно ли вообще готовиться....