Особенности мотивационной готовности детей к школе.
консультация (подготовительная группа)
Начало школьного обучения – переломный этап в жизни ребенка. Новые условия, новые социальные контакты, изменившиеся ведущая деятельность (учеба, а не игра) – все это требует мобилизации сил. На ребенка ложатся большие нагрузки (физические, интеллектуальные, эмоциональные). Проблема готовности ребенка к школе возникла несколько десятилетий назад (вернее, была сформулирована как проблема, а существовала всегда) в связи с изменением (снижением) сроков начала систематического обучения в школе. Возникла эта проблема не только в нашей стране, но и практически во всех странах Европы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_motivatsionnoy_gotovnosti_detey_k_shkole.docx | 65.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности мотивационной готовности детей к школе.
Начало школьного обучения – переломный этап в жизни ребенка. Новые условия, новые социальные контакты, изменившиеся ведущая деятельность (учеба, а не игра) – все это требует мобилизации сил. На ребенка ложатся большие нагрузки (физические, интеллектуальные, эмоциональные). Проблема готовности ребенка к школе возникла несколько десятилетий назад (вернее, была сформулирована как проблема, а существовала всегда) в связи с изменением (снижением) сроков начала систематического обучения в школе. Возникла эта проблема не только в нашей стране, но и практически во всех странах Европы. Тогда и начали определять, в каком возрасте лучше начинать обучение, когда и при каком состоянии ребенка этот процесс не будет приводить к нарушениям в его развитии, отрицательно сказываться на здоровье. Одновременно необходимо было решать проблему, как лучше учить.
ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ
Само понятие мотивационной готовности недостаточно определено в психологической литературе, хотя в работах многих психологов подчеркивается роль личностных, и именно мотивационных, факторов как слагаемых успешности школьного обучения (А.Н. Леонтьев, А.В.Запорожец, Д. Б Эльконин, Л.И. Божович, Л.С. Славина, Н.А. Менчинская).
Слово «мотивация» используется в современной психологией в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности мотивы, цели, намерения, стремление и многое другое), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. Таким образом мотивацию можно определять как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.
Мотивационная сфера или мотивация в широком смысле слова понимается как стержень личности, к которому «стягиваются» такие ее свойства, как направленность, ценностные ориентации, установки, социальные ожидания, притязания, эмоции, волевые качества и другие социально – психологические характеристики.
Как правило, в аффектно – потребностной сфере поступающего в школу ребенка представлены разные мотивы учения, но какой – либо один может доминировать. Разберем последовательно различные случаи доминирования того или иного мотива.
Доминирование социального мотива | Доминирование познавательного мотива |
Ребенок стремиться в школу, чтобы занять в обществе новую позицию, позицию школьника. Познавательная потребность выражена у него слабо, а потому в школе его прежде всего интересует не знание, которые дает учитель, а строгое исполнение роли ученика, заданное новой социальной позицией. Фактически, первоклассник в доминированием социальных мотивов учения полностью ориентирован на одобрение и похвалу учителя, которые по существу позволяют ему удовлетворять ему его потребность в общении на новом уровне. Именно похвала учителя мотивирует учебную деятельность ребенка. Но как только похвала учителя станет для ребенка привычна, она перестанет играть мотивирующую роль. Если к этому времени у ученика не сформируются собственные учебные мотивы, связанные непосредственно с учебной деятельностью, то ученик может стать не успевающим. Но познавательная потребность опосредуется потребностью получить одобрение учителя. | Ребенок любознательный, хочет много знать, нередко приходя в первый класс, уже умеют читать и считать, а в школу стремятся, чтобы узнать ещё больше. Но на уроках им становиться не интересно, то они могут отвлечься и заняться новым делом. Бывает и так – на уроках ученик слушает новый материал, представляющий для него интерес, а дома не выполняет домашнее задание, потому что повторять уже усвоенный материал ему скучно. Поскольку же у ребенка слабо развиты социальные мотивы учения, то у него не наблюдается стремление хорошо выполнять обязанности ученика, как этого требует его новая социальная позиция. Если к тому же у такого ученика слабо развита мотивация достижения, то он вскоре, не смотря на хорошо развитую познавательную потребность, может начать отставать в учении. Поэтому дети с доминированием познавательной мотивации, но слабо выраженными социальными мотивами учения могут оказать, менее готовыми, к школьному обучению. С детьми этой группы учителю бывает гораздо труднее, хотя они могут знать значительно больше чем другие первоклассники. Но в силу того, что относятся к учебе только как к источнику интеллектуального удовольствия, а не как к социально значимой деятельности, которую необходимо хорошо выполнять независимо от собственных эмоциональных переживаний, эти ученики не всегда принимают и выполняют поставленную учителем задачу. |
Мотив к обучению у будущего школьника может быть социальный, позиционный, учебный, оценочный, игровой и внешний. Формирование мотивов учения и положительного отношения к школе в моей программе направлено на решение следующих задач: формирование у детей правильных представлений о школе и учении, положительного эмоционального отношения к школе и формирование опыта учебной деятельности.
Исходя из теоретических взглядов понятие «мотивационной готовности2 к школе определяется, как один из основополагающих аспектов, влияющих на успешное начало обучения и адаптацию ребенка в школе. В связи с этим мотивационная готовность понимается, как наличие познавательной активности, желание занять новую позицию – позицию школьника.
Говоря о мотивационной готовности, Л. И. Божович отмечает, что у ребенка к семилетнему возрасту появляется осознание своего социального «Я», стремление к новому положению в системе доступных ему общественных отношений и к новой общественно – значимой деятельности – к позиции ученика.
Л. И. Божович также подчеркивает, что к школьному возрасту меняется и направленность личности ребенка со стороны своего содержания: растет устойчивость возникшей мотивационной структуры, что увеличивает роль доминирующих мотивов в поведении и развитии ребенка.
Именно отсутствие мотивационной готовности влечет за собой огромное количество трудностей, которые будут противоречить успешному систематическому обучению ребенка в школе, поэтому особую роль в подготовке своих воспитанников отвожу повышению интереса к учению. Отсутствие желания учиться при наличии двух признаков психологической готовности, познавательного и коммуникативного, позволяет принимать ребёнка в школу при условии, что в течение нескольких первых месяцев его пребывание в школе, интерес к учению непременно появиться.
Таким образом, мотивационная готовность к обучению в школе включает в себя развитую потребность ребенка в знаниях, умениях, а также стремление к их совершенствованию. Учебная деятельность первокласника побуждается не одним, а целой системой разнообразных мотивов. Любой из мотивов в той или иной степени присутствует в мотивационной структуре школьника, каждый из них оказывает определенное влияние на формирование и характер его учебной деятельности. Наряду с осознанием общественной значимости школьного учения, умением подчинять свое «хочу» слову «надо», желанием трудиться и доводить начатое дело до конца, стремление к успеху и адекватной самооценкой, мотивы учебной деятельности будут оказывать влияние на особенности обучения ученика.
Заключение о мотивационной готовности к школе:
- мотивационная готовность заключается в желании ребенка учиться, его отношении к школе и учебе как к серьезной деятельности;
- структура мотивационной готовности включает познавательные и социальные мотивы при ведущей роли последних;
- развитие мотивационной готовности ребенка к школьному обучению предполагает формирование правильных и разносторонних представлений и знаний ребенка о школе, о школьных требования; эмоционально-положительного отношения к будущего обучения и развитие познавательной активности детей
- педагогическими средствами формирования готовности дошкольника к школе является чтение книг о школе, знакомство с некоторыми правилами поведения ученика, посещение школы, прием анализа детских работ т взрослым совместно с воспитанниками; игры \"В школу".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности мотивационной готовности детей к школе
Проблема психологической готовности к обучению в школе детей 6 и 7-летнего возраста чрезвычайно актуальна. От определения ее сущности, показателей готовности, путей ее формир...
мотивационная готовность детей к школе через игровую деятельность
Каждый второй ребенок находится в тревожном ожидании встрече со школой, чувствует внутреннюю напряженность и давление со стороны взрослых его окружающих. Ребенка предупреждают, что в школе перед...
«Формирование мотивационной готовности детей к школе»
Доклад на педсовет...
Мотивационная готовность детей к школе
Мотивационная готовность стремление идти в школу, интерес к школе, желание познавать новое выясняется вопросами типа: 1. Хочешь ли ты идти в школу? 2. Что в школе интересного? 3. Чем бы ты занима...
«Мотивационная готовность детей к школе»
Отчет по самообразованию «Мотивационная готовность детей к школе»...
«Мотивационная готовность детей к школе»
ПАМЯТКА ...
Условия развития мотивационной готовности детей к школе.
Главная задача первого класса начальной школы – подготовительная, это постепенное приучение детей к условиям систематического обучения, формирование у них умения учиться. Условия, в которых находится ...