Рекомендации учителя-логопеда родителям по развитию правильных речевых навыков.
консультация

Сизова Наталья Викторовна

Рекомендации родителям по развитию правельных речевых навыков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_logopeda_roditelyam.docx206.14 КБ

Предварительный просмотр:

РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

РОДИТЕЛЯМ

ПО РАЗВИТИЮ ПРАВИЛЬНЫХ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ

Для успешной коррекции речевых отклонений и всестороннего развития детей необходимо максимально обеспечить непрерывность процесса обучения дошкольников в детском саду и закрепления полученных навыков дома. Поэтому родителям необходимо придерживаться ряда правил:

1. Уделять постоянное внимание собственной речи, так как высказывания взрослых являются образцом для правильного, а зачастую неправильного развития лексической, грамматической сторон детской речи.

2. Наполнить повседневную жизнь детей грамотным речевым общением:

· посредством называния окружающих предметов и явлений развивать предметный словарь (например, это мяч, это шапка и т.д.);

· в собственной речи четко проговаривать окончания слов, дать ребенку возможность услышать изменение звучания слов в различных контекстах, правильно употреблять грамматические формы и т.д. (например: Это книга; нет книги; ищу книгу; думаю о книге; рисую книгу. Коля рисовал, а Даша рисовала и т.д.);

· обращать внимание детей на смыслообразующие элементы речевой системы — глаголы, на примерах из повседневной жизни, учить детей дифференцировать их по смыслу (например, соответственно: встал, лег, зашил дырку, пришил пуговицу, вышил цветок и т.д.);

· привлекать внимание детей к правильному пониманию и употреблению пространственных предлогов в контекстной речи и изолированно (например, положи карандаш на стол, возьми карандаш со стола, положи карандаш под стол, спрячь карандаш за спину , достань из-под стола, выйди из-за стола);

· совершенствовать грамматический строй речи, используя речевые игры (например, игра «У меня синий шар, а что у те6я…», желтое яблоко, красная машина, 4 красных яблока, 6 красных яблок, 6 легковых машин, 6 воздушных шаров).

3. Обращать внимание ребенка на процесс приготовления пищи, её качественный состав, продукты, из которых готовится блюдо (напpимep, как готовим: варим, жарим, печем, чистим; вкусовые качества: вкусная, сладкая, горькая, горячая, холодная; цвет: зеленый, жёлтый).

4. Важную роль в организации работы должны оказывать любимые игрушки ребенка. Неоценима их роль в развитии ребенка, в том числе в формировании связной речи. Составление коротких предложений, их распространение, составление из них маленьких рассказов, в том числе и рассказов-описаний о любимой игрушке, принесут большое удовольствие ее обладателю — ребенку.

5. Важно, чтобы вся вышеизложенная работа происходила на высоком эмоциональном подъеме ребенка, и исподволь, ненавязчиво, в игровой форме позволяла ребенку овладевать сложной структурой родной речи.

6. Родители должны учитывать, что реакция ребенка может быть различной: то быстрой, то слишком медленной, то чрезмерно веселой, бурной, то очень унылой. Это не должно отталкивать родителей от дальнейшей работы, а наоборот, учитывая личные особенности своего ребенка, привлекая родительскую интуицию и желание помочь, вместе с ним преодолевать речевые затруднения.

http://ladachg.ru/docs/sizova/image002.gif

Гимнастика для рук, ног — дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы — чтобы они стали сильными, ловкими, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так «без костей»? Оказывается, язык — главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникала у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.

Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее «поставить» правильное звукопроизношение.

Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.

Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция — автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь. Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: «Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем». Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится. Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-7 минут. Проводить артикуляционную гимнастику лучше всего в виде сказки.После того, как освоите несколько упражнений, можно придумать сказку, в которой присутствовали бы элементы гимнастики.

 

Чистим зубки

                 улыбнуться, открыть рот

                 кончиком языка с внутренней стороны «почистить» поочередно нижние и верхние зубы

http://ladachg.ru/docs/sizova/image003.jpgМесим тесто

                 улыбнуться

                 пошлепать языком между губами — «пя-пя-пя-пя-пя»

                 покусать кончик языка зубками (чередовать эти два движения)

http://ladachg.ru/docs/sizova/image004.jpgЧашечка

                 улыбнуться

                 широко открыть рот

                 высунуть широкий язык и придать ему форму «чашечки» (т. е. слегка приподнять кончик языка)

http://ladachg.ru/docs/sizova/image005.jpgДудочка

                 с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты)

http://ladachg.ru/docs/sizova/image006.jpgЗаборчик

                 улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы

http://ladachg.ru/docs/sizova/image007.jpgМаляр

                 губы в улыбке

                 приоткрыть рот

                 кончиком языка погладить («покрасить») нёбо

http://ladachg.ru/docs/sizova/image008.jpgГрибочек

                 улыбнуться

                 поцокатъ языком, будто едешь на лошадке

                 присосать широкий язык к нёбу

http://ladachg.ru/docs/sizova/image009.jpgКиска

                 губы в улыбке, рот открыт

                 кончик языка упирается в нижние зубы

                 выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы

http://ladachg.ru/docs/sizova/image010.jpgПоймаем мышку

                 губы в улыбке

                 приоткрыть рот

                 произнести «а-а» и прикусить широкий кончик языка (поймали мышку за хвостик)

http://ladachg.ru/docs/sizova/image011.jpgЛошадка

                 вытянуть губы

                 приоткрыть рот

                 поцокатъ «узким» языком (как цокают копытами лошадки)

http://ladachg.ru/docs/sizova/image012.jpgПароход гудит

                 губы в улыбке

                 открыть рот

                 с напряжением произнести долгое «ы-ы-ы…»

http://ladachg.ru/docs/sizova/image013.jpgСлоник пьёт

                 вытянув вперёд губы трубочкой, образовать «хобот слоника»

                 «набирать водичку», слегка при этом причмокивая

http://ladachg.ru/docs/sizova/image014.jpgИндюки болтают

                 языком быстро двигать по верхней губе — «бл-бл-бл-бл…»

http://ladachg.ru/docs/sizova/image015.jpgОрешки

                 рот закрыт

                 кончик языка с напряжением поочередно упирается в щёки

                 на щеках образуются твердые шарики — «орешки»

http://ladachg.ru/docs/sizova/image016.jpgКачели

                 улыбнуться

                 открыть рот

                 кончик языка за верхние зубы

                 кончик языка за нижние зубы

http://ladachg.ru/docs/sizova/image017.jpgЧасики

                 улыбнуться, открыть рот

                 кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой

http://ladachg.ru/docs/sizova/image018.jpgБлинчик

                 улыбнуться

                 приоткрыть рот

                 положить широкий язык на нижнюю губу

http://ladachg.ru/docs/sizova/image019.jpgВкусное варенье

                 улыбнуться

                 открыть рот

                 широким языком в форме «чашечки» облизать верхнюю губу

http://ladachg.ru/docs/sizova/image020.jpgШарик

                 надуть щеки

                 сдуть щеки

http://ladachg.ru/docs/sizova/image021.jpgГармошка

                 улыбнуться

                 сделать «грибочек» (т. е. присосать широкий язык к нёбу)

                 не отрывая языка, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать)

http://ladachg.ru/docs/sizova/image022.jpgБарабанщик

                 улыбнуться

                 открыть рот

                 кончик языка за верхними зубами: «дэ-дэ-дэ…»

http://ladachg.ru/docs/sizova/image023.jpgПарашютик

                 на кончик носа положить ватку

                 широким языком в форме «чашечки», прижатым к верхней губе, сдуть ватку с носа вверх

http://ladachg.ru/docs/sizova/image024.jpgЗагнать мяч в ворота

                 «вытолкнуть» широкий язык между губами (словно загоняешь мяч в ворота)

                 дуть с зажатым между губами языком (щеки не надувать)

http://ladachg.ru/docs/sizova/image025.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям по развитию правильных речевых навыков

Рекомендации родителям по развитию правильных речевых навыков...

РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА РОДИТЕЛЯМ ПО РАЗВИТИЮ ПРАВИЛЬНЫХ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ

РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА РОДИТЕЛЯМ ПО РАЗВИТИЮ ПРАВИЛЬНЫХ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ...

Рекомендации учителя-логопеда родителям по развитию правильных речевых навыков.

Рекомендации учителя-логопеда по развитию правильных речевых навыков. Данная презентация и памятка была представлена мной родителям на общем собрании "Актуальные вопросы речевого развития детей д...

Рекомендации учителя-логопеда родителям по развитию правильных речевых навыков.

Для успешной коррекции речевых отклонений и всестороннего развития детей необходимо максимально обеспечить непрерывность процесса обучения дошкольников в детском саду и закрепления полученных навыков ...

Рекомендации родителям по развитию правильных речевых навыков у дошкольников с задержкой речевого развития

 Для упешной коррекции речевых отклонений и всестороннего развития детей необходимо максимально обеспечить непрерывность процесса образования детей в дтском саду и закрепления полученных...

Рекомендации учителя – логопеда педагогам ДОУ по развитию правильных речевых навыков у дошкольников, имеющих нарушения речи.

Рекомендации учителя - логопеда педагогам ДОУ по развитию правильных речевых навыков  к дошкольников, имеющих нарушения речи....