Развитие и особенности памяти детей 5-7 лет
статья (старшая, подготовительная группа)
Рекомендации для родителей по развитию и особенностях памяти детей 5-7 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_dlya_roditeley_-_pamyat.docx | 29.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Кононенко Л.В. Рекомендации о развитии и особенностях памяти у детей 5-7 лет
Рекомендации для родителей
Воспитатель ГБДОУ №27 Центрального района города Санкт-Петербурга
Кононеко Людмила Викторовна
Рекомендации о развитии и особенностях памяти у детей 5-7 лет
У детей 5-7 лет преобладает непроизвольная память, при которой отсутствует сознательно поставленная цель. Память ребёнка этого возраста – это его интерес. Ребёнок легко и надолго запоминает то, что вызвало у него непосредственный интерес, что привлекло его своей яркостью, необычностью, то, с чем ребёнок непосредственно действовал (конструировал, перекладывал). Если предметы при этом ещё и называются, то эффективность запоминания значительно увеличивается.
Психолог П.И. Зинченко, исследовавший непроизвольное запоминание у детей 5-7 лет, установил, что продуктивность непроизвольного запоминания увеличивается в том случае, если задание, которое предлагается ребёнку, предполагает непросто пассивное восприятие, а активную ориентировку в материале, выполнение мыслительных операций (например, придумывание слов, установление конкретных связей и т.д.)
Но механизмы памяти детей этой возрастной группы не исчерпываются непроизвольным запоминанием. К 6-7 годам в жизни ребёнка появляется важное психологическое новообразование – дети овладевают собственно мнемической деятельностью, у них возникает непроизвольная память.
По степени развития произвольной память у детей 5-7 лет З.И. Истомина предлагает выделять три уровня:
- отсутствие вычленения цели запомнить или припомнить;
- наличие данной цели, но без применения каких-либо способов, направленных на её осуществление;
- наличие цели запомнить или припомнить и применение мнемических способов для осуществления этого.
Следовательно, дети этой возрастной группы уже достаточно хорошо могут выделить цель запоминания. Это происходит только в том случае, когда ребёнку создают условия, требующие от него активного запоминания и припоминания. Но одного этого недостаточно.
Запоминание детей этой возрастной группы должно быть чем-то мотивировано. Экспериментальным путём была выявлена зависимость вычисления мнемической цели от вида деятельности, которую выполняет ребёнок. Оказалось, что наиболее благоприятными условиями для формирования произвольной памяти являются игровая деятельность и выполнение ребёнком поручения взрослого.
Важным показателем развития произвольной памяти является не только умение поставить цель запоминания и припоминания, но и проконтролировать её выполнение. Психологами было установлено, что к 6 годам возможности самоконтроля в процессе запоминания значительно увеличиваются. Большая часть детей этого возраста успешно используют самоконтроль при запоминании наглядного и словесного материалов. Это очень важно в дальнейшем для успешного овладения учебной деятельностью.
В основе перехода от непроизвольного к произвольному запоминанию лежит повышение регулирующей роли второй сигнальной системы (речи) в поведении ребёнка. Дошкольник постепенно учится подчинять свои действия указаниям взрослого, в частности, его требованиям запомнить тот или иной материал получило подкрепление, приводило к достижению важного для ребёнка результата.
Количественные характеристики мнемической деятельности детей 5-7 лет достаточно высоки.
Большую роль в развитии памяти у ребёнка 5-7 лет играют слуховые и зрительные впечатления. но следует учитывать и то, что двигательные впечатления продолжают существенно влиять на формирование таких навыков, как бег, прыжки. Ребёнок учится умываться, застёгивать пуговицы, шнуровать ботинки. В дальнейшем работа двигательной памяти становится более сложной.
Шести-семилетний возраст очень важен для развития для развития многих двигательных способностей: именно в этом возрасте тренеры проводят отбор детей в секции гимнастики, акробатики, фигурного катания. Двигательная память детей этого возраста позволяет им освоить достаточно сложные движения, выполнять их быстро и точно, с меньшим напряжением, нежели прежде, гибко изменять освоенные движения.
Высокой степени развития достигает у детей эмоциональная память. Но ребёнок запоминает не вообще чувство, а чувство к конкретному человеку, предмету, т.е. эмоциональная память неотделима от образной, наглядной.
Чем меньше ребёнок, тем более непосредственно выступают его чувства, прежде всего удовольствие и неудовольствие от того, что он увидел, сделал, получил. Именно на этих чувствах строится вся система педагогического воздействия. Память на чувства с развитием ребёнка становится несколько другой, как и сами чувства, и причины, их вызывающие.
Для детской памяти характерно и совершенно противоположное свойство – это исключительная фотографичность. Дети могут легко заучить наизусть какое-либо стихотворение или сказку. Если взрослый человек, пересказывая сказку, отклоняется от первоначального текста, то ребёнок тотчас же его поправит, напомнит пропущенную деталь.
У детей этого возраста сильно развито механическое запоминание. Однако детям 6-7 лет доступно не только механическое запоминание, но и элементы логического. Этот вид памяти проявляется в том случае, если содержание запоминаемого материала понятно детям. Ребёнок 6-7 лет воспроизводит в среднем из 10 хорошо знакомых слов – 4-8, а из незнакомых всего 1-2 слова.
Основную роль в развитии логической памяти играет процесс обучения. В качестве примера можно привести исследование З.М. Истоминой. Своих испытуемых она обучала тому, как нужно подбирать картинки, чтобы лучше запомнить слова. Среди шестилетних детей, входящих в экспериментальную группу, результаты после обучения приёмам запоминания логических связей выросли в 1,5 раза.
Дети этого возраста могут овладеть приёмами логического запоминания: смысловым соотнесением и смысловой группировкой. Такое обучение должно проводиться в три этапа, в соответствии с теорией поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина:
- этап практического действия (дети учатся раскладывать картинки по группам);
- этап речевого действия (после предварительного ознакомления с картинками ребёнок должен рассказать, какие из них можно отнести к той или иной группе);
- этап умственного действия (на этом этапе распределение картинок по группам осуществляется ребёнком в уме, затем он называет группу).
Когда дети научатся в предъявленном материале определённые группы (например, животных, одежду, посуду и т.д.), относить каждую картинку к определённой группе или обобщающей картинке, подбирать отдельные элементы, тогда переходят к формированию умения применять группировку в целях запоминания.
Хотя у детей в возрасте 5-7 лет преобладает наглядно-образная память, но на протяжении всего этого периода возникает и развивается память словесно-логическая, при воспоминании начинают выделяться существенные признаки предметов.
Важным моментом в развитии памяти дошкольников выступает появление личных воспоминаний. В них отражаются наиболее важные события в жизни ребёнка, его успеха в деятельности, взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. Так, ребёнок долго помнит нанесённую ему обиду, подарок ко дню рождения, те или иные события (как он вместе с дедушкой прошлым летом собирал в лесу грибы).
Подводя итог, отметим особенности развития памяти у детей дошкольного возраста:
- преобладает непроизвольная образная память;
- память всё больше объединяется с речью и мышлением, приобретает интеллектуальный характер;
- словесно-смысловая память обеспечивает опосредованное познание, расширяет познавательную деятельность ребёнка;
- складываются элементы произвольной памяти как способности к регуляции процесса запоминания сначала со стороны взрослого, а затем и со стороны ребёнка;
- формируются предпосылки для овладения логическими приёмами запоминания;
- развитие памяти включается в развитие личности.
Предлагаем задания, способствующие развитию памяти у детей 5-7 лет:
«Разучи стихотворение» Для развития памяти ребёнка 5-6 лет, особенно слуховой, можно рекомендовать заучивание стихотворений русских поэтов о природе: А.С. Пушкина, А.А. Бунина, А.А.Фета, Ф.И. Тютчева, А.Н. Плещеева, А.Н. Майкова. Разучивание стихотворений следует обязательно сопровождать беседой о временах года, их признаках, это будет способствовать развитию восприятия и мышления у ребёнка, умения сравнивать. Прочитайте ребёнку один раз стихотворение, затем попросите воспроизвести его. Если ребёнок сразу может повторить, то это говорит о высоком уровне памяти. Кроме того, стихи учат чувствовать слово, интонацию, понимать настроение автора, сопереживать.
Зима
*** | *** | |
Весело сияет | Чудная картина, | |
Месяц над селом, | Как ты мне родна: | |
Белый снег сверкает | Белая равнина, | |
Синим огоньком. | Полная луна. | |
И.С. Никитин | А.А. Фет |
Весна
*** | *** | |
Травка зеленеет, | Снова птицы летят издалека | |
Солнышко блестит; | К берегам, расторгающим лед, | |
Ласточка с весною | Солнце тёплое ходит высоко | |
В сени к нам летит. | И душистого ландыша ждёт. | |
А.Н. Плещеев | А.А.Фет |
Лето
*** | *** | |
Всё темней и кудрявей | Как мой садик свеж и зелен! | |
Берёзовый лес зеленеет; | Распустилась в нём сирень; | |
Колокольчики ландышей | От черёмухи душистой | |
В чаще зелёной цветут; | И от лип кудрявых тень… | |
На рассвете в долинах | А.Н. Плещеев | |
Теплом и черёмухой веет, | ||
Соловьи до рассвета поют. | ||
И.А. Бунин |
Осень
*** | *** | |
За весной, красой природы, | Кроет уж лист золотой | |
Лето знойное идёт - | Влажную землю в лесу… | |
И туман и непогоды | Смело топчу я ногой | |
Осень поздняя несёт: | Вешнюю леса красу. | |
Людям скучно, людям горе; | С холоду щёки горят: | |
Птичка в дальние страны, | Любо в лесу мне бежать, | |
В тёплый край, за сине море, | Слушать, как сучья трещат, | |
Улетает до весны. | Листья ногой загребать! | |
А.С. Пушкин | А.Н. Майков |
Обязательно спросите ребёнка то, о чём рассказывается в стихотворении. Так ребёнок лучше запомнит признаки времён года.
Рассматривая рисунки, расспросите ребёнка, как ещё можно описать времена года: зиму, весну, лето и осень, что ещё происходит в каждое время года?
Выучите с ребёнком стихотворения С. Маршака «Пожар», «Багаж», С. Михалкова «А что у вас?», В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?». Обязательно читайте ребёнку, и пусть он постарается запомнить отрывки из произведений К. Чуковского «Айболит», «Федорино горе», «Тараканище», « Путаница».
После чтения стихотворений предложите ребёнку вопросы:
- О ком или о чём рассказывается?
- Что делает персонаж?
- Что происходит?
Для лучшего запоминания предложите ребёнку нарисовать то, о чём говориться в стихотворении. Затем нужно обсудить с ребёнком всё то, что он нарисовал: цвет, форму, размеры нарисованных предметов.
После этого следует разучить стихотворение.
Если потребуется менее 10 повторов, то это говорит о хорошей памяти ребёнка.
«Стихи – небылицы»
Эти стихотворения позволяют развивать не только память ребёнка, но и мышление, внимание, умение выявлять нелогичные ситуации.
Прочитав ребёнку стихотворение, сначала следует расспросить его, какие нелогичные ситуации он заметил и запомнил. А затем уже после повторных прочтений попросить повторить стихотворение.
*** | *** | |
Сел воробышек на дом - | Кисель там варят из резины, | |
Провалилась крыша. | Там шины делают из глины, | |
Под берёзкою с котом | Кирпич там жгут из молока | |
Пляшут польку мыши. | Творог готовят из песка. | |
Мухи съели паука, | Стекло там плавят из бетона. | |
Рыбы ловят рыбака, | Плотины строят из картона. | |
На телегу села лошадь, | Обложки там из чугуна, | |
Погоняет седока. | Там варят сталь из полотна. | |
А. Арсирий | А. Арсирий |
*** | *** | |
В реке там рыба на бугре, | То не дождь пошёл из облака | |
Мычит корова в конуре, | И не град, | |
Собака лает на заборе, | То посыпался из облака | |
Поёт синичка в коридоре, | Виноград. | |
Играют дети на стене, | И вороны над полями | |
Висит картина на окне. | Вдруг запели соловьями. | |
Узоры инея в печурке, | И ручьи из-под земли | |
Горят дрова в руках девчурки. | Сладким мёдом потекли. | |
Нарядная там кукла в клетке, | Куры стали павами, | |
Ручной щегол прядёт салфетки. | Лысые – кудрявыми. | |
Там на столе лежат коньки, | Даже мельница – и та | |
К зиме готовят там очки. | Заплясала у моста. | |
Г. Граник | Г. Граник |
Если развитию ребёнка взрослые уделяют достаточно внимания, то хорошие результаты не заставят себя долго ждать. Желаем успехов!
Список используемой литературы
- Ермолаев М.В., Миланович Л.Г. Метод работы психолога с детьми дошкольного возраста. М., 1996.
- Игры для интенсивного обучения/Под ред. В.В. Петрусинского. М.: Прометей, 1991.
- Психология дошкольника. Хрестоматия/Сост. Г.А. Урунтаева. М.: Академия, 1998.
- Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день. Логика для дошкольников. Ярославль: Академия развития, 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности памяти детей дошкольного возраста
Этот материал может быть полезен как воспитателям, так и родителям....
Рекомендация для родителей по развитию и особенностях памяти детей 5-7 лет
Особенности памяти детей 5-7 лет, задания и упражнения для развития памяти....
Особенности памяти детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
Общие подходы к проблеме изучения памяти. Развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста с нормальным развитием. Особенности развития памяти у детей старшего дошкольного возраста с нарушением з...
Игры и игровые упражнения, направленные на развитие внимания и памяти детей с задержкой психического развития.
Консультация для родителей "Игры и упражнения на развитие внимания и памяти"...
Особенности памяти детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Особенности памяти детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи...
Консультация для родителей : "Особенности памяти детей"
Заучивание стихов наизусть развивает память, речь, воображение, мышление, помогает найти внутреннюю гармонию, повышает уровень общей культуры. Стихотворения воспитывают у ребенка особое, вдумчив...
Психофизиологические особенности памяти детей раннего и дошкольного возраста
Память— психический познавательный процесс, состоящий в отражении личного опыта, сложившегося в зависимости от социального окружения. Как указывал Л.С. Выготский, память становится доминирующей ...