Особенности памяти детей дошкольного возраста
материал (младшая группа) по теме

Этот материал может быть полезен как воспитателям, так и родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_pamyati_detei_doshkolnogo_vozrasta.docx14.6 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности памяти детей дошкольного возраста

 Одним из самых ранних проявлений памяти является узнавание. Младенец узнает свою мать, затем других близких людей, улыбается им. Однако на первых порах двигательные впечатления играют большую роль, чем слуховые или зрительные. Двигательная память является основой, на которой формируются все навыки: ходьба, хватание предметов руками, а затем бег, прыжки. Ребенок учится умываться, застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. В последующих возрастах работа двигательной памяти становится   более   сложной.   Младший   школьник учится писать, читать, бегать на коньках, ходить на лыжах и т.д.

 Чем младше ребенок, тем более непосредственно выступают его чувства, прежде всего удовольствие и неудовольствие от того, что он увидел, сделал, получил. Именно на этих чувствах строится вся система педагогического воздействия. Память на чувства с развитием ребенка становится несколько другой, так как и сами чувства, и причины, их вызывающие, у дошкольника и подростка — различны.

 Особенно    богата    память    ребенка    дошкольного возраста образами отдельных конкретных предметов. В этих образах воедино слиты существенные, общие черты,   свойственные   целой   группе   предметов   (домам,   животным,   птицам,   деревьям,   цветам   и   т. д.),  а также  и   несущественные  признаки,   частные детали,    которые    ребенок    подметил    у    отдельного дома,   у  отдельного   животного,   у   одного   дерева   и т. д.   Иногда   какая-нибудь    несущественная   черта, свойственная   разнородным   явлениям,   кажется   ему общей,   тогда   сами   явления   малыш   трактует   как равноценные,   равнозначные.   Отсюда  и  характерная для   этого   возраста   «детская   ложь».    «Рассказы   о детях»   В. Вересаева содержат  много  подобных  примеров.    Приведем    один    из    них.     Девочка    Таня рассказывает   сказку   о   ворах.   Она  говорит:   «Были воры.   Они   ели   листья,   и   еще   они   ели   сливы   с косточками».    «Причем    листья    и    косточки?»    — спрашивает    писатель.    А    затем    сам    дает    ответ: «Вор  —   воплощение  всего  злого  и  недозволенного. А Тане   строго   запрещалось   жевать   листья   и   есть сливы   с   косточками».   Отождествление   по   случайному   признаку   далеких   друг   от   друга   предметов ведет   к   таким   ошибкам   памяти. Для   детской   памяти   характерно   и

 Совершенно противоположное свойство — это исключительная фотографичность. Дети могут легко заучить наизусть какое-либо стихотворение или сказку. Если взрослый человек, пересказывая сказку, отклонится от первоначального текста, то ребенок тотчас же поправит   его,   напомнит   пропущенную   деталь.

 В дошкольном возрасте начинают формироваться другие особенности памяти. Хотя запоминание в этом возрасте носит в основном непроизвольный характер (дошкольник не заботится о том, чтобы все, что воспринимает, мог легко и точно припомнить впоследствии), но уже в возрасте 5—6 лет начинает формироваться произвольная память. Наряду с преобладанием наглядно-образной памяти на протяжении дошкольного периода возникает и развивается память словесно-логическая, при воспоминании начинают выделяться более существенные признаки предметов. Задача взрослых — ускорить развитие этих видов памяти у детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие образной памяти детей дошкольного возраста средствами НДПИ

Методический материал для воспитателей и педагогов-психологов в работе с детьми дошкольного возраста средствами НДПИ....

Статья "Развитие памяти детей дошкольного возраста"

По материалам книги Т.В. Большевой "Учимся по сказке". Развитие памяти, внимания, воображения и мышления в дошкольном возрасте с использованием мнемотехники....

Развитие памяти детей дошкольного возраста

Развитие памяти детей дошкольного возрастаПериод с 3 до 7 лет психологи называют временем интенсивного психического развития. В это время наблюдаются прогрессивные изменения в различных сферах –...

Особенности памяти детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Особенности памяти детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи...

Презентация "Особенности развития памяти детей дошкольного возраста"

Развитие памяти детей дошкольного возраста зависит от внешних воздействий окружающих на ребёнка....

Развитие памяти детей дошкольного возраста на разных этапах дошкольного детства

Развитие памяти детей дошкольного возраста на разных этапах дошкольного детства....