Приобщение к народной культуре с детства
материал

Евстафьева Светлана Владимировна

В последнее время отношение общества к проблемам духовного, нравственного и патриотического воспитания формируется как позитивное отношение к традициям народной жизни Руси. Как же развивать в детях высокие духовные начала? С чего начать?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon priobshchenie_k_narodnoy_kulture_s_detstva.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИОБЩЕНИЕ К НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ С ДЕТСТВА

В последнее время отношение общества к проблемам духовного, нравственного и патриотического воспитания формируется как позитивное отношение к традициям народной жизни Руси.

Парадоксально, но «русский характер», «русская душа» - выражения, понятные едва ли не во всем мире, стали для многих русских понятиями относительными. Частая подмена определения «русский» привела к потере национального стержня.

Академик Д. С. Лихачев сказал: «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством и литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи…»

Нельзя воспитывать в детях высокие нравственные начала, не зная того, что было до нас.

Древние говорили, что для абсолютного счастья человеку необходимо славное Отечество. С этим нельзя не согласиться. Но как теперь в обстановке вскрывшейся исторической лжи, тяжелого быта современной жизни воспитывать преданность Отечеству и гордость за него?

Наверное, самый благодарный путь – возрождение забытых национальных ценностей. К счастью, детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Не показное «сувенирное», а каждодневное обращение к ним диктует и нетрадиционные подходы к процессу воспитания.

Какую же роль в художественном воспитании современного дошкольника должны играть фольклор, народная традиция? Посмотрим на сегодняшнюю ситуацию с народным творчеством в нашей жизни. С одной стороны, эта ситуация не может не вызывать тревогу. Число мест, где ещё сохранен живой фольклор, год от года уменьшается, способы пропаганды его сводятся преимущественно к сценическим формам; сохранение народной традиции носит локальный характер: ансамбли, фольклорные центры, этнографические музеи. Дома народного творчества есть, а самого фольклора в детском саду, в школе, в жизни - нет…

С другой стороны, нельзя не заметить растущий интерес к фольклору и потребность в общении с народными истоками. Все- музыканты, педагоги, родители – единодушны в том, что вековые традиции народа должны прийти в детский сад, школу к детям. Если следовать традициям древних, можно научиться жить в гармонии с природой, сохраняя душевные и физические силы. Приобщение детей к народной культуре является средством развития у них духовности и патриотических чувств.

Духовный, творческий патриотизм необходимо прививать с раннего детства и важно не навязывать его, а пробуждать в детях. Родная культура, как отец и мать должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Пробуждая душу ребенка, народные традиции воспитывают в нем чувство красоты, помогают детям с раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа.

Методы и приемы приобщения к народной культуре могут быть различными, например: разучивание народных потешек, пестушек, знакомство с народными играми Русский праздник – это всегда хлебосольный стол. На Масленицу- ароматные блины и чай с травами, на капустные посиделки- румяные пироги с капустой, в Святки- печенье-«козули». Главное дети должны усвоить правила гостеприимства, которыми славен русский народ: «Не красна изба углами – красна пирогами», «Чем богаты- тем и рады», «Какова хозяйка – таков и стол».

Постоянное обращение к русскому фольклору, развитие интереса к народным традициям детей помогает запомнить непреложные правила: умей говорить языком доброты: будь красив делом, чтобы о тебе не могли сказать: «На слово скор, да на дело не спор»; умей веселиться, но помни: «Делу время- потехе час»; береги дружбу и помни: «Дружба и братство- дороже богатства»; люби и цени семью свою. Знай: «В семье лад, так не нужен и клад»; цени Отчизну свою: «Дерево крепко корнями, а Отчизна – сыновьями».

ЛИТЕРАТУРА.

  1. Белов В. «Лад», «Молодая гвардия», М., 1982 г.;
  2. Бударина Т.А., Маркеева О.А., «Знакомство детей с русским народным творчеством»;

3. Князева О. А., Маханева М. Д., «Приобщение детей к истокам народной культуры».

4. Корифский А. «Народная Русь», М., 2007 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Народная кукла, как средство приобщения к народной культуре"

Возможность сделать куклу из лоскутков, тесьмы, ниток,создавая яркие образы, отражает неиссякаемое желание детей фантазировать. А через эти милые создания дети начинают постигать-а лучше сказать, вспо...

народная кукла как средство приобщения к народной культуре

кукла самая древняя и наиболее популярная до сих пор игрушка. Она обязательный и верный спутник детских игр, но одновременно и самое доступное детям произведение искусства. куклы имитируют взрослый ми...

Из опыта работы по теме: «ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ КАК ОДИН ИЗ АСПЕКТОВ ПРИОБЩЕНИЯ К НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ»

Развитие культуры современного подрастающего поколения – проблема, которая требует поиска оптимальных и эффективных путей её решения в образовательном процессе. Радио- и телевизионные программы,...

Развитие детей раннего возраста - посредством восприятия сенсорных эталонов и приобщения к народной культуре (фольклор), с помощью кукол (вязаные, набивные, русские народные)» (представление опыта работы в творческой группе)

Развитие детей раннего возраста - посредством восприятия сенсорных эталонов и приобщения к народной культуре (фольклор), с помощью кукол (вязаные, набивные, русские народные)»(представление  опыт...

Консультация для родителей "Народная кукла как средство приобщения к народной культуре"

В наше время на прилавках магазинов можно увидеть много красивых игрушек, все они сделаны фабричным способом, а значит, лишены тепла души их создателей. Мы же полагаем, что дети должны видеть не тольк...

Консультация для родителей "Народная кукла, как средство приобщения к народной культуре"

Консультация для родителей "Народная кукла, как средство приобщения к народной культуре"...

Проект "Матрешка"по объединению усилий детского сада и семьи и приобщение к народной культуре средствами народной педагогики в группе адаптации и развития детей младшего возраста

Ни для кого не секрет, что этап адаптации ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения, особенно раннего возраста – это зачастую большой стресс для него, да и для семьи в целом. Вс...