материал для родителей
учебно-методический материал

Клюйкова Наталья Юрьевна

музыка-средство воспитания ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzyka-kak-sredstvo-vospitaniya.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

Музыка как средство воспитания

«Музыкальное воспитание –

это не воспитание музыканта,

а, прежде всего,

воспитание человека».

В.А. Сухомлинский

Музыка – это инструмент для выражения настроений, мыслей, чувств. Давно известно, что многие великие люди не мыслили своей жизни без музыки. Эйнштейн, Планк, Перельман, этот список можно продолжать бесконечно. Билл Клинтон уверен, что без саксофона никогда не стал бы президентом. Музыка – универсальный способ развития ребенка. Не случайно древние называли музыку гармонией сфер, подтверждая неразрывную связь музыки и математики.

Ранний музыкальный опыт, а также музыкальная деятельность (пение, движение под музыку, музицирование, слушание музыки и т.д.) открывают доступ к врожденным механизмам, ответственным за восприятие, понимание музыки и расширяет использование этих механизмов для образования других высших функций мозга. Музыкальное обучение увеличивает число нейронов, реагирующих на звуки, и образует новые связи между ними. Площадь активных зон мозга у профессионального музыканта на 25% больше, чем у обычного человека.

Начиная с древних времен, наука накопила огромное количество сведений о возможностях музыкального искусства.

В Древней Греции музыкальному искусству отводилась главенствующая роль в воспитании. Пифагор считал, что музыка, как проявление космической гармонии, может создавать у человека такой же внутренний порядок и гармонию, как в космосе. Наиболее выдающийся вклад в историю музыкальной педагогики внес Платон. Он заложил основы философии музыкального воспитания и образования.

Фундаментальным понятием музыкально-педагогической концепции Платона является гармония. По мнению философа, слышимая гармония, заключенная в произведениях мусического искусства, водворяет гармонию в души людей, а, значит, делает их добродетельными. Созерцание гармонии в движении звуков, небесных тел поворачивает душу к познанию добра. Таким образом, гармония является свойством музыки как искусства и как науки и объединяет их.

Д.Кирнарская, доктор искусствоведения, доктор психологических наук, проректор Российской академии музыки им. Гнесиных, указывает на несколько важных аспектов музыкального воспитания.

Музыка развивает эмоциональную сферу, так называемую эмпатию, умение сочувствовать другому человеку и в то же время воспитывает характер, волю и дисциплину, т.к. заниматься необходимо регулярно изо дня в день.

Музыкальные занятия развивают коммуникативные навыки и актерские способности – каждый раз исполняя произведения композиторов, такие разные по характеру, юный музыкант учится актерской способности перевоплощаться в тот или иной характер, донести до публики основную мысль автора. Отдельно следует сказать о работе музыканта в хоре или оркестре, которая приучает человека работать в коллективе, внимательно слушать коллег, подчинять свое личное я общему делу.

Музыка развивает математические способности (ребенок «пространственно мыслит, попадая на нужные клавиши, манипулирует абстрактными звуковыми фигурами, запоминая нотный текст, и знает, что в музыкальной пьесе как в математическом доказательстве: ни убавить, ни прибавить!»).

Музыка развивает язык и словесную речь («играющие и поющие лучше говорят и пишут, легче запоминают иностранные слова, быстрее усваивают грамматику. Меломаны-литераторы Тургенев и Стендаль, Борис Пастернак и Лев Толстой, Жан-Жак Руссо и Ромен Роллан, каждый из которых знал не один иностранный язык, рекомендуют всем будущим полиглотам музыку»).

Музыка структурирует мышление, по аналогии со строением музыкальных произведений мозг усваивает законы иерархии в жизни, а также строгие рамки языков программирования.

«Музыка помогает ориентироваться в нескольких одновременных процессах: так, читающий с листа пианист, сразу делает несколько дел – помнит о прошлом, смотрит в будущее и контролирует настоящее. Музыка течёт в своём темпе, и читающий с листа не может прерваться, отдохнуть и перевести дух. ... Музыка приучает мыслить и жить в нескольких направлениях.»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для родителей "Права, обязанности, функции родителей", "Десять заповедей родителей"

Статья о правах, обязанностях и функциях родителей. Закон Российской Федерации об образовании....

Материал для родителей "Памятка для родителей по трудовому воспитанию детей" Пословицы, стихи о труде

Пословицы, стихи о труде. Памятка для родителей по трудовому воспитанию детей....

Материал для родителей Консультация с родителями «Развитие моторики и творчества дошкольников с помощью бросового материала»

Занятия художественно-творческой деятельностью с использованием различных материалов, в том числе и бросового, способствует развитию у детей творческих способностей....

Материал для родителей Права, обязанности, функции родителей, Десять заповедей родителей

Статья о правах, обязанностях и функциях родителей. Закон Российской Федерации об образовании....