Что такое одарённость
консультация
Предварительный просмотр:
Что такое одарённость. Виды и методы выявления одаренности у детей.
Проблемы одарённости детей дошкольного возраста волнуют и учёных, и родителей, и это неслучайно: по последним данным, примерно пятая часть дошкольников может быть отнесена к одарённым детям. Но они, как правило лишены необходимой для развития их талантов поддержки, в результате всего лишь 2-5% детского поколения действительно проявляют себя как одарённые.
Вопросы обучения и воспитания одарённых детей имеют важное общественное значение: талантливый человек – особая ценность для общества. Умственные возможности ребёнка, которые могут оказаться предпосылками подлинной одарённости, не должны быть оставлены без внимания. Сделать это весьма непросто: одарённые дети дошкольного возраста тяжело адаптируются в социуме, что, как известно, отрицательно сказывается на дальнейшем развитии их таланта.
Исследования отечественных психологов подтверждают: количество одарённых детей с каждым годом возрастает, что и обуславливает необходимость поиска эффективных подходов к диагностике одарённости и разработке программ развития и коррекции поведения одарённых детей. Сложно предвидеть дальнейший ход умственного развития ребёнка, но это не означает, что ранние признаки выдающихся способностей можно игнорировать.
Что такое одарённость?
В психолого-педагогическом и медицинском аспектах одарённость – это синдром типичных психофизиологических и социально-психологических отклонений от среднестатистической линии развития человека, превышение её по основным показателям развития, прежде всего развития интеллекта. При этом, чем более выражена одарённость, тем больше психологических проблем самоактуализации и социальной адаптации она вызывает.
Одарённость – наличие задатков для развития способностей, которые в исследованиях Б. М. Теплова (1998) определяются так:
- во-первых, под способностями понимают индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого;
- во-вторых, способностями называют не всякие индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей;
- в-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые выработаны у данного индивидуума.
Это позволяет охарактеризовать одарённость как целостное проявление способностей в деятельности, как общее свойство интегрированной в деятельности совокупности способностей.
Заметим, в современной психологии термин «одарённость» чаще относят к когнитивным способностям, а вот термином «талант» чаще характеризуют другие, более общие стороны развития, т. е. творчество и творческое развитие ребёнка. Творческий потенциал – основа для развития одарённости.
Одарённым детям присущи особые поведенческие модели, поэтому им трудно находить общий язык со сверстниками, с педагогами, членами своей семьи; они стремятся прерывать собеседника, поправлять его, демонстрировать собственные знания и превращать окружающих в предмет насмешек. Эти черты проявляются у одарённых детей в силу их особого интеллектуального развития. Однако педагоги в общем не готовы к общению с одарёнными детьми, поэтому часто одёргивают и унижают их, дают им заниженную оценку и тем самым губят детскую непосредственность, любознательность, желание находиться в постоянном поиске нового в процессе обмена информацией с педагогом.
У одарённых детей высоко развита потребность во внимании взрослых. Происходит это в силу их природной любознательности и стремления к познанию. Итак, уровень интеллектуального развития позволяет одарённым детям анализировать своё поведение, но в силу свойственного возрасту эгоцентризма они нуждаются в помощи более зрелых людей.
Что такое задатки?
Задатки – это анатомо-физиологические особенности нервной системы, которые служат базой для формирования тех или иных способностей. В качестве таких задатков принято выделять: типологические свойства нервной системы, определяющие скорость образования временных нервных связей, их прочность, лёгкость дифференцировок; анатомические особенности строения анализаторов и отдельных областей коры головного мозга. Как известно, есть два вида задатков: врождённые и приобретённые.
Зависимость развития способностей от задатков, их своеобразное сочетание изучает психология индивидуальных различий. Индивидуальные различия порождаются многочисленными и сложными взаимодействиями между наследственностью и средой. Наследственность допускает широкие границы поведения; внутри же этих границ результат процесса развития зависит то его внешней среды. Задатки образуют почву, на которой одни формы поведения формируются легче, труднее – другие.
Основные свойства нервной системы человека довольно устойчивы, поэтому практическая задача их изучения в связи с проблемой индивидуальных различий заключается не в поиске путей их изменения, а в поиске наилучших путей и методов обучения детей с определёнными типами нервной системы.
Одарённые дети: их проблемы
В дошкольные годы одарённые дети (как и их обычные ровесники) являются возрастными эгоцентристами при толковании событий и явлений. Эгоцентризм (термин, предложенный Ж. Пиаже) помогает понять качественное отличие интуитивного, анимистического восприятия от более рационального, ориентированного на реальность, характерного для старших детей. Эгоцентризм – это не эгоизм с его обычной негативной окраской, это всего лишь проецирование собственного восприятия явление и эмоционально-аффективной реакции на них. Обычно это называется односторонним восприятием: отношение других людей к какому-либо явлению оценивается неумело. Ребёнок уверен, что его восприятие идентично восприятию других, что одно и то же событие все понимают одинаково, в связи с чем и возникают конфликты с социальным микроокружением. Такие дети могут страдать от неприятия их сверстниками, а это развивает у них негативную оценку самих себя.
Если же для подобных детей характерна гипероценка, но при этом они лишены детского общения, уровень эмпатии снижается. В этой связи очень важным моментом является понимание проблем адаптации, стоящих пред интеллектуально одарёнными детьми: неприязнь к детскому саду, отсутствие склонности к конформизму, погружение в философские проблемы. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Изучая причины уязвимости одарённых детей . учёные приводят следующие факторы6 стремление к совершенству (перфекционизм), ощущение неудовлетворённости, сверхчувствительность, потребность во внимании взрослых, нетерпимость.
Человек развивается изменяется на протяжении всей жизни, в связи с чем и одарённость может запаздывать со своим проявлением или «замирать», не проявляться всегда и везде. Именно поэтому детям с разными видами одарённости нужен разный подход, необходимы разные системы работы с ними. Следует иметь ввиду: практически любая одарённость, вплоть до спортивной, не может существовать без заметной, ярко выраженной, весьма устойчивой системы интересов.
Что же такое одарённость?
В настоящее время чёткого определения одарённости не существует. В трудах С. Л. Рубинштейна и Б. М. Теплова сделана попытка классифицировать понятия способности, одарённости и таланта по единому основанию – успешности деятельности:
- способности – это формирующиеся в деятельности на основе задатков (анатомо-физиологических особенностей) индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого и определяющие успешность деятельности;
- специальная одарённость – качественно своеобразное сочетание способностей, создающее возможность успеха в деятельности определённого вида,
- общая одарённость – способности к широкому кругу деятельности;
- талант – высокий уровень развития способностей проявляющихся в творческих достижениях, важных в контексте развития культуры. В различных областях талант может проявляться в разном возрасте. Так, талант в музыке, рисовании математике, лингвистике, технике обычно проявляется уже в раннем возрасте, а талант в литературной, научной или организаторской сфере обнаруживается позднее.
Итак, повторим: одарённость можно охарактеризовать как проявление способностей в деятельности, как общее свойство интегрированной в деятельности совокупности способностей.
Заметим, что в современной психологии термин «одарённость» чаще относят к когнитивным способностям, тогда как термином «талант» характеризуют другие, более общие стороны развития.
А. М. Матюшкин считает, что психологическая структура одарённости совпадает со структурными элементами, характеризующими творчество и творческое развитие человека. Основные структурные компоненты одарённости – это доминирующая роль познавательной мотивации, исследовательская активность (обнаружение нового, постановка и решение проблем), возможность достижения оригинальных, нестандартных решений, прогнозирования и предвосхищения, способность к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие эстетические, нравственные, интеллектуальные оценки.
Одарённость развивается на основе врождённых задатков, её развитие происходит только в условиях деятельности и тесно связано с теми требованиями, которые она предъявляет человеку.
Виды одарённости
Итак, бессмысленно говорить об «одарённости вообще», поскольку возможна лишь одарённость к чему-либо, т. е. к какой-либо деятельности. В соответствии с этим, как уже было сказано, выделяется два вида одарённости:
- специальная, создающая возможность успеха в определённой деятельности;
- общая, которая, в отличие от специальной, обеспечивает успешность освоения широкого круга видов деятельности.
Дети прежде всего значительно различаются по уровню одарённости. Особая, исключительная одарённость – это одарённость, для выявления которой, как правило, не нужны ни тесты, ни специальные наблюдения. Эта одарённость видна, что называется невооружённым глазом. Такие яркие способности не даются даром: именно эти дети чаще всего относятся к группе психологического риска. У них отмечаются серьёзные проблемы общения, часто повышенная эмоциональная возбудимость, гиперактивность, в некоторых случаях проявляется синдром аутизма. Гораздо меньше проблем с одарёнными детьми, условно называемыми «высокая норма». Это тоже одарённые дети, но их одарённость носит более нормальный, обычный характер. Это дети, которым повезло с самого начала: нормальные роды, хорошая семья, много внимания и любви родителей. Такой ребёнок, как правило, не ходил в детский сад или же пошёл туда довольно поздно и ненадолго и т. д.
Именно эти дети демонстрируют такой факт: пропасти между одарёнными и обычными детьми нет, а одарённость может быть в той или иной мере результатом полного и яркого развития достаточно обычных от природы возможностей.
Указанные выше группы одарённых детей даже по внешнему виду резко отличаются друг от друга: особо одарённые дети часто меньше ростом и физически слабее своих сверстников, а дети из группы «высокой нормы2 здоровее и выше своих сверстников.
Особо одарённые дети, как уже указывалось, испытывают трудности в общении, другая же группа имеет меньше проблем общения, чем даже у обычных детей. Можно сказать: первые – талантливые изгои общества, а вторые – баловни судьбы, любимчики педагогов и общества в целом.
Ещё одно основание для классификации – различия по особенностям возрастного развития. Иногда одарённость носит временный характер из-за того, что в определённом возрасте как бы объединяются возможности сразу нескольких возрастов (отечественный психолог Н. С. Лейтес). Наиболее известный в этом смысле - ускоренный вариант. Многие вундеркинды – это именно дети с ускоренным возрастным развитием возрастного характера. Со временем они заметно «усредняются», тускнеют. Однако прогноз при ускоренном развитии не всегда пессимистичный: у части детей яркая одарённость остаётся на всю жизнь.
Есть одарённые дети, у которых при высоком умственном развитии не отмечается резкого возрастного опережения. Их одарённость видна толдько психологам или внимательным педагогам, много и серьёзно работающих с ребёнком.
И наконец существует своего рода «антивундеркиндный» вид возрастного развития одарённости, когда одарённость не только не сопровождается забеганием вперёд в развитии. Но в некоторых отношениях обнаруживает и замедленное развитие.
В любом случае важно отметить: с одной стороны, вундеркинд, подававший столько надежд в детстве, не всегда вырастает в выдающегося человека, а с другой – не всегда исключительная одарённость проявляется в блестящих интеллектуальных успехах или в явном опережении в развитии. Авторы отмечают и то, что существует несколько видов одарённости: интеллектуальная, академическая, художественная, организаторская, психомоторная, иначе спортивная.
Интеллектуальная одарённость. Таких детей называют «светлыми головами» и «надеждой образовательного учреждения». Можно выделить два основных подвида интеллектуальной одарённости: 1) проявляются общие умственные способности и нет какой-либо специализации и 2) незаурядные способности проявляются прежде всего в одной какой-либо специальной области знания. Как правило, такие дети почти всегда вступают в конфликт с педагогами, оспаривают свою правоту, иногда конфликт перерастает в принципиальное несогласие педагога с ребёнком, и ребёнок либо замыкается в себе, либо подпадает в разряд трудновоспитуемых.
Академическая одарённость. Дети этого вида одарённости прежде всего блестяще учатся. Академическая одарённость также имеет свои подвиды: 1) дети с широкой способностью к обучению (легко осваивают любую деятельность, проявляют заметные успехи во всех сферах учебной деятельности) и 2) дети, у которых повышенные способности к усвоению знаний проявляются лишь в одной или нескольких близких областях деятельности (в точных науках или гуманитарных).
Художественная одарённость. Этот вид одарённости, как правило, проявляется в высоких достижениях в художественной деятельности6 в музыке, танце, живописи, скульптуре, сценической деятельности. Может проявляться у дошкольников с разной степенью широты: есть дети с различными художественными способностями (ребёнок поёт, танцует и превосходно рисует). Дети с этим видом одарённости не особенно хорошо учатся. Для этого много причин: и пониженная мотивация к усвоению (придумать легче, чем усвоить готовое), и собственный, иногда очень причудливый мир, в котором не всегда есть место групповым занятиям.
Организаторская, или лидерская, одарённость. Она характеризуется способностью понимать других людей, строить с ними конструктивные отношения, руководить ими; предполагает достаточно высокий уровень интеллекта, хорошо развитую интуицию, понимание чувств и потребностей других людей, способность к сопереживанию. Во многих случаях у людей с этим видом одарённости наблюдается и яркое чувство юмора.
Известны разные варианты лидерской одарённости: эмоциональные лидеры (своего рода «жилетка» для каждого, с ними советуются, их любят); лидеры действия (умеют принимать решения, которые важны для многих людей, определяют цели и направление движения, ведут за собой).
К сожалению, незаурядные лидерские возможности детей с выраженными способностями реализуются в деятельности, не связанной с групповыми занятиями. Некоторые из них не имеют достаточной учебной мотивации и откровенно ничего не делают в детском саду, а невозможность завоевать статус лидера в детском саду, а невозможность завоевать статус лидера в детском саду ведёт их на улицу. На них часто жалуются родители более старших детей: властные по натуре, они подавляют их инициативу. Такие дети часто рассматриваются педагогами только как заурядные хулиганы, что вызывает с их стороны соответствующее негативное отношение. Это ещё больше усугубляет проблемы и самих детей и педагогов.
Психомоторная, или спортивная, одарённость. Следует отметить: бытующее мнение о пониженных умственных способностях спортсменов не соответствует действительности. Исследования показали, что у выдающихся спортсменов интеллектуальные возможности значительно выше среднего. Это относится даже к таким, казалось бы. Далёким от интеллекта видам спорта, как тяжёлая атлетика или футбол. Дети со спортивной одарённостью далеко не всегда хорошо учатся. Это связано прежде всего с недостатком времени и соответствующего желания. Если у детей, увлекающихся спортом. Создать соответствующую мотивацию, то они, как правило, могут превосходно учиться.
Особые категории одарённых детей
Любой педагог может припомнить случаи из практики, когда из-за немытых ушей и неряшливой одежды он не сразу заметил его сообразительность, лёгкость в усвоении материала и необычность его видения. Ещё труднее преодолеть барьер так называемого привычного восприятия, когда ребёнок, например, никак не научится хорошо читать или считать или имеет какой-либо физический недостаток. Выявление и развитие способностей таких детей сопряжены с дополнительными трудностями, но они же относятся к особым категориям одарённых.
К особым относят детей с исключительно высоким умственным развитием, но с низкой успеваемостью, физическими недостатками (слепота, глухота, детский церебральный паралич с сохранным интеллектом, аутизм), с поведенческими трудностями (повышенная агрессивность, эмоциональная нестабильность, гиперактивность), с трудностями в обучении (например, с дислексией, т. е. затруднениями в овладении чтением), детей из семей с низким социально-экономическим уровнем, из другой культурной среды, чью одарённость не удаётся распознать быстро.
Большая часть детей, которых можно отнести к перечисленным выше категориям, не реализуют свой потенциал при отсутствии особо организованного обучения и коррекции. Почему? На передний план выступают их недостатки или трудности, что и заслоняет присущую им одарённость. Выявление одарённости затрудняет низкий социально-экономический уровень семьи. Как правило, у детей не очень хорошо развита речь, она часто изобилует неправильностями, их кругозор может быть весьма ограничен в силу того, что семья не стремилась или не имела материальных возможностей обогатить их опыт и не стимулировала их к этому. Такие дети не имеют доступа к распространённым играм, развлечениям и нередко производят впечатление отстающих в развитии. Если же низкий социально-экономический уровень семьи сочетается с низкой культурой, то ребёнок не имеет социально одобряемых средств выражения своей любознательности и активности.
Методы выявления детской одарённости
Выявление детей, обладающих незаурядными способностями, представляет собой сложную и многоаспектную проблему. До сих пор в педагогической практике представлены две противоположные точки зрения на одарённость. Сторонники одной из них считают, что одарён каждый нормальный ребёнок и нужно только время, чтобы заметить конкретный вид способностей и развить их. По мнению исследователей, разделяющих противоположную точку зрения, одарённость представляет собой весьма редкое качество, поэтому выявление одарённого ребёнка подобно кропотливому поиску крупиц золота. Эти разногласия – своеобразный отголосок спора о преимущественной роли наследственности и воспитания в развитии одарённости. В современной психологии уже трудно найти сторонников указанных полярных точек зрения, но тенденция к признанию более существенной роли биологических факторов или факторов воспитания сохраняется.
В рамках обоих подходов отмечается возможность ошибочного прогноза относительно одарённости конкретного ребёнка и неуспешность попыток развить нормального ребёнка до уровня одарённого. Признаётся также, что цена такого рода ошибок может быть весьма высока. Однако представители различных направлений сходятся в мнении о необходимости наиболее полного теоретического осмысления самого понятия «одарённость», о принципиальной важности разработки методов выявления и развития одарённости и о высокой ответственности педагогов и психологов за свой прогноз.
Можно отметить
несколько основных направлений психодиагностических исследований
Первое связано с задачей установления самого феномена одарённости, для чего используются методы, позволяющие установить количественные или качественные характеристики одарённости (её вид, уровень развития и т. п.).
Признание роли социальных условий, в которых развивается ребёнок, приводит к созданию специализированных методов выявления одарённости для представителей нетитульного населения, детей из неблагополучных или малообеспеченных семей, детей, имеющих различные нарушения, и т. п.).
В тех случаях, когда задача ставится шире и предполагает не только отбор одарённого ребёнка, но и психологическую помощь ему, сфера диагностики существенно расширяется. Она может включать в себя выяснение особенностей взаимоотношений ребёнка со сверстниками и взрослыми, наличие или отсутствие различных форм дисбаланса (социального, эмоционального, моторного) в развитии психики ребёнка и другие параметры).
Специальную область представляют диагностические исследования с целью получения новых теоретических и экспериментальных данных о проблематике одарённости. Эти исследования могут включать весьма широкий спектр диагностических методов, которые направлены на выявление новых закономерностей и взаимосвязей между параметрами одарённости и другими характеристиками самого субъекта, окружающей его среды и т. п.
В нашей стране в последнее время широкое распространение получили всевозможные тесты, направленные на выявление одарённости. Вместе с тем нередко упускается из виду, что в интерпретации результатов тестирования достаточно существенную роль играет теоретическая основа того или иного теста, соотнесение методических позиций исследователя с базовой моделью теста. Игнорирование этого обстоятельства снижает эффективность тестирования и может привести к его некорректной интерпретации. Специалисты справедливо отмечают, что многочисленные ошибки в прогнозах объясняются не столько несовершенством психометрических процедур, сколько сложностью и многоаспектностью самого феномена одарённости и недостаточной теоретической проработкой основных понятий.
Психодиагностика сравнительно молодая наука, поэтому пока трудно рассчитывать на гарантированный результат. Современная психодиагностика часто вызывает вполне оправданную критику со стороны исследователей, недовольных прогностической ценностью используемых на практике тестов. Именно поэтому помимо тестов опытные психологи стараются использовать и другие методы: экспертное оценивание детей педагогами, воспитателями, родителями; оценку конкретных продуктов деятельности ребёнка (рисунков, стихов), результатов участия детей в различных конкурсах, олимпиадах.
В настоящее время в психологической литературе широко представлены два взгляда на процесс установления одарённости. Один из них основан на системе единой оценки. Например, ребёнок считается одарённым, если он набрал количество баллов по шкале Станфорда-Бине, превышающее некоторое пороговое значение. В разных источниках указываются различные значения этого порогового показателя для отнесения ребёнка к группе одарённых. Так, А. Шведе и Р. Стоунбернер отмечают, что такой показатель должен превышать 135 баллов. Другой подход основан на комплексной оценке, включающей в себя множество оценочных процедур (тестирование, опрос учителей и т. д.). Однако и комплексный подход не избавляет полностью от сомнений: не пропущен ли какой-либо талант? Печальна судьба и тех детей. которые по результатам обследования были отнесены к числу одарённых, но впоследствии не подтвердили этой оценки.
Цена такого рода ошибок определяется теми целями, ради которых проводится диагностическое обследование. К сожалению, иногда поиск талантов является самоцелью. Это очень опасно, если подобная деятельность не включает задачу помощи таким детям. Многие психологи и педагоги справедливо отмечают: ярлыки типа «талант» и «ординарный» могут негативно сказаться на личностном развитии ребёнка. Обычно диагностика одарённости проводится в целях создания особых условий обучения для детей с незаурядными способностями в рамках специально разработанных учебных и развивающих программ, которые реализуются в соответствующих группах ДОУ и «центрах для одарённых». Эффективность освоения отобранными детьми этих программ и является для многих педагогов своеобразной оценкой качества проведённого диагностического обследования. Условия же приёма в подобные учебные заведения часто диктуют требования к методам диагностики: они должны быть стандартизированы и не занимать много времени. Эти требования во многом и объясняют популярность тестирования.
В нашей стране длительное время тесты были почти под запретом, что негативно сказалось на разработке отечественных вариантов тестов, на проверке и качестве адаптации западных тестов. А также на обучении квалифицированных специалистов-диагностов. За последние десятилетия вышел ряд работ, в том числе и учебных пособий, посвящённых проблемам психодиагностики, были опубликованы многочисленные варианты созданных на западе тестов.
Вместе с тем многие исследователи отмечают, что некомпетентное применение тестов (в первую очередь зарубежных) приводит к грубейшим ошибкам при выявлении одарённости. В связи с этим указывается на необходимость дальнейшего совершенствования диагностических процедур, более глубокого теоретического обоснования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детская одарённость: признаки,виды,особенности личности одарённого ребёнка.
Детская одаренность: признаки, виды, особенности личности одаренного ребенкаОпределение понятий «одаренность» и «одаренный ребенок» Одаренность — это системное, развивающееся в ...
Что такое детская одарённость
Данный материал представляет собой конспект выступления на методическом объединении и содержит сведения по вопросу детской одарённости и работе с родителями одарённых детей....
«Система работы с одарёнными детьми в ДОУ – залог развития одарённости дошкольников»
Районное методическое объединение...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "ЧТО ТАКОЕ ОДАРЁННОСТЬ?"
Понятие одаренности и подходы к решению проблемы....
Буклет для педагогов и родителей "Кто такие одарённые дети?". Автор: Яценко Ольга Викторовна, воспитатель
Буклет для педагогов и родителей "Кто такие одарённые дети?". Автор: Яценко Ольга Викторовна, воспитатель...
«Что такое одарённость и какой он, - одарённый ребёнок?»
laquo;Что такое одарённость икакой он, - одарённый ребёнок?»...
Консультация для родителей "Кто такой одарённый ребёнок?"
Способности — это стратегия, которую вырабатывает для себя каждый ребенок, занимаясь той или иной деятельностью: решает задачки, исследует новое, общается с другими детьми. Уровень способностей,...