«Что такое одарённость и какой он, - одарённый ребёнок?»
презентация

Гармаева Туяна Дашиевна

«Что такое одарённость и
какой он, - одарённый ребёнок?»

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon 2_odarennnost.ppt1.78 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Что такое одарённость и какой он, - одарённый ребёнок?» Подготовила : Гармаева Т.Д.

Слайд 2

Что такое одарённость? Одарённость - одно из самых интересных явлений человеческой психики, по-прежнему во многом остающееся для нас загадочным. Специалисты называют одарённостью генетически обусловленный компонент способностей, в значительной мере определяющий темп и результат р азвития индивида. Внешнее окружение либо подавляет его, либо помогает (если это благоприятная окружающая среда и квалифицированное психолого-педагогическое руководство) природному дару ребёнка трансформироваться в выдающийся талант, а самому ребёнку стать успешной творческой личностью. « Одарённость – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод». В.А. Сухомлинский

Слайд 3

«Нарисуем портрет одарённого ребенка» Продолжить фразу: «Одаренный ребенок это…» (обсуждение) Одарённый ребенок – это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности, в том числе имеющей стихийный, самодеятельный характер.

Слайд 4

Виды одарённости По широте проявлений Общая (обеспечивает успешность освоения широкого круга видов деятельности Специальная (создает возможности успеха в определенной деятельности) По форме проявлений Явная (проявляется в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо (как бы «сама по себе») Скрытая (проявляется в замаскированной форме, она не замечается окружающими) По особенностям возрастного развития Ранняя (вундеркинд) Поздняя (здесь всё зависит от психического развития ребенка.

Слайд 5

Качества, одарённых детей - ребёнок быстро и легко осваивает материал; - стремится действовать не по шаблону, ищет свои пути; - способность видеть сложное в простом, а простое в сложном; - любознательность; - повышенная требовательность к себе; - стремление к самосовершенствованию; - хорошие вербальные способности; - разнообразие интересов.

Слайд 6

В обучении и воспитании одарённых детей педагог играет важнейшую роль. Какие качества должны быть присуще педагогу, работающему с одарёнными детьми: - быть доброжелательным и чутким; иметь творческое мировоззрение; иметь специальную подготовку по работе с одарёнными детьми и быть готовым к дальнейшему приобретению специальных знаний; - иметь высокий уровень интеллектуального развития; иметь широкий круг интересов и умений; - проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенству.

Слайд 7

Принципы работы с одарёнными детьми: - непрерывность сопровождения развития одаренного ребенка; - признание уникальности ребенка, исключающее усреднение, сравнение одного ребенка с другим; бережное отношение к психическому миру ребенка, его потребностям, особенностям субъективного отношения к миру и самому себе; защита интересов ребенка; индивидуальный путь развития ребенка; учет специфики возрастного и индивидуального развития; принцип диалогичности;

Слайд 8

Отличительные черты одарённого ребенка

Слайд 9

Отличительные черты одарённого ребенка Одарённый ребенок Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задает вопросы. Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы. Свободно высказывает свое мнение, настойчиво, энергично отстаивает его. Склонен к рискованным действиям. Часто озабочен преобразованием, улучшением общества, предметов, систем. Обладает хорошо развитым чувством юмора и видит юмор в ситуациях, которые могут не казаться другим смешными. Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей. Не боится отличаться от других. Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов .

Слайд 10

Важно помнить, что одарённость – «дело штучное», и по отношению к каждому такому ребёнку педагогу важно найти именно индивидуальный подход. Одарённые дети уникальны, они отличаются от других детей, но и в группе одарённых дошкольников нет ни одного похожего ребенка – у каждого свой набор способностей, свой темп развития, именно для них особую важность приобретает индивидуальный подход в обучении, воспитании, общении, и просто в повседневной жизни.

Слайд 11

Выявление одарённости у детей Работа с педагогами (беседы, анализ результатов педагогического мониторинга). Работа с детьми (наблюдение, диагностика, тестирование, анализ продуктов детского творчества). Работа с родителями (беседы, анкетирование). Важно ! Единство требований к малышу, как работников детского учреждения, так и родителей. Нельзя добиться положительных результатов в воспитании вне связи с семьей!

Слайд 12

Советы родителям по воспитанию одарённых детей: Относитесь к ребенку ласково и чаще хвалите его там, где это оправданно – вам нужно создать в доме атмосферу тепла и доверия. Это дает ребенку психологическую свободу пробовать новые идеи и применять новые знания без страха получить в ответ саркастическое или резкое замечание. Старайтесь вовремя уловить изменения в ребёнке. Они могут выражаться в неординарных вопросах или поведении и являться признаком одарённости. Уважайте в ребёнке индивидуальность. Не стремитесь проецировать на него собственные интересы и увлечения. Развивайте в своих детях следующие качества: уверенность, базирующуюся на объективной самооценке; понимание достоинств и недостатков в себе самом и окружающих; интеллектуальную любознательность и готовность к исследовательскому риску; уважение к доброте, честности, дружелюбию, сопереживанию, терпению, душевному мужеству; привычку опираться на собственные силы и готовность нести ответственность за свои поступки; умение находить общий язык и радость в общении с людьми всех возрастов.

Слайд 13

Этапы выявления одарённого ребенка 1 этап - групповое обследование детей с помощью стандартизированных методик на основе системы мониторинга примерной основной образовательной программы «От рождения до школы» Н.Е. Веракса и отбор группы детей, показавших результаты высокие и выше среднего. 2 этап – анализ результатов аналитических наблюдений воспитателей (воспитатели заполняют «Карту выявления одарённых детей») и анкетирования родителей ребенка (родители заполняют). По оценке взрослых выделяются одарённые дети. 3 этап - организуется индивидуальное обследование одаренных детей с помощью бесед, интервью, диагностических анкет, тестов. Уточняется желание и интерес ребенка к определенной деятельности. Работа с «Картой выявления одарённых детей для воспитателей» и «Картой одарённого ребенка» 4 этап – определение содержания работы с одарёнными детьми .

Слайд 14

Участники процесса выявления одарённых детей Родители Педагог по ИЗО-деятельности Воспитатели группы Педагог- психолог Музыкальный руководитель Хореограф

Слайд 15

Ваш ребёнок обязательно имеет одарённость в одной из семи областей человеческой деятельности. Оценить правильность вашего предположения о врождённых способностях ребёнка или помочь в этом важном деле может тест-анкета, разработанная учёными-психологами, специалистами в области детской психологии А. де Хааном и Г. Кафом. В дошкольном возрасте наша задача развивать детей в различных видах детской деятельности, развивать познавательный интерес, что и будет являться основой общей одарённости.

Слайд 16

Организация работы с одарёнными детьми по направлениям : Музыкальное развитие; Развитие художественно творческих способностей; Развитие конструктивных способностей; Развитие артистических способностей детей; Развитие литературных способностей. Интеллектуальное развитие; Развитие двигательной одаренности. Развитие академических способностей детей.

Слайд 17

Творческие (художественные) способности ребёнка проявятся в том случае, если он: С ранних лет проявляет склонность к рисованию; В свободное время охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски; не находя слов или «захлебываясь» ими, прибегает к рисунку или лепке, чтобы выразить свои чувства или настроение; стремится создать какое-либо произведение, имеющее очевидное прикладное значение (украшение для дома, одежды или что-нибудь подобное); серьезно относится к произведениям искусства, становится вдумчивым и серьезным, когда его внимание привлекает какое-либо произведение искусства или пейзаж; не робеет высказать собственное мнение даже о классических произведениях, причем может попробовать критиковать их, приводя вполне разумные доводы.

Слайд 18

У ребёнка литературное дарование , если он: Любят фантазировать или импровизировать на тему действительного события, причем придает событию что-то новое и необычное; рассказывая о чем-либо, умеет придерживаться выбранно­го сюжета, не теряет основную мысль; выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состоя­ния и чувства героев сюжета (изображает персонажи своих фантазий живыми и интересными, очеловеченными);

Слайд 19

Артистический талант проявится у ребенка, если он: часто , когда ребенку не хватает слов, он выражает свои чувства мимикой, жестами, движениями; стремится вызвать эмоциональные реакции у других, когда с увлечением о чем-то рассказывает, меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает, кроме того, с легкостью «передразнивает» чьи-то привычки, позы, выражения; пластичен и обладает способностью передавать эмоциональ­ные образы средствами двигательной выразительности; с большим желанием выступает перед аудиторией, причем стремится, чтобы его зрителями были взрослые .

Слайд 20

У ребенка спортивный талант , если он: предпочитают книгам и спокойным развлечениям игры, соревнования; физически развиты, энергичны и все время хотят двигаться; смелы и не боятся синяков и шишек; почти всегда берут верх в потасовках или выигрывают в какой-нибудь спортивной игре; двигаются легко, пластично, грациозно; обладают высокой координацией движений; ловко управляются с коньками и лыжами, мячами и клюшками; у них есть свой герой-спортсмен, которому они подражают.

Слайд 21

Ребенок имеет музыкальный талант, если он: любит музыку, всегда стремится туда, где можно ее послушать; быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко запоминает; сочиняет мелодии; научился или учится играть на каком-либо музыкальном инструменте; если поет или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувства и энергии, а также свое настроение.

Слайд 22

Дети, обладающие коммуникативными и организаторскими способностями. Дети с преимущественным преобладанием контактности, потребности в общении и лидерстве отличаются: инициативностью. высокими организаторскими способностями, их обычно легко выбирают на главные роли в играх и занятиях, они уверенно чувствуют себя среди сверстников и взрослых.

Слайд 23

Ребёнок имеет очевидные технические способности, если он: интересуется самыми разнообразными механизмами и машинами; любит и умеет рисовать («видит») чертежи и эскизы механизмов; сам «докапывается» до причин неисправностей и «капризов» механизмов и аппаратуры, любит «загадочные» поломки или сбои в работе механизмов, способен чинить испорченные приборы и механизмы; может использовать старые детали для создания новых игрушек, приборов, поделок, находит оригинальные решения; любит конструировать модели, приборы, радиоаппаратуру; интересуется специальной, даже взрослой технической литературой.

Слайд 24

У ребенка способности к научной работе , если он: обладает явно выраженной способностью к пониманию и использованию абстрактных понятий, к обобщениям; умеет четко выразить словами чужую и собственную мысль или наблюдение; любит читать или смотреть детскую техническую литературу (или даже научно-популярные книжки), опережая в этом своих сверстников, причем отдает предпочтение этой, а не развлекательной литературе; часто пытается найти собственное объяснение причин смысла самых разнообразных событий; с удовольствием проводит время за созданием собственных проектов, конструкций, схем, коллекций; не унывает и ненадолго остывает к работе, если его изобретение или проект не поддержаны или осмеяны.

Слайд 25

У ребёнка незаурядный интеллект , если он: хорошо рассуждает, ясно мыслит, понимает недосказанное, улавливает причины и мотивы поступков других людей; обладает хорошей памятью; легко и быстро схватывает новый «учебный» материал; задает очень много продуманных и оправданных ситуацией вопросов; любит читать книги, причем по своей собственной программе; обгоняет своих сверстников по учебе, причем не обязательно является «отличником», часто жалуется, что на обычных занятиях ему скучно; гораздо лучше и шире многих своих сверстников информирован о событиях и проблемах, не касающихся его непосредственно (о мировой политике, экономике, науке и т. д.); обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла, рассудителен не по годам, даже расчетлив; очень восприимчив, наблюдателен, быстро, но не обязательно остро, реагирует на все новое и неожиданное в жизни.

Слайд 26

С какими проблемами сталкиваются родители одарённых детей? Психологи выделяют два уровня проблем: одарённый ребёнок в семье; одарённый ребёнок в обществе .

Слайд 27

Проблема одарённого ребенка в семье С этим уровнем проблем родители сталкиваются вскоре после рождения такого ребёнка. Его повышенная активность доставляет родителям массу неудобств: проблемы со сном, едой и т.п. Затем начинаются трудности, связанные с повышенной познавательной активностью, которая часто влечет много неприятных последствий. Среди других проблем, волнующих родителей одарённых детей, не менее удручают бесконечные вопросы, которые задают эти дети, а также те трудности, которые возникают у ребенка на ранних этапах обучения. Дело в том, что у одарённого ребенка достаточно часто формируется зона его особых интересов. На школьные предметы, которые часто оказываются вне этой зоны, у одарённого ребенка не остается ни времени, ни желания.

Слайд 28

Проблема одарённого ребенка в обществе Основной пункт этой проблемы - антиинтеллектуализм, распространенный в нашем обществе, ориентация на "обыкновенного", "среднего", "простого" человека, недоверие, зависть и даже презрение к "умникам". В этой связи одарённым детям и их родителям часто приходится выдерживать давление со стороны общества, которое стремится сделать ребёнка "таким, как все". Иногда родители сопротивляются причислению своих детей к одарённым, заявляя при этом: "Я не хочу, чтобы мой ребенок был одарённым, пусть лучше он будет нормальным, счастливым человеком - таким, как все".

Слайд 29

Условия, для развития способностей и ранней одарённости дошкольников: Развивающая среда (материальная база). Компетентность педагога. Программно-методическое обеспечение работы с одарёнными детьми (программа, планирование, методическая литература и методические рекомендации, дидактическое оборудование и наглядность, диагностический инструментарий). Диагностика. Преемственность и система взаимодействия в работе всех специалистов ДОУ. Взаимодействие с учреждениями образования, культуры и спорта. Система работы с семьёй. Дифференцированный подход к работе с одарёнными детьми. Система индивидуальной работы с дошкольником. Кружковая работа. Эмоционально-психологический комфорт, адаптивная образовательная среда Право выбора вида деятельности для ребёнка. Передовой педагогический опыт по проблеме. Раннее выявление детских способностей и их развитие. Система стимулирования педагогической деятельности.

Слайд 30

Наблюдения педагогов дают возможность считать, что все дети одарённые. Главное не тормозить развитие, а помочь детям раскрыть их одарённость и развивать её. При этом помнить 3 правила: Помоги, но не навреди. Заинтересуй, но не настаивай. Учитывай индивидуальность.

Слайд 31

Литература: 1 1. Краткий психологический словарь / под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – М., 1990. 2. Белова Е. С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать: пособие для воспитателей и родителей. 3-е изд. – М., 2004. 3. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. – М., 2006. 4. http://narfu.ru/school/deti_konchep.pdf 5. http://zdtt.edusite.ru/doc/KONCEPCIJA_ODK.doc

Слайд 32

Спасибо за внимание !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья :" Одарённый педагог.Какой он?"

О современных педагогах, обладающих способностями в воспитании детей....

Дополнительная образовательная программа психолого-педагогического сопровождения одарённых детей дошкольного возраста "Одарённый ребёнок" в соответствии с ФГОС ДО

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской...

Работа с одарёнными детьми. Составление портрета одарённого ребёнка.

Эта таблица поможет в соствлении портрета- наблюдения "одарённого" ребёнка, а вообщем то любого ребёнка, для того, чтобы он успешно развивался....

Презентация к консультации для педагогов ДОУ «Одарённый ребёнок — какой он?»

Презентация к консультации для педагогов ДОУ «Одарённый ребёнок — какой он?»...

Тема: «Одарённый ребёнок — какой он?» Консультация для педагогов

На сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственнос...

Дополнительная образовательная программа психолого-педагогического сопровождения одарённых детей дошкольного возраста «Одарённые дети»

В последнее время отмечается резкое возрастание интереса к проблеме одаренности детей. И это не случайно. Происходящие изменения в системе дошкольного обучения и воспитания: ориентация на гуманизацию ...

Дополнительная образовательная программа психолого-педагогического сопровождения одарённых детей дошкольного возраста «Одарённые дети»

В последнее время отмечается резкое возрастание интереса к проблеме одаренности детей. И это не случайно. Происходящие изменения в системе дошкольного обучения и воспитания: ориентация на гуманизацию ...