ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С СЕМЬЁЙ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА
статья
Направления работы педгога-психолога с семьей в детском саду; основные принципы работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
antonova_t.k._vzaimodeystvie_pedagoga-psihologa_s_semey.odt | 30.16 КБ |
Предварительный просмотр:
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С СЕМЬЁЙ
В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА
В настоящее время достаточно актуальным является просвещение родителей по вопросам воспитания и развития ребенка. Особенно важно оно при поступлении ребенка в детский сад. Перед родителями, определяющими своих детей в детский сад, встает ряд вопросов. Как пройдет адаптация? Как их ребенок будет себя чувствовать в новых для него условиях? Как помочь своему чаду быстрее адаптироваться к детскому саду?
Важным в данных обстоятельствах является совместная работа педагога-психолога и родителей. Ведь с момента поступления ребенка в детский сад в его жизни и в жизни его родителей происходят значительные изменения. Хорошо, когда родители обеспечивают ребенку защиту, поддержку и положительный эмоциональный настрой. А имеют место быть случаи, когда родители не принимают участия в жизни своего ребенка, своевременно не оказывают помощь, тем самым формируя негативные черты личности и закрепив нежелательное поведение.
Семья в современном обществе, по мнению О.А. Карабановой, это институт первичной социализации ребенка. Именно в семье он приобретает свой первый жизненный опыт, получает элементарные знания, умения и навыки жизни в обществе. Под влиянием взрослых формируется его мировоззрение, усваиваются нравственные нормы поведения, закладывается основа социального «Я». Развиваясь, ребенок проходит определенные стадии, на которых есть свои специфические задачи, особенности и трудности. В этих условиях взаимоотношения в семье определяются такими факторами, как семейные ценности и стили воспитания. Семья оказывает на ребенка сильное влияние. От того, как воспитывается ребенок в семье, будет зависеть, каким он вырастет.
Ни для кого не секрет: взаимодействие с семьей в условиях детского сада просто необходимо. Помощь в преодолении ошибок в семейном воспитании, связанных с неправильным, узким представлением родителей об объеме своих функций и возможностях их реализации, на сегодняшний день в дошкольном учреждении оказывается педагогом - психологом. Непосредственное участие в жизни детей, психологическое сопровождение, контроль за психическим развитием воспитанников, позволяет педагогу – психологу своевременно оказывать помощь родителям детей, посещающих дошкольное учреждение.
Как показывает опыт, взаимодействие педагога-психолога с родителями весьма значимо и является продуктивной составляющей педагогического процесса в целом. Это выражено в заинтересованности родителей в сотрудничестве, в их активном участии в различного рода мероприятиях, а также в количестве консультаций.
В нашем детском саду работа с семьей занимает одно из ведущих направлений в деятельности педагога-психолога. Как правило, взаимодействие данного специалиста с родителями детей, поступающих в детский сад, начинается с ознакомительной беседы. В ходе чего определяется отношение родителей к ребенку, стиль воспитания, ожидания от детского сада. На данном этапе большое значение имеет установление доброжелательных отношений между родителями и педагогом-психологом. Для родителей вновь прибывших детей проводится групповая консультация на тему «Роль родителей в процессе адаптации к детскому саду», где они знакомятся с психофизиологическими возрастными особенностями развития, с кризисными периодами жизни ребенка и условиями успешной адаптации к детскому саду. Дальнейшие консультации проводятся по запросу родителей.
Кроме выше перечисленного родители получают подробную информацию о том, в какие игры играть с малышом (в зависимости от того, какие познавательные процессы требуют развития), о способах и приемах развивающего общения с ребенком в семье, о приемах снижения детских страхов, о способах сглаживания конкуренции детей в семье, об игровых приемах, позволяющих достаточно быстро приучить ребенка убирать за собой игрушки и т.д.
К основным формам взаимодействия педагога-психолога с семьей в нашем детском саду можно отнести следующие:
- консультации (очные и заочные);
- оказание психологической помощи и поддержки родителям в воспитании детей;
- беседы с родителями и детьми;
- стенд психолога;
- информационные уголки в группах;
- памятки;
- анкетирование;
- проведение совместных мероприятий;
- выступления на родительских собраниях.
С целью вовлечения родителей в жизнь детского сада были спланированы и проведены совместные мероприятия с детьми. Летом был организован праздник, посвященный Дню защиты детей «Маленькое чудо», где каждая мама готовила поделку в виде солнышка. В центре размещалась фотография ребенка, а на лучиках были написаны ласковые слова, которыми детей называют дома.
В ноябре прошлого года проводилось мероприятие, посвященное Дню матери. С помощью воспитателей было снято видео, на котором дети средней группы рассказывали о своих мамах. Затем были проведены совместные игры «Узнай по ладошке», «Кто больше соберет шариков», «Золушка». Дети читали стихи о маме. А в завершении мероприятия был совместный танец мамы и ребенка. Праздник не только объединил родителей и детей, но и способствовал созданию атмосферы тепла и доверия во взаимоотношениях педагога-психолога и родителей.
Родители выступают для ребенка источником эмоционального тепла и поддержки. Без этих составляющих ребенок чувствует себя беззащитным и беспомощным. Недаром базовой потребностью для человека является потребность в эмоциональной привязанности, любви и поддержке. Невозможность ее удовлетворения приводит к искажениям личностного развития и способна подтолкнуть ребенка к неадекватным формам поведения.
Для того, чтобы свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка, необходимо учитывать внутрисемейные факторы, имеющие воспитательное значение. К таким относятся: активное участие в жизни семьи, общение с ребенком, а главное - умение его выслушать, интерес к проблемам ребенка, помощь в развитии его талантов, знание этапов развития ребенка, уважение права ребенка на его собственное мнение, использование в повседневном общении приветливых фраз и объятий.
В ходе работы с родителями нами используются методы исследования, такие как тестирование, наблюдение, консультирование, анализ, анкетирование и психодиагностика. Полученные данные позволяют изучить необходимую информацию о семье каждого воспитанника, об уровне общекультурного развития его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогических знаниях. С помощью вышеуказанных методов работа и, соответственно, оказание помощи, становятся более продуктивными.
Проанализировав особенности взаимоотношений в семье, составляется план работы с учетом дифференцированного и индивидуального подхода к родителям.
Как уже отмечалось выше, работа педагога-психолога с семьей – это работа с родителями. В своем большинстве проблемы в поведении и развитии ребенка являются «отзеркаливанием», отражением сложившейся ситуации в семье. Разные требования, предъявляемые родителями к ребенку, могут привести к нарушениям поведения в виде капризов, агрессии, отказа от еды. Неблагоприятный психологический климат в семье также провоцирует проблемы с поведением и развитием ребенка. Из опыта нашей работы с родителями, можно сказать, что теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники различных мероприятий. Большинство уже начали целенаправленно применять полученные навыки в семье.
В нашей работе со стороны родителей встречается полное понимание того, что ребенка нужно любить не за то, что он красивый, умный, способный, воспитанный, а просто так, просто за то, что он есть. Профессор Юлия Гиппенрейтер называет это принципом безусловного принятия. Маленькому человечку необходимо каждый день слышать, что он любим, что он самый лучший, что у него все получается. Родителям предлагается представлять каждое утро, что их ребенок — это сосуд, который необходимо наполнить нежными словами, чтобы эти важные слова были с ребенком на протяжении всего дня. Известный семейный терапевт Вирджиния Сатир рекомендовала обнимать ребенка несколько раз в день.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод: эффективно-организованная работа педагога-психолога в детском саду помогает справиться со всеми теми вопросами, которые стоят перед семьей, а также выработать единые воспитательно-образовательные позиции по отношению к ребенку. Родители убедились, что их участие в жизни детского сада необходимо не потому, что этого хочет администрация или педагог-психолог, а потому, что это важно для их собственного ребенка, для них самих.
Список литературы:
1. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2005.
2. Семья: психология, педагогика, социальная работа / Под ред. А.А. Реана. – М.: АСТ, 2010.
3. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? / Ю.Б. Гипенрейтер. – М.: АСТ, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Взаимодействие педагога-психолога со специалистами в условиях реализации ФГТ».
В настоящее время нам известно, что все детские сады активно внедряют в свою практику работы Федеральные Государственные Требования к основной общеобразовательной программе....
Занятие педагога-психолога с детьми средней группы детского сада «Дружба начинается с улыбки».
Формирование дружеских взаимоотношений в группе, сплочение детского коллектива....
Организация работы педагога-психолога с гиперактивными детьми в детском саду.
Наверное, в каждой группе детского сада есть дети, которым трудно долго сидеть на месте, молчать, подчиняться инструкциям. Такие дети, естественно, создают дополнительные трудности ...
Занятие педагога-психолога для детей средней группы детского сада «Дружба начинается с улыбки».
Занятие с использованием мультемидийного оборудования, направлено на формирование благоприятного социально-психологического климата в группе, сплочение детского коллектива. Презентация &q...
Коррекционно-развивающее занятие педагога-психолога с детьми старшей группы детского сада "Путешествие в страну красок"
Данное коррекционно-развивающее занятие педагога-психолога в детском саду направлено на снижение психоэмоционального напряжения,импульсивности. Использование нетрадиционной технологии рисования по вод...
Тематика консультаций педагога-психолога для разных возрастных групп детского сада.
Консультации для родителей, проводимые в ДОУ, являются одной из форм дифференцированной работы с семьей. Такой вид работы позволяет педагогу дать квалифицированный совет родителю по воспитанию и...
Консультация педагога-психолога «Адаптация ребенка к условиям детского сада»
Консультация педагога-психолога«Адаптация ребенка к условиям детского сада»...