«Воспитание у детей гуманных чувств и положительных взаимоотношений»
консультация (подготовительная группа)
Консультация для родителей "Воспитание у детей гуманных чувств и положительных взаимоотношений"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_lya_roditeley_vospitanie_u_detey_gumannyh_chuvstv.docx | 16.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребёнка – детский сад №32 города Кропоткин муниципального образования Кавказский район
Консультация для родителей
Тема: «Воспитание у детей гуманных чувств и положительных взаимоотношений»
Составила воспитатель:
Морозова Е.В.
Воспитание гуманных чувств и отношений является одной из первоочередных задач формирования личности дошкольника. Отзывчивое отношение к сверстникам, понимание их эмоционального состояния побуждает детей к нравственно ценным поступкам, оказывает влияние на развитие доброжелательных взаимоотношений между ребятами, способствует установлению обстановки эмоционального комфорта для каждого воспитанника в группе дошкольного образовательного учреждения.
Большое значение в воспитании дошкольников имеет взаимосвязь когнитивного фактора и социальных эмоций.
Воздействие на интеллектуальную сферу ребенка обеспечивает формирование знаний о нормах и правилах поведения, помогает устанавливать соответствие между правилом и возникшей ситуацией, выбирать наиболее адекватные способы поведения в ней.
Воздействие на эмоциональную сферу вызывает у ребенка эмоциональный отклик, побуждающий к проявлению гуманности, сопереживания.
А.В.Запорожец придает большое значение деятельности в развитии эмоций: за период дошкольного детства моральные переживания достигают достаточно высокой степени сформированности в процессе деятельности, выполнения предъявляемых детям нравственных требований. Развиваются чувства удовлетворения, радости, огорчения. Все новые социальные эмоции и нравственные чувства возникают и развиваются в процессе практических взаимодействий ребенка с окружающей действительностью и в общении со сверстниками .
Эмоции ребенка зависят и от содержания и структуры деятельности. Уже у двух-трехмесячного младенца возникает положительное эмоциональное отношение к матери или другому близкому человеку. Эта эмоция, являющаяся по мнению ученого, зародышем всех в дальнейшем формирующихся высших человеческих чувств, названа в психологии «комплексом оживления».
По мере развития у ребенка формируются новые потребности и интересы. Интересы его распространяются на более широкий мир окружающих предметов, явлений и событий, а вместе с тем эмоциональные проявления его становятся сложнее и содержательнее.
Постепенно у ребенка возникают простейшие моральные переживания. Эмоциональные переживания начинают вызываться не только тем, что просто приятно или неприятно, но и тем, что хорошо или плохо, что соответствует или противоречит требованиям окружающих людей.
К началу дошкольного возраста ребенок приходит уже с относительно богатым эмоциональным опытом. Он обычно довольно живо реагирует на радостные и печальные события, легко проникается настроением окружающих его людей. Выражение эмоций носит у него очень непосредственный характер, они бурно проявляются в его мимике, словах, движениях.
Особо важное значение для маленького ребенка имеет установление теплых, ласковых отношений с педагогом. Взрослый, который сумел завоевать симпатии дошкольника, легко добивается от него выполнения предъявляемых требований, подчинения нравственным нормам поведения.
Для понимания детских эмоций педагогу необходимо выявить источники их происхождения, лежащие в осмысленной деятельности ребенка, под влиянием которой он начинает по-новому не только понимать, но и переживать этот мир. В воспитательной работе очень важно добиваться единства этих двух моментов - сочетания глубокого понимания ребенком тех или иных фактов действительности с правильным отношением к ним.
На четвертом-пятом году жизни у ребенка впервые появляются зачатки чувства долга. Это связано с формированием простейших нравственных представлений относительно того, что хорошо и что плохо. Возникают переживания удовольствия, радости при удачном выполнении своих обязанностей и огорчения при нарушении установленных требований. Подобного рода эмоциональные переживания возникают главным образом во взаимоотношениях ребенка с близким ему человеком и постепенно распространяются на более широкий круг людей.
Зачатки чувства долга у дошкольника неотделимы от его действий и поступков, совершаемых при выполнении тех нравственных требований, которые предъявляются ребенку в семье и в детском саду. Причем вначале они проявляются лишь в процессе действий и только позднее - до их совершения, как бы эмоционально предвосхищая последующее поведение.
Существенный вклад в развитие мотивационно-эмоциональной сферы детей вносят и такие виды детской деятельности, как игра и знакомство с художественными произведениями.
Игра в дошкольном возрасте - это деятельность, эмоционально насыщенная, требующая от ребенка определенного настроя и вдохновения. В игре, с одной стороны, обнаруживаются уже сложившиеся у детей способы и привычки эмоционального реагирования, с другой, формируются новые качества поведения ребенка, развивается и обогащается его эмоциональный опыт.
Игра может служить эффективным средством для выявления тех объективных отношений, в которых живет ребенок: вступая в игре в реальные отношения со своими партнерами, он проявляет присущие ему личностные качества и обнажает эмоциональные переживания. В то же время внесение в игру нового эмоционального опыта (переживания радости от общения со сверстниками или от перевоплощения в роли и т. д.) способствует нейтрализации отрицательных эмоциональных проявлений у детей, приводит к формированию у них новых положительных качеств и стремлений, новых побуждений и потребностей. Игровая деятельность детей может быть использована педагогами в несколько иных целях, а именно в целях выявления некоторых особенностей эмоционального неблагополучия дошкольника.
Итак, на протяжении детства эмоции проходят путь прогрессивного развития, приобретая все более богатое содержание и все более сложные формы под влиянием социальных условий жизни и воспитания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание у дошкольников гуманных чувств и отношений.
Дошкольное детство - важный период в нравственном становлении личности. Исследования ученых в области педагогики и психологии свидетельствуют о формировании основных моральных качеств личности именно ...
СТАТЬЯ <<Воспитание у детей гуманных чувств и отношений.>>
Информация для педагогов и родителей....
Презентация по воспитанию у детей гуманных чувств в процессе ознакомления с живой природой
Мои опробованные наработки в ходе исследовательской деятельности в процессе написания дипломной работы по методике ознакомлениЯ детей с природой....
Консультация для педагогов на тему: «Воспитание у детей гуманного отношения к природе»
laquo;Дети способны бескорыстно и безмерно отдавать своюдоброту всему живому – так велит детский демократизм.Только бы им не мешали, а наоборот, помогалисохранить доброту на всю жизнь…&r...
Консультация для воспитателей "Воспитание у детей гуманного отношения к природе."
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предусматривает воспитание бережного, гуманного отношения к природе, формирование умения соблюдать элементарные правила поведения при взаимодействии...
Воспитание у детей гуманно-деятельного отношения к природе
Человек и природа…Философы, поэты, художники всех времен и народов воспевали красоту природы в своих произведениях. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче,...
Консультация для родителей "Воспитание у детей гуманных чувств и отношений"
Эта консультация для родителей посвящена воспитанию гуманности у детей. Мы обсудим ключевые компоненты гуманных чувств, такие как эмпатия, сочувствие, доброта и уважение, и их значение для развития ли...