СТАТЬЯ <<Воспитание у детей гуманных чувств и отношений.>>
статья на тему
Информация для педагогов и родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
информация для педагогов и родителей. | 38.25 КБ |
Предварительный просмотр:
статья |
<<Воспитание у детей гуманных чувств и отношений.>> |
Воспитатель: ПЕТРОВА Е. С. |
<<Воспитание у детей гуманных чувств и отношений.>>
В настоящее время проблемы социально - нравственного воспитания дошколь-
ников находятся в центре внимания отечественной педагогики. Исследователями обосновано положение о том, что в дошкольном возрасте ребёнок приобретает значительный практический опыт поступков, соответ- ствующих моральным нормам общества.
Моральные нормы- это обобщённые понятия. Они заключают в себе не содержание конкретных поступков, а общий тип поведения, образ поведения, регулирующий отношение человека к обществу, людям, труду, к самому себе,
к природе.
В современном мире эти отношения проявляются в гуманизме, трудовой направленности, чувстве собственного достоинства, экологической культуре.
Воспитание гуманных чувств и отношений является одной из задач формиро-
вания личности дошкольника. Отзывчивое отношение к сверстникам, пони-
мание их эмоционального состояния побуждает детей к нравственно ценным
поступкам, оказывает влияние на развитие доброжелательных взаимоотно-
шений между детьми.
На третьем году жизни у малыша возникают простейшие моральные пережи-
вания и к младшему дошкольному возрасту ребёнок имеет уже относительно
богатый эмоциональный опыт. Дошкольник довольно живо реагирует на ра-достные и печальные события, легко проникается настроением окружающих
людей. Выражение эмоций носит у него очень непосредственный характер,
они бурно проявляются в мимике, словах, движениях.
Наибольшие возможности для воспитания гуманных чувств и отношений
создаются при наличии эмоционального комфорта для ребёнка, когда он
ощущает на себе заботу и внимание .Ведущая роль в создании обстановки
эмоционального комфорта принадлежит взрослому.
Взрослый идёт навстречу желаниям детей поделиться своими впечатлениями, получить оценку затраченным усилиям или замыслам; высказать возможную обиду, досаду от нереализованной задумки и т. д.; демонстрирует своё эмоциональное отношение к сообщениям детей и их состоянию, выражая радость, тревогу, сочувствие.
Положительное эмоциональное состояние ребёнка - одно из основных усло-
вий становления доброжелательных взаимоотношений со взрослым и с деть-
ми; эмоциональное благополучие связано с достижением успеха; неудовлетво-
рённость потребности ребёнка в общении может вызвать пугливость, замкну-
тость, нерешительность, агрессию.
Рассмотрим примеры общения с детьми.
Дети строят из конструктора дома. У одного мальчика постройка разрушается. Он огорчён, прекращает строить. Ребята начинают смеяться над ним. Мальчик
волнуется, краснеет, слёзы на глазах. Подходит взрослый. Ласково обращается
к ребёнку:<< Не получилось? Не беда! Ну, попробуй снова>> .
Это ошибка. В такой ситуации следовало бы вступить в деловое общение, пока-
зать некоторые приёмы конструирования, объяснить причину неудачи и тем
самым снять ситуативный дискомфорт в эмоциональном состоянии ребёнка.
Приведём ещё один пример.
Девочке не удаётся сложить понравившийся узор из мозаики; она огорчена,
волнуется, прерывает свою игру, грустит. Взрослый замечает изменения в
эмоциональном состоянии ребёнка, подходит к нему, предлагает сложить
узор вместе. Девочка охотно вступает в общение, рассказывает, какой узор
она хочет сложить. Взрослый поддерживает её замысел, незаметно подска-
зывает необходимые приёмы, облекая их в форму совместного обсуждения.
Ребёнок становится более уверенным в себе, её состояние заметно улучшается.
Она достигает успеха, радуется и берётся за составления нового узора.
В этом примере взрослый увидел причину дискомфорта ( недостаточное владение навыками) и помог достичь положительного результата.
Дети нуждаются в непосредственной эмоциональной форме общения со
взрослым, которому следует либо удовлетворить просьбу, либо объяснить
причину, по которой её невозможно в данное время выполнить, уточнив
при этом, когда он сможет выполнить просьбу. В то же время нельзя допустить
развития зависимости от взрослого. Ребёнка следует заинтересовать другими
детьми, помочь ему найти занятие, желательное для всех.
У детей трёх лет воспитывается умение самостоятельно преодолевать ситуации
собственного эмоционального дискомфорта: сдерживать слёзы, огорчение,
справляться с собственной оплошностью, обращаться за помощью ко взрослому.
Воспитывается отзывчивость. Понятие <<отзывчивость>> характеризуется как
умение ребёнка замечать ситуацию, в которой сверстник испытывает эмоциональный дискомфорт, и принимать активное участие в восстановлении
эмоционального благополучия <<страдающего>> малыша.
Приведём пример.
В песочнице дети лепят куличики. У Саши сухой песок высыпается из формочки,
как только он переворачивает её. Рядом Коля кладёт в формочки сырой песок,
ловко орудует лопаточкой, и ему удается изготовить целый ряд куличиков. Заме-
тив неудачу Саши, он показывает свои куличик: <<Вот как надо! Ты не умеешь, а я умею>> - и не оказывает Саше никакой помощи, радуясь своему успеху.
Настя увлечена своей игрой и не обращает внимания на затруднения Саши.
И лишь Оля помогает Саше, приносит воду и поливает песок, объясняя причину
неудачи.
Активным приёмом воспитания отзывчивости является демонстрация таких
ситуации с помощью настольного( кукольного) театра. Перед детьми разыгры-
вается ситуация из жизни детей. Например: кукла пытается построить домик,
но кубики рассыпаются, и она плачет. Взрослый спрашивает: << Почему кукла
плачет? Как её можно успокоить?>> Предлагает обратиться к ней с ласковыми
словами, помочь восстановить разрушенный домик. Положительная оценка
поступка ребёнка, проявившего отзывчивость, побуждает и других детей
действовать также.
Подобным образом могут быть использованы и наборы картинок: одна картинка
демонстрирует возникшую ситуацию (упавший ребёнок; малыш, разбивший
тарелку), на 2-3 картинках изображены дети, проявляющие разное отношение
( невнимание, сочувствие, помощь) к ребёнку. Последовательно рассматри-
вая эти картинки, взрослый задаёт вопросы:<< Что случилось? Как надо помочь?
Как поступают эти дети? Чей поступок успокоит ребёнка? Почему?>> Такое
обсуждение позволяет детям понять смысл поступка, отражающего проявле-
ние отзывчивости, и следовать ему в собственном поведении.
Ребёнок пятого года жизни способен проникать в чувства других.
Пример. Демонстрируется картина, на которой изображены мальчик, разбив- ший чашку, и девочка, собирающая осколки. Взрослый обращает внимание детей на эмоциональный дискомфорт мальчика:<< Посмотрите, как мальчик испугался! А девочка- молодец! Увидела его, скорее подбежала к нему, чтобы
не только осколки собрать, но и успокоить малыша.>> Как вы думаете, какие слова успокоят мальчика?
Такие разъяснения позволяют детям понять нравственную сторону поступка
девочки, проявившей сочувствие.
Для накопления детьми опыта решений, отражающих гуманное отношение
к сверстникам, может быть использована методика<< незаконченного рас-
сказа>>. Взрослый прерывает чтение рассказа в том месте, где описывается
поступок персонажа в ситуации неблагополучия героя и задаёт вопрос:<< Что
было дальше?
Деятельность детей старшего дошкольного возраста принимает коллективный
характер и потому задача воспитания гуманных чувств и отношений преобра-
зуется в задачу воспитания доброжелательных взаимоотношений и сотрудни-
чества. Наиболее активным средством является объединение детей в общей
деятельности. В целом содержание работы по обучению детей способам
сотрудничества заключается в том, что взрослый:
-помогает детям приходить к общему согласию, выслушивать мнения парт-
нёров, выражать своё отношение к их предложениям, не прибегая к нетактич-
ным замечаниям, обижающим партнёров;
-одобряет действия детей, направленные на поддержку сверстников, оказа-
ние им помощи;
-положительно оценивает результаты работы всех детей, подводя общий
итог, подчёркивая значимость совместных усилий.
Следует отметить, что вступление детей в совместное обсуждение нередко
приводит к возникновению конфликтных ситуаций. Средством разрешения этих
конфликтов становятся моральные правила, сообщаемые взрослым и усваива-
емые детьми, осознаваемые ими как значимые и справедливые. Моральные
нормы упражняют детей в оценке возникающих ситуаций и выборе необходи-
мых поступков, формируют собственный опыт, позволяют ликвидировать раз-
рыв между знанием моральных норм и реальным поведением. Конфликты по-
буждают ребёнка к поиску решения проблемы и тем самым способствуют
нравственному воспитанию.
Методы нравственного воспитания должны быть направлены не на передачу
моральных норм с целью формирования соответствующего практического
опыта, а на то, чтобы поставить ребёнка в условия, при которых поступок,
соответствующий моральной норме, становился бы для него личностно зна-
чимым.
Литература:
Р.С.Буре Социально-нравственное воспитание дошкольников М.2012
А.В.Запорожец Эмоциональное развитие дошкольника. Под ред. А.Д.Кошелевой
М.:Просвещение,1985.
Р.С.Буре Как поступают друзья? Воспитание гуманных чувств и отношенйй.
СПб.2004 Детство-прес.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание у дошкольников гуманных чувств и отношений.
Дошкольное детство - важный период в нравственном становлении личности. Исследования ученых в области педагогики и психологии свидетельствуют о формировании основных моральных качеств личности именно ...
Конспект открытого занятия в старшей группе по воспитанию гуманных чувств и отношений «Хотим быть добрыми»
Создать условия для становления устойчивой мотивации, развития произвольности, чувства товарищества и взаимовыручки....
Семинар практикум "Воспитание гуманных чувств и отношений у детей дошкольного возраста"
Проблема воспитания гуманных чувств и отношений изучалась в отечественной дошкольной педагогике довольно подробно и с разных позиций. Рассматривалось отношение ребенка к взрослым, к сверстникам, к дет...
Презентация по воспитанию у детей гуманных чувств в процессе ознакомления с живой природой
Мои опробованные наработки в ходе исследовательской деятельности в процессе написания дипломной работы по методике ознакомлениЯ детей с природой....
Выступление на семинаре. Доклад "Воспитание гуманных чувств и отношений - одна из задач формирования личности дошкольника"
Моральные нормы заключают в себе не содержание конкретных поступков, а общий тип поведения, регулирующий отношение человека к обществу, людям, труду, к себе самому, к природе....
«Воспитание у детей гуманных чувств и положительных взаимоотношений»
Консультация для родителей "Воспитание у детей гуманных чувств и положительных взаимоотношений"...
Воспитание гуманных чувств и отношений у детей старшего дошкольного возраста
Материал методической разработки содержит беседы, игры и упражнения, способствующие нравственному воспитанию детей и направленны на раскрытие их творческого и интеллектуального потенциала....