Родительское собрание
методическая разработка (старшая группа)

Герт Оксана Владимировна

Родительское собрание в старшей группе на тему «Развитие интеллектуальных способностей дошкольника с помощью современных логоматематических игр»

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_v_starshey_gruppe.docx18.04 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание в старшей группе на тему «Развитие интеллектуальных способностей дошкольника с помощью современных логоматематических игр»

 

Цель – повысить родительскую компетентность в вопросах развития интеллектуальных способностей ребёнка, познакомить с современными логоматематическими играми, объединить детей и родителей совместным выполнением интеллектуальных и творческих заданий.

Повестка дня:

1.Информация воспитателя «Интеллектуальное развитие старших дошкольников».

2.Рубрика «В родительскую копилку».

3.Викторина «Умники и умницы» с участием детей и родителей.

4.Решение задачек-шуток, загадок детьми и родителями. «Геометрическое дерево».

5.Работа в творческой мастерской «Придумай и нарисуй страну Весёлой Математики».

6.Подведение итогов собрания. Обмен мнениями.

Ход собрания:

1.Выступление воспитателя.

     Уже сейчас, в старшей группе мы много говорим о будущем обучении детей в школе. Чаще всего родители считают, что важно научить ребёнка читать, считать, писать, и тогда он будет готов к школе. Между тем исследования показывают, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточный объём знаний, умений и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое.

     Интеллектуальное развитие детей – это мыслительная способность, умственное начало, рациональное познание ребёнка, определяющее его деятельность. Под «умственным началом» понимают умение ребёнка самостоятельно делать выводы и умозаключения (соответственно возрасту).

    В старшем дошкольном возрасте у детей активно развивается наглядно-образное мышление и закладываются начала логического мышления.

     Для успешного и полноценного интеллектуального развития детей необходимо создать предметно-развивающую среду дома и в детском саду. Как же организовать развивающую среду дома? Для развития мышления ребёнка обязательно нужно иметь: настольно-печатные игры с правилами, мозаики, домино и шашки, различного типа конструкторы, ребусы, головоломки, детские энциклопедии, детские журналы с картинками-заданиями. Дети очень любят исследовать, поэтому полезно собрать в отдельном ящичке нужные для детского исследования предметы: магниты, лупы, микрокалькуляторы, компасы, неработающие телефоны и т.д.

     Для рисования хорошо иметь листы бумаги разного формата и цвета, мелки, краски, кисточки, цветные карандаши. Хорошо бы приобрести отдельные или в наборе репродукции (открытки) произведений живописи, графики и т.д., и приобщить к ним ребёнка. Очень важно при этом, чтобы дошкольник не только самостоятельно действовал и приобретал знания в специально организованной обстановке, но и активно общался со взрослыми, играл с ними и с другими детьми, совместно действовал для освоения различных понятий, качеств и свойств предметов. Очень важным является положительный фон при организации игр, совместной деятельности, поискового общения, так как именно он способствует возникновению познавательного интереса и уверенности ребёнка в собственных силах.

2. «В родительскую копилку» (воспитатель знакомит родителей с логоматематическими играми и демонстрирует их).

   Игры математического содержания помогают формировать у детей познавательный интерес, способность к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться, развивают интеллектуальные способности и самостоятельность.

    Игры-головоломки, или игры геометрического конструирования, известны давно. Это – «Танграм», «Волшебный круг», «Вьетнамская игра», «Колумбово яйцо», «Пифагор», «Пинтамино» и т.д.

   Каждая игра представляет собой комплект геометрических фигур. Такой комплект получается в результате деления одной геометрической фигуры (например, квадрата в игре «Танграм» или круга в «Волшебном круге») на несколько частей. Сущность игры состоит в том, чтобы воссоздать на плоскости из геометрических фигур, входящих в набор, силуэты предметов по образцу, по схеме или замыслу. Данные игры вызывают у детей большой интерес, способствуют развитию аналитико-синтетической и планирующей деятельности.

   Наиболее эффективным пособием для формирования всех мыслительных умений в комплексе на протяжении всего дошкольного детства являются блоки Дьенеша.

  Это набор из 48 объёмных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине. Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами: формой, цветом, размером и толщиной. В процессе разнообразных действий с блоками дети сначала овладевают умением оперировать одним свойством фигур, сравнивать их, классифицировать и обобщать по одному свойству, затем сразу по двум свойствам, несколько позже – по трём. С логическими блоками ребёнок выполняет различные действия: выкладывает (по образцу, по алгоритму, по схеме, по условиям), меняет местами, убирает, даёт их характеристику, делит между «поссорившимися» игрушками и т.д., а по ходу действий рассуждает.

   «Цветные палочки Кюизенера» по другому называют «цветные числа», так как каждая палочка обозначает одно из натуральных чисел в пределах 10. С помощью цветных чисел дети знакомятся с последовательностью чисел натурального ряда, с составом числа из единиц и двух меньших чисел, осваивают прямой и обратный счёт, сравнивают числа, могут овладеть арифметическими действиями сложения, вычитания, умножения и деления, учатся измерять объекты с помощью условной мерки.

    Также одним из эффективных средств развития интеллектуальных способностей является система игр и упражнений со счётными палочками. Дети могут выкладывать заданные фигуры, предметы из определённого количества палочек, ритмический рисунок, фигуры людей , животных, машин, выполнять задания по перекладыванию палочек с целью получения нового изображения, проводить анализ изображений. Детям нравятся игры с палочками «Кто быстрее сложит три фигуры?», «Найди, что изменилось», «Используй для фигуры шесть палочек», «Из семи палочек составь два квадрата» и др.

3.Викторина «Умники и умницы».

В группу приглашаются дети. Воспитатель предлагает детям и родителям поучаствовать в викторине «Умники и умницы». Вопросы викторины составлены таким образом, что позволяют с интересом участвовать в ней и детям, и родителям.

Вопросы викторины:

1.Какой день недели перед субботой?

2.Если стул ниже стола, то стол…

3.Что общего между вентилятором и холодильником?

4.Утром мы завтракаем, а днём …

5.У каких геометрических фигур нет углов?

6.Нас 7 братьев, летами все равные, а именем разные. Кто мы?    (дни недели)

7.Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас всего?    (двое)

8.Берёза, клён, одуванчик, дуб. Что лишнее и почему?

9.Если брат старше сестры, то сестра…

10.Какой год продолжается всего один день?        (Новый год)

11.Как с помощью только одной палочки образовать на столе треугольник?   (положить её на угол стола)

     

4.Игра «Геометрическое дерево»

    Для игры используется искусственное дерево, у которого на ветках необычные плоды – разноцветные геометрические фигуры, на обратной стороне которых записаны задачи-шутки и загадки. В игре участвует каждая семья по очереди. Ребёнок срывает фигуру, родители читают задание и вместе с ребёнком отвечают.

Задачи-шутки для  «чудо-дерева»:

- Сколько жирафов плавает в Чёрном море?

- Это число обозначает, сколько голов было у Змея Горыныча. Назовите это число.

- В ящике 3 помидора, 2 огурца и 5 яблок. Сколько всего овощей в ящике?

- Сколько орехов в пустом стакане?

- По небу летели 2 утки, 1 гусь, 3 щуки и 4 карася. Сколько птиц летело?

- Может ли дождь идти два дня подряд?

- Много рук, а одна нога. Что это?  (дерево)

- У трёх братьев по одной сестре. Сколько всего детей в семье?  (4)

- Иду я, вижу: из-под дуба 1 лисий хвост, 1 заячье ухо и 2 волчьих уха. Кто там и сколько их?

- 4 ноги, а ходить не может.  (стол, стул)

- Чтоб не мёрзнуть, 5 ребят в печке вязаной сидят (варежка).

5.Творческая мастерская.

Воспитатель предлагает родителям вместе с детьми с помощью различных изобразительных средств (цветные карандаши, фломастеры, краски, цветная бумага, ножницы, клей) создать изображение страны Весёлой математики. По окончании работы семьи рассказывают о получившихся изображениях.

6.Подведение итогов собрания. Обмен мнениями.

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительские собрания в детском саду Общее родительское собрание в средней группе. Подготовка к школе

Ответы на вопросы родителей в течении года. Подведение итогов на ответы анкетирования на тему: "Воспитание ребенка в семье и в саду "...

Родительское собрание «Безопасность детей на улицах Средняя группа Родительское собрание «Безопасность детей на улицах Средняя группа

Дорогие друзья! Сегодня наша встреча посвящена очень важной проблеме — воспитанию у наших детей навыков безопасного поведения на улицах города. Может возникнуть вопрос: зачем объяс­нять де...

родительское собрание "Растем играя" родительское собрание "Мастерим игрушки вместе" родительское собрание ""

влитяние игровой деятельности на психическое развитие дошкольника, в частности на интеллектуальное и волевое развитие.на вопрос, что любят дети каждый ответит - играть. А вот почему ребенок играет и п...

Родительские собрания как одна из форм поддержки психологического здоровья субъектов образовательного процесса. Конспекты родительских собраний.

В данной подборке собрана информация из психологических источников по актуальным проблемам образования и воспитания детей дошкольников разных возрастных групп (ясли, младшая, средняя, старшая, подгото...

Родительское собрание «Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых везде хранит меня». Родительское собрание. (деловая игра)

ПОД МУЗЫКУ «ПОД КРЫШЕЙ ДОМА СВОЕГО» В ЗАЛ ВХОДЯТ «РОДИТЕЛИ», РАССАЖИВАЮТСЯ. ЗАТИХАЕТ МУЗЫКА, И В ЗАЛ ВХОДЯТ «ДЕТИ».1-ЫЙ РЕБЕНОК: Мама с папой – моя родня.Нет роднее родни у меня.И сестренка родня...