Консультация для родителей "Шахматы как средство развития познавательного интереса у старших дошкольников"
консультация (старшая группа)
Консультация для родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kons._shahmaty_kak_sredstvo_razvitiya_poznavatelnogo_interesa_u_st._dosh-ov.docx | 14.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей «Шахматы как средство развития познавательного интереса у старших дошкольников»
Шахматы в дошкольном детстве положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и способствуют развитию таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. Примерно к 5–7 годам ребенок овладевает знаковой системой родного языка и начинает осваивать следующий чрезвычайно важный процесс умственных действий, результат которых проявляется сразу в мыслях, вне движения или слова.
На роль шахмат не только в развитии, но и в воспитании человека в России обращали внимание ещё в начале прошлого века. Так, И.Я. Гердт писал о шахматах следующее: «Теперь перейдем к таким играм, где все зависит от умения и внимательности к положению не только своих фигур, но и фигур противника. Все эти игры, в особенности сложнейшая из них – шахматы, имеют громадное, воспитательное значение…Шахматы научат детей строго обдумывать каждый ход, научат анализировать своё положение, научат соображать». Можно считать, что для российской действительности ситуация мало изменилась и сейчас, спустя почти век. Шахматы – достаточно простая игра с четко определенными правилами, в том числе и правилами корректного поведения во время игры. Нарушать их нельзя, поскольку любое подобное нарушение (в отличие, например, от игровых видов спорта) приводит к немедленному прекращению игры. Таким образом, у детей с самого раннего возраста формируется уважительное отношение к правилам, нормам поведения, а ведь в основе морали, нравственности как раз и лежит осознанное добровольное соблюдение общепризнанных норм поведения. Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, особенно тем из них, кто обучается в малокомплектной школе, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Благодаря шахматам у детей резко расширяется круг общения, появляется много новых возможностей для полноценного самовыражения, самореализации, и это позволяет детям преодолеть замкнутость, неуверенность в себе. Компьютерный век стремительно меняет образ жизни людей, идет переоценка ценностей. Эта древняя игра оказалась сродни новой ментальности, и первыми это почувствовали дети. Во многих странах шахматы вводят сейчас в школьную программу в качестве основного или дополнительного предмета. Огромное значение при изучении шахмат имеет специально организованная игровая деятельность, использование развивающих заданий, упражнений, создания игровых ситуаций. Итак, с чего начать?
Первый этап – изучение элементарного шахматного материала (беседа, объяснение, чтение и рассказывание сказок, рассказов, рассматривание иллюстраций, картинок с использованием мультимедийного оборудования, рассматривание шахматных фигур изготовленных из разного материала, разной величины, просмотр фильмов).
Второй этап – обучение игре в шахматы для развития познавательного интереса (широкое использование игр и упражнений; широкое использование игр на фрагментах шахматной доски; применение нестандартных дидактических заданий и игр; инсценировка сказок; детальное изучение возможностей каждой шахматной фигуры; рисование шахматных фигур, раскрашивание, лепка любимой фигуры, конструирование из бумаги (оригами) шахматной доски и фигур, решение кроссвордов, лабиринтов).
Заключительный этап – участие детей в шахматных турнирах, проведение конкурсов, викторин, развлечений. Таким образом, подобный подход способствует снижению нагрузки, т.к. устраняется усредненный подход ко всем детям, а также самое главное – повышается интерес ребенка во время познавательной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Развитие познавательных интересов у старших дошкольников»
В данной консультации подчеркнута необходимость формирования у старших дошкольников познавательных интересов.Основа познавательного интереса - активная мыслительная деятельность.Говорится ...
Статья "Развитие познавательного интереса у старших дошкольников средствами информационно-коммуникационных технологий" в сборнике II областного фестиваля педагогических идей
Статья опубликована в сборнике материалов II областного фестиваля педагогических идей "Актуальные проблемы профессиональной подготовки и деятельности современного педагога", 2017....
Методические разработка на тему: «Прогулка, как средство развития познавательного интереса у старших дошкольников»
В данной методической разработке описанны предлагаемые рекомендации по организации эксперементальной деятельности у страших дошкольников на прогулке. Разработка будет интересна молодым воспитате...
Консультация для родителей "Развитие познавательных интересов у старших дошкольников посредством ознакомления с профессиями взрослых"
Консультация...
Конспект занятия "Экспериментальная деятельность как средство развития познавательных интересов у старших дошкольников"
Конспект занятия "Экспериментальная деятельность как средство развития познавательных интересов у старших дошкольников"...
РАЗНООБРАЗИЕ ВЫБОРОВ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Проблема развития познавательного интереса – одна из самых актуальных и имеет особую значимость. Познавательный интерес – избирательная направленность, которая характеризуется постоянным с...
Консультация для родителей «Шахматы как средство развития познавательного интереса у старших дошкольников»
Консультация для родителей «Шахматы как средство развития познавательного интереса у старших дошкольников»...