Программа сенсорика для малышей.
рабочая программа (младшая группа)

Понеполяк Наталия Михайловна

Развитие сенсорных представлений у детей младшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа сенсорика для малышей108.7 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Северо-Восточный административный округC:\Users\user\Desktop\Untitled-1.png

Государственное бюджетное общеобразовательное

учреждение города Москвы

«Школа «Многопрофильный комплекс Бибирево»

(ГБОУ ШМК Бибирево)

127560, г. Москва, ул. Конёнкова, д.8А, тел. 8(499) 207-10-88, 8(499)206-94-66,

e-mail:shmk-bibirevo@edu.mos.ru, http://sch-bibirevo.mskobr.ru

ОГРН 1157746866562, ИНН/КПП 9715217689/771501001

«Утверждено»:

Директор ГБОУ ШМК Бибирево

___________________________М.П. Андрианова

_____________________________ 2018 г.

Дополнительная

общеобразовательная (общеразвивающая) программа

«Сенсорика для малышей»

Направленность программы: социально-педагогическая

Уровень освоения программы: ознакомительный

Возраст обучающихся: 2 – 4 года

Срок реализации программы: 2 года

Количество часов: 66 часов

Авторы - составители программы:

Маринина Евгения Александровна

Понеполяк Наталья Михайловна

Смирнова Наталия Владимировна

        Москва, 2018 год


Содержание

Раздел 1. Пояснительная записка …………………………………………

3

1.1. Направленность дополнительной общеразвивающей                     программы...........................................................................

3

1.2. Уровень освоения программы  ……………………….………

4

1.3.  Актуальность программы ……….    

4

1.4. Педагогическая целесообразность программы.............................

 5

1.5. Отличительные особенности программы………………………..

6

1.6. Цель программы …………………………………………………

6

1.7. Сроки реализации программы ……………………

7

1.8. Формы организации образовательной деятельности и режим занятий……………………………………………………

7

1.9. Планируемые результаты ………………………………………

7

Раздел 2. Содержание программы ………………………………………...

9

            2.1. Учебно-тематический план ……………………………………

9

            2.2. Содержание учебно-тематического плана ……………………

9

Раздел 3. Формы контроля и оценочные материалы ……………………

16

Раздел 4. Организационно-педагогические условия реализации программы ……………………………………………………………………

  17

           4.1. Материально-техническое обеспечение……………………………

 17

           4.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение……

17

         4.3.  Приложение к программе ………………………………………….

20


Раздел 1. Пояснительная записка

Ранний возраст — это совершенно особый период  становления всех органов и систем ребенка и, как справедливо писал Л.С.Выготский, - «ранний возраст сензитивен во всем».

В работе с детьми раннего возраста педагоги часто испытывают наибольшие трудности. Так, если при традиционных формах работы на первом плане в работе с детьми раннего возраста стояла  забота о здоровье, формирование культурно – гигиенических навыков, то теперь этому учат в семье (или могут научить). В связи с этим возникает необходимость выделить в содержании работы с детьми аспекты социально – личностного развития и образовательные аспекты. В настоящее время проблема сенсорного воспитания имеет важное значение. Появилась педагогическая необходимость в поиске эффективных путей создания педагогических условий.

Сенсорное развитие — это развитие у ребенка восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: цвете, форме, положении в пространстве, величине и т.п. Ранний возраст – является наиболее благоприятным для накопления знаний о внешнем мире. Развитые сенсорные способности ребенка являются не только важной платформой для успешного выполнения им в будущем художественной, музыкальной, физической и других видов деятельности, но и определяют готовность ребенка к обучению в школе. Поэтому значение сенсорного развития ребенка в раннем и дошкольном детстве лучше переоценить, чем недооценить.

Сенсорное воспитание детей, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания очень сильно зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько хорошо ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

  1. Направленность дополнительной общеразвивающей программы социально-педагогическая.

        Игры и упражнения, которые представлены в данной программе, направлены на формирование восприятия ребенка раннего и младшего дошкольного возраста. Программа разработана с учетом возрастных закономерностей формирования восприятия в дошкольном возрасте, а также особенностей освоения сенсорных эталонов.  В программу включены образцы сенсорных эталонов разных свойств (формы, цвета, величины и др.), которые ребенок может освоить во время игровых занятий.

В программе представлены специальные игры и упражнения. Игры на развитие тактильного восприятия: с песком, на нанизывание, с пластилином, с карандашом, с краской, с бумагой, на выкладывание, которые помогут укрепить руки ребенка, развивать движения рук.

1.2. Уровень освоения программы – ознакомительный.

1.3.  Актуальность программы

Сенсорное развитие (от латинского слова sensus — чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Ребёнок появляется на свет с готовыми к работе органами чувств. Но это всего лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей непосредственно формируются представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, таким образом, закладывается основа для развития умственной деятельности.

Итак, сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, которые имеют  первостепенное значение для последующего обучения. Сенсорное воспитание направлено на развитие тактильного, зрительного, слухового и других видов ощущений и восприятий.  Поэтому сенсорное развитие, развитие восприятия и представлений о внешних свойствах вещей, оно играет наиважнейшую роль в общем ходе умственного развития ребенка. При отсутствии специального сенсорного воспитания в раннем и дошкольном детстве оно проходит более медленно, не всегда достигает того уровня, который необходим ребёнку для обеспечения дальнейшего развития познавательной деятельности, его успешного обучения в школе, подготовки ко всем видам физического и умственного труда, наиважнейшей частью которых является восприятие. Всё это привело к необходимости создания системы сенсорного воспитания нормально развивающихся детей дошкольного возраста. Проблема сенсорного развития и воспитания детей всегда была в центре внимания русских, зарубежных психологов и педагогов.

Проанализировав литературу по истории дошкольной педагогики, были сделаны вывод, что на всех этапах ее развития, проблема сенсорного воспитания занимала одно из важнейших и центральных мест. Этот вопрос в своих трудах рассматривали такие видные представители дошкольной педагогики как Ф.Фребель, М.Монтессори, Л.А.Венгер. Ими были разработаны разнообразные дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов.

        Проанализировав системы перечисленных авторов с позиций принципов  теории сенсорного воспитания можно сделать вывод о необходимости разработки нового содержания и методов ознакомления детей со свойствами и качествами предметов в свете новейших психолого – педагогических исследований.  

Итак, актуальность программы заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения и восприятия. Известно, что развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (таких как память, воображение, мышление).

        Развитая сенсорная система – основа для совершенствования практической деятельности современного человека.

1.4. Педагогическая целесообразность программы

          Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.

        Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте. Первые три года - это период наиболее интенсивного физического и психического развития ребёнка. В этом возрасте при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности: речь, совершенствуются движений. Уже понемногу начинают формироваться нравственные качества, зарождаются черты характера. Обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.

        Ранний возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

  • является основой (платформой) для интеллектуального развития;
  • упорядочивает представления ребенка, которые он получил от взаимодействии с внешним миром;
  • развивает наблюдательность;
  • является основой для развития воображения;
  • развивает внимание;
  • дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
  • обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
  • обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
  • влияет на расширение словарного запаса ребенка;
  • влияет на развитие слуховой, зрительной, моторной, образной и других видов памяти.

Основные  принципы  программы

  • Принцип учета возрастных психологических и индивидуальных особенностей ребенка.
  • Принцип системности развивающих  и коррекционных  задач.
  • Принцип единства коррекции и диагностики.

1.5. Отличительные особенности программы

        Программа сформирована на основе обобщенного педагогического опыта Кудрявцевой Е.А., Пермяковой  М.А.

Воспитательное направление обеспечивает социальное формирование личности, воспитание ее с учетом фактора развития,  воспитание ребенка с творческими способностями, развитие и коррекцию познавательных процессов (внимание, память, ассоциативность и гибкость  мышления, словарный запас речи, воображение), воспитание умения выражать свои чувства и эмоции. Развитие  различных видов ощущений (зрительных, слуховых и тактильных).

Образовательное направление способствует усвоению систематизированных знаний; формирование сенсомоторных умений и навыков; развитие моторных способностей детей, с использованием нетрадиционных методов и приемов,  формирование представлений об окружающем мире.

1.6. Цель программы

Формирование у воспитанников восприятие отдельных свойств предметов и явлений: формы, цвета, величины, пространства и т.д.

Задачи программы:

  • Учить рассматривать окружающие предметы, выделять их цвет, величину, форму, дать называние этим качествам предметов, слушать и выделять звуки природы, звуки человеческого голоса, музыкальные звуки.
  • Включать в процесс зрительного восприятия обследование предмета с помощью двух рук для расширения процесса познания окружающего и развития мышления.

Задачи для первого года обучения (2-3 года)

  • Развитие зрительных ощущений: учить различать цвет, величину и форму, предмета, формировать представления об оттенках цветов.
  • Развитие тактильной чувствительности рук: учить различать на ощупь качество предметов и называть их (шершавый, мягкий, пушистый, твердый и т.п.); развитие силы рук, мелкой моторики, координации движений.

Задачи для второго года обучения  (3-4 года)

  • Развитие зрительных ощущений: учить различать цвет, величину и форму, предмета, формировать представления об оттенках цветов.
  • Развитие тактильной чувствительности рук: учить различать на ощупь качество предметов и называть их (шершавый, мягкий, пушистый, твердый и т.п.); развитие силы рук, мелкой моторики, координации движений.
  • Развитие слуховой чувствительности, учить слушать и различать звуки в окружающей обстановке, развитие речевого слуха.

 Категория обучающихся - дети дошкольного возраста от 2 до 4 лет.

Дети 2-3 лет (ранний возраст):

  • преобладает наглядно-действенное мышление, интеллектуальное развитие ребенка ориентировано на то, что его окружает;
  • речь находится в стадии формирования;
  • обучение эффективно на фоне комфортного психоэмоционального состояния (если ребенку интересно);
  • внимание, мышление, память непроизвольны.

Дети 3-4 лет (младший дошкольный возраст):

  • в этом возрасте мышление остается наглядно-действенным, но к четырем годам начинает формироваться наглядно-образное мышление. Ребенок уже пытается анализировать, сравнивать предметы по размеру, цвету, форме, находить отличия между предметами, делать простейшие выводы;
  • продолжает активно развиваться речь ребенка;
  • происходит дальнейшее развитие всех психических процессов;
  • внимание, память непроизвольны;
  • начинает развиваться воображение;
  • ведущая деятельность — игра.

1.7. Сроки реализации программы:

        Сроки реализации программы предусматриваются из расчёта  2 учебных года.  Продолжительность одного  занятия 15 - 20 минут. Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня. Данная программа рассчитана на 33 часа в год.

1.8. Формы организации образовательной деятельности и режим занятий

        Программа подразумевает подгрупповую работу с детьми. Занятия организуются во второй половине дня с учётом здоровье сберегающих технологий. Занятия проводятся в  помещение оборудованном  в соответствии с нормами и требованиями СанПина.  

Принципы комплектования группы и организации работы

  • Учет интересов и способностей детей.
  • Учет психофизических особенностей детей.

1.9. Планируемые результаты

       После  первого года обучения (2-3 года)

  • Дети называют и различают некоторые цвета спектра – красный, зеленый, синий, желтый.
  • Воспитанники различают и называют некоторые геометрические фигуры и тела (шар, куб, круг, квадрат).
  • Используют сенсорные эталоны (могут в речи использовать сравнения цыплёнок желтый как солнышко, кузнечик зеленый как травка).
  • Начинают на ощупь различать качество предметов и их называть.
  • Умеют слушать и различать звуки в окружающей обстановке.
  • Различают качество материала (твёрдый, мягкий, пушистый и т.д.).

После  второго  года обучения (3-4 года)

  • Дети различают и называют цвета спектра – красный, оранжевый, желтый,  зеленый, синий, фиолетовый, черный, белый.
  • Различают и называют геометрические фигуры и тела (шар, куб, круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник).
  • Используют сенсорные эталоны  для оценки свойств предметов (клубника красная, мышь гладкая).
  • На ощупь различают качество предметов и их называют.
  • Умеют слушать и различать звуки в окружающей обстановке.
  • Начинают ориентироваться во времени суток.


Раздел 2. Содержание программы

2.1. Учебный (тематический) план

№ п/п

Наименование раздела, темы

Формы контроля

Кол-во часов

Из них теория

Из них практика

1

Водное занятие ознакомительного характера

Творческие задания

               

2

Восприятие формы

Творческие задания

                                                                             

3

Восприятие цвета

Творческие задания

4

Восприятие величины

Творческие задания

5

Восприятие пространства

Творческие задания

6

Восприятие движений и позы

Творческие задания

7

Восприятие особых свойств предметов (тяжести, температуры, качества поверхности, запаха, звуков)

Творческие задания

8

Восприятие целостного предмета

Творческие задания

9

Восприятие иллюстраций

Творческие задания

10

Восприятие литературных произведений

Творческие задания

11

Восприятие социальных явлений

Творческие задания

12

Восприятие природы

Творческие задания

13

Восприятие музыки

Творческие задания

Всего часов:

33 часа.

Предусматривается в течение года 2 показа открытого занятия в Дни открытых дверей.

2.2.  Содержание учебного (тематического) плана

Первый год обучения (ранний возраст 2-3 года)

№ п/п

Тема занятия

Цель занятия

1

«Помоги белочке построить домик»

Учить сравнивать цвета по принципу «такой – не такой», подбирать пары одинаковых по цвету предметов.

2

«Помоги белочке украсить свой домик»

Учить сравнивать цвета по принципу «такой – не такой», сортировать предметы  по цвету. Знакомить с названиями цветов.

3

«Давай построим башню»

Учить находить предмет определенного цвета по образцу (зрительное соотнесение); развивать внимание.

4

«Давай нарядим кукол на день рождение к белочке»

Учить подбирать цвета по принципу «такой – не такой», находить предмет определенного цвета по образцу, знакомить с названиями цветов.

5

 «Давай покатаем белочку на веселом паровозе»

Познакомить с плоскими геометрическими формами – квадратом, кругом, треугольником, овалом, прямоугольником; учить подбирать нужные формы разными методами.

6

«Собери капельки для гостей  в стакан»

Научить различать предмет по цвету с помощью операции сравнения однородных и разных по цвету предметов; различать геометрические фигуры по форме.

7

«Незнайка в гостях у ребят»

Уточнить знания о геометрических  фигурах.

Познакомить с объемными геометрическими телами – шаром, кубом.

8

«Помоги гостям занять места за праздничным столом»

Развивать мелкую моторику рук. Научить различать предметы по величине (большой, маленький). Уточнить знания о геометрических  телах.

9

«Покатай зверей на веселом  поезде»

Учить распознавать изученные геометрические фигуры, находить их в предметах окружающей обстановки. Развивать логическое мышление.

10

«Построй башни»

Учить подбирать фигуры соответствующих форм.

Учить подбирать нужные формы методом зрительного соотнесения

11

Игры с блоками Дьенеша «Большой и маленький парусники» «Грузовик»

Учить выявлять свойства предметов – цвет, форму, размер. Развивать внимание, логическое мышление, воображение, мелкую моторику, речь.

12

Игры с блоками Дьенеша «Цветок»«Собачка»

Развивать мелкую моторику рук, учить концентрировать внимание, освоить элементы художественного конструирования. Закрепить цвет форму, величину.

13

«Сестрички – матрешки»

Учить подбирать нужные формы методом зрительного соотнесения, развивать мелкую моторику рук, закрепить основные цвета.

14

«Какая пирамидка выше»

Научить различать предметы по величине, развивать мелкую моторику рук, закрепить основные цвета.

15

«Найди самый большой подарок»

Учить воспринимать параметры величины большой, маленький. Учить различать больших и маленьких плоских фигур.

16

«Давай покормим кукол»

Учить воспринимать параметры величины большой, маленький в ходе практических действий со специальными игрушкам

17

 «Снеговик»

Развитие тактильного восприятия, умения выкладывать несложные плоскостные предметы в горизонтальной плоскости; развитие мелкой моторики пальцев рук, активизация словаря.

18

Игры с кубиками Никитиных «Чья дорожка длиннее? А чья короче?» «Чья башня выше?»

Развивать внимание, логическое мышление, воображение, мелкую моторику, речь. Учить ориентироваться в пространстве.

19

Игры с кубиками Никитиных «Построй ступеньки для зверюшек», «Дорожка для зайчика»

Учить ориентироваться в пространстве. Научить сравнивать предметы по размеру, преобразовывать изображение и воссоздавать из частей целый образ.

20

«Веселые матрешки»

Закрепить знания о величине в ходе практических действий с игрушками. Учить сравнивать предметы по величине способом наложения.

21

«Собери большие и маленькие кубики»

 

Обучать умению сравнивать предметы по величине методом зрительного соотнесения; сортировать предметы двух резко отличающихся размеров; учить понимать и использовать в речи понятия: большой, маленький, такой же, одинаковый по величине.

22

«Вкладыши и башенки»

Знакомить детей с величиной в ходе практических действий со специальными игрушками; с понятием самый большой.

23

«Давай построим ворота»

Учить использовать знания о величине (высоте) предметов в ходе практической деятельности.

24

 «Два поезда»

Научить различать предметы по высоте, развивать мелкую моторику рук, закрепить название геометрических фигур (квадрат).

25

Аппликация «Чашка»

Воспитывать интерес к аппликации; закрепить знание цветов; побуждать называть цвета, развивать чувство ритма, глазомер.

26

 «Какой длины веревочки?»

Научить различать предметы по длине, закрепить основные цвета, развивать речь.

27

« Угадай, какая это лента?»

Научить различать предметы по длине, закрепить основные цвета, развивать речь.

28

«Игры с прищепками»

Способствовать развитию мелкой моторики. Закрепить основные цвета, понятия «длинный», «короткий». Развитие тактильных ощущений.

29

«Праздник елки»

Развитие у ребенка умения различать на ощупь продолговатые игрушки (сосульку, шишку) и круглые (елочные шары). Развитие мелкой моторики, координации движений. Развитие мелкой моторики, координации движений.

30

Игры с палочками Кюизенера «По синей дорожке спешит сороконожка»

Учить различать цвет, размер, количество предметов. Развивать мелкую моторику рук.

31

 «По мотивам «Трех медведей»

Развивать навыки сопоставления, сенсорного восприятия, внимания, изучение понятий – большой, средний, маленький.

32

«Бусы для мамочки»

Учить чередовать бусы по цвету. Закрепить основные цвета, названия геометрических фигур. Продолжать закреплять знания детей о количестве, о качестве предметов, учить различать и называть качества «твердый», «мягкий».

33

«Плывет, плывет кораблик»

Формировать представления о величине. Учить сравнивать два предмета по длине, понимать, правильно употреблять слова: длинный, короткий. Развивать зрительную память, внимание, учить находить по образцу геометрические фигуры и выкладывать из них изображение кораблика.

Второй год обучения (Младший возраст 3-4 года)

№ п. п.

Тема занятия

Цель занятия

1

«Помоги зайчику»

Учить различать цвета, ориентируясь на их однородность и неоднородность при выделении объектов заданного цвета из множества разноцветных предметов. Стимулировать зрительную поисковую деятельность детей на обобщающее понятие «цвет». Учить узнавать и правильно называть желтый цвет.

2

 Кукла Маша в гостях у ребят.

Стимулировать зрительную поисковую деятельность детей на обобщающее понятие «цвет». Учить узнавать и правильно называть зеленый цвет, геометрическую фигуру квадрат. Учить различать цвета, ориентируясь на их однородность и неоднородность при выделении объектов заданного цвета из множества разноцветных.

3

Петрушка в гостях у ребят.

Учить осуществлять выбор цвета по образцу и проверить его примериванием (пробное прикладывание предметов друг к другу, наложение одного предмета на другой). Продолжать упражнять в различении цветов. Учить узнавать и правильно называть синий цвет, геометрическую фигуру круг. Формировать отношение к цвету как к значимому признаку.

4

«Найди игрушку красного цвета».

Развивать зрительную ориентировку при восприятии цвета. Учить узнавать и называть красный цвет, геометрическую фигуру треугольник. Упражнять в выделении красного цвета из множества разноцветных.

5

«Собери капельки в стакан».

Научить различать предмет по цвету с помощью операции сравнения однородных и разных по цвету предметов; различать геометрические фигуры по форме.

6

«Найди каждому свой домик».

Уточнить знания о геометрической фигуре (прямоугольник). Развивать умение анализировать, сравнивать, классифицировать. Отметить логическое мышление, умение выполнять задания самостоятельно.

7

«Сказка о геометрических фигурах».

Познакомить с овалом и его свойствами, закрепить умение распознавать изученные геометрические фигуры, находить их в предметах окружающей обстановки. Развивать логическое мышление.

8

«Полочка для игрушек забита битком».

Научить находить на картинке мячи и машинки (закрепить форму предметов); закрепить основные цвета; различать и сравнивать возможные варианты, выбирая оптимальный для данной ситуации.

9

«Веселый паровозик».

Учить распознавать изученные геометрические фигуры, находить их в предметах окружающей обстановки. Развивать логическое мышление.

10

Игры с блоками Дьенеша.

Учить выявлять свойства предметов – цвет, форму, размер. Развивать внимание, логическое мышление, воображение, мелкую моторику, речь.

11

Игры с блоками Дьенеша.

Развивать мелкую моторику рук, учить концентрировать внимание, освоить элементы художественного конструирования. Закрепить цвет форму, величину.

12

«Сестрички – матрешки».

Научить различать предметы по величине, развивать мелкую моторику рук, закрепить основные цвета.

13

«Раскрась фигурки» (большие и маленькие).

Научить различать предметы по величине, развивать мелкую моторику рук, закрепить основные цвета.

14

«Самый большой».

Учить воспринимать параметры величины большой, средний, маленький. Учить различать больших и маленьких плоских фигур.

15

«Чьи это бантики?»

Учить воспринимать параметры величины большой, маленький в ходе практических действий со специальными игрушками.

16

«Снеговик».

Развитие тактильного восприятия, умения выкладывать несложные плоскостные предметы в горизонтальной плоскости; развитие мелкой моторики пальцев рук, активизация словаря.

17

 «Какой высоты стул и стол?»

Научить различать предметы по высоте, развивать мелкую моторику рук, закрепить название геометрических фигур (прямоугольников).

18

«Построй ворота».

Учить использовать знания о величине (высоте, ширине) предметов в ходе практической деятельности.

19

«Какой медведь  выше?».

Научить различать предметы по высоте, развивать мелкую моторику рук, закрепить название геометрических фигур (квадрат).

20

Игры с кубиками Никитиных.

Развивать внимание, логическое мышление, воображение, мелкую моторику, речь. Учить ориентироваться в пространстве.

21

Игры с кубиками Никитиных.

Развивать внимание, логическое мышление, воображение, мелкую моторику, речь. Учить ориентироваться в пространстве.

22

«Рассматривание картин (кто высокий, а кто низкий)».

Научить различать высоту предметов на картинках. Закрепить названия геометрических фигур.

23

«Какая это лента?»

Научить различать предметы по длине, закрепить основные цвета, развивать речь.

24

«Игры с прищепками».

Развитие у ребенка умения различать на ощупь продолговатые игрушки (сосульку, шишку) и круглые (елочные шары). Развитие мелкой моторики, координации движений.

25

«Игры с прищепками».

Способствовать развитию мелкой моторики. Закрепить основные цвета, понятия «длинный», «короткий». Развитие тактильных ощущений.

26

Игры с палочками Кюизенера.

Учить различать и называть цвет, размер, количество предметов. Развивать мелкую моторику рук.

27

«Построй елочку ».

Научить различать длину с плоскими фигурами и на картинках. Закрепить основные цвета.

28

Игры с палочками Кюизенера.

Учить различать и называть цвет, размер, количество предметов. Развивать мелкую моторику рук.

29

Определение параметра длины.

Научить различать длину с плоскими фигурами и на картинках. Закрепить основные цвета.

30

«Построй ворота».

Научить различать предметы по толщине (толстый и тонкий). Научить различать толщину на картинках. Развивать мелкую моторику рук.

31

«Где что стоит».

Научить воспринимать  такие характеристики пространства, как дальше, близко, здесь, там, глубокий, мелкий.

32

«А что находится вверху? А что находится внизу?»

Научить воспринимать  такие характеристики пространства, как верх, низ, справа, слева, впереди, сзади. Закрепить названия геометрических фигур.

33

«Выкладывание дорожки в летнем парке»

Развитие мелкой моторики пальцев рук; развитие умения ориентироваться на листе бумаги (вверху, внизу); активизация словаря.

Структура занятия

        Учитывая особенность возраста, все занятия проходят в игровой форме. В каждом занятие  игровые упражнения включает в себя двигательную активность, так как это способствует лучшему усвоению материала.

Занятие состоит из следующих компонентов.

1. Приветствие

Цель: сплочение детского коллектива, настрой на совместную работу.        

2. Практические игровые задания:

Цель: активизация знаний и закрепление нового материала, развитие мышления, внимания, памяти, развитие коммуникативных навыков и умений. Развитие умения слушать педагога действовать по образцу и показу.

3. Пальчиковая гимнастика

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, путем проведения релаксационных упражнений.

4. Практические игровые задания:

Цель: активизация знаний и закрепление нового материала, развитие мышления, внимания, памяти, развитие коммуникативных навыков и умений. Развитие умения слушать педагога действовать по образцу и показу.

5. Ритуал прощания.


Раздел 3. Формы контроля и оценочные материалы

3.1. Формы контроля

 Основными достижениями работы кружка являются, во-первых,  успехи детей в освоение сенсорных эталонов, во-вторых,  умение применять полученные знания на практике, при обследование незнакомых предметов.

         Овладение сенсорными эталонами способствует умению дошкольников анализировать сравнивать и упорядочивать информацию, получаемую из внешнего мира. Самостоятельно определять свойства и качества и предметов и применять полученные знания в процессе игровой и практической деятельности.

В целом к предполагаемым результатам можно отнести:

  • Дети владеют сенсорными эталонами цвета, формы и величины.
  • Сравнивают по разным параметрам несколько предметов, строят сериационные ряды из 5 и более предметов.
  • Определяют свойства и качества предметов, могут обозначить их словом.
  • Группируют предметы с опорой на несколько признаков.
  • Ориентируются, относительно своего тела и в макропространстве.
  • Дети   знакомы с приемами сравнения, синтеза, классификации.
  • Дети способны выслушать педагога, выполнить задание по показу или словесной инструкции.

Контроль за техническими навыками обучающихся:

Основным методом контроля является игровой мониторинг обучающихся как в процессе деятельности, так и «контрольных точках» - творческих событиях и др.


Раздел 4. Организационно-педагогические условия реализации программы

4.1. Материально-технические условия реализации программы

  • Магнитофон.
  • Компьютер.

4.2. Учебно-методическое обеспечение и информационное обеспечение программы

Оборудование:

  • Мячи различного цвета и размера.
  • Обручи
  • Пирамидки
  • Наборы объемных и плоскостных геометрических фигур.
  • Различные шнуровки
  • Блоки Дьенеша
  • Палочками Кюизенера.
  • Емкости с песком, цветным рисом и другими сыпучими материалами.
  • Геометрическая мозаика.
  • Дидактические игры по изучаемым темам.
  • Демонстрационные и раздаточные материалы.

Ссылки на интернет ресурсы:

http://www.kroha.net/razvitie_rebenka/vospitanie_rebenka/igri_po_sensorike/

http://gigabaza.ru/doc/153289-pall.html

http://fulledu.ru/articles/sadik/rannee-razvitie-detey/article/1065_sensornoe-razvitie-detey-rannego-vozrasta.html


Литература:

  1. Алямовская, В. Г. Ясли – это серьезно.  – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999
  2. Бабунова, Т. М. Дошкольная педагогика. Учебное пособие.  – М.: ТЦ Сфера, 2007.
  3. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Цвет, форма, звук. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 1997.
  4. Борисенко, М. Г., Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики). М.Г.Борисенко, Н.А.Лукина – СПб.: «Паритет», 2002.
  5. В. Богуславский, Г. Б. Корнетов. М.Монтессори. – М.:
  6. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя дет. сада. Л.А. Венегер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер. Под ред. Л.А. Венгера. - М.: Просвещение, 1995.
  7. Волосова, Е. Б. Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели). Е.Б.Волосова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999.
  8. Высокова, Т. В. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста: программа, конспекты занятий. Т.В.Высокова. – Волгоград:
  9. Для детей 2-3 лет, 3-5 лет. Санкт – Петербург
  10. Колосс, Г. Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении:
  11. Кочетова, Н.П. Играем с малышами: игры и упражнения для детей раннего возраста: пособие для воспитателей и родителей. / Н.П.Кочетова, Г.Г.Григорьева, Г.В. Груба. – М.: Просвещение, 2007.
  12. Кудрявцева Е.А., Пермякова  М.А. Сенсорное развитие детей 2-3  года.Волгоград Учитель, 2014
  13. Кудрявцева Е.А., Пермякова  М.А. Сенсорное развитие детей 3-4 года.                Волгоград Учитель, 2014
  14. Лыкова, И. А. Дидактика в природе: Игры с цветом, сенсорное развитие.  И.А.Лыкова. – М.: Издательство «Карапуз», 2006
  15. Маханева, М.Д. Игровые занятия с детками от 1 до 3 лет. Методическое пособие для преподавателей и родителей. М.Д.Маханева, С.В.Рещикова. – М.: Издательство: ТЦ Сфера,  2008.
  16. Монтессори, М. Помоги мне сделать это самому / Сост., вступ. статья М
  17. Павлова Л.Н. Развивающие игры-занятия с детьми от рождения до 3 лет. – М.: Просвещение, 2003.
  18. Павлова Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления 1-3 года. – М: Мозаика-Синтез. 2000.
  19.  Павлова Л.Н., Пилюгина Э.Г., Волосова Е.Б. Раннее детство: познавательное развитие. -М.: Мозаика-Синтез. 2000.
  20. Пастюк, О. В. Дошкольная педагогика в схемах и таблицах. О.В.Пастюк – Ростов н/Д.: Феникс, 2009.
  21. Печерога А.В. Развивающие игры для дошкольников.  – М.: ВАКО 2010. (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем)
  22.  Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. – М.: Мозаика-Синтез, 2003.
  23.  Пилюгина, Э. Г. Игры, занятия с малышом от рождения до трех лет. Развитие восприятия цвета, формы и величины. Э.Г.Пилюгина
  24. Полозова, Е. В. Продуктивная деятельность с детьми раннего возраста. Учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов. Е.В.Полозова – ЧП Лакоценин С. С., Воронеж. – 2007.
  25. Ремезова Л.А. Играем с цветом. Формирование представлений о цвете у дошкольников 3-4 лет. – М.: Школьная Пресса, 2004.
  26. Семенова Н.Г. Чудо кубики. «Сложи узор» Альбом заданий от 2 до 5 лет. Санкт – Петербург
  27. Финкельштейн Б.Б. Блоки Дьенеша для самых маленьких. Санкт – Петербург.
  28. Финкельштейн Б.Б. Дом с колокольчиком. Палочки Кюизенера.
  29. Янушко, Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. Е.А.Янушко. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2007.
  30. Янушко, Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. Е.А.Янушко. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.


4.3. ПРИЛОЖЕНИЕ

Визитка-приглашение

СЕНСОРИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ

Уважаемые родители, приглашаем ваших ребят на дополнительные занятия по сенсорному развитию!

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также из свойствах и качествах. Младший дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Задачи курса:

  • обеспечить усвоение сенсорных эталонов;
  • развивать зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
  • Формирование  у детей младшего дошкольного возраста умения воспринимать и представлять предметы и явления и выделять в них самое существенное,  характерное (признаки, качества).
  • Учить  применять полученные знания в  практической и познавательной деятельности.
  • Развивать у детей внимание, мыслительные операции (сравнение, анализ, синтез)

На занятиях будут:

  • Практические игровые задания:
  • Упражнения на расслабление
  • Работа с песком и сыпучими материалами для снятия психоэмоционального напряжения

Ожидаемые результаты

  • Дети называют и показывают основные и дополнительные цвета спектра, различают оттенки одного цвета.
  • Называют и показывают геометрические фигуры,
  • Сравнивают по размеры несколько предметов
  • Различают и сравнивают по весу несколько предметов
  • Определяют свойства предметов на ощупь, могут обозначить их словом.
  • Группируют предметы с опорой на несколько признаков.
  • Дети различают на ощупь разные поверхности и обозначают их в речи.

Занятия  ведет педагог-психолог

ДОП  «Сенсорика для малышей»Страница


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорика для малышей

Презентация для интерактивной доски "Сенсорика для малышей"...

Развитие сенсорики у малышей-залог умственного развития будущего школьника

Сенсорное развитие у детей 2-3 летнего возраста. Консультация для педагогов и родителей...

Собственная методическая разработка " Сенсорика для малышей"

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа "Сенсорика для малышей"...

программа дополнительного образования "Сенсорика для малышей"

Программа предназначена для дополнительного образования детей младшего возраста...

Сенсорика для малышей

Открытое занятие   в   младшей  группе. Сенсорика - начало математики....

Сенсорика для малышей

Сенсорное воспитание малышей. Какие игрушки помогут  развить  сенсорные способности....