«Пальчиковый игротренинг» (нетрадиционные игровые приемы)
методическая разработка
Семинар-практикум для родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
palchikovyy_igrotrening_dlya_roditeley.docx | 18.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Мелкая моторика – это согласование движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями – держать ложку и карандаш, застегивать пуговицы, рисовать, лепить. Головной мозг (его высшие корковые функции), руки (кончики пальцев) и артикуляционный аппарат (движение губ, нижней челюсти и языка при речи) связаны между собой. Ребенок со скованными движениями неумелых пальцев отстает в психомоторном развитии, у него возникают проблемы с речью.
Неловкость пальцев говорит о том, что мелкая моторика еще недостаточно развита. Врачи и педагоги уделяют ее развитию пристальное внимание. В методической литературе содержаться результаты исследований (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева), которые подтверждают, что тренировка тонких движений пальцев рук стимулирует развитие речи. Работу по развитии пальцевой моторики следует проводить систематически 2-3 раза в день по 3-5 минут, а пальчиковую гимнастику в комплексе с артикуляционной.
Пальчиковый тренинг должен быть разнообразным, эмоционально-приятным, неутомительным и динамичным. С большим увлечением дошкольники выполняют двигательные упражнения с использованием нетрадиционного материала. Такие задания превращаются в занимательную игру.
Интерес и яркий эмоциональный настрой вызывают у детей пальчиковые игры на бумаге. Оказывается, можно рисовать не только кисточкой, но и пальчиками, косточками, камешками, ракушками, пуговицами, веревочкой. Волшебные превращения этих материалов в картинки радуют детей.
Практикум для родителей
Цели:
- Познакомить родителей с нетрадиционными приемами и материалами, используемыми в работе с детьми по развитию мелкой моторики и координации движений рук.
- Вовлечь родителей в жизнь детского сада, сделать их союзниками в своей работе по устранению речевых нарушений у детей.
- Формировать эмоциональный контакт родителей с детьми.
Метод проведения: имитационная игра
Детям и родителям предлагается отправиться в путешествие в страну, где живут игры, не дающие скучать рукам, - страну пальчиковых игр.
Ход путешествия:
По Йосиро Цуцуми, модифицированный. Этот массаж желательно сопровождать веселыми рифмовками, стихами.
- Массаж пальцев начинается с большого и до мизинца. Растирать зубной щеткой сначала подушечку пальца, затем медленно опускаться к его основанию.
Я возьму зубную щетку,
Чтоб погладить пальчики.
Станьте ловкими скорей,
Пальчики-удальчики.
- Массаж поверхностей ладоней мячиками-ёжиками, прыгунками. Вертеть их в руках, щелкать по ним пальцами и «стрелять», состязаясь в меткости.
Мячик мой не отдыхает,
На ладошке он гуляет.
Взад-вперед его качу,
Вправо-влево – как хочу.
Сверху-левой, снизу-правой
Я его катаю браво
- Массаж шестигранными карандашами. Грани карандаша легко «укалывают» ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжение. Пропускать карандаш между одним двумя-тремя пальцами, удерживая его в определенном напряжении в правой и левой руке.
Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик,
Быть послушным научу.
- Массаж четками. Перебирание «четок» (бус) развивает пальцы, успокаивает нервную систему. Считать количество бус в прямом и обратном порядке.
Дома я одна скучала,
Бусы мамины достала.
Бусы я перебираю,
Свои пальцы развиваю.
Пальчиковый тренинг
«Кус-кус» - бельевыми прищепками поочередно «кусать» ногтевые фаланги (подушечки) на ударные слоги стиха от большого пальца к мизинцу.
Котёнок
Если кто-то с места сдвинется,
На него котенок кинется.
Если что-нибудь покатится,
На него котенок свалится.
Прыг-скок! Цап-царап!
Не уйдешь из наших лап!
В. Берестов
«Узелки» - перебирать веревочки с узлами пальцами, называя по порядку день недели, месяцы, гласные звуки.
«Лыжники» - «вставать» в углубления больших пуговиц указательными и средними пальцами, двигаться, делая по шагу на каждый ударный слог стиха.
Ног от радости не чуя,
С горки снежной вниз лечу я!
Стал мне спорт родней и ближе,
Кто помог мне в этом?… лыжи
Кто по лесу быстро мчится,
Провалиться не боится? Лыжник
Две новые кленовые
Подошвы двухметровые:
На них поставил две ноги,
И по большим снегам беги. Лыжи
«Музыканты» - нажимать сначала пальцами одной руки, потом другой и обеими руками вместе на «клавиатуру» из поролона с приклеенными пуговицами, сопровождая игру произнесением звуков, слогов, слов, чистоговорок, стихов на отрабатываемый звук.
Слоги:
Ша-шо-шу-ши-ше;
Шко-шка-шку-шки-шке;
Аш0ош-уш-иш-еш;
Шта-што-шту-шти-ште;
Чистоговорки:
Ша-ша-ша – в доме у нас Маша;
Шо-шо-шо – Маша ведет себя хорошо;
Шу-шу-шу – на руках её ношу;
Ши-ши-ши – калоши у Маши очень хороши;
Стихотворение «Кто потерял много игрушек»
Маша шла, шла, шла
И игрушки нашла:
Кошку, матрешку, шишку, мартышку,
Мишку, машинку, пушку, зайчишку,
Шар, неваляшку, катушку, лягушку.
Итог практикума
В ходе дискуссии с родителями выясняются:
- Значение пальчиковых игр и упражнений, которые:
- развивают мелкую моторику рук;
- стимулируют речевое развитие;
- повышают способность головного мозга;
- оказывают оздоравливающее и тонизирующее воздействие на весь организм.
2. Необходимость использования пальчиковой игры-тренинга не только в детском саду, но и дома.
В детском саду родители могут получить:
- варианты самомассажа кистей и пальцев рук;
- значение пальчиковых игр и упражнений для развития мелкой моторики рук;
- разнообразный нетрадиционный материал для самомассажа рук (поглаживания, растирания, разминания тыльной стороны кистей рук, ладоней, пальцев рук): перчатки с нашитыми пуговицами, резиновые экспандеры, мячики с шипами, резинки для волос, карандаши шестигранные, зубные щетки, палочки, ленточки, шнуровки.
Кроме того, родители могут ознакомиться:
- с выставкой авторских пособий;
- выставкой дидактического материала;
- фотовыставками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нетрадиционные игровые приемы логопедической работы для совершенствования артикуляционных возможностей и дикции у детей
В буклете содержится описание нетрадиционных игровых приемов, заменяющих и дополняющих ежедневное выполнение артикуляционной гимнастики....
Мастер-класс для родителей «Нетрадиционные игровые приемы активизации звуков. Домашняя игротека.»
Как сделать работу по автоматизации звуков интересной, разнообразной и в то же время продуктивной для ребенка? Как увлечь , удивить его, в...
Мастер-класс «Обучение нетрадиционным игровым приемам работы со сказкой».
Данный мастер- класс можно провести с родителями, познакомив их с приёмами работы со сказкой....
Мастер-класс для родителей «Домашняя игротека. Нетрадиционные игровые приемы активизации звуков»
создание условий для практического взаимодействия учителя – логопеда и родителей в процессе речевой коррекции....
Пальчиковый игротренинг нетрадиционные игровые приемы
нетрадиционные игровые приемы для развития мелкой моторики рук...
Пальчиковый игротренинг (нетрадиционные игровые приёмы)
Пальчиковый тренинг должен быть разнообразным, эмоционально-приятным, неутомительным и динамичным....
Пальчиковый игротренинг (нетрадиционые приемы)
Пальчиковый игротренингРаботу по развитию пальцевой моторики следует проводить систематически 2-3 раза в день по 3-5 минут. Представленные в материале упражнения помогут в игровой форме проводить заря...