Родительское собрание “Как отвечать на детские вопросы?”
материал (старшая группа)

Ганина Любовь Александровна

Помощь родителям как отвечать на детские вопросы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_rod._sobran_word.docx21.68 КБ

Предварительный просмотр:

       Родительское собрание на тему:

     «Как отвечать на детские вопросы?»

Составила воспитатель: Ганина Л. А.

Цель: дать родителям знания о сущности детских вопросов, их видов.

- формировать потребность грамотно отвечать на детские вопросы, не подавляя проявления любознательности.

Общение – одна из  социальных потребностей ребёнка. Научно доказано, что в ходе познавательного общения ребёнка с родителями будут преодолеваться и эмоциональные трудности. Родителям  нужно серьёзно относиться к детским вопросам и высказываниям, не отмахиваться от них. Если любознательность ребёнка удовлетворяется и умело направляется взрослыми , у него появляется потребность в новых знаниях. К сожалению , можно привести немало негативных примеров, когда родители « гасят» детскую любознательность.

Пример: Ребёнок играет с машинкой - цистерной. Мама занята беседой с подругой. Ребёнок тщательно обследует машинку и делает   «открытие»: « Мама, я понял. Что в эту машинку нужно заливать воду, молоко, бензин!» Мама недовольно прерывает беседу и строго говорит : « Ты что, дурак?» Она же пластмассовая!» Детские вопросы удивляют и порой ставят в тупик и родителей и воспитателей. Иногда дети утомляют взрослых и  вызывают недовольство: « Замучили, твои почему?» и « Зачем», перестань спрашивать, займись делом!» Какое значение имеют вопросы для развития детей? Нужно ли отвечать на все вопросы? Как на них отвечать?  - вот над чем задумываются родители. Ребёнок познаёт мир. Развиваясь ,он всё больше начинает интересоваться окружающими его предметами, жизнью людей, природы, задумываться над тем, что видит и слышит. Но круг  его понятий очень узок, вот почему он и прибегает к помощи взрослого – задаёт вопрос. Вопросы, которые показывают , как растёт его сознание. Из детских вопросов можно узнать, чем интересуется дети, какие у них знания, как расширяется кругозор, какие трудности  при этом встречаются. В то же время вопросы показывают , какое влияние на развитие ребёнка оказывают взрослые. Взрослые должны внимательно прислушиваться к детским вопросам, разумно и правильно на них отвечать, развивать детское внимание, память, наблюдательность, любознательность. Это поможет в дальнейшем во время учёбы в школе. Некоторые родители сетуют на то , что их дети не любят читать. Чтение – это способ получения информации, а у детей, возможно, нет интереса к этому, так как взрослые в свое время отбили у них желание узнавать новое. Прежде чем ответить на вопрос ребёнка надо его внимательно выслушать, вдуматься в суть, понять, что его интересует. Детям иногда трудно сформулировать свои мысли. Как отвечать на вопросы детей? Сказать: « Подрастёшь – узнаешь» - значит удерживать их в стремлении к знаниям. При этом не следует рассказывать  о недоступных, сложных вещах. Иногда дети по своему  объясняют, услышанное. Много  примеров  написано в книге К.И. Чуковского « От двух до пяти». Иногда правильный, но труднодоступный для понимания ответ вызывает новый более сложный вопрос. Не всегда надо отвечать на сложный вопрос ребёнка. В отдельных случаях можно дать понять , что надо учиться , чтобы многое знать. Опасно делать из ребёнка всезнайку. Иногда  следует показать ребёнку само явление  или провести  с ним игры и работы с разными предметами, материалами, инструментами. Ответы на вопросы детей о рождении человека затрудняет взрослых и не случайно. Во- первых, потому, что часто они воспринимаются как проявление нездорового любопытства; во- вторых, потому ,что на многие из них действительно трудно дать простой и понятный маленькому ребёнку ответ. Иногда взрослые ограничиваются кратким ответом, не поддерживая в дальнейшем интерес ребёнка к этому вопросу. Иногда дают в простых словах объяснения. В книге  А.О. Пинта « Это вам родители»  мальчик спрашивает: « Откуда я взялся?» Родители отсылают его за консультацией друг к другу, смущаются, пытаются рассказать об аисте и капусте. А потом вдруг спрашивают. Почему это его интересует. И тут слышат неожиданный для них ответ: « А Данил сказал, что он из другого города приехал. А я откуда взялся?» Часто дети спрашивают о смысле новых слов. По мере развития усложняются вопросы, бесконечные « Зачем?», « Почему?» Не надо отвечать на вопросы детей формально или в насмешливой форме, отговариваться какой- нибудь бессмыслицей. Это обидит ребёнка, и он в дальнейшем будет стесняться спросить что- либо. Нередко дети задают вопросы, на которые они могли бы дать ответ сами, если бы немного подумали. Не надо торопиться давать в таких случаях ответы. Удовлетворяя любознательность ребёнка, надо пробуждать его собственную умственную активность, приучать пользоваться собственным опытом, знаниями. Например, если ребёнок спрашивает, поплывёт ли камень, дерево, сосулька, надо предложить ему самому проверить и обратить его внимание на то, что плавает, а что тонет.  Рубрика иллюстрации: можно предложить родителям послушать детские суждения, умозаключения и вопросы. Сделать соответствующие выводы. И так, для развития  детской любознательности важно поддерживать её, правильно относиться к  вопросам ребёнка. Умение толково ответить на вопрос ребёнка – большое  искусство. Овладеть таким  искусством посильная задача для родителей и воспитателей. Обратили  ли вы внимание на то, что дошкольник задаёт вопросы не каждому взрослому, а лишь тому, кто завоевал его доверие. Малыш рано начинает понимать , что папа, мама, бабушка, дедушка по –разному относятся к его вопросам. Чаще он обращается к тому члену семьи, кто внимательно выслушав вопрос, отвечает серьёзно и интересно. Отсюда важнейшее требование и к ответам на детские вопросы – уважительное, бережное отношение к ним. Стремление понять, что побудило ребёнка спросить. Следующее требование – краткость, ясность, определённость ответа. Иногда ответы   не удовлетворяют  ребёнка, он просит рассказать подробнее.

 Не торопитесь делать это, помните слова А. С. Макаренко « Для всякого  знания приходит своё время».

                Памятка для родителей на  тему:

               «Как отвечать  на детские вопросы?»

- Относитесь к вопросам ребёнка с уважением, не отмахиваясь от них.        Внимательно вслушайтесь в детский вопрос, постарайтесь понять , что заинтересовало ребёнка в том предмете, явлении, о котором он спрашивает.

- Давайте краткие и доступные пониманию дошкольника ответы, избегайте при этом сложных слов, книжных оборотов речи.

- Ответ должен не просто обогатить ребёнка новыми знаниями, но и побудить его к дальнейшим размышлениям, наблюдениям.

- Поощряйте самостоятельную мыслительную деятельность ребёнка, отвечая на его вопрос встречным: « А ты как думаешь?»

- В ответ на вопрос ребёнка постарайтесь вовлечь его в наблюдения за окружающей жизнью, почитать ему книгу, рассмотреть  вместе иллюстративный материал.

- Отвечая на вопрос ребёнка, воздействуйте на его чувства, воспитывайте чуткость, гуманность, тактичность к окружающим людям.

- Если ответы на вопросы ребёнка требуют сообщения сложных , недоступных пониманию дошкольника знаний , не бойтесь ему  сказать:« пока ты мал и не сможешь многое понять. Будешь учиться в школе, многое узнаешь, сможешь сам ответить на свой вопрос».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему «Гармонизация детско-родительских отношений средствами физической культуры»

Родительское собрание на тему «Гармонизация детско-родительских отношений средствами физической культуры»Цель проведения дня открытых дверей: помочь родителям и детям ощутить радость от сов...

Родительское собрание в средней группе детского сада «Жизнь ребёнка в детском саду»

И.  брандт:Ребенок учится тому, Что видит у себя в дому. Родители пример тому. Коль видят все и слышат дети, Мы за слова свои в ответе И за дела. Легко толкнуть Дитя на неразумный путь, А как пот...

Родительское собрание в форме совместного детско - родительского досуга «Мама, милая моя, этот праздник для тебя».

Родительское собрание в нетрадиционной форме посвященное Дню матери в России....

Групповое детско-родительское собрание. Сценарий спортивно-интеллектуального детско-родительского развлечения «Красный, желтый, зеленый»

Собрание посвящено одной из актуальных проблем воспитания - формированию у детей сознательного и ответственного отношения к личной безопасности. Важнейшая задача семьи и дошкольного учрежден...

Сценарий родительского собрания «За здоровьем в детский сад!» Собрание - диспут

Хорошее здоровье, ощущение полноты,неистощимости физических сил— важнейший источник жизнерадостного мировосприятия,оптимизма, готовности преодолеть любые трудности....

Конспект родительского собрания для средней группы детского сада Родительское собрание «Только вперед»

Собрание проводится в начале учебного года, где родителей поздравляют с началом учебного года, знакомят с новыми семьями, а так же с узкими специалистами. Родителей знакомят с особенностями детей 4-5 ...

Родительское собрание “Как отвечать на детские вопросы?”

Родительское собрание “Как отвечать на детские вопросы?&rdquo...