Дистанционное обучение для родителей "Секреты общения с детьми"
консультация
Для того, чтобы вызвать у детей интерес к общему делу, необходимо самому испытывать искренний интерес к тому, чем хочешь увлечь ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация для родителей "Общение с детьми" | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Общение с детьми
Когда в определенной группе людей ( на предприятии, в фирме, команде или в каком-нибудь другом сообществе) – установились теплые, дружеские отношения, все болеют за общее дело, неформально общаются, поддерживают друг друга, мы обычно говорим: они живут как одна семья. А в современной семье мы, к величайшему сожалению, как раз редко наблюдаем такие взаимоотношения. Скорее наоборот: родные живут какой-то отдельной жизнью. Что мы видим в семьях, иногда даже многодетных? Каждый замкнут в кругу своих интересов: у жены – подружки, знакомые, мама; у мужа – чаще всего компьютер и телевизор; у детей – тот же пресловутый компьютер, Интернет, приятели, друзья. Даже драгоценное время отпуска и выходных, которое можно было бы отвести на общение, в современной семье стараются провести порознь: родителям хочется отдыхать отдельно друг от друга и от детей – так им комфортнее.
В результате теряется и без того слабый контакт с ребенком: ведь общность рождается только в общении. Если ты с кем-то долго не общаешься, теряются и душевные, и духовные связи.
Надо помнить, что дети не всегда будут рядом с нами. На общении с ребенком ни в коем случае экономить нельзя! Мы не должны упустить момент: ведь только до начала учебы в школе они рядом с нами в течение всего дня, потом мы видим их лишь несколько часов в день, а позже они вступают во взрослую самостоятельную жизнь без нас, и уже другие люди оказывают на них очень сильное и не всегда благоприятное влияние. Если мы не интересуемся жизнью ребенка, когда ему 10 лет, не знаем, с кем он дружит, какие у него увлечения, то когда ему исполнится 15, нам не о чем с ним будет говорить, а лет в 20 он вообще с нами общаться не будет, разве что по праздникам!
Чтобы не потерять семейные связи, нужно всегда помнить: как только мы вступили в семейную жизнь, мы уже не можем воспринимать себя отдельно от нашей семьи, от близких нам людей. Их радости и проблемы, интересы – общие с нами.
С детьми необходимо общаться с малого возраста: без общения, без постоянной заботы об устроении общего досуга, общих с ними дел мы не будем интересны собственным детям. Они «уходят» от нас к друзьям, уходят из дома потому, что им неинтересно в нашей семье, где каждый сам по себе, живет только своими интересами, занят только своими делами… Ведь сегодня даже компьютер каждому интересен по-своему – даже тут интересы не пересекаются: жена «сидит» на женских сайтах, муж пропадает в «Одноклассниках», сын «режется» в онлайн-игры.
Большинство современных отцов (да и матерей), к сожалению, считают, что их основная забота – это зарабатывание денег; они забывают, что первостепенная забота о детях – это забота не о материальном достатке, а об общности с ребенком!
К священникам часто приходят с проблемами подросткового возраста: ребенок грубит, не слушается, сидит все время у компьютера, уходит к друзьям. Ясно, что это только верхушка айсберга, что сбой произошел гораздо раньше: еще в детстве были потеряны важные моменты налаживания отношений с ребенком. Многие думают, что раз ребенок маленький, то ничего не понимает: мол, пускай подрастет, тогда я и начну с ним общаться. Но наверстать упущенное очень трудно. Пока ребенок маленький, отцу и матери – обоим родителям – нужно в этом очень потрудиться. Ведь подростковые проблемы, как правило, связаны с тем, что в раннем детстве были упущены какие-то важные моменты воспитания.
Перед родителями стоит двойная задача. С одной стороны, они – педагоги, а это слово в переводе с греческого означает «детоводители», и должны ребенка вести за собой, создавать правильные образцы его поведения, воспитывать его вкус, музыкальный и художественный, давать нужные книги, учить необходимым навыкам, стараться вложить в него самое нужное, чтобы он сумел нормально войти во взрослую жизнь.
Вторая их функция – быть для ребенка самыми лучшими на свете друзьями, такими, которым он доверяет, на которых он может положиться, которые знают его, которые не отвергают и не отметают его интересов. При этом, конечно, важно соблюсти субординацию – быть старшими и авторитетными товарищами, но и не потакать ребенку во всем, чтобы он не сел на шею.
Нужно интересоваться тем, что волнует ребенка, какие у него друзья, и нужно приглашать их к себе домой. Запреты, которые не разъяснены ребенку, не только бесполезны, но и вредны для наших хороших отношений.
Кстати о запретах. Очень важно не только объяснять, почему что-то запрещается, но и предлагать что-нибудь взамен. Приведу один пример. Бич нашего времени – увлечение подростков компьютерами. Одна мама, заметив, что сын целыми днями просиживает у «компа», забила тревогу. Но она не только строго ограничила время для компьютера: не больше часа в день и только после того, как сделаны уроки, – она купила ребенку гитару, отправила его учиться играть на ней, а также попросила знакомого дизайнера заниматься с сыном раз в неделю на компьютере трехмерной графикой, то есть учить его работать, а не играть на машине. В результате сын занял 2-е место на городском музыкальном конкурсе, стал зарабатывать деньги дизайном.
Зачастую ребенок уходит в виртуальный мир из-за отсутствия нормальных, реальных увлечений. И нам надо направить детей в нужное русло. Кружки, спортивные секции, рыбалка, туризм, просто поездки за город – все это может отвлечь детей от ненужных увлечений.
Конечно, самое лучшее – когда дети занимаются всем этим вместе с нами. Например, мы с нашими детьми на даче часто что-то строим, вместе катаемся на велосипедах, ходим в лес… Им также очень нравится готовить. Мама в детстве учила меня шить, папа – что-то делать руками, дядя – водить автомобиль. Детей нужно не только учить читать, писать, считать и т. д. – но и отдыхать, правильно и с пользой проводить свой досуг. Ведь современные дети отдыхать совершенно не умеют! А мы, родители, еще застали то время, когда не было Интернета, электронных игр и мобильных телефонов, и мы знаем настоящие, увлекательные способы досуга – реальные, а не виртуальные.
Воспитывая чад, мы сами постоянно чему-то учимся, чтобы идти на два шага впереди них. Ведь учить и воспитывать можно только личным примером.
Правильные дружеские отношения – без панибратства, но и без давления – установить нелегко. Как это сделать?
Давайте отстранимся от связки «Родители – дети» и подумаем, кто же для нас является хорошим другом. Тот, кто постоянно зудит, воспитывает нас, читает нам нотации, кто нас не уважает, кто считает нас ниже себя или тот, кто нас уважает, которому мы интересны, чьи интересы совпадают с нашими? Понятно, что общность обязательно базируется на точках соприкосновения, а если мы только критикуем, отметаем то, что интересно ребенку, общность между нами не сложится.
Желая установить даже с незнакомым нам человеком контакт, надо поинтересоваться его миром, вникнуть в его проблемы и интересы, расположить его к себе и, как минимум, найти общие темы для разговора. Только тогда можно с ним конструктивно общаться, можно влиять на него, в том числе и духовно. Так и с ребенком. И если всего этого нет и ты говоришь с ребенком на разных языках, он интересуется одним, а ты ему рассказываешь о другом, – ничего путного не получится.
Если мы хотим, чтобы процесс воспитания и образования ребенка шел эффективно, ребенка надо заинтересовать – это же аксиома: он делает охотно только то, что ему интересно. Поэтому задача любого педагога – и преподавателя, и родителя – не сухо и механически учить, а пробудить интерес ребенка!
Обязательно нужно искать подходы к ребенку, создать условия для пробуждения его духовной пытливости, интереса. Истинно сказано, воспитание – это искусство!
Конечно, общаясь, нужно держать определенную дистанцию, избегать панибратства и заигрывания, ведь мы должны не только установить с детьми тесные отношения, но и привить им уважение к старшим, которое, кстати, будет необходимо им в жизни, и не только в общении с родителями, но и с учителями, начальством, старшими людьми.
Наверное, с каждым новым поколением проблемы отношений детей и родителей все больше обостряются?
Думаю, что нашим прабабушкам и прадедушкам было немножко легче воспитывать своих детей, легче сохранять с ними контакт: они больше с ними общались. Общество когда-то было сословным: крестьяне, дворянство, духовенство, купечество… Большую часть населения составляли крестьяне. А что такое крестьянская семья? Это была одна команда, которая вместе добывала хлеб насущный, – естественным образом всех объединяло одно общее дело. Также и духовенство, купцы, военные – все постепенно вовлекали детей в династическое дело. Вот, например, купцы – они своих детей приучали с малых лет работать в лавке: дети были сначала на побегушках, потом работали приказчиками, после им доверяли более сложные дела, чтобы потом передать им дело. Дети священников почти всегда шли по стопам отцов, а значит, учились у них. Вообще наши предки были счастливее нас, если говорить об общении. Нас все больше и больше разъединяет цивилизация. В XIX веке не было ни радио, ни ТВ, газеты читали мало, многие вообще не владели грамотой, индустрия развлечений была развита слабо. Что оставалось? Общение. Ходили в гости, разговаривали, пели песни. Все новости передавались в основном изустно. В XX веке, в советское время, не было Интернета, персональные компьютеры – редкость, возможности телевидения тоже были очень ограничены. Люди общались больше, дружили, танцевали, ходили в походы, делали общие дела… Как у нас сейчас обстоит дело с общением, думаю, говорить не надо – и так все знают.
Так что родителям надо специально подумать, поработать над тем, как создать в семье атмосферу общности. И не забывать: для того, чтобы вызвать у чада интерес к этому общему делу, необходимо самому испытывать искренний интерес к тому, чем хочешь увлечь ребенка. Мало дать ему в руки хорошую книгу – надо над ней совместно поразмышлять, поделиться впечатлениями…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дистанционное обучение.Индивидуальная работа с одаренными детьми. Дисциплина 6. Модуль 1 Теория одарённости детства
Тема 1 - Общая характеристика одаренностиТема 2 - Психическое развитие одаренного ребенка дошкольного возрастаТема 3 - Общая характеристика художественной и музыкальной одаренности детейПрактическое з...
Дистанционное обучение.Индивидуальная работа с одаренными детьми. Дисциплина 6. Модуль 2. Музыкальность как признак одаренности
1. Музыкальные способности, их характеристика2. Основные музыкальные способности детей дошкольного возраста3. Условия развития музыкальных способностей в дошкольном возрастеПрактическое зада...
Дистанционное обучение.Индивидуальная работа с одаренными детьми. Дисциплина 6. Модуль 3. Формы организации работы с музыкально одаренными детьми
1. Педагогическая поддержка одаренного ребенка.2. Содержание индивидуальной работы с одаренными детьми.3. Диагностика музыкальных способностей и одаренности.Практическое задание: Р...
Дистанционное обучение. Школа молодого педагога. Семинар - практикум для педагогов "Общение воспитателя с родителями своих воспитанников"
Этот семинар-практикум о взаимоотношениях между воспитателями и родителями воспитанников.Как построить хорошие, доброжелательные, основанные на сотрудничестве и взаимовыручке, отношения....
материал продуктивной деятельности с детьми по рисованию и аппликации (конспекты в рамках дистанционного обучения) с детьми 2 мл группы.
Представлены конспекты занятий в рамках дистанционного обучения по продуктивной деятельности (рисование, аппликация), с детьми второй младшей группы....
Рекомендации для родителей по организации дистанционного обучения. 10 правил дистанционного обучения дошкольников.
Рекомендации родителям дошкольников по организации занятий в дистанционной форме. Десять правил, которые помогут сохранить здоровье детям и их родителям....
Уважаемые родители!!!!Для того чтобы самоизоляция совместно с детьми дома проходила полезно, активно и плодотворно предлагаю Вашему вниманию дистанционное обучение наших детей: это задания, упражнения и игры с детьми для занятий дома по теме «Опыты и эксп
Уважаемые родители!!!!Для того чтобы самоизоляция совместно с детьми дома проходила полезно, активно и плодотворно предлагаю Вашему вниманию дистанционное обучение наших детей: это задания, упражнения...