Родительское собрание в форме ток-шоу на тему: «Можно ли обойтись без наказаний»
методическая разработка
Обсуждение разных точек зрения, ситуаций для анализа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie_mozhno_li_oboytis_bez_nakazaniy.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение центр развития ребёнка - детский сад «Аленький цветочек»
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра город Пыть-Ях
Разработал социальный педагог
Туркова Татьяна Николаевна
Родительское собрание в форме ток-шоу
на тему: «Можно ли обойтись без наказаний»
Цель: дать родителям возможность задуматься над проблемами воспитания детей, посмотреть по - новому на использование наказаний, переосмыслить их.
Предлагается обсудить разные точки зрения, ситуации для анализа, самим родителям поучаствовать в ситуации. В ток – шоу принимают участие сами родители, психолог детского сада, социальный педагог, директор.
Ведущий: Сегодня мы с вами поговорим о важной проблеме, с которой сталкиваются все – и взрослые, и дети, - о проблеме целесообразности применений наказаний.
Отношение к наказанию меняется на протяжении веков. Так, в пословицах и поговорках русского народа отражена необходимость физического наказания. Например: «Розгой в могилу ребёнка не вгонишь, а калачом не выманишь».
Уважаемые родители ответьте мне, пожалуйста, как вы думаете, что даёт наказание ребёнку? (ответы родителей)
Как часто можно использовать наказание? (ответы родителей)
Можно ли обойтись без наказания? (высказываются разные позиции)
Наверно вы замечали, что дети используют опыт воспитания своих родителей в играх и в собственных суждениях?
Например: Увидев, пояс от платья мне дети говорят, что дома у них тоже есть ремень или даже прут. А зачем спрашиваю: а чтобы я слушался, отвечает мне ребёнок.
Выступление социального педагога:
В 1989г ООН приняла Конвенцию о правах ребёнка. В ней сказано, что дети имеют право на особую заботу и помощь, для полного и гармоничного развития его личности ему необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. Нормативными документами о защите прав ребёнка являются: «Конвенция о правах ребёнка», Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка», закон РФ «Об образовании» семейный и уголовный кодекс. Согласно требованиям Конвенции и нормативно – правовым документам РФ, ребёнок имеет право на защиту от физического, психологического насилия, оскорбления. Например, ударить ребёнка – означать нарушить его права. Важно соблюдать неприкосновенность личности. Определять только поступки, действии, говорить ребёнку не «ты плохой», а «ты сделал плохо», не «ты жестокий» а «ты поступил жестоко». Давать только положительные авансы. Нельзя лишать ребёнка заслуженной похвалы и ни в коем случае не отнимать подаренного.
Ещё хочется добавить, что не секрет иногда все - таки родители наказывают детей физически. Они поступают так, потому что считают, что они правы и им становится легче. «Нас били родители и ничего», говорят они. Но дети так не думают, у некоторых вследствие физических наказаний вырастают грубыми, жестокими, другие перестают уважать старших, считаться с ними, испытывать чувство мести, страха, некоторые могут затаить злость.
Вот, по вашему мнению, в чём заключается вред запугивания ребёнка? (высказывание родителей). Конечно, иногда взрослые грозятся отдать чужому дядьке, бабе яге, сделать укол и т. д. И у ребёнка может появиться детские страхи, он может бояться темноты, врачей. Поможет разобраться с решением данной проблемы психолог детского сада.
Выступление: Психологи посвятили много исследований на тему наказаний и выявили, что оно является самым слабым средством подавления у детей нежелательных поступков. У ребёнка в возрасте от 3 до 5 лет затормозить с помощью наказаний удаётся только в 47 %. А поощрение, например, когда ребёнка хвалят, что он удержался от плохого поступка является более сильным средством. Эффект наказания раз от раза слабеет, и в этом его недостаток. Например, ребёнок старается взять в руки какую – нибудь вещь, которую ему не разрешают брать. За то, что он взял его поставили в угол, однако ему хочется взять и через некоторое время он снова её берёт, и его снова наказывают. Установлено что запрет действует лишь в том случае, если он использует до того, как ребёнок хотя бы однократно осуществил запрещённое действие. Брать слово с ребёнка тоже ненадёжное средство. Если у него нет навыков самостоятельных занятий, то сколько он обещаний ни даст, выполнить их всё равно не сможет. Этот метод лишь подрывает веру ребёнка в свои силы и ухудшает эмоциональный фон.
Ведущий: Конечно, наказание нельзя рассматривать как обязательный метод воздействия. В воспитании детей дошкольного возраста можно обойтись без него, если взрослый учитывает возрастные особенности и умеет найти индивидуальный подход.
Но если же без наказаний нельзя обойтись, то надо помнить о некоторых правилах:
1. Наказание должно исходить из мотива поступка (то есть сначала мы должны разобраться, что именно случилось, может быть он заступился за младшего или девочку и ударил обидчика).
2. Основанием для наказания могут быть только безнравственные поступки: сознательное нарушение интересов семьи, неряшливое отношение к вещам, причинение обиды или вреда, грубость.
3. Чтобы наказание осознавалось ребёнком оно должно быть справедливым, адекватным его вины.
4. Наказание не должно быть частым, так как дети привыкают к ним и становятся равнодушными.
5. Нельзя наказывать ребёнка, когда он болеет, ест, сразу после сна.
6. Нельзя наказывать ребёнка когда у него что – либо не получается, но он старается.
7. Наказание не должно вредить здоровью.
8. За один проступок – одно наказание.
А сейчас рассмотрим ситуацию и разберём её.
Рассматривается ситуация (Звучит музыка)
- После обеда ребёнок протирает стол. Он работает хорошо, но на полу разлиты большие лужи воды. Мама поставила его угол.
Вопрос: Правильно ли поступила мама, поставив ребенка в угол? (ответы родителей)
Или можно сказать: Ты очень хорошо вытер стол, но сейчас необходимо ещё вытереть пол. Мокрый пол – скользкий, кто-нибудь может поскользнуться и упасть. Вот тебе швабра, чтобы вытереть там, а я вытру здесь.
Как по – другому, можно было поступить маме? Какими могут быть последствия взаимопонимания? (можно предложить поделиться опытом наказания в семье).
Например, если ребёнок обидел старшего, то ему можно запретить смотреть любимый мультфильм. Но тогда возникает вопрос как же можно наказывать? Воспитатель предлагает самостоятельно назвать педагогически оправданные наказания.
К педагогически оправданным наказаниям относятся:
• Замечание, но сделанное так чтобы оно дошло до сознания ребёнка;
• Выговор – строго поговорить о недопустимости недостойного поведения;
• Лишить ребёнка чего – то приятного, без чего можно обойтись: просмотр любимых передач, лакомства, но важно чтобы он знал за что он наказан.
• Метод игнорирования но он спорный, он заключается в том, что с ребёнком не общаются близкие люди, но в этом случае он конкретно должен знать за что.
И игнорировать можно несколько секунд (можно предложить дискуссию о целесообразности этого метода)
Вторая ситуация для анализа.
Ребенок, придя из детского сада, рассказывает о том, что интересного проходило сегодня в детском саду. Родители заняты своими делами и не слушают ребенка.
Вопрос:
• Что испытывает ребёнок в подобном случае, когда родители не стремятся его понять, разделить его радость? (высказывания родителей)
• Как, по вашему мнению, чем чревато невнимание родителей к проблемам дочери? (высказывания родителей)
• Стараетесь ли вы поддержать стремление ребёнка поделиться радостями или может огорчениями? (высказывания родителей).
Анкета для родителей
1. Существует ли в вашей семье метод наказания? (нужное подчеркнуть)
Да Нет
2. Применяете ли вы физическое наказание своих детей? (нужное подчеркнуть)
Да Нет
3. Когда вы разбираетесь в той или иной ситуации, учитываете ли вы мнение ребёнка? (нужное подчеркнуть)
Да Нет
4. Можно ли обойтись без наказаний? (нужное подчеркнуть)
Да Нет
5. Как вы решаете проблемы, которые возникают с вашими детьми в процессе воспитания?
(напишите)
Рекомендации психолога родителям по предложенной анкете.
Ведущий: Конечно, у ребёнка есть потребность в общении с близкими людьми. И если родители не слушают своего ребёнка, не интересуются его делами, то ребёнок или находит другого человека или замыкается в себе. И когда ребёнок подрастает, он может попасть в сомнительные компании, а родители потом удивляются, чего не хватило ребёнку.
А сейчас мы ещё одну ситуацию разберём, но покажут её нам сами родители:
Мама говорит четырехлетнему сыну:
- Пора спать.
А сын заявляет:
- Не хочу!
Мама делает вид, что не слышит ответа сына, и продолжает:
- Кого же ты сегодня возьмёшь с собой смотреть сны – мишку или зайку?
И вот уже мальчик тянется к зайцу, послушно ложится спать.
Вопросы:
• Почему сначала сын отказался спать, а потом согласился?
• Какой приём использовала мама? А какой используете вы дома и эффективен ли он? (родители высказывают свою точку зрения)
Давайте с вами вместе подведём итог: (высказывание родителей).
Ведущий:
Наказание – это сильный метод воспитания и он действующий, но нужно быть с ним очень аккуратно, учитывать мотивы поступка, возрастные особенности ребёнка. Не спешить с выводами, не унижать ребёнка, не кричать на него зря. Наказание должно быть педагогически оправданным. А физическое наказание не должно быть.
Литература:
О. Л. Зверева Т. В. Кротова «Родительские собрания в ДОУ»
«Ребёнок в детском саду» № 1 2011г статья «Защита ребёнка сегодня»
«Ребёнок в детском саду» № 1 2011г статья «Советы любящим родителям»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание в форме КВН на тему «Природа и нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста».
Родительское собрание провела со своими родителями. Родители остались довольными. Рекомендую провести со своими родителями....
Нетрадиционное родительское собрание в форме КВН на тему «Знатоки природы». Старшая группа.
Создать условия для сотрудничества родителей и детей, их эмоционального и психического сближения; повысить интерес родителей к экологическому образованию их детей и экологии в целом....
Родительское собрание в форме конференции на тему "Телевидение в жизни ребенка"
Родительское собрание "Телевидение в жизни ребенка"...
Родительское собрание. Тема собрания «Можно ли обойтись без наказаний»
Конспект родительского собрания по теме «Можно ли обойтись без наказаний?». Собрание проводилось совместно с педагогом-психологом....
Конспект родительского собрания в старшей группе Ток-шоу: «Можно ли обойтись без наказаний?»
Основа самооценки закладывается очень рано, в самые первые годы жизни ребенка и зависит от того, как с ним обращаются родители. Если они понимают и принимают его, терпимо относятся к недостаткам и про...
Конспект родительского собрания (в форме вечера – встречи).Тема: «Моя семья – что может быть дороже». Возрастная группа: средняя группа
Цель: способствование повышению осознания значимости семьи в жизни человека у родителей и детей.Задачи:Способствовать созданию благоприятного микроклимата между родителями, детьми и педагогами для бол...
Нетрадиционное родительское собрание в форме КВН на тему «Друзья природы»
Мероприятие для сотрудничества родителей и детей, их эмоционального и психического сближения; повышение интереса родителей к экологическому образованию их детей и экологии в целом....