Математика в детском саду
консультация

Афанасьева Галина Алексеевна

Консультация для родителей воспитанников ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_matem.docx21.98 КБ

Предварительный просмотр:

   

 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 1 «Дружные ребята» г.Поронайска

(МБДОУ №1 «Дружные ребята» г.Поронайска)

Консультация для родителей

«МАТЕМАТИКА В ДЕТСКОМ САДУ»

Составитель: Афанасьева Г.А.

Математика для дошкольников позволяет одновременно решить сразу несколько задач, главные из которых – это привить детям основы логического мышления и научить простому счету. Особый интерес представляет поле математической деятельности, поскольку в математике заложены огромные возможности для развития восприятия, мыслительных операций (сравнение, абстрагирование, символизация), внимания, памяти.

Одним из условий качественного усвоения математических представлений является внимание, сосредоточенность, познавательная активность детей на занятии. А развитие произвольности процессов обусловлено интересом ребенка к деятельности, поэтому очень важно вызвать и поддерживать на протяжении всего занятия у дошкольника интерес к овладению знаниями. В отличие от других стимулов, интерес в очень высокой степени повышает эффективность занятий, так как ребёнок занимается в силу своего внутреннего влечения по собственному желанию, а значит, учится усваивать материал легко и основательно.

Занятия по математике должны проводятся в игровой форме, понятной и интересной детям. С каждым занятием дети всё больше втягиваются в обучающий процесс, но при этом занятия остаются игрой, сохраняя свою притягательность. Помимо обучения и развития, математика для дошкольников позволяет ребенку легче адаптироваться к занятиям в школе, и родителям не придется переживать, когда он пойдёт в первый класс. Математика для дошкольников позволит в полной мере раскрыть потенциал ребенка и развить математические способности.

Интерес детей  проявляется и к игровым персонажам. С этой целью введены знакомые детям по мультфильмам игровые персонажи, т.к. они являются элементом субкультуры детей. Помогая героям выполнять задания (которые  они приносят с собой детям в виде небольших сувениров, картинок-раскрасок,геометрических фигур, разнообразных эмблем, медалей), дети удовлетворяют потребность в личностной заинтересованности и осознании собственной значимости. Присутствие игровых персонажей на занятии побуждает детей к математической деятельности, преодолению интеллектуальных трудностей.

Особенностью занятий является и использование рабочих тетрадей, раздаточного материала. В этом есть свои преимущества:

- во-первых, раскрашивание, являясь одним из любимых видов деятельности детей 5-го года жизни, вызывает живой интерес к заданию;

- во-вторых, работая в рабочей тетради цветными карандашами, ребенок развивает руку.

Особую значимость имеет работа с природным раздаточным материалом, который дает возможность разного обследования предмета.

Наглядный материал эстетично и красочно оформлен, поэтому вызывает у детей желание работать.

Методические  основы организации занятий по ФЭМП:

Построение занятий по математике базируется на основных современных подходах к процессу образования: деятельностном; развивающем; личностно-ориентированном.

Наиболее эффективному проведению занятий по математике способствует соблюдение следующих условий:

1. учёт индивидуальных, возрастных психологических особенностей детей;

2. создание благоприятной психологической атмосферы и эмоционального настроя (доброжелательный спокойный тон речи воспитателя, создание ситуаций успешности для каждого воспитанника);

3. широкое использование игровой мотивации;

4. интеграция математической деятельности в другие виды : игровую, музыкальную, двигательную, изобразительную;

5. смена и чередование видов деятельности в связи с быстрой утомляемостью и отвлекаемостью детей;

6.развивающий характер заданий.

На занятиях  применяются:

игровые методы, проблемно-поисковые методы, частично-поисковые методы, проблемно-практические игровые ситуации, практические методы.

Например:

Лепка цифр

Как показывает практика, не все дети легко запоминают образ цифр. Здесь на помощь приходит прием моделирования цифр из пластилина и ее украшение. Аналогично из пластилиновых жгутиков можно моделировать и геометрические фигуры. Такой прием развивает мелкую моторику, тактильные ощущения. Его лучше включать в конце занятия, поскольку он может затянуться по времени.

Игра «Сложи из треугольников»  также пользуется у детей успехом. В основе этой игры лежит работа с детьми по образцу конфеты, сложенной из треугольников.

Кроме того, практикую задание «дополни картинку треугольниками, чтобы получилась конфетка, рыбка и др».

Пальчиковые игры  обычно находят применение после заданий на карточках. Подбираем игры с математическим содержанием.

Количественный счет.  Используем прием счета предметов на картинках.

Порядковый счет.

Порядковый счет детям дается сложнее, поэтому

хорошо сочетать его с практической работой через подвижную игру. Например, такой: первой, второй, третьей, четвертой по счету встанет… (на физкультурных занятиях).

Эти упражнения способствуют закреплению порядкового счета, правильному употреблению порядковых числительных в зависимости от рода существительного).

Игра «Прятки»

Этот прием способствует обучению понимать речевую инструкцию, опираясь на смысл предлогов за, на, под и других. Это игра в прятки(персонажи мультфильмов спрятали в нашей группе коробочки с цифрами. Давайте их найдем, мы будем вам подсказывать, послушайте словесную инструкцию),  дети находят и обязательно проговаривают, где нашли предметы.

Математическое развитие осуществляется не только на занятиях, но и в индивидуальной, совместной, самостоятельной деятельности.

Для индивидуальной работы с целью закрепления в речи употребления предлогов, формирования ориентировки в пространстве можно использовать игру «Ручки у тучки». С помощью этой игры дети упражняются в формулировании вопросов для сверстника, организуя работу в парах, упражнений детей в правильном конструировании из геометрических фигур

Пользуется интересом у детей  игра «Окошечко».   С помощью этой игры у детей закрепляется умения определять геометрическую фигуру, правильно конструировать предложения, дети учатся замечать сходства и различия.

Отгадывание и придумывание загадок о геометрических фигурах, загадки-шифровки, полные ответы на вопросы также способствуют упражнению детей в конструировании предложений.

Логические игры математического содержания воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, характерными для каждой занимательной задачи, всегда вызывает интерес у детей.

Занимательные задачи способствуют развитию у ребенка умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения. Дети начинают понимать, что для правильного решения логической задачи необходимо сосредоточиться, они начинают осознавать, что такая занимательная задачка содержит в себе некий "подвох" и для ее решения необходимо понять, в чем тут хитрость.

Так же в самостоятельной деятельности детей неплохо использовать математические  игры, которые не только продают в магазинах, но и публикуют в различных детских журналах. Это настольные игры с игровым полем, цветными фишками и кубиками или волчком. На игровом поле обычно изображены различные картинки или даже целая история и имеются пошаговые указатели. Согласно правилам игры, участникам предлагается бросить кубик или волчок и, в зависимости от результата, выполнить определенные действия на игровом поле. Например, при выпадении какой-то цифры участник может начать свой путь в игровом пространстве. А сделав то количество шагов, которое выпало на кубике, и попав в определенную область игры, ему предлагается выполнить какие-то конкретные действия, например, перескочить на три шага вперед или вернуться в начало игры и

т. д.

Таким образом, в игровой форме происходит прививание ребенку знания из области математики, информатики, русского языка, он обучается выполнять различные действия, разовьете память, мышление, творческие способности. В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, читать и писать. Самое главное - это привить малышу интерес к познанию. Для этого занятия должны проходить в увлекательной игровой форме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УГОЛОК ЗАНИМАТЕЛЬНОЙ МАТЕМАТИКИ В ДЕТСКОМ САДУ

методические рекомендации по оснащению уголка занимательной математике...

математика в детском саду

Консультация для родителей: «Математику в детском саду»...

Выступление на педсовете"Игры на классификацию на занятиях по математике в детском саду

В процессе формирования готовности ребенка к обучению в школе важную роль играет активизация познавательной деятельности дошкольников, которая способствует развитию таких мыслительных операций, ...

Математика в детском саду. Проблема формирования и развития математических способностей детей. Логика и математика для дошкольника.

Одной из наиболее актуальных и важных задач подготовки детей к школе является развитие логического мышления и познавательных способностей дошкольников, формирование у них элементарных математических п...

Занятие для детей младшего дошкольного возраста: «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур» Опубликовано 18 апреля 2016 - 19:36 пользователем admin занятия детский сад математика, занятия по математике в детском саду, занятие в детском саду гео

Занятие для детей младшего дошкольного возраста: «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур»  Цель:формировать у дошкольников умение находить различия и общие признаки г...

Статья использование комплекта "Мате: плюс. Математика в детском саду" в образовательной деятельности как инструмент повышения качества образования в детском саду

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЛЕКТА «МАТЕ: ПЛЮС. МАТЕМАТИКА В ДЕТСКОМ САДУ» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ....

Мастер - класс использование комплекта "Мате: плюс.Математика в детском саду " в образовательной деятельности как иснструмент повышения качества образования в детском саду

МАСТЕР - КЛАСС  ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЛЕКТА «МАТЕ: ПЛЮС. МАТЕМАТИКА В ДЕТСКОМ САДУ» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ....