Конспект родительского собрания "Психологическая готовность родителей к детскому саду".
методическая разработка (младшая группа)
Для педагогов и родителей будущих воспитанников детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_psih._gotovnost_roditeley_k_detskomu_sadu.doc | 128.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект родительского собрания.
Психологическая готовность родителей к детскому саду.
Цель: Привлечение родителей, будущих воспитанников детского сада, к сотрудничеству. Согласование и объединение усилий дошкольного образовательного учреждения и семьи в создании условий для успешной адаптации ребенка ДОУ.
Задачи:
- Установить партнерские отношения между педагогами и родителями.
- Оказать помощь родителям в овладении психолого-педагогическими знаниями о развитии детей.
- Развивать умения родителей анализировать и оценивать собственную воспитательную деятельность.
- Способствовать овладению здоровьесберегающими технологиями в период адаптации ребенка к ДОУ (релаксация, дыхательная гимнастика, логоритмика, пальчиковая гимнастика).
Целевая группа: родители вновь поступивших детей, педагоги младших групп.
Ход собрания
Первая часть - проводит педагог-психолог
Здравствуйте уважаемые родители, коллеги! Работа с родителями является одним из главных направлений в работе дошкольного образовательного учреждения. Что для нас и послужило идеей проведения такого рода собрание, которое является еще одной попыткой улучшить работу по взаимодействию образовательного учреждения с семьей.
Многие родители, принявшие решение отдать своего ребенка в детский сад, сами, по существу, оказываются, не готовы к роли родителей, чей ребенок поступает в детский сад. Они испытывают неуверенность, тревогу, очень эмоционально реагируют на трудности и неудачи детей. В таком состоянии родители не способны оказать свои детям психологическую поддержку.
Сегодня мы поговорим с вами о вашей готовности, как родителей, к поступлению ваших детей в детский сад.
Для начала я предлагаю нам познакомиться.
1. Упражнение «Бусы»
У каждого из вас лежит по бусины. У меня в руках нить, по кругу мы будем передавать нить, а вы в свою очередь нанизываете бусинку, при этом говорите пример: Здравствуйте, меня зовут... Оксана Валентиновна Вот у нас в итоге получились красивые бусы. Эти бусы в течение всего совместно проведенного времени будут являться неким символом сплоченности, единства, взаимопонимания.
Теперь мы с вами – один большой коллектив. Надеюсь, что наш коллектив будет дружным и сплоченным. Нам предстоит вместе радоваться и преодолевать трудности, взрослеть и развиваться.
2. Упражнение «Ладошки»
Ответьте мне, пожалуйста, на вопрос.
Можно ли одной ладошкой сделать хлопок?
Правильно, нужна вторая ладошка.
Хлопок – это результат действия двух ладоней.
Педагог - это только одна ладошка. И какой бы сильной, творческой и мудрой она не была, без второй ладошки (а она в Вашем лице, дорогие родители) педагог бессилен.
Отсюда, вывод: только сообща, все вместе, мы преодолеем все трудности в воспитании и развитии детей.
3. Упражнение «Цветок»
Перед вами лежат цветы из бумаги и карандаши. Возьмите все по цветку. Раскрасьте их. (На столах лежат одинаковые цветы по размеру, по цвету, по форме, цветные карандаши, фломастеры.)
А теперь сравните свой цветок с цветками своих соседей. Все цветы были одинаковые по размеру, цвету, форме.
Скажите, после того как вы раскрасили цветок, можно найти два совершенно одинаковых цветка? (Нет.)
Мы – взрослые люди при одинаковых условиях делаем все по-разному.
Вывод: никогда не сравнивайте своего ребенка с другим! Нет кого-то или чего-то лучше, или хуже.
4. Сказка «Колобок»
А сейчас я предлагаю вам всем известную сказку «Колобок на психологический лад.
Жили-были дед со старухой. Не было у них детей. Было им одиноко, и решили они испечь колобок. Что они сделали? Правильно. По сусекам помели, по коробу поскребли, и получился у них колобок.
Первая заповедь: Родившийся ребенок в семье должен быть всегда желанным.
По сусекам поскребли, по коробу помели, и получился у них колобок. Положили они его на подоконник остужаться.
Вторая заповедь: Не оставляйте маленьких детей без присмотра.
Покатился колобок по дорожке и встретил там сначала зайку, потом медведя, потом волка.
Третья заповедь: Учите ребенка общаться с окружающим миром, с взрослыми и детьми.
Встретилась ему лиса ласковая, хитрая.
Заповедь четвертая: Учите ребенка распознавать настроение окружающих людей, обращая внимание на мимику и жесты.
Съела лиса колобка.
Заповедь пятая: Учите ребенка самостоятельности, согласно возрастным особенностям, чтобы он мог выходить из разных ситуаций, просить о помощи взрослых.
Вот такая всем известная сказка у нас с вами получилась с пятью важными заповедями.
А сейчас давайте поиграем.
5. Игра на сплочение «Встреча руками»
Встаньте, пожалуйста, в круг, плечом к плечу, так чтобы Ваши руки могли встретиться. Закройте глаза. По команде пусть Ваши руки:
- сначала найдут друг друга;
- познакомятся;
- потанцуют;
- подерутся;
- помирятся;
- попрощаются.
Молодцы, садитесь на свои места.
Ответьте на вопросы:
Легко ли было выполнить это упражнение?
Что мешало?
Вывод: Можно сказать, что почти каждый из вас испытал дискомфорт, вот и дети испытывают тоже самое, когда поступают в детский сад. Они как маленькие котята с закрытыми глазами натыкаются на препятствия. И поэтому как детям, так и вам необходимо время для адаптации. Не надо торопить время, необходимо запастись терпением.
Чтоже такое адаптация и от чего она зависит?
Адаптация — это приспособление к условиям окружающей среды. В нашем случае это приспособление к условиям детскогосада., для ребенка является стрессом, но стрессом вполне преодолимым.
У родителей часто возникают вопросы.
Почему одни дети ведут себя спокойно, а другие неутешно плачут, одни долго не могут освоиться в группе, а другие чувствуют себя «как рыба в воде»?
Но если уже принято решение отдавать ребенка в детский сад, то задача взрослых подготовить себя и кроху к новым условиям жизни, помочь ему как можно легче адаптироваться. Это работа не одного дня. Она требует от родителей терпения, выдержки, понимания.
Очень важно, чтобы этот период был плавным, мягким, безболезненным.
Попробуем определить готов ли ваш ребенок к детскому саду?
(Родители заполняют анкету «Готовность ребенка к детскому саду» разработана К.Л.Печорой).
У родителей существует ряд мифов о периоде первого посещения ребенком детского сада. Попробуем их развеять!
Мифы об адаптации
Миф 1. Адаптация к детскому саду проходит трудно и мучительно. И мы боимся, что унас будет то же самое?
Если мама будет слишком сильно бояться и тревожиться, то приход в детский сад превратится в серьезный и длительный стресс,
Помните, что ребенок воспринимает ваше отношение к тем или иным событиям, чувствам и разделяет ваши эмоции, в полном смысле слова смотрит на жизнь вашими глазами.
Вывод: менять свое отношение к детскому саду. Поверьте, что ребенку может быть в детском саду хорошо и посещение принесет действительно пользу и удовольствие.
Обеспечьте малышу чувство уверенности и безопасности.
Миф 2. Дети в детском саду все время болеют, потому что за ними плохо следят?
Основной причиной, по которой начинают болеть малыши является снижение иммунитета из-за резкой смены обстановки: другой режим, непривычная пища, много шума и впечатлений, переживание из-за разлуки с матерью.
часть детей реагирует на посещение детского сада «скрытым сопротивление» - т.е. начинают болеть. Это своеобразный протест.
- часть получают «полный комплект» прививок, что снижает защитные свойства организма.
- ребенок попадает в среду с совершенно другой микрофлорой, отличной от домашней, к которой иммунитет еще не выработался.
Вывод: Поэтому помимо психологической и «бытовой» подготовки вам обязательно нужно позаботиться об укреплении здоровья малыша заранее.
Миф 3. У ребенка, который начинает ходить в детский сад портится характер, он становится просто не выносимым.
Никакой характер от посещения детского сада конечно не портиться. Но резкое изменение привычного образа жизни не может пройти для ребенка бесследно.
- Ребенок попросту устает.
- Правила, по которым ребенок живет дома, отличается от тех, которые установлены в детском саду.
- Создайте дома спокойную обстановку и помогите в усвоении новых правил.
- Часто в период адаптации родители бесконтрольно балуют малыша в качестве компенсации. Вседозволенность дома в период адаптации может привести к капризам и упрямству.
- Не забудьте о кризисе 3 лет, проявлениями которого являются: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие. Измените, свое отношение к ребенку в этот период, особенно, если он совпал с первым посещением детского сада.
Миф 4. Родители волнуются, что недостаточно хороши в роли «мамы» и «папы».
Ошибка родителей – пребывание в состоянии обеспокоенности, тревожности. Они заботятся об общественном мнении, испытывают внутренний дискомфорт, волнуются. Стоит избегать разговоров о слезах малыша с другими членами семьи в его присутствии. Дети на тонком душевном уровне чувствуют обеспокоенность мамы, и это больше усиливает детскую тревогу. Что и приводит к изменениям в поведении ребенка.
Теперь Вы знаете, что большинство отрицательных моментов в поведении Вашего чада – это нормально во время адаптационного процесса. Наберитесь терпения и не торопите ни кроху, ни себя.
- Будьте сами уверены в том, что садик ребенку необходим.
- Примите тот факт, что ребенок – отнюдь не «слабак».
- Заручитесь поддержкой близких.
- Просто поймите: пройдет совсем немного времени, и негатив уменьшиться, а потом и вовсе уйдет. А малыш станет более самостоятельным, активным и общительным, приобретет множество полезных навыков.
А сейчас непосредственно перейдем к практической части
Как же мама может помочь сама себе? Как она может успокоиться, расслабиться? С помощью каких упражнений? Необходимость овладения расслабляющими упражнениями для нас обусловлена важностью налаживания детско-родительских отношений.
Шаг первый
Наиболее эффективным методом обретения спокойствия, уравновешенного состояния является здоросберегающая технология релаксация (от латинского – ослабление, расслабление) – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения.
Примите «Позу кучера»: Сядьте на стул, расслабьтесь, голову слегка наклоните вперёд, локти положите на колени, ноги расставьте.
Я буду произносить текст: «Я совершенно спокойна. Сердце бьётся ровно. Мысли текут плавно и медленно. Я отдыхаю. Я совершенно спокойна. Расслабляюсь, успокаиваюсь, отдыхаю. Пусть мою голову оставят мысли. Пусть шея, грудь и руки отдохнут. Мои огорчения, плохое настроение покидают меня. Моё дыхание совершенно спокойно. Мне дышится легко и свободно. Каждый новый вдох снимает напряжение, успокаивает меня и приносит приятное расслабление. Чувство приятного покоя наполняет меня изнутри. Я наслаждаюсь приятным покоем и отдыхом, который приносит мне силы и уверенность в себе. Я становлюсь спокойным, жизнерадостным. У меня хорошее настроение».
Сядьте удобнее. Сохраняйте наполнившее вас ощущение покоя и хорошего настроения.
Шаг второй
Снимаем головную боль, если она есть.
«Дождик»
Представьте, что вы забыли зонтик дома. Начался дождь. Тёплый, спокойный, приятный. Вам хорошо под дождём. Лёгкие капли падают на голову, плечи. Почувствуйте капельки дождя на себе, при этом подушечки пальцев нежно касайтесь головы, лица, шеи-то замедляя, то ускоряя темп.
Шаг третий
«Ушки на макушке!»
Учёные-физиологи доказали: на ушных раковинах находятся много точек, связанных с внутренними органами. Воздействуя на них, человек способен облегчить свое состояние.
Выполните следующие действия:
-указательными пальцами обеих рук одновременно потяните уши, начиная с верхнего края и постепенно спускаясь вниз до мочки;
-помассируйте сначала мочки ушей, а затем всю ушную раковину. В конце разотрите уши руками.
Шаг четвертый
Зарядка позитивного мышления «Именно сегодня» (хором все вместе произносим текст)
1. Именно сегодня у меня будет спокойный день, и я буду счастлив(а).
2. Именно сегодня я включусь в ту жизнь, которая окружает меня. Я приму моего ребёнка, мою семью, мою работу и обстоятельства моей жизни такими, какие они есть.
3. Именно сегодня я позабочусь о своём здоровье. Я сделаю зарядку,
4. Именно сегодня я уделю внимание своему общему развитию. Я займусь полезным делом.
5. Именно сегодня я буду доброжелательна ко всем.
Молодцы! Не забывайте говорить себе ободряющие слова. Думайте о счастье, силе и покое. Успехов вам.
Вторая часть – проводит учитель – логопед
Как уже сказали ранее, родители, когда отдают ребенка в детский сад, то очень переживают, волнуются. В стрессовых ситуациях организм испытывает стресс – усиливается сердцебиение, дыхание учащается, потому что организму не хватает кислорода. Глубокое дыхание способствует поступлению его в мозг, что позволяет расслабиться вне зависимости от мыслей, которые одолевают человека.
И чтобы родители (мамы) быстрее успокаивались при расставании со своим чадом, предлагаем вам разучить упражнение на дыхание.
- Вдыхайте и выдыхайте медленно через нос, считая при вдохе и выдохе от 1 до 4. Это упражнение можно легко делать, находясь в любой обстановке.
Выполняя это упражнение, большинство из вас дышало поверхностно. Когда человек напряжен, для дыхания не используются мышцы диафрагмы. Их предназначение в том, чтоб опускать лёгкие вниз, тем самым расширяя дыхательные пути. А мы,когда взволнованы, дышим очень часто, делаем короткие вдохи, поверхностно используя мышцы верхней части груди.
Предлагаю еще одно упражнение, которое поможет вам научиться дышать глубоко или по - другому диафрагмально.
- Так вот, развернем и опустим плечи, расслабим их, одну руку положим на живот, другую на грудь. Вдыхайте воздух глубоко через нос, при этом рука на животе должна выступать вперед, а на груди двигаться лишь незначительно. Выдыхайте через рот, контролируя свои движения рук.
Сделав это упражнение, вы переключаетесь на себя, свое самочувствие, плохие мысли уходят, и вы можете уже спокойно осмыслить обстановку. Это упражнение поможет вам собраться.
Ваше спокойствие зависит от умений ребенка себя обслужить - кушать, мыть руки, одеваться. А помочь ему Вы можете, развивая моторику рук.
Ведь учеными доказано, что уровень речевого развития крохи напрямую связан с уровнем сформированности пальцев рук. Замечено, что дети, с которыми не играли в пальчиковые игры в младенчестве, позже начинают говорить, они более замкнуты, и даже хуже адаптируются в коллективе.
Благодаря пальчиковым играм ребенок может:
- научиться управлять руками и каждым отдельным пальчиком;
- развивая мелкую моторику, ребенок подталкивает к развитию свою речь;
- обогащаетсловарный запас, который поможет ему в выражении своих желаний.
Не зря же наши бабушки играли с нами в «Сороку – ворону», «Ладушки», они способствуют более тесному контакту между взрослым и ребенком, развивают разговорную речь. Слова в текстах просты для повторения, они ритмичны, интонационно мелодичны, то есть легко запоминаются. Для этого существует множество пальчиковых игр.
Самая простая игра, для маленького ребенка - первое знакомство с ладошкой.
- Давайте поиграем в игру «Здравствуй, пальчик», держите ребенка за пальчик и говорите:
Здравствуй, пальчик, выходи, И на Юлю погляди. (называете имя своего ребенка) | Потрясти пальчик, держа его за первую фалангу |
Вот твоя ладошка | Касаетесь пальчиком ладошки |
Поднимайся, крошка | Выпрямляете пальчик |
Затем берете следующий пальчик и повторяете то же самое. И так со всеми десятью.
Наши ушки слышат стук: тук-тук, тук- тук. | Возле уха каждый палец стучит о большой 3 раза. |
Вот ладошечки шуршат шат-шат, шат-шат. | Потирание ладоней друг о друга |
Наши пальчики трещат: щат-щат, щат-щат. | Потирание кулачков друг о друга |
Ты в ладоши громко бей: хлоп-хлоп, хлоп-хлоп | Хлопки |
А теперь ты их согрей: х-х-х-х. | Ладони положить на щеки |
На звукоподражание игра «Тук-тук-тук, тук-тук-тук» и на выполнение пальчиками каких либо фигур.
- Пальчиковая гимнастика «В гости к кошке»
Позвала нас в гости кошка, | Ладони на щеках, качаем головой |
И пошли мы по дорожке. | Пальцы «шагают» по коленям или по столу |
Топ-топ, | Ладони хлопают по коленям или по столу |
Прыг-прыг, | Кулачки стучат по коленям или по столу |
Это дом, | «Крыша» |
А в нем окошко. | «Окно круглое» |
Нас встречают кот и кошка. | Хлопаем в ладоши |
- Пальчиковая гимнастика «Внимательный мишка»
По полянке мишка шел | Пальцы одной руки шагают по ладони другой |
И в бочонке мед нашел. | Царапающие движения пальцев одной руки по ладони другой |
Лапкой мед он доставал | Надавливание на центр ладони указательным пальцем другой руки |
Язычком его лизал | Круговые движения указательным пальцем по центру ладони другой руки |
-Нет меда! | Крепко зажать кулаки |
- Где же мед? | Выпрямить напряженные пальцы |
Ищет мишка — не найдет | Ладони на щеках, качаем головой |
Hyжнo обязательно, Мишке быть внимательным. | Указательными пальцами обеих рук стучим по коленям в ритме фразы. |
А чтобы ребенку было еще интереснее играть с вами, пойте и двигайтесь дома под музыку, это называется логоритмика.
Логоритмика – эффективное средство развития речи. Логопедическая ритмика отлично развивает моторику (общую и тонкую), координацию движений, речевое дыхание и способствует нормализации мышечного тонуса, восприятию (особенно слуховому). Соединение движений, речи и музыки помогает детям научиться красиво и плавно говорить.
Речь – это сложнейший процесс, требующий скоординированной работы. Задача логоритмики – сделать так, чтобы все работало слаженно и без сбоев.
Кроме того, в последнее время специалисты обратили внимание на то, что логопедическая ритмика очень хорошо способствует тому, что непоседливых и легковозбудимых малышей она успокаивает, а медлительных и задумчивых, наоборот, подстегивает.
Давайте попробуем обыграть детскую песенку: Мишка с куклой (музыка)
Мишка с куклой бойко топают, Бойко топают, посмотри. | Топать стоя на месте. |
И в ладоши звонко хлопают, Звонко хлопают, раз, два, три. | Хлопать в ладоши стоя на месте. |
Мишке весело, мишке весело. Вертит, мишенька, головой. | Кружимся на месте в одну сторону |
Кукле весело, тоже весело Ой, как весело, ой-ой-ой. | Кружимся на месте в другую сторону |
Мишка с куклой бойко топают, Бойко топают, посмотри. | Топать стоя на месте. |
И в ладоши звонко хлопают, Звонко хлопают, раз, два, три. | Хлопать в ладоши стоя на месте. |
Мы попробуем эту полечку Эту полечку все сплясать. | Выставляем ногу вперед |
Разве можем мы, разве можем мы, Разве можем мы отставать. | Взявшись за руки, водим хоровод. |
Есть, очень замечательные, авторские подборки - Екатерины Железновой «Веселая логоритмика»
Давайте попробуем одно из упражнений.
Дождик, дождик понемножку, Капай, капай на ладошку. | Дети ритмично постукивают ладонями по ногам. |
Ноги я не промочу, Через лужи я скачу. | Ритмично подпрыгивают на месте. |
И прыг, еще прыг, Еще прыг, подальше прыг. | 4 прыжка вперед. |
И прыг, еще прыг, Еще прыг, подальше прыг. | 4 прыжка назад. |
А теперь свои сапожки Надеваем мы на ножки | Дети ритмично постукивают ладонями по ногам. |
Левый, правый, левый правый Пойдут по дорожке. | Выставляют по очереди ноги вперед. |
Топ, топ, топ и топ По воде идти хочу, | 4 шага с притопом вперед |
Топ, топ, топ и топ Ноги я не промочу. | 4 шага с притопом назад |
Дождь вдруг так полил, Что мне спину промочил. | Дети ритмично постукивают ладонями по ногам. |
Я гулять так не могу, Лучше к маме побегу. | Ритмично подпрыгивают на месте. |
Динь, дон, динь дон, По дорожке побежали наши ножки. Мама дверь нам открывай, Чашку чая наливай. | Бег или подпрыгивание вокруг себя. |
Соль, ми, соль, соль, ми, Соль, соль, ми, ля , соль, соль, ми. Фа, фа, ре, ре, фа, фа, ре. Соль, фа, ми, ре, ми, до, до. | Дети ритмично постукивают ладонями по ногам. |
Очень часто родители паникуют и стараются обратиться за помощью к логопеду в раннем возрасте. Вы родители первые учителя, проделывая все, что мы вам предложили, вы можете сами помочь вашему ребенку и возможно не будет нужды обращаться к логопеду. Если только на консультацию.
И что же все-таки такое Адаптация без слез – об этом мечтает каждый родитель, который собирается отдать ребенка в детский сад. И если вы сегодня нашли ответы для себя, то в ваших силах помочь малышу быстро и легко привыкнуть к детскому саду.
Ребенку постоянно приходится приспосабливаться к новым условиям.
И посещение детского сада – один из первых и важных опытов. Детский сад со временем перестает относиться к разряду «новых условий». Пусть не сразу, но он превращается в привычный хорошо знакомый и уютный мир. Для того, чтобы это действительно стало так и для вашего ребенка, будьте терпеливы, внимательны и активны.
В ваших и только в ваших силах сделать жизнь ребенка счастливой, интересной и насыщенной!
Вот собственно и все что мы хотели сказать и показать. Будем рады если наш опыт пригодиться вам. Спасибо
Рефлексия. А уходя, мы предлагаем вам оценить нашу работу. Прикрепите на дерево листочки.
(Красный – понравилось всё, буду использовать; Зеленый–просто понравилось;
Желтый–так себе.)
Спасибо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Готовность родителей к Детскому Саду
Самое главное условие успешной адаптации не столько ребенка, сколько всей семьи – это готовность родителей к тому, что ребенок пошел в детский сад. ...
Конспект родительского собрания в средней группе детского сада "Значение пальчиковой и артикуляционной гимнастики в развитии речи детей"
Вооружить родителей знаниями о пальчиковой и артикуляционной гимнастике. Заинтересовать проблемой и приобщить к игре в условиях семьи....
Конспект родительского собрания «Экологическое воспитание в детском саду»
Создание условий для сотрудничества детей и родителей, их эмоционального и психологического сближения; повышение интереса родителей к экологическому образованию их детей и экологии в целом....
Конспект родительского собрания в средней группе детского сада "МИР ДОШКОЛЯТ"
конспект родительского собрания, посвященного организации взаимодействия между родителями, детьми и педагогами....
Конспект родительского собрания "Один день в детском саду" ранний возраст
Конспект родительского собрания. Ясельная группа....
Конспект родительского собрания в средней группе детского сада на тему: "Игра- не забава. Игровая деятельность в семье"
Повышение знаний родителей по проблемам игровой деятельности у детей среднего дошкольного возраста...
Конспект родительского собрания для средней группы детского сада Родительское собрание «Только вперед»
Собрание проводится в начале учебного года, где родителей поздравляют с началом учебного года, знакомят с новыми семьями, а так же с узкими специалистами. Родителей знакомят с особенностями детей 4-5 ...