Консультация для родителей: "Для чего нужна и как выполнять артикуляционную гимнастику".
консультация
Правила выполнения артикуляционной гимнастики. Артииуляционные упражнения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_logopeda.docx | 56.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация учителя – логопеда Чухиной М.А.
«Для чего нужна и как выполнять артикуляционную гимнастику»
Наша речь непосредственно связана с движениями речевого аппарата. За красивую, четкую речь отвечает подвижность и точность движений органов артикуляции. Точность движений артикуляционного аппарата развиваются у детей в течение первых 5 лет жизни. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических.
Артикуляционной гимнастикой называют работу по развитию основных движений органов артикуляции. Цель такой гимнастики – отработка правильных движений и определенных положений органов артикуляции, необходимых для произнесения правильного звука. Традиционно упражнения объединяются в комплексы. Каждый комплекс направлен на подготовку органов артикуляции к произнесению определенного звука.
Артикуляционная гимнастика является эффективным средством уточнения, изучения и совершенствования основ взаиморасположения и движения органов речи ребёнка в процессе произнесения определённых звуков. Она направлена на укрепление мышц артикуляционного аппарата, на развитие подвижности и дифференцированности движений органов участвующих в речевом процессе. Гимнастика необходима для четкой артикуляции звуков речи. Звуки образуются в результате сложного комплекса движений речевого аппарата.
Артикуляционная гимнастика проводится:
- в детском саду с логопедом во время индивидуальной работы;
- в детском саду с воспитателем и самостоятельно;
- с родителями дома.
В отечественной логопедии существуют определенные правила проведения артикуляционной гимнастики. Можно выделить наиболее значимые:
1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы навыки закреплялись и становились более прочными.
2. В любом упражнении все движения осуществляются последовательно, сначала упражнения делаются в медленном темпе.
3. Гимнастику желательно делать сидя перед зеркалом в эмоциональной или игровой форме.
4. Если упражнение не получатся, можно прибегнуть к помощи шпателя (чайной ложки).
5. Взрослые должны следить за правильностью выполняемого упражнения.
6. Всегда хвалить ребенка за успехи, которые он делает.
Чтобы добиться желаемого результата, необходимо строго соблюдать принципы и правила коррекционно-логопедической работы:
- упражнения выполняются сидя перед зеркалом с соблюдением правильной осанки;
- вначале артикуляционные движения выполняются медленно, неторопливо;
комплекс артикуляционной гимнастики усложняется и расширяется за счет вновь отобранных логопедом упражнений;
- проводить артикуляционную гимнастику следует ежедневно, желательно 2 раза в день по 5-10 минут;
- удерживать артикуляционную позицию (упражнение) 5-10 секунд; каждое упражнение выполнять по 5 – 10 раз;
- следить за качеством выполнения упражнений;
- желательно выполнение артикуляционной гимнастики под счет, под музыку, с хлопками;
- не допускать переутомление мышц артикуляционного аппарата.
Комплекс упражнений артикуляционной гимнастики
(для свистящих звуков):
Для произнесения свистящих звуков требуются сложные и точные движения языка, в которых участвуют кончик языка (он находиться за нижними зубами), боковые края языка, спинке языка; движение губ, нижней челюсти и наличие воздушной струи (достаточно сильной и направленной посередине языка). Продолжительность занятия составляет 3-5 минут.
Упражнения:
Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Вот понравиться лягушкам, Тянем губы прямо к ушкам. Потяну, перестану И нисколько не устану.
Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Подражаю я слону. Губы хоботком тяну. А теперь их отпускаю И на место возвращаю.
На счет «1-2» чередовать упражнения «Лягушка» и «Слоник». Свои губы прямо к ушкам Растяну я, как лягушка. А теперь слоненок я, Хоботок есть у меня.
Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы. Язык лопаткой положи И под счет его держи: Раз, два, три, четыре, пять! Язык надо расслаблять!
Положить широкий язык между губами и «пошлепать» его «пя-пя-пя».
Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы. На счет «раз» выгнуть язык горкой, упираясь кончиком в нижние зубы. На счет «два» - вернуться в исходное положение. Кончик языка при этом не должен отрываться от нижних зубов, рот не закрывается. На скамейке у окошка Улеглась и дремлет кошка. Кошка глазки открывает, Кошка спинку выгибает.
Губы в улыбке, рот приоткрыть. С силой произносить сочетания ИЕ. Кончик языка при этом упирается в нижние зубы.
Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо-влево. Нижняя челюсть при этом не двигается.
Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз-два» поочередно упираться языком то в верхнее, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом не подвижна.
Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упираться по очереди в каждый нижний зуб с внутренней стороны. Нижняя челюсть при этом не подвижна. С языком случилось что-то, Он толкает зубы! Будто хочет их за что-то Вытолкнуть за губы! |
Комплекс упражнений для артикуляционной гимнастики
(для шипящих звуков):
Для произнесения шипящих звуков требуются сложные и точные движения: языка широкий, передний край языка поднимается к твёрдому нёбу, боковые края языка плотно прилегают к верхним коренным зубам; движение губ, нижней челюсти и наличие воздушной струи (достаточно сильной и направленной по середине языка). Продолжительность занятия составляет 3-5 минут.
Упражнения:
Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Вот понравиться лягушкам, Тянем губы прямо к ушкам. Потяну и перестану, И нисколько не устану.
Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Подражаю я слону. Губы хоботком тяну. А теперь их отпускаю И на место возвращаю.
На счет «1-2» чередовать упражнения «Лягушка» и «Слоник». Свои губы прямо к ушкам Растяну я, как лягушка. А теперь слоненок я, Хоботок есть у меня.
Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы. Язык лопаткой положи И под счет его подержи: Раз, два, три, четыре, пять! Язык надо расслаблять!
Положить широкий язык между губами и «пошлепать» его «пя-пя-пя».
Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы. Язык широкий положи, А края приподними. Получилась чашка, Кругленькая чашка.
Улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки.
Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться. Красить комнаты пора. Пригласили маляра. Челюсть ниже опускаем, Маляру мы помогаем.
Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка - ножка. Я стою на ножке тонкой, Я стою на ножке гладкой, Под коричневою шляпкой С бархатной подкладкой.
Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Не отрывая языка, открывать и закрывать рот. На гармошке я играю, Рот пошире открываю, К нёбу язычок прижму, Ниже челюсть отведу. |
Комплекс упражнений для артикуляционной гимнастики
(для звуков [Л, ЛЬ]):
Для произнесения звуков [Л, ЛЬ] необходима достаточно сложная и дифференцированная работа различных частей языка: кончик языка (он находиться за верхними зубами), спинки, краёв языка; и наличие достаточно сильной, направленной воздушной струи. Продолжительность занятия составляет 3-5 минут.
Упражнения:
Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Вот понравиться лягушкам, Тянем губы прямо к ушкам. Потяну, перестану И нисколько не устану.
Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Подражаю я слону. Губы хоботком тяну. А теперь их отпускаю И на место возвращаю.
На счет «1-2» чередовать упражнения «Лягушка» и «Слоник». Свои губы прямо к ушкам Растяну я, как лягушка. А теперь слоненок я, Хоботок есть у меня.
Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы. Язык лопаткой положи И под счет его держи: Раз, два, три, четыре, пять! Язык надо расслаблять!
Положить широкий язык между губами и «пошлепать» его «пя-пя-пя».
Улыбнуться, открыть рот. Языком облизать верхнюю губу сверху-вниз.
Улыбнуться, открыть рот. На счет «1-2» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом не подвижна.
Приоткрыть рот и длительно на одном выдохе произносить звук «Ы-Ы-Ы». Кончик языка находится в глубине рта.
Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться. Красить комнаты пора. Пригласили маляра. Челюсть ниже опускаем, Маляру мы помогаем.
Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо-влево. Нижняя челюсть при этом не двигается.
Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упираться по очереди в каждый верхний зуб с внутренней стороны. Нижняя челюсть при этом неподвижна. С языком случилось что-то, Он толкает зубы! Будто хочет их за что-то Вытолкнуть за губы! |
Комплекс упражнений для артикуляционной гимнастики
(для звуков [Р, РЬ]):
Для произнесения звуков «Р, РЬ» необходима достаточно сложная и дифференцированная работа различных частей языка: кончика, спинки, краёв языка и наличие достаточно сильной, направленной воздушной струи. Продолжительность занятия составляет 3-5 минут.
Упражнения:
Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Вот понравиться лягушкам, Тянем губы прямо к ушкам. Потяну, перестану И нисколько не устану. 2. Слоник: Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Подражаю я слону. Губы хоботком тяну. А теперь их отпускаю И на место возвращаю. 3. Качели: Улыбнуться, открыть рот. На счет «1-2» поочередно упираться языком то в верхнее, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна. 4. Маляр: Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться. Красить комнаты пора. Пригласили маляра. Челюсть ниже опускаем, Маляру мы помогаем. 5.Чистим верхние зубы: Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо-влево. Нижняя челюсть при этом не двигается. 6. Посчитай верхние зубки: Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упираться по очереди в каждый верхний зуб с внутренней стороны. Нижняя челюсть при этом неподвижна. С языком случилось что-то, Он толкает зубы! Будто хочет их за что-то Вытолкнуть за губы! 7. Лошадка: Улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. 8. Грибок: Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка - ножка. Я стою на ножке тонкой, Я стою на ножке гладкой, Под коричневою шляпкой С бархатной подкладкой, 9. Гармошка: Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Не отрывая языка, открывать и закрывать рот. На гармошке я играю, Рот пошире открываю, К нёбу язычок прижму, Ниже челюсть отведу, 10. Барабан: Улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчетливо произносить звук «Д-Д-Д». Язык упирается в верхние зубы, рот не должен закрываться. В барабан мы сильно бьем И все вместе мы поем: «Д-д-д-д-д-д». 11. Моторчик: Улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчетливо произносить звук «Д-Д-Д». Язык упирается в верхние зубы, рот не должен закрываться. Быстрым движением соски или чистым прямым указательным пальцем ребенка производить частые колебательные движения из стороны в сторону. Язычок у нас - мотор. Заводи его шофер! |
(по материалам интернет – ресурсов, книг Е.Краузе «Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика», Т.В.Буденной «Логопедическая гимнастика)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей: "Для чего нужна артикуляционная гимнастика"
Помощь родителям, которые хотят помочь своему ребёнку исправить звукопроизношение....
Консультация для родителей: "Для чего нужна артикуляционная гимнастика"
Это статья для тех родителей, кто хочет помочь своим деткам....
Консультация для родителей - "Значение Красивой речи! Как следует выполнять артикуляционную гимнастику?"
Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет большое значение в формировании полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общен...
Консультация для родителей "Для чего нужна артикуляционная гимнастика"
Консультация содержит методику проведения артикуляционной гимнастики в игровой форме и практический материал - артикуляционные сказки для дошкольников, чистоговорки и скороговорки на автоматизацию зву...
Консультация для родителей «Для чего нужна артикуляционная гимнастика?»
Важность артикуляционной гимнастики для ребёнка....
Консультация для родителей: Для чего нужна артикуляционная гимнастика. Июль 2017г
В статье отражены цели артикуляционной гимнастики и даны рекомендации родителям о проведении гимнастики в домашних условиях....
Консультация для родителей. Для чего нужна артикуляционная гимнастика?
Артикуляционная гимнастика-это упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения, поэтому развитию артикуляционной моторики след...