Консультация для родителей: "Для чего нужна и как выполнять артикуляционную гимнастику".
консультация

Чухина Марина Александровна

Правила выполнения артикуляционной гимнастики. Артииуляционные упражнения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_logopeda.docx56.3 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация учителя – логопеда Чухиной М.А.

«Для чего нужна и как выполнять артикуляционную гимнастику»

     Наша речь непосредственно связана с движениями речевого аппарата. За красивую, четкую речь отвечает подвижность и точность движений органов артикуляции. Точность движений артикуляционного аппарата развиваются у детей в течение первых 5 лет жизни. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических.

     Артикуляционной гимнастикой называют работу по развитию основных движений органов артикуляции. Цель такой гимнастики – отработка правильных движений и определенных положений органов артикуляции, необходимых для произнесения правильного звука. Традиционно упражнения объединяются в комплексы. Каждый комплекс направлен на подготовку органов артикуляции к произнесению определенного звука.

     Артикуляционная гимнастика является эффективным средством уточнения, изучения  и совершенствования основ взаиморасположения и движения органов речи ребёнка в процессе произнесения определённых звуков. Она направлена на укрепление мышц артикуляционного аппарата, на развитие подвижности и дифференцированности движений органов участвующих в речевом процессе. Гимнастика необходима для четкой артикуляции звуков речи. Звуки образуются в результате сложного комплекса движений речевого аппарата.

Артикуляционная гимнастика проводится:

- в детском саду с логопедом во время индивидуальной работы;

- в детском саду с воспитателем и самостоятельно;

- с родителями дома.

     В отечественной логопедии существуют определенные правила проведения артикуляционной гимнастики. Можно выделить наиболее значимые:

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы навыки закреплялись и становились более прочными.

2. В любом упражнении все движения осуществляются последовательно, сначала упражнения делаются в медленном темпе.

3. Гимнастику желательно делать сидя перед зеркалом в эмоциональной или игровой форме.

4. Если упражнение не получатся, можно прибегнуть к помощи шпателя (чайной ложки).

5. Взрослые должны следить за правильностью выполняемого упражнения.

6. Всегда хвалить ребенка за успехи, которые он делает.

     Чтобы добиться желаемого результата, необходимо строго соблюдать принципы и правила коррекционно-логопедической работы:

- упражнения выполняются сидя перед зеркалом с соблюдением правильной осанки;

- вначале артикуляционные движения выполняются медленно, неторопливо;

комплекс артикуляционной гимнастики усложняется и расширяется за счет вновь отобранных логопедом упражнений;

- проводить артикуляционную гимнастику следует ежедневно, желательно 2 раза в день по 5-10 минут;

- удерживать артикуляционную позицию (упражнение) 5-10 секунд; каждое упражнение выполнять по 5 – 10 раз;

- следить за качеством выполнения упражнений;

- желательно выполнение артикуляционной гимнастики под счет, под музыку, с хлопками;

- не допускать переутомление мышц артикуляционного аппарата.

Комплекс упражнений артикуляционной гимнастики

        (для  свистящих  звуков):        

Для произнесения свистящих звуков требуются сложные и точные движения языка, в которых участвуют кончик языка (он находиться за нижними зубами), боковые края языка, спинке языка; движение губ, нижней челюсти и наличие воздушной струи (достаточно сильной и направленной посередине языка). Продолжительность занятия составляет 3-5 минут.

Упражнения:

  1. Лягушка:

Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы.

Вот понравиться лягушкам,

Тянем губы прямо к ушкам.

Потяну, перестану

И нисколько не устану.

  1. Слоник:

Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой.

Подражаю я слону.

Губы хоботком тяну.

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю.

  1. Лягушка-слоник: 

На счет «1-2» чередовать упражнения «Лягушка» и «Слоник».

Свои губы прямо к ушкам

Растяну я, как лягушка.

А теперь слоненок я,

Хоботок есть у меня.

  1. Лопаточка:

Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.

Язык лопаткой положи

И под счет его держи:

Раз, два, три, четыре, пять!

Язык надо расслаблять!

  1. Накажем непослушный язычок:

Положить широкий язык между губами и «пошлепать» его «пя-пя-пя».

  1. Киска сердится:

Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы. На счет «раз» выгнуть язык горкой, упираясь кончиком в нижние зубы. На счет «два» - вернуться в исходное положение. Кончик языка при этом не должен отрываться от нижних зубов, рот не закрывается.

На скамейке у окошка

Улеглась и дремлет кошка.

Кошка глазки открывает,

Кошка спинку выгибает.

  1. Упрямый ослик:

Губы в улыбке, рот приоткрыть. С силой произносить сочетания ИЕ. Кончик языка при этом упирается в нижние зубы.

  1. Чистим нижние зубы:

Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо-влево. Нижняя челюсть при этом не двигается.

  1. Качели:

Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз-два» поочередно упираться языком то в верхнее, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом не подвижна.

  1. Посчитай нижние зубки:

Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упираться по очереди в каждый нижний зуб с внутренней стороны. Нижняя челюсть при этом не подвижна.

С языком случилось что-то,

Он толкает зубы!

Будто хочет их за что-то

Вытолкнуть за губы!

Комплекс упражнений для артикуляционной гимнастики  

(для  шипящих  звуков):

Для произнесения шипящих звуков требуются сложные и точные движения: языка широкий, передний край языка поднимается к твёрдому нёбу, боковые края языка плотно прилегают к верхним коренным зубам;  движение губ, нижней челюсти и наличие воздушной струи (достаточно сильной и направленной по середине языка). Продолжительность занятия составляет 3-5 минут.

Упражнения:

  1. Лягушка:

Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы.

Вот понравиться лягушкам,

Тянем губы прямо к ушкам.

Потяну и перестану,

И нисколько не устану.

  1. Слоник:

Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой.

Подражаю я слону.

Губы хоботком тяну.

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю.

  1. Лягушка-слоник: 

На счет «1-2» чередовать упражнения «Лягушка» и «Слоник».

Свои губы прямо к ушкам

Растяну я, как лягушка.

А теперь слоненок я,

Хоботок есть у меня.

  1. Лопаточка:

Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.

Язык лопаткой положи

И под счет его подержи:

Раз, два, три, четыре, пять!

Язык надо расслаблять!

  1. Накажем непослушный язычок:

Положить широкий язык между губами и «пошлепать» его «пя-пя-пя».

  1. Чашечка:

Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы.

Язык широкий положи,

А края приподними.

Получилась чашка,

Кругленькая чашка.

  1. Лошадка:

Улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки.

  1. Маляр:

Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.

Красить комнаты пора.

Пригласили маляра.

Челюсть ниже опускаем,

Маляру мы помогаем.

  1. Вкусное варенье: Улыбнуться, открыть рот. Языком облизать верхнюю губу сверху-вниз.

  1. Грибок:

Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка - ножка.

Я стою на ножке тонкой,

Я стою на ножке гладкой,

Под коричневою шляпкой

С бархатной подкладкой.

  1. Гармошка:

Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Не отрывая языка, открывать и закрывать рот.

На гармошке я играю,

Рот пошире открываю,

К нёбу язычок прижму,

Ниже челюсть отведу.

Комплекс упражнений для артикуляционной  гимнастики  

(для звуков [Л, ЛЬ]):

Для произнесения звуков [Л, ЛЬ] необходима достаточно сложная и дифференцированная работа различных частей языка: кончик языка (он находиться за верхними зубами), спинки, краёв языка; и наличие достаточно сильной, направленной воздушной струи. Продолжительность занятия составляет 3-5 минут.

Упражнения:

  1. Лягушка:

Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы.

Вот понравиться лягушкам,

Тянем губы прямо к ушкам.

Потяну, перестану

И нисколько не устану.

  1. Слоник:

Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой.

Подражаю я слону.

Губы хоботком тяну.

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю.

  1. Лягушка-слоник: 

На счет «1-2» чередовать упражнения «Лягушка» и «Слоник».

Свои губы прямо к ушкам

Растяну я, как лягушка.

А теперь слоненок я,

Хоботок есть у меня.

  1. Лопаточка:

Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.

Язык лопаткой положи

И под счет его держи:

Раз, два, три, четыре, пять!

Язык надо расслаблять!

  1. Накажем непослушный язычок:

Положить широкий язык между губами и «пошлепать» его «пя-пя-пя».

  1. Вкусное варенье:

Улыбнуться, открыть рот. Языком облизать верхнюю губу сверху-вниз.

  1. Качели:

Улыбнуться, открыть рот. На счет «1-2» поочередно упираться языком  то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом не подвижна.

  1. Пароход:

Приоткрыть рот и длительно на одном выдохе произносить звук «Ы-Ы-Ы». Кончик языка находится в глубине рта.

  1. Маляр:

Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.

Красить комнаты пора.

Пригласили маляра.

Челюсть ниже опускаем,

Маляру мы помогаем.

  1. Чистим верхние зубы:

Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо-влево. Нижняя челюсть при этом не двигается.

  1. Посчитай верхние зубки:

Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упираться по очереди в каждый верхний зуб с внутренней стороны. Нижняя челюсть при этом

неподвижна.

С языком случилось что-то,

Он толкает зубы!

Будто хочет их за что-то

Вытолкнуть за губы!

Комплекс упражнений для артикуляционной  гимнастики  

(для звуков [Р, РЬ]):

Для произнесения звуков «Р, РЬ» необходима достаточно сложная и дифференцированная работа различных частей языка: кончика, спинки, краёв языка и наличие достаточно сильной, направленной воздушной струи. Продолжительность занятия составляет 3-5 минут.

Упражнения:

  1. Лягушка:

Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы.

Вот понравиться лягушкам,

Тянем губы прямо к ушкам.

Потяну, перестану

И нисколько не устану.

2. Слоник:

Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой.

Подражаю я слону.

Губы хоботком тяну.

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю.

3. Качели:

Улыбнуться, открыть рот. На счет «1-2» поочередно упираться языком то в верхнее, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.

4. Маляр:

Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.

Красить комнаты пора.

Пригласили маляра.

Челюсть ниже опускаем,

Маляру мы помогаем.

5.Чистим верхние зубы:

Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо-влево. Нижняя челюсть при этом не двигается.

6. Посчитай верхние зубки:

Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упираться по очереди в каждый верхний зуб с внутренней стороны. Нижняя челюсть при этом

неподвижна.

С языком случилось что-то,

Он толкает зубы!

Будто хочет их за что-то

Вытолкнуть за губы!

7. Лошадка:

Улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки.

8. Грибок:

Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка - ножка.

Я стою на ножке тонкой,

Я стою на ножке гладкой,

Под коричневою шляпкой

С бархатной подкладкой,

9. Гармошка:

Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Не отрывая языка, открывать и закрывать рот.

На гармошке я играю,

Рот пошире открываю,

К нёбу язычок прижму,

Ниже челюсть отведу,

10. Барабан:

Улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчетливо произносить звук «Д-Д-Д». Язык упирается в верхние зубы, рот не должен закрываться.          В барабан мы сильно бьем

И все вместе мы поем: «Д-д-д-д-д-д».

11. Моторчик:

Улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчетливо произносить звук «Д-Д-Д». Язык упирается в верхние зубы, рот не должен закрываться. Быстрым движением соски или чистым прямым указательным пальцем ребенка производить частые колебательные движения из стороны в сторону.

Язычок у нас - мотор.

Заводи его шофер!

(по материалам интернет – ресурсов, книг Е.Краузе «Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика», Т.В.Буденной «Логопедическая гимнастика)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: "Для чего нужна артикуляционная гимнастика"

Помощь родителям, которые хотят помочь своему ребёнку исправить звукопроизношение....

Консультация для родителей: "Для чего нужна артикуляционная гимнастика"

Это статья для тех родителей, кто хочет помочь своим деткам....

Консультация для родителей - "Значение Красивой речи! Как следует выполнять артикуляционную гимнастику?"

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет большое значение в формировании полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общен...

Консультация для родителей "Для чего нужна артикуляционная гимнастика"

Консультация содержит методику проведения артикуляционной гимнастики в игровой форме и практический материал - артикуляционные сказки для дошкольников, чистоговорки и скороговорки на автоматизацию зву...

Консультация для родителей «Для чего нужна артикуляционная гимнастика?»

Важность артикуляционной гимнастики для ребёнка....

Консультация для родителей: Для чего нужна артикуляционная гимнастика. Июль 2017г

В статье отражены цели артикуляционной гимнастики и даны рекомендации родителям о проведении гимнастики в домашних условиях....

Консультация для родителей. Для чего нужна артикуляционная гимнастика?

Артикуляционная гимнастика-это упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения, поэтому развитию артикуляционной моторики след...