Семинар -практикум "Дыхательная гимнастика"
учебно-методический материал (средняя, старшая, подготовительная группа)

Родителям даны представления о речевом дыхании. Обучение игровым способам развития речевого дыхания у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum_dyhatelnaya_gimnastika.docx21.89 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для родителей

«Дыхательная гимнастика»

Цель: Дать представление о речевом дыхании.

Обучить игровым способам развития речевого дыхания у детей.

Задачи:

1.Информитровать родителей о видах дыхания, о значении речевого дыхания.

2.Повысить компетентность родителей в вопросах развития речевого дыхания

у детей дошкольного возраста,

3.Сформировать у родителей представления об особенностях развития

речевого дыхания у детей, о его значимости в коррекции речевых нарушений

у детей;

4.Предоставить родителям практические рекомендации по использованию игр и упражнений, направленных на развитие речевого дыхания;

5.Упражнять родителей в умении самостоятельно изготавливать пособие для развития у детей сильной, целенаправленной воздушной струи

Ожидаемые результаты:

-Родители компетентны в вопросах развития речевого дыхания у детей

дошкольного возраста,

-У родителей сформированы представления об особенностях развития

речевого дыхания у детей, о его значимости в коррекции речевых нарушений

у детей;

-Родителям даны практические рекомендации по использованию игр и

упражнений, направленных на развитие речевого дыхания;

- Родители получили практический опыт в умении самостоятельно изготавливать пособие для развития дыхания.

Предварительная работа.

-подбор пособий, игр, методической литературы по теме;

-оформление наглядных материалов и практических рекомендаций для

родителей.

Раздаточный материал для родителей:

-Буклет для родителей: «Дыхательная гимнастика».

-Материал необходимый для практического изготовления пособий для игр на

развитие воздушной струи.

Материалы и оборудование:

Игры и пособия, используемые для развития речевого дыхания у детей.

Ход семинара-практикума.

1 часть. приветствие.

Цель: создание положительного эмоционального настроя у родителей,

2часть.Теоретическая.

Цель: сформировать у родителей представления о роли развития

речевого дыхания в коррекции речевых нарушений у дошкольников.

Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу.

Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

У большинства детей с речевыми нарушениями наблюдается слабое

поверхностное дыхание. Дети, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто такие дети недоговаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечеткой, судорожной с захлебыванием. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз. Нарушения речевого дыхания могут быть следствием общей ослабленности, аденоидных разращений, различных сердечно -сосудистых заболеваний. А для произнесения целого ряда звуков, таких, как свистящие, шипящие, сонорные, необходимо наличие сильной направленной воздушной струи, поэтому перед нами встает задача формирования у детей сначала физиологического, а затем на его основе речевого дыхания.

Речевое дыхание существенно отличается от неречевого дыхания. В отличие

от физиологического дыхания, происходящего автоматически, речевое

дыхание является произвольным. При физиологическом дыхании вдох и

выдох осуществляются через нос, причем вдох равен по продолжительности

выдоху. При речевом дыхании после короткого глубокого вдоха следует пауза и лишь затем длительный выдох, в момент которого и осуществляется

речевой акт.. Именно благодаря правильному речевому дыханию мы изменяем громкость речи, делаем ее плавной и выразительной. Лучшим типом речевого дыхания является: диафрагмально – нижнереберное

(при вдохе диафрагма опускается, нижние ребра отходят в стороны, плечи

при этом не поднимаются).

Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо, прежде

всего, развивать бесшумный, спокойный вдох без поднятия плеч, а так же

сформировать сильный плавный ротовой выдох. Длительность выдоха

должна соответствовать возрасту ребенка: двух – трехлетнему малышу выдох обеспечивает произнесение фразы в 2 – 3 слова, ребенку среднего и старшего дошкольного возраста – фразы из 3 – 5 слов. Постепенно дети приучаются к более сильному выдоху.

Недостатки детского дыхания можно преодолеть:

1) развитием более глубокого вдоха и более длительного выдоха;

2) выработкой у детей умения правильно дышать в процессе речи.

Упражнения предъявляем ребенку только в игровой форме, не забываем, что

рядом с нами находятся дошкольники и игра для них на первом месте.

При проведении игр направленных на развитие у ребенка дыхания,

необходимо знать и помнить, что дыхательные упражнения быстро утомляют

его и при этом могут привести к головокружению. Поэтому игры должны

ограничиваться по времени 3-5 минут с перерывами на отдых. Следует иметь

в виду и то, что во всех играх, развивающих дыхание, строго соблюдается

правило: вдох совпадает с расширением грудной клетки, выдох - с сужением

ее. В процессе речи дети должны вдыхать только через рот, а не через

нос, как это следует делать вне речевых актов.

Правила, которые необходимо соблюдать во время дыхательных

упражнений.

  • Выполнять упражнения в проветренном помещении или на улице (в теплое время года).
  • Вдох надо делать через нос, плечи не поднимать.
  • Следить, чтобы, выдыхая воздух, ребенок не надувал щеки (если это происходит, взрослый может придерживать их пальцами)
  • Выдох должен быть длительным, плавным.

Важно, чтобы ребенок дул с силой (а не просто выдыхал). Воздушная струя должна быть узкая, холодная. Если воздушная струя теплая, рассеянная и слышится звук, похожий на [х], значит, ребенок дует неправильно. Не переусердствуйте!

Работа по развитию речевого дыхания проводится в следующей

последовательности:

 без участия речи,

 на материале гласных звуков,

 согласных звуков,

 слогов, слов,

 предложений, фраз.

3 часть. Приктическая.

Цель: Научить правильному речевому дыханию.

Логопед раздаёт брошуры с описанием отдельных упражнений на развитие

речевого дыхания .

«Загони мяч»

Вытянуть губы трубочкой и  с силой дуть на ватный шарик на столе, стараясь загнать его в «ворота» (между двумя карандашами).

«Фокус».

  1. Сделать «чашечку»(боковые края языка прижать к верхней губе, посередине остается желобок).
  2. Положить маленький кусочек ватки на кончик носа.
  3. Сделать вдох через нос.
  4. Сильно дуть через рот на ватку, чтобы она полетела вверх.

«Одуванчик»

Ветер дул на одуванчик- разлетелся сарафанчик.

Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, зафиксированный на ниточке.

«Погреем ручки».

Сделать глубокий вдох носом. Округлить губы и с силой выдохнуть воздух ртом. Должна ощущаться теплая воздушная струя.

В следующем комплексе используется сочетание дыхательных и физических упражнений, при выполнении которых возрастаю объем и глубина дыхания, сила и выносливость дыхательных мышц, координируются и ритмизируются общие и дыхательные движения, и в целом улучшается функциональная деятельность всех органов и систем организма.

«Надуй шарик»

Вот мы шарик надуваем,

А рукою проверяем:

Шарик лопнул -выдыхаем,

Наши мышцы расслабляем.

Выбрать удобную позу(сидя, стоя), положить одну руку на живот, другую -сбоку на нижнюю часть грудной клетки. Сделать глубокий вдох через нос (живот при этом выпячивается вперед, а нижняя часть грудной клетки расширяется, что контролируется рукой). После вдоха сразу же произвести свободный, плавный выдох (живот и нижняя часть грудной клетки принимают прежнее положение)

Наклоны

Выполняется стоя, ноги вместе, руки опущены. Поднять руки вперед вверх- глубокий вдох(надуть живот), опустить руки вниз и , отведя их назад, наклониться вперед- полный выдох (живот втягивается).

Долго дятел дуб долбит (руки вперед вверх)

Клювом дятел дуб долбит (руки вниз назад)

Тук, тук, тук, тук, тук(руки вперед, вверх)

Пауков найдет он тут ( руки вниз, назад)

Ветер дует

Я подую высоко (руки поднять вверх, встать на носки, подуть)

Я подую низко (руки перед собой , присесть и подуть)

Я подую далеко (руки перед собой, наклон вперед, подуть).

Я подую близко (руки положить на грудь и подуть на них).

4часть. Мастер- класс по изготовлению игрушки для дыхания- вертушка.

Цель: Показать родителям, что игры для развития дыхания можно легко

изготовить в домашних условиях.

Оборудование: квадратный лист бумаги, ножницы, простой карандаш,

канцелярский гвоздик.

5часть. Рефлексия.

Логопед подводит итог семинара. Спрашивает о впечатлениях родителей, что

услышали нового, полезного. Будут ли использовать на практике. Какие

вопросы и пожелания к учителю -логопеду .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-тренинг для родителей "Артикуляционная гимнастика"

Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи.  Одно из необходимых качеств полноценной устной речи является правильное произношение всех звуков. Однако в...

Семинар-практикум "Артикуляционная и пальчиковая гимнастика как средство развития звуковой культуры речи"

      Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности  органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Точ...

Семинар-практикум для родителей: "Артикуляционная гимнастика в домашних условиях"

Данный файл содержит информацию для родителей - как правильно, эффективно и интересно делать дома артикуляционную гимнастику.Цель: оказание помощи родителям в овладении основными приемами артикуляцион...

Семинар -практикум для педагогов "Построение и методика проведения утренней гимнастики в разных возрастных группах"

Утренняя гимнастика направлена на решение оздоровительных задач, способствует укреплению костно мышечного аппарата, развитию сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем, создает бодрое, жизнерадо...

Доклад на семинаре "Утренняя гимнастика в ДОУ"

Основу в формировании здорового образа жизни ребёнка несёт правильно подобранная и увлекательная утренняя гимнастика.  Ежедневное проведение утренней гимнастики в определенное время в гигиеническ...