адаптационные игры в первой младшей группе
статья (младшая группа)

Александрова Татьяна Васильевна

 Подвижные игры в адаптационный период

 

Основная цель игр в этот период - формирование эмоционального контакта, доверие детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго,  всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.

Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал

 себя обделенным вниманием. Инициатором игр выступает взрослый. Игры выбираются с учетом игровых возможностей детей, места проведения и т.д.

1. «Позови»

Дети сидят на стульях. Воспитатель рассматривает вместе с ними новый яркий мяч.

 Вызывает одного ребенка и предлагает поиграть - покатить мяч друг другу. Затем говорит:

 «Я играла с Колей. Коля, с кем ты хочешь поиграть? Позови». Мальчик зовет:«Вова,

 иди играть!» Затем Вова зовет следующего ребенка.

2. «Покатаемся на лошадке»

Воспитатель сажает ребенка на лошадку - качалку и говорит: «Маша едет на лошадке

 (произносит тихим голосом), но - но». Ребенок повторяет тихо: «Но - но». Взрослый: «Чтоб  лошадка побежала быстрее, громко скажи ей «Но - но, беги, лошадка!» (сильнее раскачивает ребенка). Малыш повторяет фразу вместе с воспитателем, затем самостоятельно. Взрослый  добивается, чтобы ребенок произносил звук «н» протяжно, а все звукосочетание - громко и  четко. Развивает речевую активность.

3. «Солнышко и дождик»

Дети присаживаются на корточки позади стульев, расположенных на некотором расстоянии от края площадки или стены комнаты и смотрят в «окошко» (отверстие в спинке стула).

Воспитатель говорит: «На небе солнышко, можно идти гулять». Дети бегают по всей площадке. По сигналу «Дождик! Скорее домой!» бегут на свои места присаживаются за стульями. Игра повторяется.

4. «Передай колокольчик»

Дети сидят на стульях полукругом. В центре стоит воспитатель с колокольчиком в руках. Он  звонит в колокольчик и говорит: «Тот, кого я позову, будет звонить в колокольчик. Таня, иди, возьми колокольчик». Девочка становится на место взрослого, звонит в колокольчик и приглашает другого ребенка, называя его по имени (показывая рукой).

5. «Подуй на шарик, подуй на вертушку, подуй на рожок»

На уровне лица ребенка подвешивается воздушный шарик, а под ним на стол кладут вертушку  и рожок. Воспитатель показывает, как нужно дуть на воздушный шарик, чтобы он высоко взлетал, и предлагает ребенку повторить действие. Затем взрослый дует на вертушку, чтобы она завертелась, дудит в рожок. Ребенок повторяет. Способствует развитию речевого аппарата.

6. «Прогулки по очертаниям разных фигур»

С помощью ленты (тесьмы) на полу обозначают круги, квадраты, треугольники и т.д.

 Воспитатель показывает ребенку, как идти по ленте (начинают с круга). Взрослый берет  малыша за руку, идет вместе с ним и поет на любой мотив: «Мы идет по кругу, тра - ля - ля, мы идем по кругу, тра - ля - ля». Так проходят все фигуры. Затем воспитатель пробует вместе с ребенком пройти по ним, пятясь назад, боком, на цыпочках, перепрыгивая через фигуру и т.д. Способствует развитию представлений о предметах.

7. «Хоровод»

Воспитатель держит детей за руки и ходит по кругу, приговаривая: Вокруг розовых кустов,  среди травок и цветов Кружим, кружим хоровод. До того мы закружились, что на землю повалились! БУХ! (Как заканчиваем круг, дружно прыгаем мы вдруг! ГЕЙ!) На последнюю фразу «падают» на землю (подпрыгивают).

8. «Иди ко мне»

Взрослый отходит от ребенка на несколько шагов и манит его к себе, ласково,  приговаривая: «Иди ко мне, мой хороший!» Когда ребенок подходит, воспитатель его обнимает: «Ах, какой  ко мне хороший Коля пришел!». Игра повторяется.

9. «Покружимся»

Воспитатель берет мишку, крепко прижимает его к себе и кружится с ним. Дает другого мишку  малышу и просит так же покружиться, прижимая игрушку к себе. Затем взрослый читает стишок и действует в соответствии с его содержанием. Ребенок вслед выполняет те же  движения. Я кружусь, кружусь, кружусь, а потом остановлюсь. Быстро - быстро покружусь,  тихо - тихо покружусь. Я кружусь, кружусь, кружусь и на землю повалюсь!

10. «Пришел Петрушка»

Воспитатель приносит Петрушку, рассматривает его с детьми. Петрушка гремит погремушкой,  потом раздает погремушки детям. Они вместе с Петрушкой встряхивают погремушками, радуются.

11. «Хоровод с куклой»

Воспитатель приносит новую куклу. Она здоровается с детьми, гладит всех по голове. Взрослый  просит детей по очереди подержать куклу за руку. Кукла предлагает потанцевать. Воспитатель ставит детей в кружок, берет куклу за одну руку, другую дает ребенку, и вместе с детьми двигается по кругу вправо и влево, напевая простую детскую мелодию.

 12. «Догонялки»

Кукла, знакомая детям по игре «Хоровод с куклой», говорит, что хочет поиграть в догонялки. Воспитатель побуждает детей убегать от куклы, прятаться за ширму. Кукла их догоняет, ищет, радуется, что нашла, обнимает: «Вот мои ребятки!»

13. «Выдувание мыльных пузырей»

Воспитатель на прогулке выдувает мыльные пузыри. Пробует получить пузыри, покачивая трубочкой, а не дуя в нее. Считает, сколько пузырей может удержаться на трубочке за один раз. Пытается поймать на лету все пузыри, пока они не коснулись земли. Наступает на мыльный пузырь и удивленно спрашивает у детей, куда он пропал. Затем учит каждого  ребенка выдувать мыльные пузыри.

14. «Игра с кистями рук»

Выполняя движения, воспитатель просит ребенка повторять их. Взрослый опускает пальцы   вниз и шевелит ими - это «струи дождя». Складывает пальцы каждой руки колечком и прикладывает к глазам, изображая бинокль. Рисует пальцем - кисточкой кружки на щеках ребенка, проводит сверху вниз линию по его носу и делает пятнышко на подбородке. Стучит  кулаком о кулак, хлопает в ладоши. Чередуя такие действия, воспитатель создает  определенную последовательность звуков, например: стук - хлоп, стук - стук - хлоп и т.п.

15. «Чертим разные фигуры»

Воспитатель садится с ребенком за стол или на пол. Рисует на бумаге круг. Затем двигает ребенку карандаш и водит его рукой с карандашом по бумаге, стараясь нарисовать круг.  Говорит ему, когда закончит: «Какая хорошая получилась картинка». Таким же образом помогает малышу нарисовать другие фигуры, проводить зигзагообразные линии, и каждый  раз повторяет: «Какая хорошая получилась картинка». Затем предлагает ребенку действовать  карандашом самостоятельно. Каждый раз, начиная игру, воспитатель берет карандаши

 другого цвета - это поможет ребенку научиться различать цвета. Способствует развитию  творческих навыков.

16. «Вместе с мишкой»

Воспитатель беседует «на равных» с мишкой и ребенком, например: «Катя, тебе нравится пить  из чашки? Миша, нравится тебе пить из чашки?» Делает вид, что поит чаем. Затем проделывает с мишкой другие манипуляции. Способствует формированию навыков сюжетной игры.

17. «Книжка - угадайка»

Наклеивают в записной книжке с проволочной спиралью через страницу (на правой стороне)  картинки с изображением известных ребенку предметов. Каждую страницу без картинок  разрезают на несколько горизонтальных полосок, начиная с левого края. Рассматривая книжку  вместе с малышом, воспитатель постепенно отворачивает полоску за полоской. Ребенок старается догадаться, что изображено на картинке. Развивает изображение и логическое мышление.

18. «Забава с увеличительным стеклом»

На прогулке воспитатель дает ребенку травинку. Показывает, как смотреть на нее через лупу. Предлагает ребенку посмотреть через увеличительное стекло на пальцы и ногти - это обычно зачаровывает ребенка. Прогуливаясь по участку, можно исследовать цветок или кору дерева,  рассмотреть кусочек земли: нет ли там насекомых и т.д. Развивает наблюдательность.

19. «Бегом к дереву»

В 2-3 местах участка - к дереву, двери, скамейке - привязаны цветные ленты. Воспитатель  говорит ребенку: «Я хочу побежать к дереву». Берет его за руку и бежит вместе с ним. Затем  бежит с ребенком в другое, отмеченное лентой место, всякий раз объясняя, что собирается  сделать. После этого взрослый предлагает малышу самостоятельно побежать к дереву, к двери  и т.д. Хвалит ребенка, когда он достигает места назначения.

20. «Собирание сокровищ»

На прогулке воспитатель собирает вместе с ребенком «сокровища» (камешки, стручки, ветки, листья, раковины) и складывает их в корзинку. Выясняет, какие «сокровища» вызывают у  ребенка наибольший интерес (это подскажет дальнейшие пути общения). Затем называет  какое-либо «сокровище» и просит достать его из корзины.

21. «Делаем коллаж»

Воспитатель расстилает на столе большой лист плотной бумаги или картона. Кисточкой промазывает клеем с одной стороны кусочек пенопласта (открытку, веревочку, пряжу и проч.) и предлагает ребенку, чтобы он наклеил его на бумагу. Разрешает малышу самому выбирать  предмет, который ему хотелось бы наклеить. Внимательно наблюдая за действиями взрослого,  ребенок сумеет сам намазать клей. Завершенный коллаж можно повесить на видном месте,  чтобы все могла им любоваться. Способствует развитию творческих навыков.

22. «Дуть во что-нибудь и на что-нибудь»

Воспитатель дует на маленький воздушный шарик через соломинку, заставляя его

 перемещаться по комнате. Дует на все пальцы, затем на каждый отдельно. Дует на цветок или травинку. Ребенок повторяет действия взрослого.

23. «Ловись рыбка»

В коробку помещают несколько металлических пробок от бутылок, желательно разного цвета. К одному концу веревки привязывают палочку, к другому - брусок магнита. Воспитатель  показывает ребенку, как выуживать «рыбок» из коробки, притягивая металлические пробки  магнитом. Если пробки разного цвета, малышу можно предложить вытянуть красную (желтую) рыбку. Когда все пробки вытащены, они считаются, и игра повторяется сначала. Способствует развитию согласованности движений.

24. «Кто в кулачке?»

Воспитатель раскрывает кисти рук и шевелит пальцами. Затем плотно сжимает кулаки таким  образом, чтобы большие пальцы оказались внутри. Показывает ребенку несколько раз, как это  сделать и просит его повторить (оказывает помощь). Читает стишок и вместе с ребенком  выполняет движения: Кто залез мне в кулачок?

Это, может быть сверчок (сжать пальцы в кулак)? Ну-ка, ну-ка, вылезай! Это пальчик? Ай-ай-ай (выставить вперед большой палец)!

25. «Зайка»

Дети, взявшись за руки, вместе с воспитателем ходят по кругу. Один ребенок -«Зайка» сидит на стуле в кругу («спит»). Педагог поет песенку: Зайка, зайка, что с тобой? Ты сидишь совсем  больной. Ты не хочешь поиграть, с нами вместе поплясать. Зайка, зайка, попляши и другого  отыщи. После этих слов дети останавливаются и хлопают в ладоши. «Зайка» встает и выбирает ребенка,  называя его по имени, а сам встает в круг.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsionnye_igry_v_1_mladshey_gruppe.docx21.61 КБ

Предварительный просмотр:

 Подвижные игры в адаптационный период

Основная цель игр в этот период - формирование эмоционального контакта, доверие детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго,  всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.

Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал

 себя обделенным вниманием. Инициатором игр выступает взрослый. Игры выбираются с учетом игровых возможностей детей, места проведения и т.д.

1. «Позови»

Дети сидят на стульях. Воспитатель рассматривает вместе с ними новый яркий мяч.

 Вызывает одного ребенка и предлагает поиграть - покатить мяч друг другу. Затем говорит:

 «Я играла с Колей. Коля, с кем ты хочешь поиграть? Позови». Мальчик зовет:«Вова,

 иди играть!» Затем Вова зовет следующего ребенка.

2. «Покатаемся на лошадке»

Воспитатель сажает ребенка на лошадку - качалку и говорит: «Маша едет на лошадке

 (произносит тихим голосом), но - но». Ребенок повторяет тихо: «Но - но». Взрослый: «Чтоб  лошадка побежала быстрее, громко скажи ей «Но - но, беги, лошадка!» (сильнее раскачивает ребенка). Малыш повторяет фразу вместе с воспитателем, затем самостоятельно. Взрослый  добивается, чтобы ребенок произносил звук «н» протяжно, а все звукосочетание - громко и  четко. Развивает речевую активность.

3. «Солнышко и дождик»

Дети присаживаются на корточки позади стульев, расположенных на некотором расстоянии от края площадки или стены комнаты и смотрят в «окошко» (отверстие в спинке стула).

Воспитатель говорит: «На небе солнышко, можно идти гулять». Дети бегают по всей площадке. По сигналу «Дождик! Скорее домой!» бегут на свои места присаживаются за стульями. Игра повторяется.

4. «Передай колокольчик»

Дети сидят на стульях полукругом. В центре стоит воспитатель с колокольчиком в руках. Он  звонит в колокольчик и говорит: «Тот, кого я позову, будет звонить в колокольчик. Таня, иди, возьми колокольчик». Девочка становится на место взрослого, звонит в колокольчик и приглашает другого ребенка, называя его по имени (показывая рукой).

5. «Подуй на шарик, подуй на вертушку, подуй на рожок»

На уровне лица ребенка подвешивается воздушный шарик, а под ним на стол кладут вертушку  и рожок. Воспитатель показывает, как нужно дуть на воздушный шарик, чтобы он высоко взлетал, и предлагает ребенку повторить действие. Затем взрослый дует на вертушку, чтобы она завертелась, дудит в рожок. Ребенок повторяет. Способствует развитию речевого аппарата.

6. «Прогулки по очертаниям разных фигур»

С помощью ленты (тесьмы) на полу обозначают круги, квадраты, треугольники и т.д.

 Воспитатель показывает ребенку, как идти по ленте (начинают с круга). Взрослый берет  малыша за руку, идет вместе с ним и поет на любой мотив: «Мы идет по кругу, тра - ля - ля, мы идем по кругу, тра - ля - ля». Так проходят все фигуры. Затем воспитатель пробует вместе с ребенком пройти по ним, пятясь назад, боком, на цыпочках, перепрыгивая через фигуру и т.д. Способствует развитию представлений о предметах.

7. «Хоровод»

Воспитатель держит детей за руки и ходит по кругу, приговаривая: Вокруг розовых кустов,  среди травок и цветов Кружим, кружим хоровод. До того мы закружились, что на землю повалились! БУХ! (Как заканчиваем круг, дружно прыгаем мы вдруг! ГЕЙ!) На последнюю фразу «падают» на землю (подпрыгивают).

8. «Иди ко мне»

Взрослый отходит от ребенка на несколько шагов и манит его к себе, ласково,  приговаривая: «Иди ко мне, мой хороший!» Когда ребенок подходит, воспитатель его обнимает: «Ах, какой  ко мне хороший Коля пришел!». Игра повторяется.

9. «Покружимся»

Воспитатель берет мишку, крепко прижимает его к себе и кружится с ним. Дает другого мишку  малышу и просит так же покружиться, прижимая игрушку к себе. Затем взрослый читает стишок и действует в соответствии с его содержанием. Ребенок вслед выполняет те же  движения. Я кружусь, кружусь, кружусь, а потом остановлюсь. Быстро - быстро покружусь,  тихо - тихо покружусь. Я кружусь, кружусь, кружусь и на землю повалюсь!

10. «Пришел Петрушка»

Воспитатель приносит Петрушку, рассматривает его с детьми. Петрушка гремит погремушкой,  потом раздает погремушки детям. Они вместе с Петрушкой встряхивают погремушками, радуются.

11. «Хоровод с куклой»

Воспитатель приносит новую куклу. Она здоровается с детьми, гладит всех по голове. Взрослый  просит детей по очереди подержать куклу за руку. Кукла предлагает потанцевать. Воспитатель ставит детей в кружок, берет куклу за одну руку, другую дает ребенку, и вместе с детьми двигается по кругу вправо и влево, напевая простую детскую мелодию.

 12. «Догонялки»

Кукла, знакомая детям по игре «Хоровод с куклой», говорит, что хочет поиграть в догонялки. Воспитатель побуждает детей убегать от куклы, прятаться за ширму. Кукла их догоняет, ищет, радуется, что нашла, обнимает: «Вот мои ребятки!»

13. «Выдувание мыльных пузырей»

Воспитатель на прогулке выдувает мыльные пузыри. Пробует получить пузыри, покачивая трубочкой, а не дуя в нее. Считает, сколько пузырей может удержаться на трубочке за один раз. Пытается поймать на лету все пузыри, пока они не коснулись земли. Наступает на мыльный пузырь и удивленно спрашивает у детей, куда он пропал. Затем учит каждого  ребенка выдувать мыльные пузыри.

14. «Игра с кистями рук»

Выполняя движения, воспитатель просит ребенка повторять их. Взрослый опускает пальцы   вниз и шевелит ими - это «струи дождя». Складывает пальцы каждой руки колечком и прикладывает к глазам, изображая бинокль. Рисует пальцем - кисточкой кружки на щеках ребенка, проводит сверху вниз линию по его носу и делает пятнышко на подбородке. Стучит  кулаком о кулак, хлопает в ладоши. Чередуя такие действия, воспитатель создает  определенную последовательность звуков, например: стук - хлоп, стук - стук - хлоп и т.п.

15. «Чертим разные фигуры»

Воспитатель садится с ребенком за стол или на пол. Рисует на бумаге круг. Затем двигает ребенку карандаш и водит его рукой с карандашом по бумаге, стараясь нарисовать круг.  Говорит ему, когда закончит: «Какая хорошая получилась картинка». Таким же образом помогает малышу нарисовать другие фигуры, проводить зигзагообразные линии, и каждый  раз повторяет: «Какая хорошая получилась картинка». Затем предлагает ребенку действовать  карандашом самостоятельно. Каждый раз, начиная игру, воспитатель берет карандаши

 другого цвета - это поможет ребенку научиться различать цвета. Способствует развитию  творческих навыков.

16. «Вместе с мишкой»

Воспитатель беседует «на равных» с мишкой и ребенком, например: «Катя, тебе нравится пить  из чашки? Миша, нравится тебе пить из чашки?» Делает вид, что поит чаем. Затем проделывает с мишкой другие манипуляции. Способствует формированию навыков сюжетной игры.

17. «Книжка - угадайка»

Наклеивают в записной книжке с проволочной спиралью через страницу (на правой стороне)  картинки с изображением известных ребенку предметов. Каждую страницу без картинок  разрезают на несколько горизонтальных полосок, начиная с левого края. Рассматривая книжку  вместе с малышом, воспитатель постепенно отворачивает полоску за полоской. Ребенок старается догадаться, что изображено на картинке. Развивает изображение и логическое мышление.

18. «Забава с увеличительным стеклом»

На прогулке воспитатель дает ребенку травинку. Показывает, как смотреть на нее через лупу. Предлагает ребенку посмотреть через увеличительное стекло на пальцы и ногти - это обычно зачаровывает ребенка. Прогуливаясь по участку, можно исследовать цветок или кору дерева,  рассмотреть кусочек земли: нет ли там насекомых и т.д. Развивает наблюдательность.

19. «Бегом к дереву»

В 2-3 местах участка - к дереву, двери, скамейке - привязаны цветные ленты. Воспитатель  говорит ребенку: «Я хочу побежать к дереву». Берет его за руку и бежит вместе с ним. Затем  бежит с ребенком в другое, отмеченное лентой место, всякий раз объясняя, что собирается  сделать. После этого взрослый предлагает малышу самостоятельно побежать к дереву, к двери  и т.д. Хвалит ребенка, когда он достигает места назначения.

20. «Собирание сокровищ»

На прогулке воспитатель собирает вместе с ребенком «сокровища» (камешки, стручки, ветки, листья, раковины) и складывает их в корзинку. Выясняет, какие «сокровища» вызывают у  ребенка наибольший интерес (это подскажет дальнейшие пути общения). Затем называет  какое-либо «сокровище» и просит достать его из корзины.

21. «Делаем коллаж»

Воспитатель расстилает на столе большой лист плотной бумаги или картона. Кисточкой промазывает клеем с одной стороны кусочек пенопласта (открытку, веревочку, пряжу и проч.) и предлагает ребенку, чтобы он наклеил его на бумагу. Разрешает малышу самому выбирать  предмет, который ему хотелось бы наклеить. Внимательно наблюдая за действиями взрослого,  ребенок сумеет сам намазать клей. Завершенный коллаж можно повесить на видном месте,  чтобы все могла им любоваться. Способствует развитию творческих навыков.

22. «Дуть во что-нибудь и на что-нибудь»

Воспитатель дует на маленький воздушный шарик через соломинку, заставляя его

 перемещаться по комнате. Дует на все пальцы, затем на каждый отдельно. Дует на цветок или травинку. Ребенок повторяет действия взрослого.

23. «Ловись рыбка»

В коробку помещают несколько металлических пробок от бутылок, желательно разного цвета. К одному концу веревки привязывают палочку, к другому - брусок магнита. Воспитатель  показывает ребенку, как выуживать «рыбок» из коробки, притягивая металлические пробки  магнитом. Если пробки разного цвета, малышу можно предложить вытянуть красную (желтую) рыбку. Когда все пробки вытащены, они считаются, и игра повторяется сначала. Способствует развитию согласованности движений.

24. «Кто в кулачке?»

Воспитатель раскрывает кисти рук и шевелит пальцами. Затем плотно сжимает кулаки таким  образом, чтобы большие пальцы оказались внутри. Показывает ребенку несколько раз, как это  сделать и просит его повторить (оказывает помощь). Читает стишок и вместе с ребенком  выполняет движения: Кто залез мне в кулачок?

Это, может быть сверчок (сжать пальцы в кулак)? Ну-ка, ну-ка, вылезай! Это пальчик? Ай-ай-ай (выставить вперед большой палец)!

25. «Зайка»

Дети, взявшись за руки, вместе с воспитателем ходят по кругу. Один ребенок -«Зайка» сидит на стуле в кругу («спит»). Педагог поет песенку: Зайка, зайка, что с тобой? Ты сидишь совсем  больной. Ты не хочешь поиграть, с нами вместе поплясать. Зайка, зайка, попляши и другого  отыщи. После этих слов дети останавливаются и хлопают в ладоши. «Зайка» встает и выбирает ребенка,  называя его по имени, а сам встает в круг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптационный период в первой младшей группе

Адаптация детей раннего возраста к условиям жизни в дошкольном учреждении....

План Воспитательно – образовательный на адаптационный период в первой младшей группе.

План работы по адаптации детей  Направление и содержание работыСрокИсполнителиИзучение соответствующей литературыИюньВоспитателиИзучение рекомендаций для грамотного ведения работы с родителя...

Отчёт по адаптационному периоду в первой младшей группе.

 С приходом в детский сад у ребенка начинается новый этап в его жизни.   Отрыв от дома, близких, общение со сверстниками, взрослыми, чужими для него, могут стать для ребенка серь...

Задачи воспитателя адаптационного периода детей первой младшей группы

конспект "Задачи воспитателя адаптационного периода детей первой младшей группы". Подготовлен для педагогов "детского сада №7комбинированного вида" на проведенным педагогическим ча...

Анализ адаптационного периода в первой младшей группе

Анализ адаптационного периода в первой младшей группе "Карапузики" за 2018-2019 уч.год....

Особенности адаптационного периода в первой младшей группе

Особенности адаптационного периода в первой младшей группе...