Родительское собрание "Развитие мелкой моторики у детей в возрасте 2-3 лет"
консультация (младшая группа)

Родительское собрание "Развитие мелкой моторики у детей в возрасте 2-3 лет"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie.docx31.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка - детский сад «Пчелка»

Козловского района Чувашской Республики

Родительское собрание

на тему:

 «Развитие мелкой моторики рук у детей в возрасте 2-3 лет»

                                                 

                                                              Подготовила и провела:

                                                                              Максимкина Н.Ю., воспитатель

                                                                     

                                                                                       

Козловка - 2019

Развивая мелкую моторику у детей, мы стимулируем развитие речи. Это происходит потому, что при выполнении мелких движений пальцами рук в кору головного мозга поступают сигналы, которые активизируют клетки мозга, отвечающие за формирование речи ребёнка. Вот почему следует начинать заниматься развитием мелкой моторики с самого раннего возраста. Этим вы будете воздействовать на активные точки, связанные с корой головного мозга.

 Значение развития мелкой моторики очень велико:

1. Повышает тонус коры головного мозга.

2. Развивает речевые центры коры головного мозга.

3. Стимулирует развитие речи ребенка.

4. Согласовывает работу понятийного и двигательного центров речи.

5. Способствует улучшению артикуляционной моторики.

6. Развивает чувство ритма и координацию движений.

7. Подготавливает руку к письму.

8. Поднимает настроение ребенка.

Работа по развитию мелкой моторики рук должна начаться задолго до поступления ребёнка в школу. Родители и мы, воспитатели, уделяя должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений рук, решаем сразу две задачи:

• косвенным образом влияем на общее интеллектуальное развитие ребёнка;

• готовим к овладению навыком письма.

Обычно ребёнок с развитой мелкой моторикой умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Работу по развитию мелкой моторики рук нужно вести с самого раннего возраста и регулярно:

• Уже в младенчестве можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.

• В раннем и младшем дошкольном возрасте полезно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом

Пальчиковые игры

Детский фольклор дает возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщить к народной поэзии. Благодаря этому еще задолго до ознакомления со сказками и другими крупными жанрами русского фольклора на материале детского фольклора у малышей формируется внутренняя готовность к восприятию наших истоков – русской народной культуры.

Например,

Дождик, дождик

Кап, кап, кап

Мокрые дорожки

Нам нельзя идти гулять

Мы промочим ножки

Или еще:

Раз, два, три четыре

Мы с тобой снежок лепили

Круглый, крепкий, очень гладкий

И совсем, совсем не сладкий!

Пальчиковая гимнастика в стихах и пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные ощущения – и успокаивают.

Простые правила игры

1. Старайтесь, чтобы в игры вовлекались все пальчики (особенно безымянный и мизинчик – они самые ленивые) .

2. Обязательно чередуйте три типа движений:

сжатие;

растяжение;

расслабление.

Раз, два, три, четыре, пять

Вышли пальчики гулять

Этот пальчик в лес пошел

Этот пальчик гриб нашел

Этот пальчик чистить стал.

Этот пальчик жарить стал.

Ну, а этот только ел

От того и потолстел!

Мышка в норку пробралась,

(Делаем двумя ручками крадущиеся движения)

На замочек заперлась.

(Слегка покачиваем скрещенными в замок пальчиками)

В дырочку она глядит,

(Делаем пальчиками колечко)

На заборе кот сидит!

(Прикладываем ручки к голове как ушки и шевелим пальчиками)

На самом деле, таких игр множество. Их можно найти сотнями в интернете. Есть различные иллюстрированные пособия с пальчиковыми играми.

Упражнения для пальчиковой гимнастики подбираются с учетом возраста ребенка.

Дети в возрасте до 2-х лет:

• знакомятся с ладонью, выполняют простые движения: похлопывание, постукивание по коленям, прятанье рук за спину.

Например, упражнение" Зайчик".

Зайчик серенький сидит и ушами шевелит.

Вот так, вот так! И ушами шевелит.

с помощью взрослого показывают фигурку одной рукой (лучики, коготки, колечко, клювик, веер, дождик).

Упражнение начинается с объяснения его выполнения, показывается поза пальцев и кисти.

Сначала все упражнения выполняются медленно. Если ребенок не может самостоятельно принять позу и выполнить требуемое движение, родитель берет руку ребенка в свою и действует вместе с ним; можно научить ребенка самого поддерживать одну руку другой или помогать свободной рукой действиям работающей.

- Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут ежедневно.

Дети в возрасте 2 - 3 лет выполняют:

• энергичные движения кистями рук (месим тесто, забиваем гвоздик).

Например, упражнение "Капустка".

Мы капусту рубим-рубим,

Мы морковку трем-трем,

Мы капусту солим-солим,

Мы капусту жмем-жмем.

"Зайка"

Ушки длинные у зайки, из кустов они торчат.

Он и прыгает и скачет, веселит своих зайчат.

"Коза"

У козы торчат рога,

Может забодать она.

• составление простых фигур из пальцев и ладоней (колечко, ковшик) ;

• игры с участием двух рук (домик, ворота, замок, очки, цепочка).

«Замок»

На двери висит замок. (соединить пальцы обеих рук в замок)

Кто его открыть бы мог? (пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны)

Постучали, (не расцепляя пальцы, постучать ладонями друг о друга)

Покрутили, (покрутить сцепленные руки в запястьях)

Потянули (пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны)

И открыли. (расцепить пальцы)

«Домик»

Тук-тук, тук-тук, тук-тук-тук.

Молоточком я стучу, дом построить я хочу.

Строю я высокий дом, буду жить я в доме том.

"Шарик"

Надуваем быстро шарик.

Он становится большой.

Вдруг шар лопнул, воздух вышел

Стал он тонкий и худой.

(Все пальчики обеих рук в "щепотке"" и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух "выходит", и пальчики принимают исходное положение).

Изобразительная деятельность.

Рисование способствует развитию эмоциональной отзывчивости, воспитанию чувства прекрасного; развитию воображения, самостоятельности, настойчивости, аккуратности, трудолюбия, умению доводить работу до конца; формированию изобразительных умений и навыков. Рисование способствует развитию зрительно-двигательной координации, совершенствуется мелкая моторика кисти и пальцев рук.

Лепка - развивает творчество, мелкую моторику рук, пространственное мышление, понятие о цвете, форме предметов и, кроме того, благотворно влияет на нервную систему.

Игры с прищепками.

Развивают координацию, мелкую моторику рук. Цель: научить ребенка самостоятельно прищеплять прищепки. Чтобы игра была интересной для ребенка, можно прикреплять прищепки по тематике (то есть лучики к солнцу, иголки к ежику, дожди к тучке, травку к земле и тому подобное).

Пуговицы – открывают массу возможностей для развития умения сравнивать предметы по цвету и величине. Развивают у детей репродуктивное и творческое воображение, память, творческие способности, зрительно - моторную координацию, глазомер, речь, мелкие движения рук.

Шнуровки - развивают мелкую моторику рук, пространственное ориентирование, творческие способности, способствуют пониманию понятий «вверху», «внизу», «справа», «слева», развитию речи.

Бусы

Даже одевание фигурок на шнурок можно превратить в игру. Покормить в начале фруктами любимую игрушку, а потом сделать великолепное украшение на шейку.

Игры с крупами

Очень полезны для развития мелкой моторики игры с крупами. Для игр подойдут горох, чечевица, фасоль разных видов, манка и др. Как играть: Дайте ребенку различные ложечки, вилку, стаканчики, баночки, тарелочки. Пусть он:

Пересыпает ложкой горох из одного тазика в другой.

Попробует сделать это вилкой. Объясните ему, почему у него не получилось.

Пересыпает горох стаканчиком, пластиковой бутылочкой (можно взять из под йогурта).

Насыпает горох в бутылочку с узким горлышком.

Насыпает крупу в стаканчик через воронку.

Попробует насыпать горох в глубокую и плоскую (можно взять игрушечную) тарелку.

Попросите его накормить ваших животных -собачке насыпать в глубокую тарелку, а поросёнку -в мелкую.

Попросите насыпать котенку в миску жёлтого цвета, а цыплёнку синего и т. п.

Пересыпает и насыпает горох в ёмкости рукой.

Сегодня на прилавках магазинов достаточно игр на развитие мелкой моторики рук (шнуровки, сенсорное панно, наборы тканевых образцов различной фактур .

Эти игры:

• развивают мелкую моторику рук;

• развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий: вверху, внизу, справа, слева;

• формируют навыки шнуровки;

• способствуют развитию речи;

• развивают творческие способности;

• косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость.

Как еще активизировать пальчики

1. Дайте газету, листы бумаги – пусть рвет (только следите, чтоб в рот не отправлял эти «куски») .

2. Нанизайте на крепкую нитку крупные пуговицы – пусть перебирает.

3. Дайте деревянные бусы, счеты, пирамидки.

4. Нарисуйте на пластмассовых пробках мордочки, наденьте на пальцы. У вас получится пальчиковый театр.

Это только малая толика тех игр и занятий, которыми можно увлечь ребенка и с пользой провести время.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста»

Родительское собрание: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста»Форма проведения: практический семинарЦель: Обогащение представлений родителей о роли мелкой моторики в психофизическом ра...

Лепка как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста (презентация к родительскому собранию)

Презентация к родительскому собранию "Лепка как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста"...

Родительское собрание: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста»

Родительское собрание: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста»Форма проведения: практический семинарПодготовила: воспитатель Салова Екатерина ВикторовнаЦель: Обогащение представлений р...

Родительское собрание в форме мастер – класс на тему: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста».

«… Движения руки человека наследственно непредопределены, а возникают в процессевоспитания и обучения как результатассоциативных связей между зрительными,осязательными и мышечными изменениямив процесс...

Информация в родительский уголок « Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста»

Информация в родительский уголок« Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста»...

Методическая разработка. Мелкая моторика рук детей дошкольного возраста. Как развитие мелкой моторики влияет на развитие речи детей

Как известно, стимулятором речевого развития и развития мозговой деятельности выступает воздействие на мелкие мышцы рук. Учеными отечественной и зарубежной психологии доказано, что мелкая моторика и р...

Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях»

Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях»...