Родительское собрание: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста»
консультация на тему
Родительское собрание:
«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста»
Форма проведения: практический семинар
Цель: Обогащение представлений родителей о роли мелкой моторики в психофизическом развитии детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie_razvitie_melkoy_motoriki_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 36.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание:
«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста»
Форма проведения: практический семинар
Подготовила: учитель-логопед Гречушкина Ю.В.
Цель: Обогащение представлений родителей о роли мелкой моторики в психофизическом развитии детей.
Задачи:
- дать представления о взаимосвязи процесса формирования речи с движением рук;
- научить родителей применятья игры и упражнения по развитию
мелкой моторики рук.
- ознакомить с приемами развития ручной умелости в домашних условиях
Участники: родители, учитель-логопед, дети
Место проведения: групповая комната
Оборудование: столы, по 2 карандаша на каждую пару участников, двухсторонняя розовая бумага 4 листа А4, клей, ножницы, маркер синего цвета, листки бумаги в клеточку, мультимедийное оборудование, фотографии играющих детей, пальчиковый театр
Ход собрания
1. Сообщение учителя-логопеда «Взаимосвязь процесса формирования речи с движением рук»
На занятии с детьми я предложила им отгадать загадку:
Пять да пять- родные братцы,
Так все вместе и родятся. Если вскапываешь грядку,
Держат все одну лопатку.
Не скучают, а играют
Вместе все в одни игрушки.
А зимою всей гурьбою
Дружно прячутся в теплушки.
Вот такие « пять да пять»,
Угадайте, как их звать? ( Пальцы.)
Наши ребята сразу догадались, о чём идёт речь. Правильно, о пальцах. Тема нашего сегодняшнего собрания-практикума посвящена как раз им, а точнее - развитию мелкой моторики рук у ребёнка.
Не секрет, что в последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Как вы думаете, почему? Да потому, что с детьми всё меньше и меньше говорят родители, которые страшно заняты на своей работе. И сами дети меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают. Кроме того, наши дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки, предметы и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики. Это любимая мамами одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц. Это книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания. Это бытовые предметы и приборы, управляемые с помощью пульта. Все это, несомненно, прогресс. А в итоге, ребенок не говорит или говорит плохо.
Многие из вас слышали, что мелкая моторика напрямую связана с развитием речи, чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь.
Что же такое мелкая моторика – это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук в результате скоординированных действий трех систем нервной, мышечной, костной.
Педагог Сухомлинский В. А. писал, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев. » Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
• Развитие мелкой моторики ребенка - тонких движений кистей и пальцев рук - один из показателей психического развития ребенка.
• Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и о психологической готовности ребенка к школе.
• Мелкая моторика – основа развития психических процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления и речи, пространственные представления.
Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты внимание и память, связная речь.
Развивая мелкую моторику через игры и упражнения в детском саду и дома, можно не только подготовить ребенка к овладению навыком письма, но и оказать влияние на его общеинтеллектуальное развитие. Еще в старину наши предки пели детям песни- потешки, играли в «Ладушки», «Сорока - белобока», «Коза – дереза» и т.д., сопровождая текст движениями рук.
Разминка «Карандаши»
Чтобы настроить вас на дальнейшую работу, предлагаю провести небольшую игру.
Задачи: снять эмоциональную напряженность, содействовать построению доверительных отношений, приобретению навыков межличностного общения на невербальном уровне.
Материал: по 2 карандаша на каждую пару участников.
(Упражнение выполняется под медленную музыку. Родители стоят друг напротив друга на расстоянии 70-90 см и пытаются удержать два карандаша, прижав их концы подушечками указательных пальцев.)
Задание: Не выпуская карандаши, двигать руками вверх-вниз, вперед-назад; сделать шаг вперед, назад; присесть, встать.
2. Методы и приемы развития мелкой моторики
Я хочу познакомить Вас с методами и приемами развития мелкой моторики, которые использую в коррекционно-развивающей работе с детьми. Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Эти, игры очень эмоциональные, их можно проводить и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности, вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Раз, два, три, четыре, Загибают пальчики на одной руке.
Мы с тобой снежок слепили. «Лепят» снежок, меняя положение ладоней.
Круглый, крепкий, очень гладкий Соединяют пальцы обеих рук, делая круг.
И совсем – совсем несладкий! Грозят указательным пальчиком
На логопедических занятиях мы «рассказываем стихи руками» проговаривание стихов одновременно с движениями делает речь детей более ритмичной, громкой, четкой, эмоциональной, а также хорошо развивает слуховое восприятие.
Можно дома своими руками изготовить для пальчикового театра героев сказки, и поиграть вместе с ребенком в ходе игры повторяя движения взрослых, активизируется моторика рук, вырабатывается ловкость умение управлять своими движениями Пальчиковый театр - это прекрасный материал для развития воображения, мышления и речи. Сделайте с ребёнком пальчиковый театр, покажите небольшие игры- инсценировки в форме диалога: «Две лягушки», « Маша и медведь», «Колобок», «Теремок», «Репка».
Кистью или пальцами руки ребёнок будет имитировать движения персонажей: наклоны и повороты головы, разнообразные движения туловища и рук куклы. (Логопед показывает несколько фигур, родители пробуют повторить.)
Особенно чётко просматривается контур персонажей, характер их поведения, действий- в театре теней. Сначала исполнителем моет быть взрослый, но посмотрев, ребёнок непременно захочет попробовать себя в роли актёра. Разучите с ним, как можно получить изображения птиц, животных и других персонажей путём складывания пальцев определённым образом. Получится не сразу, но малыш будет стараться показать хоть какую-то фигуру.
Оборудование для театра теней простое: стена или экран и настольная
лампа(источник света). Так, у инсценировок с помощью пальчикового театра,
театра теней большие возможности для развития ловкости, координации
движений кистей и пальцев рук, точности, выразительности движений и
развития речи.
В систему логопедической работы, я включаю логоритмические упражнения – они просты для выполнения, направлены на согласование речи с движением. Ребенок сопряженно со взрослым на каждый слог синхронно совершает движения руками, ногами, ладошками.
Логосказки – способствуют развитию всех сторон речи, а так же развитию как мелкой, так и общей моторики. Я вас познакомлю с персонажами в сказке «Репка»:
Практикум логосказка «Репка»
Репка – показываем руками круг;
Дедушка – показываем бороду, соединяем руки под подбородком;
Бабушка – показываем платочек, соединяем руки над головой домиком;
Внучка – показываем косынку, соединяем руки под подбородком;
Жучка – показываем ушки, загибаем большой, средний и указательный палец, а указательный и мизинец немного согнуты;
Кошка - показываем ушки, загибаем большой, средний и указательный палец, указательный и мизинец согнуты;
Мышка – показываем кулачок.
Теперь вместе расскажем и покажем логосказку "Репка"
Посадил дед репку, выросла репка большая пребольшая. Пошел дед тянуть репку, тянет, потянет, вытянуть не может. Позвал дед бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут, потянут вытянуть не могут. Позвала бабка внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут, потяну, вытянуть не могут. Позвала внучка Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку тянут, потяну, вытянуть не могут. Позвала Жучка кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку тянут, потяну, вытянуть не могут. Позвала кошка мышку, мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку тянут, потяну, вытянуть не могут.
Философ, педагог Иммануил Кант писал, - "Рука- это вышедший наружу головной мозг. "
В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму. Неподготовленность к письму и недостаточное развитие мелкой моторики рук может привести к большим умственным и физическим нагрузкам, в следствии чего у ребенка возникнет негативное отношение к учебе, тревожное состояние в школе.
Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются специальные упражнения для подготовки руки к письму.
• раскрашивание картинок;
• обведение плоских фигур;
• обведение трафаретов;
• рисование различных линий: прямых, фигурных;
• рисование по контуру, по клеточкам, по точкам;
• выполнение штриховок;
• графический диктант.
Особое внимание при выполнении данных упражнений нужно обратить на следующее:
• правильная посадка за столом - ребенок должен сидеть прямо, грудь не касается стола, оба плеча должны быть на одной высоте, голова слегка наклонена;
• правильность удержания карандаша - карандаш держим тремя пальцами: большим, указательным и средним: большой и указательный удерживают карандаш, а средний поддерживает снизу.
- расположение листа бумаги на столе. Необходимо следить за тем, чтобы ребенок не в коем случае не поворачивал лист во время выполнения заданий;
Рисование по клеточкам – очень увлекательное и полезное занятие для детей. Графические диктанты могут с успехом применяться для детей от 5 лет.
Графический диктант можно выполнять в двух вариантах:
1. Ребенку предлагают образец геометрического рисунка и просят его повторить точно такой же рисунок в тетради в клетку.
2. Взрослый диктует последовательность действий с указанием числа клеточек и их направлений (влево, вправо, вверх, вниз, ребенок выполняет работу на слух, а затем сравнивает методом наложения свое изображение орнамента или фигуры с образцом в пособии.
Данное упражнение развивает не только у детей тонкую моторику, точную координацию, но и формирует зрительно- двигательные и слуховые связи, что обеспечивает быстрое и правильное развитие не только навыков письма, но и чтения.
Практикум «Графический диктант»
Уважаемые родители! Я предлагаю вам выполнить графический диктант.
Отгадайте, что будете сейчас рисовать:
"Ходит длинный, пасть с клыками
Ноги кажутся столбами,
Как гора огромен он.
Ты узнал, кто это? " (Слон)
Правильно! Итак, отступите 3 клеточки слева, 3 клеточки сверху, поставьте точку и начинаем рисовать: 4 клеточки вправо, 1 клеточка вниз, 5 клеточек вправо, 8 клеточек вниз, 3 клеточки влево, 3 клеточки вверх, 1 клеточка влево, 3 клеточки вниз, 3 клеточки влево, 4 клеточки вверх, 1 клеточка влево, 2 клеточки вниз, 1 клеточка влево, 1 клеточка вниз, 1 клеточка влево, 2 клеточки вверх, 1 клеточка вправо, 6 клеточек вверх. А теперь дорисуйте слонику глаз и хвостик.
3. Дидактические игры и пособия по развитию мелкой моторики
Кроме специально организованных занятий по подготовке руки к письму, с детьми используются дидактические игры и пособия. Хотелось бы рассказать о некоторых из них.
Тренировка пальцев рук стимулирует умственное развитие. Дидактические игры способствуют развитию зрительно-двигательной координации, формированию ловкости пальцев рук, умению выполнять задания с более мелкими предметами, готовят руку к письму.
Дидактические игры и пособия по развитию мелкой моторики:
• шнуровки
• счетные палочки
• конструктор
• мозаика
• волчки
• выкладывание рисунков из крышек
• сухой бассейн
• прокатывание мяча по шнурку
• ходилки.
Шнуровка.
Уже давно доказано, что шнуровка- идеальная игрушка для укрепления пальцев и всей кисти руки ребенка, развития глазомера, воспитания внимания и усидчивости. Все это создает оптимальные предпосылки для подготовки к письму.
Самым простым вариантом шнуровки являются плоские деревянные или пластмассовые цветные двухсторонние фигурки, изображающие зверей и другие предметы. На каждой из фигур имеются до двух десятков маленьких отверстий-дырочек, в которые можно протянуть шнурок, тесьму, ленту и т. п. Задания могут быть различными: протянуть шнурок в каждое отверстие через край трафарета, протягивать шнурок в каждую вторую (третью) дырочку по контору, пришнуровать фигурки друг к другу.
Для детей старшего дошкольного возраста существуют сюжетные шнуровки. Здесь уже не только манипуляции руками, но и еще игра-драматизация. Пришнуровывая грибы и ягоды к ежику или белочке, можно сочинить сказку о том, как зверек собирал себе плоды на обед. Ребенок научиться накладывать мелкие предметы на более крупные так, что бы дырочки на них совпадали, и плотно привязывать детали.
Счетные палочки.
К четырехлетнему возрасту ребенок в состоянии выложить из счетных палочек или спичек простые геометрические фигуры: квадраты, треугольники. Ребенку предлагается брать палочку двумя пальчиками из кучки, лежащей нас толе, так, чтоб не рассыпать все остальные. Возможно использования образца постройки-изображения на листе бумаги. В ходе таких манипуляций дети могут закреплять знания геометрических фигур, цвета, букв цифр и т. п.
Игры с палочками развивают тонкую координацию движений рук и формируют пространственные представления.
Конструкторы.
Одно из любимых детских занятий- конструирование, т. е. создание из отдельных элементов чего то целого: домов, машин, мостов… Конструируя что-то, ребенок развивает ручную ловкость и мелкую моторику. Кроме того, добиваясь определенного результата, он развивает целенаправленность собственных действий. Последнее время актуальны тематические наборы для конструирования. Они включают как детали для конструирования, так и фигуры человечков, животных и т. п. Но нужно учитывать размер деталей: более крупные для малышей, мелкие - для детей по старше.
Мозаика.
Основная идея мозаики как пособия для развития ребенка заключается в составлении из мелких частей целого изображения. Во время игры ребенок постоянно манипулирует деталями, много раз поворачивает и прикладывает их друг к другу, таким образом, совершенствуется мелкая моторика рук. Чтобы сложить из частей целое изображение, малыш должен проявить сообразительность и наблюдательность, терпение и настойчивость. Сегодня существует большое многообразие мозаик: большие напольные без ограничения поверхности, мелкие гвоздиковые, магнитные, термомозаики.
Волчки.
Это игрушки, приводимые в движение пальцами руки и вращающиеся вокруг своей оси. Для запускания волчка требуется особый двигательный навык, развитые и тонкие движения пальцев. Играя с разными видами волчков, ребенок учиться правильно рассчитывать силу и точность движения пальцев и кисти. Такие игры развивают ловкость рук и глазомер дошкольников.
Выкладывание рисунков из крышек.
Эффективным тренажёром для пальцев рук может стать обыкновенная крышка от пластиковой бутылки. А заданий и игр с таким простейшим приспособлением можно придумать много: «Чьи бусы длиннее? », «Пирамидка», «Нарисуй картинку», «Закрути» и т. п
Сухой бассейн.
Сухие бассейны представляют собой открытые резервуары, заполненные различными наполнителями: мелкими камешками, стеклянными шариками, горохом, крупой, песком, солью. Их основное назначение- механическое воздействие на нервные окончания, расположенные на кончиках пальцев.
Прокатывание мяча по шнурку.
Предлагается в веселой, непринужденной форме помочь детям развить мелкую моторику пальцев рук, используя мячики или разноцветные каучуковые шарики, в комплекс входят элементы массажа. Представленные в игры удобны тем, что не требуют сложной атрибутики, длительной подготовки к ним, больших временных затрат. Используя съемные буквы, слоги и это задание можно превратить в универсальное. Развивая моторику детей закреплять навыки чтения.
Ходилки.
Собравшись вместе, ребята с азартом кидают кубик, отсчитывают несколько клеток и передвигались по игровому полю в ожидании, кто же первым доберётся до финиша? Но, будет еще интереснее, если вы, вместе с ребенком придумаете и сделаете свою собственную игру. Ее тема зависит от интересов малыша. Может, это будет подводная одиссея, может, авторалли, а, возможно, веселые приключения с любимыми мультгероями. Фишки к игре тоже можно сделать самим. Это могут быть какие-то мелкие игрушки, машинки, или же любые понравившиеся вам персонажи, изображение которых можно вырезать и приклеить на толстый картон. Эти известные всем с детства игры так же развивают мелкую моторику и ориентировку на листе бумаги, что несомненно подготавливает руку ребенка к письму.
4. Игры с предметами домашнего обихода.
В какие же игры можно поиграть с ребенком дома? Достоинством приведенных ниже игр на развитие мелкой моторики у детей является то, что для их проведения не требуются какие-то специальные игрушки, пособия и т. п. В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме: прищепки, пуговки, бусинки, крупа и т. д.
Несколько идей, как занять ребенка на кухне:
• Массаж рук (орехи, бигуди, шишки) Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает: «Я катаю мой орех, Чтобы стал круглее всех».
• Тестопластика - это лепка из соленого теста. Из теста можно создавать фигурки животных или цветы, всё что угодно. Но главное – это тренировка мелкой моторики кистей рук при лепке поделок.
• Рисование на муке - насыпьте на мелкое блюдо или поднос муку. Пусть ребенок рисует пальчиком по муке, оставляя различные фигуры. Покажите малышу, как рисовать простейшие фигуры: квадратики, ромбики, кружочки, буквы.
• Бусы из макарон. Развивающая игра «Делаем бусы». Потребуются макароны с крупным просветом и длинный шнурок. Задача для ребенка: нанизать макароны на шнурок.
• Веселые прищепки. Бельевой прищепкой (проверьте на своих руках, чтобы она была не слишком тугой) поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) .
• Цветные резинки. Для этого упражнения можно использовать резинку для волос диаметром 4-5 сантиметров. Все пальцы вставляются в резинку. Задача состоит в том, чтобы движениями пальцев передвинуть резинку. Выполняется сначала одной потом другой рукой.
• Пуговицы Дети любят играть с мелкими предметами, например, пуговицами: перебирать их – вытаскивая из коробочки и складывая обратно, перетирать их между ладонями, выкладывать из пуговиц различные фигурки.
•Бумажная пластика – это изготовление игрушек из мятой бумаги. Предлагаемая техника изготовления игрушек проста, не требует больших материальных затрат. Игрушки из мятой бумаги прекрасное упражнение для развития мелкой моторики рук.
Практикум «Изготовление игрушки»
Сейчас я предлагаю вам вместе с детьми сделать игрушку своими руками.
Для этого нам понадобится следующий материал и оборудование: двухсторонняя розовая бумага 4 листа А4, клей, ножницы, маркер синего цвета.
Ход работы:
• От листа бумаги отрезать квадрат 2х2 см разрезать по диагонали – уши
• Отрезать квадрат 2х2 см, вырезать круг – пятачок
• Отрезать полоску 10х5 см, скрутить жгутик, загнуть крючком – хвост
• Лист бумаги взять двумя руками смять комок и аккуратно разгладить ладонями, возвращая первоначальную форму листа. Перевернуть лист на другую сторону, смять и вновь разгладить. Повторить эту процедуру еще несколько раз пока листок не станет мягким и податливым. Заправить все углы и стороны внутрь, чтобы получилась фигура похожая на батон.
• Сборка – к передней части туловища прикрепить уши, пятачок, сзади – хвост. Маркером дорисовать глаза.
5. Заключительная часть. Рефлексия
- А теперь позвольте спросить:
- Что нового узнали на собрании?
- Какие выводы вы для себя сделали?
- Если у вас дополнительные вопросы по теме?
К сожалению, о проблемах ребёнка с координацией движений и мелкой
моторикой рук большинство родителей узнают только перед школой. Это
оборачивается форсированной нагрузкой на первоклассника: кроме усвоения
новой информации, приходиться ещё учиться удерживать в непослушных
пальцах карандаш. Надеюсь, что вашим детям с вашей помощью таких
трудностей удастся избежать.
В конце собрания логопед раздает памятки для родителей.
Список литературы:
1. Дошкольное воспитание. 1983, № 3; 1988, № 9; 1998, № 9; 2000, № 5
2. Кыласова Л.Е., Ротарь Н. В., Карцева Т.В., Фролова Н. Г. «Родительские собрания» - Волгоград ; Учитель, 2013г
3. Прохорова С. Ю., Нигматулина Н. В., Евстигнеева В. И. «Нетрадиционные формы проведения родительских собраний в детском саду» Москва «Скрипторий 2003» 2012г
4. Сайт www.maam.ru
Приложение
Родителям детей 5-7 лет для развития ручной умелости рекомендуется проводить:
- катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики запускать пальцами мелкие «волчки»;
- разминать пальцами пластилин и глину, лепить различные поделки;
- сжимать и разжимать кулачки «бутончик проснулся и открылся, а вечером заснул и закрылся», делать кулачки «мягкими» и «твердыми», барабанить всеми пальцами обеих рук по столу, махать в воздухе только пальцами, собирать все пальцы в щепотку;
- нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку;
- завязывать узелки на шнурке, веревке;
- застегивать (расстёгивать) пуговицы;
- играть с конструктором, мозаикой, складывать матрешки;
- выкладывать из палочек узоры по образцу и по желанию;
- мять руками поролоновые шарики, губки;
- рисовать, раскрашивать, штриховать, обводить по точкам, выполнять графические задания в тетрадях;
- резать (вырезать) ножницами;
- плести из бумаги коврики, корзинки, косички;
- выполнять аппликации.
- перемотка ниток, завязывание и развязывание узелков;
- уход за срезанными и живыми цветами;
- водные процедуры, переливание воды (мытье посуды, стирка кукольного белья (объяснить и показать предварительно все процессы: смачивание, намыливание, перетирание, полоскание, отжимание));
- разбор круп и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лепка как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста (презентация к родительскому собранию)
Презентация к родительскому собранию "Лепка как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста"...
Методическая работа Мелкая моторика у детей дошкольного возраста Для чего нужна мелкая моторика и как ее развивать .
Методическая работаМелкая моторика у детей дошкольного возрастаДля чего нужна мелкая моторика и как ее развивать . 1.Что же такое мелкая моторика, для чего она нужна, и как ее развива...
Родительское собрание: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста»
Родительское собрание: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста»Форма проведения: практический семинарПодготовила: воспитатель Салова Екатерина ВикторовнаЦель: Обогащение представлений р...
Родительское собрание в форме мастер – класс на тему: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста».
«… Движения руки человека наследственно непредопределены, а возникают в процессевоспитания и обучения как результатассоциативных связей между зрительными,осязательными и мышечными изменениямив процесс...
Методическая разработка. Мелкая моторика рук детей дошкольного возраста. Как развитие мелкой моторики влияет на развитие речи детей
Как известно, стимулятором речевого развития и развития мозговой деятельности выступает воздействие на мелкие мышцы рук. Учеными отечественной и зарубежной психологии доказано, что мелкая моторика и р...
Конспект родительского собрания на тему «Нетрадиционные формы работы по развитию мелкой моторики для детей дошкольного возраста».
Конспект родительского собрания на тему:«Нетрадиционные формы работы по развитию мелкой моторики для детей дошкольного возраста».Цель: использование информации в домашних условиях с ...