Круглый стол "Манипуляция в семье"
консультация
Предварительный просмотр:
«Манипуляции в семье»
Цель: создание условий для понимания родителями такого явления как манипулирование, осознания природы, механизмов детского манипулирования и поиска способов управления детскими манипуляциями.
Задачи:
- обсудить с родителями проблему манипуляции в семье;
- сформировать у родителей культуру понимания проблемы и пути ее преодоления;
- научить находить пути, средства и приемы построения взаимоотношений с детьми.
Оборудование и материал:
- мяч или другая игрушка для упражнения «Давайте поздороваемся»;
- иллюстрация сюжетных картинок по теме «Манипуляция»;
- карточки с терминами (манипуляция, ультиматум);
- перечень правил по снижению манипулирования;
- фотоаппарат;
- листы чистой бумаги, ручки.
Рекомендуемый план основной части:
- рассматривание сюжетных картинок. Формулирование темы встречи.
- сообщение специалиста о способах манипулирования;
- работа в группах: 1 группа – каково значение манипулирования другими в жизни человека? (+ и -); 2 группа – каковы причины манипулирования взрослыми и детьми? 3 группа – способы воздействия (поведения) при манипулировании.
- обсуждение примеров манипуляций из собственного опыта семей;
- выработка правил по снижению манипулирования.
Рекомендуемый конспект основной части
- Сегодня мы пригласили вас для участия в круглом столе, который называется «Манипуляции в семье».
- Кто знает, что означает слово манипуляция? (ответы участников).
- Гармоничные отношения в семье строятся на взаимном доверии, любви и авторитете родителей перед детьми. Но далеко не всегда нам удается выстроить грамотные отношения. И очень часто между детьми и их родителями встречаются манипуляции. Сегодня разберемся с вопросом: почему в доме появился ребенок-манипулятор и как себя правильно вести при этом. Давайте рассмотрим самые распространенные способы манипулирования.
Ультиматум. Проявляется он в настойчивых требованиях, шантаже, истерике, плаче, обидах. Маленький ребенок улавливает связь между собственным плачем и вниманием окружающих и охотно использует это впервые годы жизни. Потом, с развитием речи и коммуникативных навыков, такая необходимость постепенно снижается. Однако, если родители не особенно ласковы, чувствительны к своему крохе, мало уделяют ему внимания, то желание плакать сохраняется.
Наверняка всем понятно слово «выревел», то есть добился чего-то одними слезами. Как все просто оказывается, так же думают и дети, продолжая пользоваться этим средством. Если лесть и повиновение воспринимаются взрослыми с радостью, то ультиматумы, наоборот, доставляют много неудобств, негативных эмоций, могут испортить отношение между родителями и детьми. Дети всегда вовлекаются в эти жалостливые сцены. Видя мамины слезы, страдания, ребенок невольно начинает вести себя «правильно» – то есть так, как от него ждут.
Манипуляции любовью. Если родителя допускают в процессе воспитания такие фразы: «Раз ты себя так плохо ведешь, то я тебя больше не люблю» или «Ты меня не любишь, ведь когда любят, то ведут себя хорошо. А ты опять безобразничаешь!», то вполне естественно, если дети будут перенимать такой способ реагирования. Это один из самых жестоких видов манипуляций, поскольку воздействует на страх потери любви. Как правило, дети, к которым применялось подобное воздействие, уверены, что никто не может полюбить их такими, как они есть. Мама не пустила бегать по лужам, значит, я ее не люблю. А вот старшие дети, которые явно негативно относятся к одному из членов семьи или грозятся уйти к бабушке/дедушке, тете/дяде, которые их понимают лучше, чем родители – это уже полноценная манипуляция. Если родители хотят воспитать ребёнка уверенным в себе, подобные манипуляции недопустимы.
Настоящая или мнимая болезнь. Всем известен тот факт, что дети, которые привыкают к детскому саду, начинают постоянно болеть. И болеют они до тех пор, пока не привыкнут, либо пока родители совсем не заберут его оттуда, и не будут сидеть с ним дома. В школьном возрасте настоящие или выдуманные болезни могут возникать, когда дела идут не очень хорошо. Если ребенок видит, что его болезнь – это целая трагедия для семьи, и все только и делают, что бегают вокруг него, то он быстренько поймет, что этим можно пользоваться. А от мнимых болезней, он незаметно для себя перейдет к настоящим и будет постоянно ими прикрываться.
Работа в группах: 1 группа – каково значение манипулирования другими в жизни человека? (+ и -); 2 группа – каковы причины манипулирования взрослыми и детьми? 3 группа – способы воздействия (поведения) при манипулировании.
- Предлагаю Вам поделиться с какими манипуляциями Вы столкнулись с вашими детьми или возможно сталкивались раньше? Ваши примеры и советы помогут тем родителям, которым еще предстоит столкнуться с такой проблемой. И мы постараемся найти вместе пути решения.
- Если следовать следующим правилам, то можно сократить частоту и снизить риск возможного манипулирования.
1. Не манипулируйте детьми. Оказывая на них психологическое воздействие, вы даете им пример для подражания, заставляете тем самым искать ответные способы психологической защиты.
2. Станьте для ребенка не просто родителями, а друзьями. Заслужите его доверие к вам, общайтесь на равных, помогайте советом и делом, будьте терпимы, сдержаны и открыты.
3. Не ругайте детей по пустякам. Скандалы на пустом месте могут породить обман, недоверие.
4. Четко расставьте границы дозволенного и объясните, как поступать нельзя. Никогда не позволяйте переступать их.
5. Честно признавайте свои ошибки, просите прощения, если виноваты.
6. Учитывайте мнение детей, но объясните им, что окончательное решение принимаете вы, и оно не подлежит пересмотру и изменению.
7. Ребенок-манипулятор начинает психологические атаки тогда, когда понимает, что вы от них не можете защититься. Но пугаться этого не стоит, всех людей в той или иной степени можно считать манипуляторами. Важно вовремя распознать психологическую ловушки. Тогда больше шансов обойти ее стороной.
- С самого раннего возраста необходимо строить отношения с ребенком на основе равных, партнерских основаниях, не ломать авторитарно его волю и стремление к самостоятельности, не создавать условий безынициативности и эгоизма. Этому необходимо учить ребенка ежедневно на собственном примере.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Круглый стол "Счастливая семья-счастливый ребенок"
Педагогический совет родителям.Выступление заведующей.Вопросы для родителей.Вопросы для обсуждения.Подведение итогов....
Круглый стол «Традиции семьи моей» - представление опыта семейного воспитания.
Подготовила: Ткаченко Елена Юрьевна, воспитатель МБДОУ №29 Цель: Создать условия для обмена опыта семейного воспитания по средствам имеющихся традиций в семьях воспитанников.Зад...
КРУГЛЫЙ СТОЛ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ СТАРШЕЙ ГРУППЫ ДЕТЕЙ С ТНР (ОНР) «ПОМОЖЕМ НАШИМ ДЕТЯМ ВЫУЧИТЬ ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ!»
Травмы, полученные в результате дорожно-транспортных происшествий, занимают самое главное место в сводках ГИБДД. Очень часто дети получают черепно-мозговые травмы различной тяжести. Такие травмы обычн...
Родительское собрание (в форме круглого стола). "Традиции семьи"
Родительское собрание (в форме круглого стола) на тему: "Традиции семьи"...
Беседа с родителями за круглым столом "Счастливая семья - счастливый ребёнок"
Задача детского сада и родителей - дать каждому ребёнку счастье. Понятие счастье многогранно. Оно и в том, чтобы человек раскрыл свои способности, полюбил труд и стал творцом, и в том, чтобы любить др...
Круглый стол "Здоровая семья-здоровый ребенок"
Задачи:1. Ознакомление родителей воспитанников с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольников в домашних условиях и условиях детского сада...
Родительское собрание в форме круглого стола «Здоровая семья»
Показать необходимость соблюдения здорового образа жизни в семье....