Что читать детям разного возраста?
консультация (младшая группа)

Усачёва Наталья Анатольевна

Информация для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл informatsiya_dlya_roditeley.docx28.7 КБ

Предварительный просмотр:

Что читать детям разного возраста?

Слушая сказку или книжку, смотря мультфильм или спектакль, ребенок бессознательно отождествляет себя с их героями и, сопереживая герою, проживает вместе с ним все события, о которых ведется повествование. Если такого сопереживания не происходит — книга или фильм проходит мимо ребенка, не оставляя следа в его душе. Поэтому, выбирая книги и фильмы для малыша, важно обращать внимание прежде всего на то, каковы их герои (к чему они стремятся, как поступают, в какие отношения вступают с другими персонажами), и на то, насколько живо, интересно и талантливо они изображены (иначе сопереживание не возникнет).

Малыш начинает понимать человеческую речь еще до того, как научится говорить сам. Легче всего ему понимать ситуативно-бытовую речь взрослых, включенную в непосредственно воспринимаемую ситуацию. В этом случае сама ситуация помогает малышу: он видит то, о чем говорят взрослые.

Восприятие устного рассказа — более сложное умение, ведь в наличной ситуации нет ничего из того, что присутствует в рассказе. Поэтому воспринимать рассказ малыша надо учить — и его способность понимать книги и сказки развивается, когда вы рассказываете или читаете ему. Огромную помощь в этом оказывают картинки. По мере того как малыш растет, постепенно расширяется круг историй, доступных его пониманию, — но только при условии, что вы читаете и рассказываете ему достаточно много.

Поэтому возрастные границы каждой ступени восприятия историй довольно размыты. Если вы много рассказываете и читаете своему сыну или дочери, ориентируйтесь на нижнюю границу каждой возрастной ступени, если мало — на верхнюю.

Ступени:

1. Истории для самых маленьких (для детей примерно от 1,5-2 до 3-4 лет)

«Колобок», «Курочка-Ряба», «Репка», «Теремок» — все эти сказки можно рассказывать малышу начиная уже с полутора-двух лет, показывая ему картинки и рассматривая их вместе с ним. К ним можно добавить русские народные потешки, стихи Агнии Барто для малышей («Наша Таня горько плачет…», «Идет бычок, качается…» и другие), и «Цыпленка и утенка» Владимира Сутеева и «Цыпленка» Корнея Чуковского.

Они рассказаны простыми предложениями, в них много повторов и рифм, и для их понимания достаточно относительно небольшого запаса слов. Многие из них представляют собой как бы переходные формы от потешек (типа «Сорока-ворона кашку варила…») к сказкам. Это очень короткие истории, либо описывающие какое-то одно событие (Таня уронила в речку мячик и тому подобное, Курочка-Ряба снесла золотое яичко), либо выстроенные как цепочка однотипных эпизодов (сначала репку тянет один дед, потом дед вместе с бабкой и так далее).

Если малышу нравится слушать сказки и стихи первого раздела, попробуйте постепенно добавить несколько книжек и из второго раздела (только обязательно с картинками). Как правило, маленькие дети с удовольствием слушают эти сказки и стихи по многу раз. Когда малыш будет уже достаточно хорошо знать ту или иную сказку, предложите ему рассказать ее самому, пользуясь картинками и опираясь на вашу помощь.

Совсем маленьким детям (в полтора-два и даже в три года) эти сказки лучше всего не читать, а рассказывать, показывая им картинки и рассматривая их вместе. Малышу всегда легче воспринимать текст с опорой на картинки, поэтому, рассказывая или читая ему первые сказки и стихи, обязательно показывайте ему всех персонажей на картинках и рассматривайте картинки вместе с ним.

Примечание: если вы сможете найти диафильмы и диапроектор с этими сказками, обязательно покажите их малышу — диафильмы гораздо лучше воспринимаются, чем мультфильмы, от них меньше устают глаза, и они помогают понимать текст (а не заменяют его действием, как это происходит в мультфильмах).

Малышу очень важно, чтобы история хорошо кончалась. Хороший конец дарит ему чувство надежности мира, тогда как плохой (в том числе и реалистичный) конец способствует возникновению всевозможных страхов. С хорошим концом стоит первоначально рассказывать «Колобок» — например, придумав, как Колобок в последний момент сумел обхитрить Лису и убежать от нее. Поэтому и «Теремок» лучше рассказывать в том варианте, когда после того, как теремок развалился, звери построили новый, еще лучше прежнего.

Если вы много разговариваете и играете с малышом и рано начали рассказывать и читать ему сказки, то уже в два с половиной или три года можно переходить к книжкам следующего раздела. Однако дети, с которыми мало разговаривают и которым мало рассказывают и читают сказки, могут «дорасти» до книжек следующего раздела лишь к пяти-шести годам, а то и позже, особенно если они много смотрят телевизор и не привыкли воспринимать рассказ на слух.

Список литературы для детей от 1,5-2 до 3-4 лет

1. Колобок.

2. Курочка-Ряба.

3. Теремок.

4. Репка.

5. Русские народные потешки.

6. Корней Чуковский. Цыпленок.

7. Стихи Агнии Барто для малышей (Таня. Бычок. Зайка. Мишка. Козленок. Лошадка. Слон. Мячик. Грузовик. И другие.)

8. Владимир Сутеев. Цыпленок и утенок.

2. Истории чуть посложнее (для детей примерно от 2,5-3 до 6-7 лет)

На второй «ступеньке сложности» можно поставить многие стихотворные сказки Корнея Чуковского («Мойдодыр», «Телефон», «Айболит», «Федорино горе») многочисленные книжки Владимира Сутеева («Палочка-выручалочка», «Под грибом», «Яблоко» и другие), стихи Самуила Маршака («Где обедал, воробей?», «Усатый-полосатый», «Вот какой рассеянный» и другие), а также его переводы детских английских стишков (например, «Шалтай-Болтай», «В гостях у королевы», «Перчатки», «Кораблик»). Сюда же относятся народные сказки о животных («Лисичка со скалочкой», «Кот и лиса», «Хвосты», «Заюшкина избушка» и другие), басни Сергея Михалкова («Друзья в походе», «Услужливый заяц», «Кто кого?») и многие другие истории.

Эти истории уже немного длиннее; как правило, они состоят из нескольких отдельных эпизодов, связанных по смыслу. Взаимоотношения их героев становятся чуть-чуть более сложными, усложняются диалоги; для понимания этих историй малышу нужен больший запас слов.

Примечание: некоторые из сказок К. Чуковского достаточно страшны для малышей, и их лучше читать не раньше пятти-шести лет.

По-прежнему остается важным хороший конец и отсутствие слишком страшных событий (даже если они хорошо кончаются). Поэтому знакомство с большинством волшебных сказок лучше отложить хотя бы лет до шести-семи. Даже «Красная Шапочка» часто пугает маленьких детей. Дети, которым волшебные сказки начинают рассказывать или читать рано (в четыре-пять лет), в лучшем случае потом их просто не любят, в худшем — у них могут развиться всевозможные страхи и кошмары. Так что если вы много читаете малышу и он быстро освоил этот раздел, выбирайте из книг следующего раздела те, где не происходит ничего страшного — например, истории Николая Грибачева про зайца Коську и его друзей, рассказы Носова, или повести Астрид Линдгрен.

Полюбившиеся истории ребенок будет охотно слушать и читать и позже, с удовольствием вновь и вновь проживая ситуации, в которые попадают любимые герои. Если вы много разговариваете и играете с малышом и достаточно рано начали рассказывать ему сказки и читать книжки, то истории этого раздела будут наиболее интересны ему в три-четыре года, а лет в пять он уже вполне сможет дополнять их книжками следующего раздела.

А начиная читать самостоятельно (будь то в пять, шесть, семь или даже восемь лет), ребенку стоит снова вернуться к сказкам и рассказам этого раздела — они короткие и простые, их сопровождают многочисленные яркие картинки, помогающие преодолевать трудности самостоятельного чтения. Начинать учиться пересказывать тоже лучше по достаточно простым текстам, поэтому некоторые из рассказов этого раздела часто включаются в учебники и хрестоматии по чтению для начальной школы.

Если же ребенок много смотрит телевизор и видео и мало слушает сказки и книжки, ему может быть трудно воспринимать истории этого раздела в четыре-пять лет (не считая, конечно, снятых по ним мультфильмов). В этом случае на книжках этого раздела можно задержаться лет до шести-семи, постепенно добавляя к ним сказки и рассказы следующего уровня.

Список литературы для детей от 2,5-3 до 6-7 лет

1. Народные сказки о животных:
Заюшкина избушка.
Мужик и медведь.
Лиса и журавль.
Заяц-хваста.
Хвосты.
Лиса и кувшин.
Журавль и цапля.
Лисичка со скалочкой.
Кот и лиса.
Волк и семеро козлят.
Петушок — Золотой гребешок.
Маша и Медведь.
Храбрый баран.
Лисичка-сестричка и серый волк.
Сказка про ерша.
Зимовье.
Полкан и медведь.
Лиса и козел.
Петушок — Золотой гребешок и чудо-меленка.
И другие.

2. Самуил Маршак. Переводы детских английских песенок: Гвоздь и подкова. Шалтай-Болтай. Котята. Перчатки. Кораблик. Три мудреца. Король Пинин. В гостях у королевы. Три зверолова. Дом, который построил Джек. И другие.

3. Самуил Маршак. Вот какой рассеянный. Урок вежливости. Где обедал, воробей? Багаж. Про все на свете. Усатый-полосатый. И другие.

4. Корней Чуковский. Мойдодыр. Доктор Айболит (по Гью Лофтингу). Федорино горе. Телефон. Муха-Цокотуха. Айболит и воробей. Айболит. Путаница.

5. Николай Носов. Живая шляпа.

6. Агнеш Балинт. Гном Гномыч и Изюмка.

7. Михаил Зощенко. Показательный ребенок (рассказы). Умные животные (рассказы).

8. Владимир Сутеев. Дядя Миша. Яблоко. Кот-рыболов. Елка. Разные колеса. Мешок яблок. Капризная кошка. Палочка-выручалочка. Под грибом.

9. Хэйден Макэлистер. Разноцветные путешествия.

10. Альф Прейсен. Веселый Новый год. Про козленка, который умел считать до десяти.

11. Зденек Милер. Крот и волшебный цветок.

12. Лилиан Муур. Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду.

13. Валентина Осеева. Волшебное слово.

14. Сергей Михалков. Басни: Друзья в походе. Услужливый заяц. Кто кого? Стихи: Фома. А что у вас? Мой щенок. Рисунок. Песенка друзей. И другие стихи.

15. Николай Сладкое. Воробьишкина весна. Бежал ежик по дорожке. И другие рассказы.

16. Виктор Кротов. Как червячок Игнатий чуть не стал драконом. Как Игнатий играл в прятки.

17. Дональд Биссет. Все кувырком (рассказы).

18. Михаил Пляцковский. Солнышко на память (рассказы).

19. Приключения Пифа в рисунках В. Сутеева и пересказе Г. Остера.

20. Агния Барто. Мы с Тамарой. Я расту. Медвежонок-невежа. Любочка. Фонарик. Любитель-рыболов. И другие стихи.

21. Энид Блайтон. Знаменитый утенок Тим.

22. Георгий Юдин. Букваренок. Усатый сюрприз (стихи и рассказы).

23. Борис Заходер. О чем индюк думал. Хрюк на елке.

24. Виталий Бианки. Чей нос лучше. Кто чем поет? Как муравьишка домой спешил. Лесные домишки. Сова. Первая охота. И другие рассказы.

25. Федор Хитрук. Топтыжка.

26. Эмма Мошковская. Зоопарк. И другие стихи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Общее недоразвитие речи у детей дошкольного возраста2

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя ...

Что читать детям разного возраста

Консультация для родителей...

Какие сказки читать деткам разных возрастов

Если вы читаете трёхлетнему малышу «Карлсона», а он регулярно перебивает вас «дурацкими» вопросами, не спешите злиться. Возможно, дело в том, что ребенок еще не дорос до сложных сюжетов и просто не в ...

Опыт работы на теме: "Формирование экологических основ у детей дошкольного возраста2

Мир, окружающий ребенка, - это, прежде всегомир природы с безграничным богатством явлений,с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,вечный источник детского разума.В. Сухомлинский...

Консультация для родителей дошкольников "Книги можно читать по-разному"

Как познакомить ребенка с книгами так, чтобы к любовь к литературе и художественному слову осталась с ним надолго? Как открыть для него чудесный мир слов и фантазий, расцвечивающий жизнь яркими краска...

Консультация для родителей «Читайте детям не нотации, а книги» ЧИТАЙТЕ ДЕТЯМ КНИГИ

ЧИТАЙТЕ ДЕТЯМ КНИГИ Не только в детском саду, в школе, но и дома, в семье надо учить детей любить книгу. Наверно, нет таких родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выразитель...