Игры с детьми среднего дошкольного возраста
статья (средняя группа)
Дошкольный возраст с 3 до 5 лет называют средним. Он как бы находится на переходе от младшего к старшему дошкольному возрасту. Этим детям свойственны некоторые черты младших дошколят (конкретность и образность мышления, неустойчивость внимания, интересов и эмоций, преобладание игровой мотивации и др.). В то же время средний дошкольный возраст характеризуется развитием познавательных способностей, развитием коммуникативной, волевой и мотивационной сторон личности. По словам Л. С. Выготского, у детей среднего дошкольного возраста складываются совершенно новые отношения между мышлением и действием, появляется внутренний план действий, который определяет осмысленное поведение ребенка. Таким образом, средний дошкольный возраст является важной ступенью поступательного развития ребенка. Он осваивает много новых знаний, умений и навыков, крайне важных для его дальнейшего полноценного развития.
Ведущая деятельность на данном этапе — сюжетно-ролевая игра, которая определяет позицию ребенка, его восприятие мира и отношений. Посредством сюжетно-ролевой игры происходит развитие разнообразных сфер психической деятельности. Игра является формой социализации ребенка, способствующей ориентировке его в социальных и межличностных отношениях. В этот период жизни возросли физические возможности детей: движения их стали значительно более уверенными и разнообразными. Дети общаются по поводу игрушек, совместных игр, общих дел. Их речевые контакты становятся более длительными и активными. Дети легко объединяются в небольшие подгруппы на основе общих интересов, взаимных симпатий, появляются продуктивные виды деятельности: рисование, лепка, конструирование. В сюжетных играх дети легко используют различные предметы-заместители (например, кубик в качестве мыла). Это развивает фантазию и воображение детей. В игре ребенку впервые открываются отношения, существующие между людьми, ребенок сам может выполнить ту или иную роль. В игре развивается умственная активность ребенка. Внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность. Дошкольник начинает учиться играя - он относится к учению, как к своеобразной ролевой игре с определенными правилами.
В средней группе отдается предпочтение игровому построению всего образа жизни детей. В течение дня дети участвуют в разнообразных играх. Все виды занятий либо проходят в форме игры, либо содержат игровые ситуации и действия. Воспитатель постепенно развивает игровой опыт каждого ребенка, помогает открывать новые возможности игрового отражения мира, пробуждает интерес к творческим проявлениям в игре и игровому общению со сверстниками.
Особое место в этом возрасте занимают игры, которые создаются самими детьми, - в них дошкольники воспроизводят все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания. Игра - отражение жизни. Здесь все как будто, «понарошку», но в этой условной обстановке, которая создается воображением ребенка, много настоящего: действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания подлинны, искренны. Ребенок знает, что кукла и мишка - только игрушки, но любит их, как живых, понимает, что он не настоящий летчик, или моряк, но чувствует себя отважным пилотом, храбрым моряком, который не боится опасности, по - настоящему гордится своей победой.
На четвертом и пятом году жизни в играх детей наблюдаются целостность сюжета, взаимосвязанность отражаемых событий. У дошкольников складывается интерес к определенным сюжетам. Дети живо откликаются на новые впечатления, вплетая их, как сюжетные линии, в знакомые игры. Обогащению содержания помогает и взаимодействие детей в игре, когда каждый вносит что-то свое, индивидуальное.
В среднем дошкольном возрасте выполнение роли становится значимым мотивом игровой деятельности: у ребенка развивается желание не просто играть, а выполнять ту или иную роль. Смысл игры для дошкольника 4-5 лет заключается в отношениях между персонажами. Поэтому ребенок охотно берет на себя те роли, отношения в которых ему понятны. Игра усложняется по содержанию, количеству ролей и ролевых диалогов. Игровые действия начинают выполняться не ради самих игр, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей. Дети уверенно действуют в соответствии со своей ролью. Детские ролевые игры имеют различные темы, с которыми ребенок знаком по собственному жизненному опыту. В центре внимания ребенка оказываются отношения людей, связанные с конкретными предметными действиями, благодаря которым дети усваивают человеческие взаимоотношения. Преобладает однополое игровое общение. Девочки предпочитают игры на семейно-бытовые сюжеты, игры в «принцесс». Мальчикам интересны игры в «военных, строителей, моряков». Многие предметы в игре заменяются условными, возникает символическая игра. Например, простой кубик может представлять различные предметы, в зависимости от тематики игры. Действия в игре становятся свернутыми, короткими, уходят повторы, одно действие сменяется другим. Особая роль в игре отводится точному соблюдению правил, здесь впервые появляется лидерство.
Необходимо отметить, что воспитатель на всем протяжении становления сюжетно-ролевой игры выступает в роли руководителя. При систематическом руководстве со стороны педагога, разносторонне развивая детей, сама игра тоже изменяется и развивается, поскольку это самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания.
Существуют и другие виды игр, характерных для среднего возраста. Это подвижные игры (игры с правилами), дидактические, игры - драматизации, конструктивные игры. Также появляются игры – соревнования, в которых наиболее привлекательным моментом для детей становится выигрыш или успех. В таких играх формируется и закрепляется мотивация достижения успеха.
Особую значимость в формировании двигательного творчества дошкольников имеют игровые двигательные задания, или подвижные игры, которые всегда интересны детям. Они обладают большим эмоциональным зарядом, отличаются вариативностью составных компонентов, дают возможность быстро осуществлять решение двигательных задач. В процессе игровых действий у детей 4 – 5 лет развиваются двигательные, морально - волевые качества, развиваются познавательные силы, приобретается опыт поведения и ориентировки в условиях действия коллектива.
Подвижная игра с правилами - сознательная, активная деятельность ребенка, цель которой достигается точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают к определенным умственным и физическим усилиям. Для развития быстроты и ловкости необходимо использовать различные игры и их варианты, добиваясь совершенствования всех ее компонентов. Не следует также забывать, что в подвижных играх, воспитывающих ловкость и быстроту, физические упражнения требуют напряженной работы многих физиологических систем, поэтому в таких играх дети среднего возраста могут быстро утомляться, и тогда воздействие игры окажется неэффективным. Обычно игры, развивающие быстроту и ловкость, применяются либо в начале занятий, либо после достаточного перерыва для отдыха.
Условия выполнения двигательных действий в подвижной игре не остаются постоянными, они часто меняются. Игровая обстановка учит детей выбирать наиболее целесообразный способ решения различных двигательных задач, который позволяет при меньшей затрате сил и сохранении точности и быстроты выполнения быстрее достигнуть успеха. В подвижных играх у детей начинает формироваться интерес к соревновательной стороне - соревнованию в ловкости, быстроте, смекалке, смелости, организованности. Развитию быстроты также способствуют подвижные игры, в которых подача определенного сигнала или игровая ситуация побуждает ребенка изменить скорость движения. Развитие быстроты влияет на подвижность нервных процессов, формирование пространственных, временных и глазомерных оценок, позволяет ребенку ориентироваться в изменяющихся условиях окружающей среды. Отмечено, что в играх дети чаще достигают более высоких скоростей, чем, просто выполняя задание, например, быстро пробежать дистанцию. Игры как бы дают возможность выявить резерв скоростных способностей детей. Подвижные игры - важное средство воспитания, одно из самых любимых и полезных занятий детей , в их основе лежат физические упражнения, движения, в ходе выполнения которых участники преодолевают ряд препятствий, стремятся достигнуть определенной, заранее поставленной цели. Благодаря большому разнообразию содержания и игровой деятельности они всесторонне влияют на организм и личность, способствуя решению важнейших специальных задач физического воспитания. Подвижные игры являются обязательным элементом свободной и непосредственно организованной деятельности детей среднего дошкольного возраста. Это важный процесс коллективного общения детей, их социальной адаптации. Помимо физической тренировки, они дисциплинируют детей, помогают развить такие необходимые качества, как быстрота и ловкость.
В заключении хочется отметить, что любая игра, как всякая творческая деятельность, эмоционально насыщена и доставляет каждому ребенку радость и удовольствие уже самим своим процессом. В игре формируются все стороны личности ребенка, происходит значительное изменение в его психике, подготавливающие к переходу в новую, более высокую стадию развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольников.
Литература
1. Аптина Н. А. Игровая деятельность дошкольников, презентация, 2009 г
2. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_igry_s_detmi_srednego_doshkolnogo_vozrasta.docx | 21.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Тимофеева Е.Е., воспитатель
ГБДОУ детский сад №143 Невского района
Санкт - Петербурга
Игры с детьми среднего дошкольного возраста
Дошкольный возраст с 3 до 5 лет называют средним. Он как бы находится на переходе от младшего к старшему дошкольному возрасту. Этим детям свойственны некоторые черты младших дошколят (конкретность и образность мышления, неустойчивость внимания, интересов и эмоций, преобладание игровой мотивации и др.). В то же время средний дошкольный возраст характеризуется развитием познавательных способностей, развитием коммуникативной, волевой и мотивационной сторон личности. По словам Л. С. Выготского, у детей среднего дошкольного возраста складываются совершенно новые отношения между мышлением и действием, появляется внутренний план действий, который определяет осмысленное поведение ребенка. Таким образом, средний дошкольный возраст является важной ступенью поступательного развития ребенка. Он осваивает много новых знаний, умений и навыков, крайне важных для его дальнейшего полноценного развития.
Ведущая деятельность на данном этапе — сюжетно-ролевая игра, которая определяет позицию ребенка, его восприятие мира и отношений. Посредством сюжетно-ролевой игры происходит развитие разнообразных сфер психической деятельности. Игра является формой социализации ребенка, способствующей ориентировке его в социальных и межличностных отношениях. В этот период жизни возросли физические возможности детей: движения их стали значительно более уверенными и разнообразными. Дети общаются по поводу игрушек, совместных игр, общих дел. Их речевые контакты становятся более длительными и активными. Дети легко объединяются в небольшие подгруппы на основе общих интересов, взаимных симпатий, появляются продуктивные виды деятельности: рисование, лепка, конструирование. В сюжетных играх дети легко используют различные предметы-заместители (например, кубик в качестве мыла). Это развивает фантазию и воображение детей. В игре ребенку впервые открываются отношения, существующие между людьми, ребенок сам может выполнить ту или иную роль. В игре развивается умственная активность ребенка. Внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность. Дошкольник начинает учиться играя - он относится к учению, как к своеобразной ролевой игре с определенными правилами.
В средней группе отдается предпочтение игровому построению всего образа жизни детей. В течение дня дети участвуют в разнообразных играх. Все виды занятий либо проходят в форме игры, либо содержат игровые ситуации и действия. Воспитатель постепенно развивает игровой опыт каждого ребенка, помогает открывать новые возможности игрового отражения мира, пробуждает интерес к творческим проявлениям в игре и игровому общению со сверстниками.
Особое место в этом возрасте занимают игры, которые создаются самими детьми, - в них дошкольники воспроизводят все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания. Игра - отражение жизни. Здесь все как будто, «понарошку», но в этой условной обстановке, которая создается воображением ребенка, много настоящего: действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания подлинны, искренны. Ребенок знает, что кукла и мишка - только игрушки, но любит их, как живых, понимает, что он не настоящий летчик, или моряк, но чувствует себя отважным пилотом, храбрым моряком, который не боится опасности, по - настоящему гордится своей победой.
На четвертом и пятом году жизни в играх детей наблюдаются целостность сюжета, взаимосвязанность отражаемых событий. У дошкольников складывается интерес к определенным сюжетам. Дети живо откликаются на новые впечатления, вплетая их, как сюжетные линии, в знакомые игры. Обогащению содержания помогает и взаимодействие детей в игре, когда каждый вносит что-то свое, индивидуальное.
В среднем дошкольном возрасте выполнение роли становится значимым мотивом игровой деятельности: у ребенка развивается желание не просто играть, а выполнять ту или иную роль. Смысл игры для дошкольника 4-5 лет заключается в отношениях между персонажами. Поэтому ребенок охотно берет на себя те роли, отношения в которых ему понятны. Игра усложняется по содержанию, количеству ролей и ролевых диалогов. Игровые действия начинают выполняться не ради самих игр, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей. Дети уверенно действуют в соответствии со своей ролью. Детские ролевые игры имеют различные темы, с которыми ребенок знаком по собственному жизненному опыту. В центре внимания ребенка оказываются отношения людей, связанные с конкретными предметными действиями, благодаря которым дети усваивают человеческие взаимоотношения. Преобладает однополое игровое общение. Девочки предпочитают игры на семейно-бытовые сюжеты, игры в «принцесс». Мальчикам интересны игры в «военных, строителей, моряков». Многие предметы в игре заменяются условными, возникает символическая игра. Например, простой кубик может представлять различные предметы, в зависимости от тематики игры. Действия в игре становятся свернутыми, короткими, уходят повторы, одно действие сменяется другим. Особая роль в игре отводится точному соблюдению правил, здесь впервые появляется лидерство.
Необходимо отметить, что воспитатель на всем протяжении становления сюжетно-ролевой игры выступает в роли руководителя. При систематическом руководстве со стороны педагога, разносторонне развивая детей, сама игра тоже изменяется и развивается, поскольку это самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания.
Существуют и другие виды игр, характерных для среднего возраста. Это подвижные игры (игры с правилами), дидактические, игры - драматизации, конструктивные игры. Также появляются игры – соревнования, в которых наиболее привлекательным моментом для детей становится выигрыш или успех. В таких играх формируется и закрепляется мотивация достижения успеха.
Особую значимость в формировании двигательного творчества дошкольников имеют игровые двигательные задания, или подвижные игры, которые всегда интересны детям. Они обладают большим эмоциональным зарядом, отличаются вариативностью составных компонентов, дают возможность быстро осуществлять решение двигательных задач. В процессе игровых действий у детей 4 – 5 лет развиваются двигательные, морально - волевые качества, развиваются познавательные силы, приобретается опыт поведения и ориентировки в условиях действия коллектива.
Подвижная игра с правилами - сознательная, активная деятельность ребенка, цель которой достигается точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают к определенным умственным и физическим усилиям. Для развития быстроты и ловкости необходимо использовать различные игры и их варианты, добиваясь совершенствования всех ее компонентов. Не следует также забывать, что в подвижных играх, воспитывающих ловкость и быстроту, физические упражнения требуют напряженной работы многих физиологических систем, поэтому в таких играх дети среднего возраста могут быстро утомляться, и тогда воздействие игры окажется неэффективным. Обычно игры, развивающие быстроту и ловкость, применяются либо в начале занятий, либо после достаточного перерыва для отдыха.
Условия выполнения двигательных действий в подвижной игре не остаются постоянными, они часто меняются. Игровая обстановка учит детей выбирать наиболее целесообразный способ решения различных двигательных задач, который позволяет при меньшей затрате сил и сохранении точности и быстроты выполнения быстрее достигнуть успеха. В подвижных играх у детей начинает формироваться интерес к соревновательной стороне - соревнованию в ловкости, быстроте, смекалке, смелости, организованности. Развитию быстроты также способствуют подвижные игры, в которых подача определенного сигнала или игровая ситуация побуждает ребенка изменить скорость движения. Развитие быстроты влияет на подвижность нервных процессов, формирование пространственных, временных и глазомерных оценок, позволяет ребенку ориентироваться в изменяющихся условиях окружающей среды. Отмечено, что в играх дети чаще достигают более высоких скоростей, чем, просто выполняя задание, например, быстро пробежать дистанцию. Игры как бы дают возможность выявить резерв скоростных способностей детей. Подвижные игры - важное средство воспитания, одно из самых любимых и полезных занятий детей , в их основе лежат физические упражнения, движения, в ходе выполнения которых участники преодолевают ряд препятствий, стремятся достигнуть определенной, заранее поставленной цели. Благодаря большому разнообразию содержания и игровой деятельности они всесторонне влияют на организм и личность, способствуя решению важнейших специальных задач физического воспитания. Подвижные игры являются обязательным элементом свободной и непосредственно организованной деятельности детей среднего дошкольного возраста. Это важный процесс коллективного общения детей, их социальной адаптации. Помимо физической тренировки, они дисциплинируют детей, помогают развить такие необходимые качества, как быстрота и ловкость.
В заключении хочется отметить, что любая игра, как всякая творческая деятельность, эмоционально насыщена и доставляет каждому ребенку радость и удовольствие уже самим своим процессом. В игре формируются все стороны личности ребенка, происходит значительное изменение в его психике, подготавливающие к переходу в новую, более высокую стадию развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольников.
Литература
1. Аптина Н. А. Игровая деятельность дошкольников, презентация, 2009 г
2. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого просмотра Мастер-класс по теме: «Пальчиковые и жестовые игры с детьми среднего дошкольного возраста»
Конспект открытого просмотраМастер-класс по теме:«Пальчиковые и жестовые игры с детьми среднего дошкольного возраста»...
Проект Театрализованные игры с детьми среднего дошкольного возраста
Развитие речи является центральной задачей воспитания детей. Овладение речью является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство сенситивно к ее усвоени...
Конспект сюжетно – ролевой игры с детьми среднего дошкольного возраста. Тема: «Морское путешествие».
Вот такое необычное морское путешествие я проводила с дошкольниками....
Театрализованные игры с детьми среднего дошкольного возраста в летний период на прогулке
В данном выступлении представлен опыт работы по театрализованной деятельности в летний период, проводимой на прогулке. Определены условия всестороннего развития дошкольников 4-5 лет посредством этого ...
Игры с детьми среднего дошкольного возраста по областям развития
Игры с детьми на социально-коммуникативное, физическое, речевое, позавательное развитие...
Пальчиковые игры с детьми среднего дошкольного возраста
Овчинникова Надежда Геннадьевна, воспитатель детей с диагнозом ЗПР ГБДОУ детский сад №134 , город Санкт -Петербург ,методический материал.« Пальчиковые игры для детей среднего дошкол...
Игры с детьми среднего дошкольного возраста
Особое место в этом возрасте занимают игры, которые создаются самими детьми, - в них дошкольники воспроизводят все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Творческая игра ...