Изотерапия- один из методов арт-терапии для снятия тревожности, агрессивности, напряжения.
консультация
Консультация для родителей на тему "Изотерапия- один из методов арт-терапии для снятия
тревожности, агрессивности, напряжения."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley.docx | 16.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Изотерапия- один из методов снятия
тревожности, агрессивности, напряжения.
Детский возраст — период в жизни, когда даже самые незначительные отрицательные переживания могут стать серьезным травмирующим фактором, и в ликвидации его возникают определенные сложности. В компенсации той или иной проблемы необходимо учитывать, что детская психика пластична и правильно подобранные упражнения, адекватное отношение окружающих к ситуации может помочь справиться с психологическим дискомфортом.
В настоящее время методы арт-терапии применяются с детьми разных возрастов, имеющими различные эмоциональные и поведенческие недостатки, а также нарушения физического развития. В одних случаях работа с изобразительными материалами позволяет получить седативный эффект и способствовать снятию эмоционального напряжения. В других – отреагировать травматичный опыт и достичь над ним контроль. Во время арт-терапевтических занятий психолог создает условия доверия и безопасности, развивает моторные и познавательные навыки, дает возможность испытать успех от творческой деятельности.
Арт-терапия:
- Даёт социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам (способ выпустить "пар" и разрядить напряжение).
- Позволяет получить материал для интерпретации и диагностических заключений. Содержание и стиль художественных работ дают возможность получить информацию о ребенке, который может помогать в интерпретации своих произведений.
- Способствует творческому самовыражению, развитию воображения, эстетического опыты, практических навыков изобразительной деятельности, художественных способностей в целом.
- Эффективна в коррекции различных отклонений и нарушений личностного развития. Опирается на здоровый потенциал личности, внутренние механизмы саморегуляции и исцеления.
- Развивает художественные способности и повышает самооценку. Побочным продуктом арттерапии является чувство удовлетворения, которое возникает в результате выявления скрытых талантов и их развития.
- Облегчает процесс терапии. Неосознаваемые внутренние конфликты и переживания часто бывает легче выразить с помощью зрительных образов, чем высказать их в процессе вербальной коррекции.
Использование элементов арт-терапии в групповой работе дает дополнительные результаты, стимулируя воображение, помогает разрешать конфликты и налаживать отношения между участниками группы. Искусство приносит радость, что важно само по себе, независимо от того, рождается ли эта радость в глубинах подсознания или является результатом осознания возможности развлечься. Арт-терапевтический метод позволяет психологу как нельзя лучше объединить индивидуальный подход к клиенту и групповую форму работы. В случае трудностей общения: замкнутости, низкой заинтересованности в сверстниках или излишней стеснительности, арт-терапия позволяет объединить детей в группу при сохранении индивидуального характера их деятельности и облегчить процесс их коммуникации, опосредовать ее общим творческим.
В зависимости от характера творческой деятельности и ее продукта можно выделить следующие виды терапии: изотерапию (рисуночную терапию, основанную на изобразительном искусстве); библиотерапию (литературное сочинение и творческое прочтение литературных произведений); музыкотерапию, сказкотерапию, телесно-двигательную, танцевальную и др. В работе с детьми важно использовать гибкие формы психотерапевтической работы. Применение арт-терапевтических методов, в первую очередь рисуночной терапии, незаменимо в случаях тяжелых эмоциональных нарушений, коммуникативной некомпетентности, а также при низком уровне развития мотивации к деятельности.
При организации арт-терапевтических занятий нужно иметь в виду, что используемый материал задает определенный диапазон возможных способов действия с ним, стимулирует определенные виды активности ребенка. Специально подбирая материалы к каждому занятию с учетом поставленных коррекционных задач и индивидуально-психологических особенностей участников, мы можем в определенной мере управлять активностью ребенка. Например, при работе с гиперактивными, расторможенными, проявляющими агрессивность в поведении детьми, не рекомендуется использовать такие материалы, как краски, глину, пластилин, т.е. материалы, стимулирующие неструктурированную активность ребенка (разбрызгивание, разбрасывание, размазывание и пр.), легко переходящую в агрессивное поведение. Более уместно предложить таким детям листы бумаги среднего размера, карандаши, фломастеры, т.е. изобразительные материалы, требующие от ребенка организации и управления своей деятельностью, тонкой сенсомоторной координации и контроля за выполнением действия. Вместе с тем нужно прогнозировать, что карандаши у гиперактивных детей будут ломаться от слишком сильного нажима, бумага будет рваться и т.д. Поэтому для таких детей необходимо предусмотреть специальные игры и упражнения, позволяющие в активной действенной форме осуществить эмоциональное отреагирование и снять излишнюю напряженность.
Достоинство метода рисования заключается не только в том, что он позволяет максимально выразить себя и отыграть психотравмирующие ситуации, но и в том, что требует согласованного участия многих психических функций: мышления, памяти, воображения, зрительно-моторной координации, оно способствует восстановлению и более тонкому дифференцированию идеомоторных актов. Нельзя недооценивать также непосредственное воздействие на организм цвета, линий, формы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для родителей «Песочная-терапия–один из методов арт-терапии при работе с эмоциями»
Основные положения по работе с применением приемов песочной терапии по эмоционально-личностному развитию дошкольников (игры с песком, рекомендуемые родителям для применения в домашних условиях для сня...
Мандала как один из методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста.
Мандалотерапия - это безопасный и естественный способ изменения эмоционального состояния, снятия напряжения, выражения чувств и позволяет развивать саморегуляцию.В работе с дошкольниками работать с ма...
«ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ – ОДИН ИЗ МЕТОДОВ АРТ - ТЕРАПИИ»
Что такое песочная терапия?Песочная терапия – это уникальная возможность исследовать свой внутренний мир с помощью множества миниатюрных фигурок, подноса с песком, некоторого количества воды – и ощуще...
Семинар практикум для педагогов «Мандала - как один из методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста»
Мандалотерапия...
музыкотерапия, как один из методов арт - терапии
В пследнее время все чаще в детском саду используется метод музыкотерапии, как один из методов арт- терапии. Методика демонстрирует высокую эффективность при обучении дошкольников вне зависимост...
Методы Арт-терапии для профилактики эмоционального напряжения
Арт-терапия – это одно из направлений практической психологии, которое использует различные виды творчества для психологической помощи. В прикрепленном файле мы предлагаем Вам некоторые упр...