Рекомендации родителям "Детские страхи"
консультация (младшая группа)
Предварительный просмотр:
« КАКОВА ПРИЧИНА ДЕТСКИХ СТРАХОВ»
Страх – эмоциональная реакция, возникающая при испуге.
У маленького ребенка страх может возникнуть как реакция на присутствие незнакомых людей, незнакомую обстановку, непонятную реакцию, даже если нет прямой опасности.
В этот период жизни ребенок обостренно реагирует на все новое, поэтому родители должны прогнозировать его поведение, оберегать от внезапных резких воздействий. Нервная система ребенка еще не окрепла, жизненный опыт отсутствует, а представления о социальном мире только начинают складываться. Желательно создать атмосферу уверенности и спокойствия.
Взрослый должен предвидеть «нештатную» ситуацию – прогнозировать, стараться не допускать нежелательных пугающих моментов.
Запомните: если взрослый будет демонстрировать ребенку свой испуг, эмоционально усиливая тем самым воздействие на него, то малыш не научится осторожности – он научится всего бояться. Взрослый «обучает» ребенка в конкретной ситуации.
Собаки не следует бояться – ее надо опасаться. Не надо ничего бояться, если рядом мама и папа и если все делать так, как делают они. Эти знаки ребенок постигает не через пространные разговоры, а на эмоционально – чувствительной ориентировочной основе. Предоставьте ему возможность наблюдать за всем происходящим, в первую очередь за вами.
Испуг оказывает нежелательное влияние на психику ребенка, который еще не обладает достаточным воображением и буквально понимает слова, сказанные, например, в такой игровой форме: «Кто кашку не ест, молочко не пьет? Кого волк съест? Кого коза забодает?»
Не стоит пугать ребенка Бабайкой, стариком с мешком….. Ведь ему так трудно разобраться в этом огромном мире, и так легко испугаться.
* С раннего детства ребенку необходимо прививать навыки ухода за собой, своими вещами, игрушками, помещением начиная с самых элементарных, с постепенным их усложнением и предоставлением малышу большей самостоятельности.
Начинать нужно, не торопя и не нервируя ребенка и себя, с умения одеваться и раздеваться. Для этого прежде всего определите место, где всегда должна находиться одежда ребенка. Обучая малыша одеваться и раздеваться. Разговаривайте с ним о том, что вы делаете. Всякий раз, когда вы помогаете ребенку раздеваться, просите его обходиться, насколько это в его силах, без вашей помощи. Когда малыш научится раздеваться, помогайте ему все меньше и меньше, до тех пор, пока он сможет обходиться без вашей помощи, хотя, возможно, он все еще будет нуждаться в ней при одевании.
* Приучайте ребенка с младенческого возраста аккуратно пользоваться горшком. Чтобы выработать у ребенка навык проситься на горшок, выполняйте эту процедуру через определенные промежутки времени: утром после сна, вечером перед сном, днем до приема пищи, после приема пищи (наблюдая за ребенком, вы сами откорректируете время). Именно в это время подведите его к туалетной комнате и предложите воспользоваться горшком. Оставайтесь в туалете вместе с ним и говорите ему, как довольны тем, что он собирается сделать свои дела в горшок. Рассказывайте ребенку разные истории, чтобы удержать его на горшке. Научите его аккуратно пользоваться туалетной бумагой. Мойте вместе с ребенком руки всякий раз после того, как сводите его в туалет. Позже можно предложить мыть руки самостоятельно. Покажите, как включать и выключать холодную и горячую воду. Первое время контролируйте умывание ребенка, пока навык осторожного пользования краном не станет прочным.
И помните: чтобы дать и закрепить все эти навыки, надо в первую очередь воспитывать себя.
* Обязательно учите малыша чисто мыть руки с мылом и тщательно их вытирать. Посещая вместе с ребенком ванную комнату, сопровождайте свои действия стишками. Детям это очень нравится, и они в результате умываются очень охотно.
– Куда пойдем? В ванную! Там мы будем «мыть твое личико, чтобы глазки блестели, чтобы щечки краснели, чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок!»
* Вытирая полотенцем руки, ребенок часто спешит и делает небрежно. Нужно терпеливо добиваться, чтобы он насухо вытер руки. Контролируя ребенка, создавайте ему положительный настрой, приговаривая: «Этот пальчик – дедушкин, этот пальчик – бабушкин, этот пальчик – мамочкин, этот пальчик – папочкин, вытрем хорошо каждый пальчик, а этот пальчик – Сашенькин – вытрем лучше всех».
* Дети должны знать свое личное полотенце, полотенце для тела и для ног. Имеет смысл на каждое из них нашить аппликацию, а потом и полоску ткани с именем ребенка, чтобы он хорошо знал свои вещи.
* Научите ребенка чистить зубы, сначала только щеткой, потом уже пастой.
* Важный и трудоемкий процесс – приобретение навыков пользования столовыми приборами. Неплохо бы обеспечить ребенка пока пластмассовой небьющейся посудой – чашкой, кружкой, тарелкой, миской, ложкой с круглым черенком, который легче взять всей кистью руки при слабой моторике пальцев. Затем по мере развития мелких мышц можно давать ребенку фаянсовую, фарфоровую, керамическую и стеклянную посуду. Не забывайте об эстетике питания. Салфетки, передник или нагрудник, бумажные салфетки – все это воспитывает ребенка. Время и терпение требуется от вас, чтобы научить ребенка пользоваться ложкой, чашкой, тарелкой. Покажите ему сами, как правильно есть: аккуратно, тщательно пережевывать пищу, не разливая суп, не разбрасывая крошки.
Не заставляйте ребенка есть насильно. Если он отказывается от пищи, уберите посуду – не страшно, если малыш раз – другой поголодает.
Одновременно с привитием навыков самообслуживания учите ребенка вежливости. «Спасибо», «Пожалуйста», «Можно мне взять», «Извините» - все эти слова должны стать для него привычными.
* Не забывайте, что ребенок должен приобретать трудовые навыки в быту. Учите его убирать игрушки и учебные пособия, ставить и убирать посуду, подавать нужные кухонные предметы.
Пусть ребенок вместе с вами поливает цветы, принимает участие в уборке помещения: вытирает пыль, приносит веник, подбирает с пола мусор. Готовьте с ним книжки – малышки, игрушки – самоделки. Летом на даче собирайте шишки, растения для гербария, ягоды и грибы. Ребенок должен выполнять любую посильную для него работу.
Главное - не делайте все за него, наберитесь терпения, потому что движения ребенка на первых порах будут медленными, неуклюжими, небрежными.
Поощряйте его, хвалите за старание, за аккуратную работу.
Приучайте ребенка при входе в дом вытирать ноги, в передней - ставить на место обувь. Говорите ребенку о том, что, сняв верхнюю одежду, надо вешать ее на положенное место, а не бросать где попало.
Трудовые навыки также будут приобретаться и закрепляться в играх, рисовании и раскрашивании, лепке, при уходе за домашними животными и птицами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации для родителей "Страхи у детей".
Детские страхи - очень глубокие переживания детства - часто оставляют своеобразные «сюрпризы» в более старшем возрасте. Различные взрослые невротические проявления возникают подчас от вовремя не ...
Рекомендации родителям «Как избавить ребёнка от страхов»
Часто мы забываем, что к страхам приводит большое количество запретов и малое – тепла и ласки. Разумное спокойствие родителей - лучшее средство от детского страха....
Методические рекомендации по использованию тематической подборки игр на формирование и развитие базовых эмоций (радость, страх, гнев, печаль, удивление, интерес.)
Социально-эмоциональное развитие можно отнести к глобальным проблемам современности, если иметь в виду решающую роль социальных условий в становлении личности. Именно они формируют атмосферу внутренне...
Рекомендации родителям по преодолению детских страхов
все о детских страхах...
Рекомендации родителям по профилактике детских страхов
Итак, чего же могут бояться наши дети? Это зависит от возраста. До 7 лет у детей преобладают так называемые природные страхи, основанные на инстинкте самосохранения. В 7–10 лет наступает как бы равнов...
РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГА по взаимодействию с тревожными, неуверенными, высокочувствительными детьми с низкой самооценкой, наличием детских страхов
Рекомендации для родителей по взаомодействию с ребенком....
Рекомендации родителям по преодолению страха темноты у детей старшего дошкольного возраста.
ПОЧЕМУ РЕБЕНОК БОИТСЯ ТЕМНОТЫ?К старшему дошкольному возрасту умственные способности ребенка уже развиты настолько, что он в своем воображении может создавать простейшие ситуации и продумывать дальней...