Рекомендации родителям по профилактике детских страхов
статья по теме

Дементьева Ирина Викторовна

Итак, чего же могут бояться наши дети? Это зависит от возраста. До 7 лет у детей преобладают так называемые природные страхи, основанные на инстинкте самосохранения. В 7–10 лет наступает как бы равновесие между природными и социальными страхами (одиночества, наказания, опоздания). Если описать это более подробно, то можно выделить конкретные страхи, свойственные каждому периоду жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_roditelyam1.docx14.17 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям

по профилактике детских страхов

Первый год жизни 

  • Страх новой окружающей среды
  • Страх отдаления от матери
  • Боязнь посторонних людей

От 1 до 3 лет 

  • Боязнь темноты (основной страх в этом возрасте)
  • Страх оставаться одному
  • Ночные страхи

От 3 до 5 лет 

  • Страх одиночества, то есть страх “быть никем”
  • Страх темноты
  • Боязнь замкнутого пространства
  • Боязнь сказочных персонажей (как правило, в этом возрасте они ассоциируются с реальными людьми)

От 5 до 7 лет 

  • Страхи, связанные со стихиями: пожаром, глубиной и т.п.
  • Боязнь родительского наказания
  • Страх перед животными
  • Боязнь страшных снов
  • Боязнь потерять родителей
  • Страх смерти
  • Боязнь опоздать
  • Страх перед заражением какой-то болезнью

Приемы, направленные на преодоление страха темноты у детей

Многие дошкольники боятся темноты: не заходят в темную комнату, просят побыть с ними или включить свет. Что делать с такими детьми? Как научить их ориентироваться в темноте и перестать ее бояться? Ответ прост: играйте с такими детьми в игры в темноте. Вот, какие игры в темноте предлагают французские психологи:

  • Прогулки с детьми на улице, участке после наступления темноты. Дети, освоившиеся с неярким освещением улицы, легче привыкнут к такому освещению и в помещении.
  • Поиграть вместе с детьми в полутемной комнате с приоткрытой дверью – пусть по сюжету игры наступит ночь, и путешественникам, застигнутым врасплох, придется искать дрова для костра в темноте (это могут быть и кубики, и подушки). А как интересно ночью вести машину! От такой игры не отказываются ни мальчики, ни девочки.
  • Принесите в спальню один или два карманных фонарика. Зажгите их и закройте чем-нибудь вроде коробки из-под обуви (в случае необходимости можно приподнять коробку) и закройте дверь в спальню. Фонарик – прекрасное средство ориентирования в пространстве, которое к тому же помогает ребенку развивать навыки управления собственными движениями, ведь ребенок должен научиться чётко направлять пучок света и удерживать его. Можно предложить следующие игры с фонариком:
  • Взяв в руку фонарик, быстро вращать им – получается что-то вроде маленькой мельницы.
  • Освещать пространство перед собой, сзади себя, над собой, опускаясь вниз, сидя на корточках, ползая на четвереньках и т.д.
  • Создавать на полу нечто вроде улитки – поднимая фонарь, уменьшать круг света; опуская - увеличивать его.
  • Вместе с детьми подойдите к зеркалу. "Наведите " фонарик на свою ногу, руку, подбородок, ухо и предложите ребятам, глядя на ваше отражение, осветить то же самое у себя. Погримасничайте с детьми перед зеркалом, освещая лица карманным фонариком.
  • Устройте с детьми несложный "театр теней": поместив фонарик за развешенную простыню, зайдите за неё и попросите ребят угадать, какие движения вы делаете, затем предложите кому-то из детей показывать движения за простынёй, а остальным - угадать.

Кроме игр с карманным фонариком, по мере привыкания детей к играм в полутемной комнате в ней можно организовать и другие игры:
1. Потанцуйте с детьми в полутёмной комнате с приоткрытой дверью или в свете луча фильмоскопа, настольной лампы, фонарика двигаясь под музыку и без неё; под медленные и быстрые мелодии; под музыку, прерываемую короткими моментами тишины; при неподвижном источнике света (лежит на полу) и при подвижном освещении (отвожу источник освещения в сторону от детей) и т.д.
2. Проведите ту же игру "Жмурки", но в полутемной комнате.

Большинство комплексов и фобий взрослого рождаются в детстве, с которыми он не всегда в состоянии справиться сам. Но если мы, взрослые, не можем, как со своими детскими страхами могут бороться наши дети, сами?

Как рождается страх? Страх – это особое эмоциональное состояние психики, защитная реакция на фактор угрозы. Но, как правило, угрозы нет, а возникновение страха плод детского воображения. Причин возникновения страха очень много и самые распространенные из них такие:

- излишняя опека родителей, из-за которой ребенок растет неуверенным в себе;

- если мать агрессивна к членам своей семьи, то детские страхи гарантированы;

- живя в большом городе, все нагрузки и испытания ложатся не только на плечи родителей, но и детей;

- частое выяснение отношений между взрослыми на повышенных тонах;

- отсутствие общения между родителями и ребенком.

И это далеко не полный список причин возникновения детского страха. Нужно очень внимательно отнестись к изменениям в поведении вашего ребенка, к его проблемам и переживаниям. Если вы видите, что не справляетесь с проблемой, то лучше обратиться к специалисту, который поможет определить причину возникновения страха.   Возможно ребенку нужно не разрешать смотреть боевики и триллеры. Вспомните про старые советские мультфильмы - скачать мультфильм Иван Царевич и серый волк . Это замечательный семейный мультик. Он понравится и детям и взрослым.

  1. Если ваш ребенок чего-то боится, нельзя:

- ругать и наказывать за страхи, иначе он никогда вам не расскажет о своих проблемах и переживаниях, которые могут отрицательно сказаться на его развитии;

- смеяться над страхами, ведь малышу нужна ваша поддержка и доверие;

- придерживаться мнения «клин клином» - такие действия могут непоправимо сказаться на психике ребенка;

- самостоятельно давать какие-либо успокоительные препараты;

- подыгрывать ребенку, иначе он будет уверен, что воображаемое – реальность.

Чтобы справиться с детским страхом нужно:

- доверие ребенка к родителям, быть его опорой и защитой, пообещать помочь справиться со страхом;

- придумайте защиту для ребенка: какого-нибудь супер-героя, который всегда придет на помощь или предмет, делающий невидимкой;

- расскажите сказку о трусишке, постепенно преодолевающем препятствия и который, в конце, побеждает страшного врага;

- оградите ребенка от излишней информации и жестокости – фильмы, компьютерные игры, обсуждения взрослыми ДТП и подобных тем;

- проанализируйте свое поведение и атмосферу в семье.Иногда достаточно просто поговорить со своим ребенком, погулять или почитать, чтобы помочь ему справиться со своей проблемой и страхом. Всегда любите, заботьтесь и поддерживайте своих детей.

Игры и приемы, снимающие страх ребенка перед темнотой, развивающие смелость

  • Игра в прятки. Необходимо спрятать игрушку (желательно крупных размеров) в темной комнате. Игра проходит следующим образом. Ребенок прячет игрушку в комнате и, выходя из нее, выключает свет. Далее, в комнату он заходит вместе с кем-нибудь из взрослых, с фонариками в руках. Постепенно освещая отдельные места комнаты, взрослый пытается найти спрятанную игрушку. Найдя ее, меняется с ребенком ролями: теперь взрослый прячет игрушку, а ребенок отыскивает ее в темной комнате с помощью фонарика. Таким образом, ребенок забывает о страхе темноты, входит в темную комнату с интересом и удовольствием.
  • Игра, в которой ребенок получает задание забежать в темную комнату ивыполнить там какое-либо задание, например, взять мишку или включить (выключить) настольную лампу. Время, проведенное в темноте, можно постепенно увеличивать. По мере выполнения задания малыша хвалят. Затем взрослый и ребенок меняются ролями, и теперь уже ребенок дает задание взрослому забежать в темную комнату и наблюдает за его выполнением.При этом взрослый может в шутку изображать страх и перед тем, как вбежать в темную комнату, кричать: «Ой, боюсь, боюсь!», но выходить из комнаты победителем со словами: «теперь я больше не боюсь!», «я победил свой страх».
  • Ролевые игры, где, например, мишка (за которогоговорят мама или папа)жалуется малышу (или зайчику, которого озвучивает ребенок) на то, что он боится темноты. Пусть ребенок успокоит мишку, приведет ему разумные аргументы, почему не стоит бояться темноты, и покажет ему собственным примером, как хорошо быть смелым.
  • Игры с игрушками, излучающими свет в темноте (покрытыми специальным составом). Играя, ребенок сам будет искать темную комнату или выключать свет, чтобы полюбоваться тем, как светится в темноте его игрушка. С такими игрушками можно засыпать, успокаиваясь от того, что они светятся в темноте.

 Если ребенок боится засыпать, совершите с ним перед сном сказочное путешествие вокруг кровати. Пусть вам на пути попадется добрая фея, которая пообещает малышу охранять его сон всю ночь. Или придумайте встречу с другими храбрыми и сильными героями, которые будут оберегать сон вашего чада (можете предложить ребенку придумать их самостоятельно).

  • Беседы в темной комнате у свечи. Выключите в комнате свет и зажгите свечу. Расскажите ребенку о том, что когда-то у людей вообще не было электричества, они так и проводили вечера у свечи, и в вашем детстве тоже иногда выключали свет во всем доме, причем без предупреждения. В этот момент вы могли оказаться в любом месте квартиры —в душе, на кухне, в комнате. Расскажите о том, как вы находили друг друга в темноте и что делали. Например: «мама зажигала свечу, мы все собирались в одной комнате, усаживались за стол, и мама рассказывала нам сказки». Расскажите малышу веселую и смешную сказку. Пусть время, проведенное в темноте, ассоциируется у него с удовольствием.
  • Игра «в ужасы». Например, пусть сначала Баба-яга (или любое другое чудище) пугает игрушки, а потом они соберутся вместе и напугают ее. Тогда Баба-яга поймет, что больше не хочет пугать других людей и станет хорошей. Пусть раскается и скажет, что пугала детей, потому что боялась знакомиться с ними и не умела дружить. А ребенок пусть подскажет ей, что нужно для дружбы и какие именно поступки считаются хорошими. Играя «в ужасы», можете предложить ребенку надеть маску Бабы-яги и попугать вас. При этом поощряйте его воинственность, пусть он угрожает: «Я тебя украду, спрячу, а потом съем!» После этого обязательно поменяйтесь ролями, дав ребенку возможность побыть в противоположной роли, пусть он учится противостоять —драться, сражаться, срывать с вас маску, кричать ответные угрозы и т. д.
  • В качестве упражнения «не бояться» можно предложить ребенку следующую игру: сначала вы рассказываете ему, что Страх питается энергией ребенка, который боится, и от этого Страх растет, растет, растет. Но, как только малыш скажет волшебное слово «не боюсь!», Страх сразу уменьшается в размерах. Чтобы продемонстрировать это наглядно, надуйте воздушный шар и нарисуйте на нем страшную рожицу. Пока шар большой, вы можете угрожающе раскачивать его, издавать грозный рык. Ребенок в это время может убегать и прятаться, понарошку плакать и кричать: «боюсь-боюсь!». Шар-чудище при этом должен рычать еще громче. Но, как только ребенок громко произносит: «не боюсь!» (он даже может стукнуть по шару кулаком или топнуть ногой), родитель отпускает неплотно зажатый корешок у основания шара так, чтобы воздух из него вышел. Обычно, освобождаясь от воздуха, шар взлетает и начинает метаться по комнате. Это выглядит так, будто он боится, мечется от страха, пытаясь укрыться в укромном месте. Таким образом, ребенок увидит, как работает фраза «не боюсь!». На его глазах чудище уменьшается в размерах и мечется в страхе по комнате.

Посмейтесь над Страхом-шариком вместе с ребенком. Скажите: «Вот что происходит с любым чудищем, когда ты его не боишься».

 Рисование – помогает ребенку снимать напряжение, выплескивая на лист бумаги свои переживания , страхи, тревоги , малыши таким образом освобождаются от них. Рисунок – это еще и «телеграф» , с помощью которого можно не только получать информацию о внутреннем состоянии ребенка , но и отправлять свои средства влияния на те или иные черты его характера, поведения, эмоциональный мир.

  Сказки являются самым эффективным способом общения с детьми. Очень важна их роль в профилактике и коррекции детских страхов. Сказки помогают ребенку преодолевать тревоги и конфликты, с которыми ему приходиться сталкиваться. Слушая сказки , дети находят в них отголоски собственной жизни и стремятся воспользоваться примером положительного героя в борьбе со своими тревогами и проблемами.

 Игры с водой. Вода сама по себе обладает успокаивающими свойствами. При работе с тревожными детьми игры с водой помогают снять мышечное напряжение, расслабиться.

 Игры с песком. Песок – прекрасный материал для работы с детьми практически по любой проблеме.Из песка можно построить предмет, который вызывает страх, и сломать его , в него можно закопать предметы страха и залить водой. И все это повторять неоднократно. А еще на песке можно разыгрывать любые сценки.

 Займите ребенка интересным делом. Психика предназначена для активности, поэтому, когда ребенку нечем заняться, он возвращается к своим переживаниям , в том числе тревожным , и они постепенно обрастают все новыми негативными образами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика детских страхов

В дошкольном возрасте целесообразно использовать в качестве средства профилактики арт-терапевтические подходы. Все это позволило разработать программу профилактики детских страхов, которую можно реали...

Профилактика детских страхов

Любому человеку присуще чувство страха. Тревога, беспокойство, страх относятся к разряду эмоциональных проявлений в жизни человека, встречающихся так же часто, как и восхищение, радость, гнев, печаль ...

Игры и упражнения, этюды, направленные на профилактику детских страхов.

Игры и упражнения, этюды, направленные на профилактику детских страхов....

Профилактика детских страхов

Статья раскрывает понятие детских страхов, рассказывает об их причинах; предлагает рекомендации для предотвращения возникновения страхов у детей....

Профилактика детских страхов

Беспокойство, тревога, страх, удивление, печаль — это эмоциональные составляющие нашей жизни. И невозможно найти взрослого человека, который никогда не испытывал бы страха. А откуда появляются с...

Профилактика детских страхов

Материалы для работы с педагогами и родителями...

консультация для родителей "Профилактика детских страхов"

Беспокойство, тревога, страх, удивление, печаль — это эмоциональные составляющие нашей жизни. И невозможно найти взрослого человека, который никогда не испытывал бы страха. А откуда появляются с...