Консультация "Роль правильного питания в физическом и умственном развитии ребенка".
статья
«Какова пища — таков и ум, каков ум — таковы и мысли, каковы мысли - таково и поведение, каково поведение - такова и судьба».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Роль правильного питания
в физическом и умственном развитии ребенка.
«Какова пища — таков и ум, каков ум — таковы и мысли,
каковы мысли - таково и поведение, каково поведение - такова и судьба». Шри Сатья Саи Баба.
Среди факторов, способствующих укреплению здоровья и повышению работоспособности, важное место принадлежит питанию. Пищевые продукты дают человеку энергию, а также необходимые вещества для развития организма и регулирования обмена веществ. Рациональное питание обеспечивает правильный рост и формирование всех органов и систем, сохраняет здоровье.
Важное значение имеет сбалансированность питания, т.е. оптимальные качественные и количественные взаимосвязи основных веществ (белки, жиры, углеводы, витамины и минеральные соли), а также физиологически благоприятные соотношения важных составных частей пищевых веществ (аминокислоты, белки, крахмал и сахара углеводов).
Полноценной пищу называют тогда, когда она полностью покрывает энергетические затраты организма.
Опасно то, что примерно 85% тучных детей в будущем становятся больными людьми, а продолжительность их жизни сокращается на 5-20 лет.
Отрицательное влияние на детский организм оказывает как недостаточная, так и избыточная калорийность пищи.
При недостаточной калорийности рациона уменьшается масса тела, ухудшается самочувствие, падает работоспособность, снижаются и защитные силы организма. Избыточная калорийность пищи ведёт к ожирению, а это влечёт за собой различные нарушения в жировом и холестериновом обмене, повышается риск возникновения атеросклероза. Умеренность в еде, соответствие калорийности пищи энергетическим затратам организма являются важным фактором долголетия.
Качественная полноценность пищи обеспечивается за счёт правильного содержания в ней различных пищевых веществ и воды. В детском питании соотношение между основными пищевыми продуктами (белки, жиры, углеводы) составляет для детей младшего возраста (1-6 лет) 1:1:3, а школьного – 1:1:4.
Белки – важнейшие пищевые вещества. Они необходимы для построения и постоянного обновления различных тканей и клеток организма.
Основные продукты, содержащие белки, желательно распределять в рационе следующим образом: мясо, мясные продукты, сыры – на завтрак и обед, рыба, творог, каши - на ужин.
Жиры являются концентрированными источниками энергии: дают её в 2,2 раза больше, чем углеводы и белки. Жиры входят в состав клеток и принимают активное участие в обмене веществ, улучшают вкус пищи и повышают чувство сытости. Следует помнить, что при низком содержании жиров в рационе замедляются рост и развитие организма, ухудшается его сопротивляемость болезнетворным факторам. Избыточное количество жиров в питании также отрицательно сказывается на ребёнке – у него нарушается обмен веществ, появляется избыточная масса тела, наблюдаются расстройства пищеварения.
Углеводы – основные источники энергии для организма. Они необходимы для нормальной деятельности мышц, центральной нервной системы, сердца, печени. Важную роль играют углеводы в регуляции обмена белков, жиров. При достаточном поступлении в организм углеводов расход белков и жиров ограничивается и наоборот. Избыточное употребление углеводов при небольшой физической нагрузке приводит к увеличению резервного жира в организме, повышению массы тела. Так называемые высокорафинированные углеводы – сахар, выпечка из муки высшего сорта, кондитерские изделия – желательно ограничить в питании детей, особенно склонных к полноте.
Витамины чрезвычайно важны для правильного течения обменных процессов, в том числе усвоения пищевых веществ, роста и восстановления клеток и тканей организма. Поступая в организм в небольших количествах, витамины участвуют в обмене веществ и регулируют многие физиологические и биохимические реакции. Большинство витаминов не синтезируется в организме, а доставляются с продуктами растительного и животного происхождения.
У детей, не получающих достаточного количества витаминов, развивается гиповитаминоз, имеющий следующие симптомы: ухудшение самочувствия, быстрая утомляемость, снижение работоспособности, защитных сил организма. Длительное и полное отсутствие какого-либо витамина в пище приводит к тяжёлым заболеваниям – авитаминозу.
При избыточном поступлении витаминов в организме развивается состояние гипервитаминоза. Обычно это происходит при чрезмерном употреблении синтетических витаминных препаратов. В зависимости от вида витаминных препаратов возникают специфические нарушения. Общие признаки гипервитаминоза: нервное возбуждение, покраснение кожи, слабость, бессонница.
Важное значение имеют условия приёма пищи. Необходимо воспитывать у детей привычку есть медленно, хорошо пережёвывая пищу. Во время еды нельзя читать и заниматься каким-либо другим делом.
Ребёнку дошкольного возраста необходимо 5 - разовое питание в течение дня, а школьнику - 4 – разовое.
Правильный режим питания имеет важное значение для сохранения и формирования здоровья, поддержания высокой работоспособности и профилактики заболеваний пищеварительных органов.
Придерживаясь правил здорового питания, можно избежать печальных последствий, о которых народная мудрость гласит так: «Где пиры да чаи, там и немочи», «Здоров на еду, да хил на работу».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи и ознакомление с окружающим важное условие умственного развития ребенка
Развитие речи и ознакомление с окружающим важное условие умственного развития ребенка...
ДОКЛАД на тему: "Развитие речи - важное условие умственного развития ребенка".
Накопление знаний, обогащение личного опыта ребенка и его растущая самостоятельность обеспечивают дальнейшее быстрое развитие у него мышления и речи. Освоение детьми правильной, связанной и выразитель...
Консультация для родителей "Подвижные игры - средства физического и умственного развития детей"
Консультация для родителей и игры с пособием "Веселый парашют" для детей 3-5лет...
Консультация для родителей "Подвижные игры - средства физического и умственного развития детей" 5-7лет
Консультация для родителей и игры с пособием "Веселый парашют" для детей 5-7 лет...
Опыт работы на тему "Кинезиология как средство физического и умственного развития старших дошкольников"
Опыт работы по кинезиологии...