Развитие речи и ознакомление с окружающим важное условие умственного развития ребенка
консультация на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sobranie_pechat_int.docx | 24.6 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие речи и ознакомление с окружающим важное условие умственного развития ребенка».
Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами. Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание.
Сегодня наш разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека - речи. Тема собрания: «Развитие речи и ознакомление с окружающим важное условие умственного развития ребенка». Сегодня вам будут предложены несложные задания. Надеемся, что вы примите в их выполнении активное участие.
Основу речевого развития ребёнок получает в семье в самые первые годы жизни. Ребёнок овладевает речью только в процессе общения с взрослыми. Хорошо развитая речь ребёнка способствуют успешному обучению в школе. Нарушения же речи отражаются на формировании детского характера, так как не исправленный вовремя речевой дефект делает ребёнка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным.
Известно, что дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к речи: создают новые слова, сочиняют стихи. Но при стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают высокого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создавать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи.
Задание для родителей.
Выберите из предложенного перечня факторы успешного речевого развития ребёнка и объясните свой выбор.
1 .Эмоциональное общение родителей с ребёнком с момента рождения.
2.Общение ребёнка с другими детьми.
3.Речь взрослого - образец для подражания.
4.Развитие мелкой моторики рук.
5. Чтение детской художественной литературы.
6. Игры с ребёнком взрослых и друзей. (Обсуждение.)
Развитие речи непосредственно влияет на развитие мышления.
Высказывания ребёнка не только свидетельствуют о владении богатством родного языка, его грамматическим строем, но и показывают его уровень умственного, эстетического и эмоционального развития.
С помощью речи взрослые определяют и направляют поведения ребёнка, передают ему просьбы, объясняют, как он должен себя вести, и т.д. Благодаря речи дети овладевают нормами общественного поведения, что способствует нравственному воспитанию.
Таким образом, овладение родным языком необходимо для полноценного формирования личности ребёнка.
Вопрос:
- Как вы думаете, какие задачи развития речи должны решаться на протяжении всего дошкольного возраста? Чему мы должны учить ребёнка?
• Формирование звуковой культуры речи.
• Обогащение словарного запаса.
• Формирование грамматического строя речи.
• Обучение рассказыванию, связной речи.
• Развитие выразительности речи.
Ребёнок к 5 годам:
• Правильно произносит гласные и согласные звуки, умеет интонационно передать вопрос, просьбу, восклицание;
• накапливает определённый запас слов, который содержит все части речи. Основное место в детском словаре занимают глаголы и существительные. Однако дети используют в речи прилагательные, наречия, местоимения и предлоги.
• активно осознаёт обобщающую функцию слов;
• через слово овладевает основными грамматическими формами речи - это множественное число. Винительный и родительный падежи, уменьшительно - ласкательные суффиксы;
• употребляет в речи простейшие виды сложносочинённых и сложноподчинённых предложений.
В речи детей 4-5 лет отмечаются некоторые особенности.
• Дети в 4 года неверно произносят или совсем не произносят шипящие («ш», «ж», «ч», «щ»), сонорные («р», «рь», «л», «ль») звуки, а л некоторые их пропускают.
• Дети не способны выделить существенные признаки предметов, например, затрудняются назвать части предмета.
• Требует совершенствования интонационная сторона речи.
• Необходима работа над развитием артикуляционного аппарата, а также над звуковой культурой речи, дикцией. Темпом, силой голоса.
• Не все дети умеют согласовывать слова в роде, числе и падеже.
• При построении простых распространённых предложений они опускают отдельные члены предложения.
• Стремление к созданию новых слов появляется в результате творческого освоения богатств родного языка.
• Детям этого возраста доступна простая форма диалогической речи.
• Дети часто отвлекаются от содержания вопроса.
Вы познакомились с требованиями к речи ребёнка пятилетнего возраста.
На каждом возрастном этапе свои задачи, свои методы обучения. Работа по развитию речи ребёнка в детском саду осуществляется при разных видах деятельности: на специальных занятиях по развитию речи, а также на всех других занятиях; вне занятий - в игровой и художественной деятельности; в повседневной жизни.
* Большое значение для развития речи среднего дошкольного возраста имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни в процессе наблюдений за природой.
Природа имеет уникальные возможности для развития и воспитания каждого ребёнка. На природе вы можете не только отдохнуть и прекрасно провести время. Но и пообщаться со своим чадом, обогатить его новыми впечатлениями и представлениями, наблюдая, например, за жизнью бабочек и жуков, полюбоваться красотами родной природы, вдохнуть глоток чистого и свежего воздуха, подзарядиться положительными эмоциями.
Эмоциональные переживания, а не какие - либо разумные доводы и соображения побуждают ребёнка к тем или иным поступкам.
Дети дошкольного возраста очень общительны. В одиночестве чувствуют, как правило, несчастными. Так давайте же вместе подпитывать их положительными эмоциями, больше общаться с детьми, показывая, что мы их любим, что они нам дороги. А в союзники возьмём природу – великого учителя.
Отправляясь с ребёнком на прогулку, мы можем:
• поговорить с ним о том, какая сегодня погода, какое небо, что есть на небе. Есть ли ветер, какой, в какую сторону он дует, как мы это определили. В какую одежду мы одеты, почему, с чем это связано. Какое сейчас время года;
• в холодное время подкормить птиц, понаблюдать за их поведением и повадками;
• посмотреть вокруг себя и увидеть удивительный мир растений, который нас окружает;
• загадать загадку и найти отгадку;
• поискать приметы времени года;
• познакомить ребёнка с народными пословицами и приметами;
• прочитать стихотворение, вспомнить песенку;
• поиграть с ними в игру природоведческого содержания, например: « С какого дерева лист?», «Найди дерево по описанию?», «С какой ветки детки?» и т.д.
Таким образом, мы можем сделать вывод: взрослые должны сами видеть окружающий мир, чтобы научить и ребёнка видеть его. Следует учить ребёнка замечать, наблюдать и восхищаться окружающей нас жизнью, беречь и любить всё живое, а свои чувства уметь высказывать словами.
Например, здороваясь утром с солнышком, сказать ласковые слова - признаки: золотистое, лучистое, доброе, весёлое, яркое, дорогое, великолепное, весеннее, тёплое.
Играем с родителями.
Предлагаю родителям объединиться в небольшие группы.
Задания:
1. Подберите по пять эпитетов к словам: ветер, дождь, луна, метель, кошка, лягушка, ворона, червяк, жук.
2.Какими ласковыми словами вы называете своего ребёнка?
3. Знает ли ваш ребёнок, в каком селе живёт, свой домашний адрес, свою фамилию и как зовут вас - родителей? Знакомите ли вы его со своими родителями, рассматриваете ли вместе семейные фотоальбомы?
* Общаясь с ребёнком, учите его рассказывать о любимых игрушках. О членах семьи, об отдыхе в выходной день, об интересных событиях в жизни ребёнка и его близких, об увлекательных прогулках в природу, за город т.д. Чем больше мы разговариваем с ребёнком, чем больше мы ему показываем и рассказываем, тем лучше для его развития.
* Сказка нужна всем - и большим, и маленьким. Сказкой можно успокоить, поднять настроение, научить понимать другого, улучшить самочувствие. Сказка поможет скоротать путь, познакомиться с нравственными понятиями, сблизить ребёнка с родителем, разрешить конфликт и взяться за дело. Рассказывайте, читайте детям сказки. А хорошо знакомые сказки можно ещё и играть.
Игры с родителями.
Вариант 1. Придумайте продолжение сказок «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок».
Вариант 2.Давайте придумаем сказку все вместе. Будем по кругу передавать яблоко. Каждый, кто получил яблоко, продолжает сказку.
Вариант 3. Прочитайте детям загадки и предложите догадаться, кто из сказочных героев мог бы так о себе сказать:
Загадка 1. Я решил путешествовать по свету и не знал, что путешествие может обернуться неприятностями. Я думал, все кругом такие же добрые, как баба и дед. Но оказалось, что в мире живут и злые, жестокие, хитрые. И каждому хочется меня съесть...
Загадка 2. Я всю жизнь боялась кошек. А эта пришла и мурлычет, скребётся: мол, помоги мне! Чем же я, маленькая, серенькая, могу кошке помочь? Только чувствую - не обманывает она меня. Выбежала в огород, вижу и правда помощь нужна!
Загадка 3. Так и знал, что всё бедой кончится. Уж больно ветхий я и старый.
Столько лет в поле стою! Мечтал я, конечно, чтобы кто - нибудь во мне поселился да пожил. Но не так же много народу! Они влезали, влезали. Влезали внутрь. Я не выдержал и рухнул!
Загадка 4. Ну и хвост у этой мышки! Ни с ладонью бабы, ни с кулаком деда не сравнить! И надо же было этой мышке выбежать в самый неподходящий момент! Махнула хвостиком я и разбилось!
Загадка 5. Мне приятно быть на голове у этой девочки. Она за мной ухаживает. Всегда я чистая, глаженая. Мне нравится вместе с девочкой гулять по лесу, ходить в гости к бабушке. Но вот беда: моя хозяйка очень доверчива. И из - за этого с ней происходят всякие неприятности.
Как сделать чтение интересным?
Как сделать чтение книжек ребёнку более полезным и интересным? Для этого нужно, чтобы ребёнок активно участвовал в этом процессе. Как это можно сделать?
Задавайте вопросы. Книжные герои могут помочь малышам развить умения понимать и наблюдать. Во время чтение задавайте им различные вопросы, например: « Если бы Алёнушке с Иванушкой пришлось идти за водичкой на гору, как ты думаешь, какой бы высоты могла быть эта гора: как девятиэтажный дом или маленькая, как муравейник?», «Какого цвета у них было ведёрко?».
Озвучьте рассказ. Подумайте вместе с ребёнком, какие звуки присутствуют в рассказе, и воспроизведите их. Представьте, как завывает ветер в зимнем лесу, как звучит весенняя капель, как разговаривают звери и птицы.
Изобразите прочитанное литературное произведение. Если вашему ребёнку наскучило чтение. Попросите его изобразить прочитанное. Пусть он, например, покажет, как Машенька примеряла стульчики по росту в сказке о трёх медведях или как дед тащил репку.
Отступайте от текста. Попробуйте прочитать несколько строчек или страниц известной ребёнку сказки или рассказа, а потом попросите его придумать продолжение, тем самым вы стимулируете воображение ребёнка, а также помогаете расширять словарный запас и научиться принимать решения в различных ситуациях.
К 5 годам ребёнок становится инициативным и компетентным собеседником, он стремится к расширению своих контактов с людьми.
В заключение хочется пожелать вам крепкого здоровья, счастья, благополучия в семье, успехов и терпения. Пусть дети радуют вас!
Памятка «Развитие речи ребёнка»
- Знакомьте детей с трудом взрослых: врача, шофёра, повара, лётчика. Расскажите о своей профессии.
- Учите детей узнавать и называть различные предметы и вещи, которые нас окружают; группировать их по признакам: игрушки, одежда, посуда, овощи.
- Знакомьте детей с дикими и домашними животными и их детёнышами с окружающими их деревьями, кустами, птицами.
- Учите наблюдать и любоваться ими.
- В играх вместе с детьми подбирайте к существительным прилагательные признаки, например, василёк - красивый, великолепный, полевой.
- Учите детей образовывать существительные с уменьшительно - ласкательными суффиксами: стул - стульчик, флаг - флажок.
- Учите выражать свою просьбу спокойно, глядя в глаза собеседнику.
- Учите отвечать на вопросы, рассказывать сказки, рассказы и отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.
*Знакомьте детей с овощами, фруктами, ягодами. Учите различать их цвет, запах, определять на вкус, на ощупь; правильно называть их и знать, где они растут.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОКЛАД на тему: "Развитие речи - важное условие умственного развития ребенка".
Накопление знаний, обогащение личного опыта ребенка и его растущая самостоятельность обеспечивают дальнейшее быстрое развитие у него мышления и речи. Освоение детьми правильной, связанной и выразитель...
РАЗВИТИЕ РЕЧИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ КАК ГЛАВНОЕ УСЛОВИЕ УМСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
Аннотация: Одной из основных задач в работе воспитателей дошкольных образовательных учреждений является развитие речи у детей различными методами и способами, которые формируют навыки общения и являют...
Консультация для родителей "Развитие правильной речи – важное условие умственного развития и подготовки ребенка к школе"
Понятие готовности к обучению включает не только качественную характеристику запаса знаний и представлений ребёнка, но и уровень развития обобщающей деятельности мышления. Школьное обучение предъявляе...
Развитие правильной речи – важное условие умственного развития и подготовки ребенка к школе.
Развитие правильной речи –важное условие умственного развития и подготовки ребенка к школе....
Семинар – практикум для педагогов ДОУ: «Грамотная речь педагога – важное условие для развития речи дошкольника».
Семинар-практикум предназначен для педагогов ДОУ. Цель: повышение культуры речи как компонента профессиональной компетентности воспитателя ДОУ....
Консультация - практикум для педагогов "Грамотная речь педагога -важное условие для развития речи дошкольника"
Материал содержит теоретическое обоснование проблемы повышения культуры речи воспитателя, требования к качеству профессиональной речи педагога и практикум для педагогов "Проверьте свою грамотност...
Консультация для родителей Развитие правильной речи – важное условие умственного развития и подготовки ребенка к школе.
Современная школа требует от ребенка высокого уровня умственного и речевого развития. Язык (речь) человека не только средство общения, но и средство выражения мысли. Чем образнее и правильнее речь, те...