Консультация«Трудности будущих первоклассников, их причины, способы профилактики и коррекции»
консультация (подготовительная группа)

Наталья Петровна Решнова
 
Первый год учёбы в школе имеет большое значение. От него во многом зависит,  как будет  учиться ребёнок в дальнейшем. Первый класс - это серьёзное испытание, как  для ребёнка, так и для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл консультация для родителей440.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Солнышко» п. Куйбышев Среднеахтубинского района Волгоградской области

Консультация для родителей на тему:

«Трудности будущих первоклассников, их причины, способы профилактики и коррекции»

(подготовительная группа).

 

               

                                                                 Подготовила:

 воспитатель 1 категории

Решнова Наталья Петровна

                                             

                                                         п. Куйбышев                    

январь 2016 г.

http://severlink.ru/uploads/posts/2015-09/1443620862_prava-v-shkole.jpg 

«Трудности будущих первоклассников, их причины,

способы профилактики и коррекции».

Первый год учёбы в школе имеет большое значение. От него во многом зависит,  как будет  учиться ребёнок в дальнейшем. Первый класс - это серьёзное испытание, как  для ребёнка, так и для родителей. Чем станет для ребёнка школа – волшебным миром знаний или местом одиннадцатилетнего заключения – во многом зависит от близких ему людей. 

Многие родители считают, что подготовить ребёнка к школе - значит научить его читать, считать и писать. Конечно, научить ребёнка этому можно, но главное, чтобы дети пришли в школу с желанием и умением учиться, чтобы ребёнок был психологически готов к обучению в школе.

http://fotodeti.ru/images/htm/1089_6399.jpg

Может быть, у кого-то возник вопрос, зачем сегодня говорить о школьных трудностях? Отвечаю: «Чтобы избежать их завтра. И если что-то вдруг окажется упущенным,

то еще не поздно наверстать, впереди ещё несколько  месяцев»

Давайте рассмотрим этап вхождения первоклассника в школьную жизнь. Следует отметить, что, пожалуй, в жизни ребенка нет больше ни одного момента, когда бы так резко и кардинально менялась его жизнь, как при поступлении его в школу. Между дошкольным детством и началом школьной жизни пролегает гигантская пропасть, и в один миг ее не одолеть, даже если ребёнок посещал детский сад, подготовительные курсы. Начало школьной жизни – серьезное испытание для детей, так как оно связано с резким изменением всего образа жизни ребенка. Он должен привыкнуть:

  • к новому взрослому, к коллективу;
  • к новым требованиям;
  • к режиму;
  • к повседневным обязанностям.

И каждый без исключения ребенок проживает процесс приспособления к школе (процесс адаптации). И естественно, чем больше у ребенка есть нужных умений, качеств, тем быстрее и безболезненно он сумеет адаптироваться. Но для некоторых детей оказываются школьные требования слишком трудны, а распорядок слишком строг. Для них период адаптации к школе может быть травмирующим.

     

 Сейчас мне бы хотелось остановиться на критериях готовности детей к школе, т.е. рассмотреть, что должно быть свойственно ребенку, чтобы он оказался готовым к школе. Постарайтесь их “примерить” к своему ребенку и решить, на что вам надо уже сегодня обратить внимание, чтобы ваш ребенок был успешен в школе.

                     

http://vmnews.ru/site-specific/vmnews.ru/upload/November_2015/26november/%D0%B2-%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B5.jpg

      Психологическая готовность ребенка к школе

Предлагаю тест, который поможет вам определить, готов ли ваш ребенок к школе. Оценивайте каждый вопрос по пятибалльной системе таким образом:
5 баллов - так бывает всегда;
4 балла - иногда бывает иначе;
3 балла - данные умения и способности развиты слабо;
2 балла - данные умения и способности проявляются очень редко;
1 балл - задание выполняется только с помощью взрослого.

Психологическая готовность к школе:

  • ребенок легко вступает в контакт с одногодками и взрослыми;
  • ребенок знает, какие поступки допустимы, какие нет, он не драчлив, не проявляет агрессию;
  • не стесняется обратиться с вопросом к незнакомому человеку, взрослому или сверстнику;
  • ориентируется в том, как к нему относятся окружающие, умеет оценить их настроение, эмоции;
  • легко переносит смену обстановки.

Организованность и дисциплинированность:

  • ребенок хорошо понимает задание и умеет доводить работу до конца без напоминаний и контроля со стороны взрослого;
  • умеет завершить работу и оценить качество;
  • умеет находить ошибки и исправлять их самостоятельно;
  • при неудачах не раздражается и не замыкается в себе, доброжелательно принимает помощь взрослых;
  • работает над заданием без перерыва не менее 15 минут, не отвлекаясь.

Интеллект:

  • ребенок умеет выделить сходные и различные черты явлений, предметов, процессов;
  • с интересом воспринимает новую информацию и задает вопросы;
  • хорошо запоминает и воспроизводит последовательность событий в реальной жизни, в рассказах, рисунках;
  • у ребенка есть элементарный запас информации о себе и окружающем мире;
  • ребенок умеет использовать информацию о себе и окружающем мире.

Теперь посчитайте количество баллов за каждый блок вопросов в отдельности.

Если ребенок набрал по 20-25 баллов за блок, то он полностью готов к школе.

При количестве от 10 до 19 баллов за блок - с ребенком нужно серьезно позаниматься перед школой.

Если оценка каждого блока вопросов ниже 10 баллов - ребенку необходима консультация с детским психологом и педагогом. Такому ребенку лучше не спешить отправляться в первый класс.

http://webcommunity.ru/wp-content/uploads/2011/05/school.jpg

Детям, которые  не умеют и не знают выше перечисленное, еще рано идти в школу. А если такой ребенок попадает  в школу, то он не усваивает программу, успеваемость его низкая, нарушается психика ребенка. Поэтому вы должны быть уверены, что ваш ребенок готов идти в школу

                    «Портрет» первоклассника, неготового к школе:

 - чрезмерная игривость;

 - недостаточная самостоятельность;

 - импульсивность, бесконтрольность поведения, гиперактивность;

 - неумение общаться со сверстниками;

                  http://school-box.ru/images/stories/prezentazii/plohoe-poved-02.jpg

 - неумение сосредоточиться на задании, трудность восприятия словесной или иной инструкции;

 - низкий уровень знаний об окружающем мире, неумение сделать обобщение, классифицировать, выделить сходство, различие;

- плохое развитие тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координации (неумение выполнять различные графические задания, манипулировать мелкими предметами);

 - недостаточное развитие произвольной памяти;

 -задержка речевого развития (это может быть и неправильное произношение, и бедный словарный запас, и неумение выразить свои мысли и т. п.).

Возможно, у некоторых из вас уже внутри назрел вопрос: «А что я могу делать? Как помочь ребенку стать готовым к школе и избежать ряда трудностей?».

http://www.ikirov.ru/attachments/ck/pictures/1/12530/content_1448789061-fb62d55f5b.jpg

Советы родителямкоторым необходимо следовать на этапе подготовки, чтобы не отбить у ребенка желание учиться.

  • Старайтесь поддерживать интерес ребёнка к школе: поощряйте его потребности задавать вопросы. Ваши ответы и рассказы необходимы ему для ощущения уверенности и безопасности.
  • Показывайте ребёнку фотографии из вашей школьной жизни, свои старые школьные тетради и дневники (если они у вас сохранились), рассказывайте о своих школьных товарищах.
  • Постарайтесь узнать мнение ребёнка о том, что в школе похоже на детский сад, а что отличается. При необходимости помогите ему найти общее и различное. Такой разговор поможет ему адаптироваться к новым условиям гораздо быстрее.
  • Спросите ребёнка, как он поступит в обычных на первый взгляд ситуациях, но которые в действительности могут принести много переживаний. Например, что он будет делать, если не сможет найти в раздевалке свою шапку.
  • Выпишите или покупайте детские журналы и разгадывайте ребусы, кроссворды, находите различия в картинках и сходство. Это позволит освоить сравнение в математике. Отгадывание ребусов даст целостность, тут как бы стыковка математики и русского языка.
  • Приучайте детей к самообслуживанию: собрать портфель, завязать шнурки, одеть спортивный костюм, убрать за собой в столовой …  и многое другое в школе придется делать самому, да еще в условиях ограниченного переменой времени.
  • Составьте вместе с будущим первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
  • С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появится человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение ребенка о своем педагоге.
  • Важно, чтобы ребенок не боялся ошибаться. Если у него что-то не получается, не ругайте. Иначе он будет бояться ошибаться, поверит в то, что ничего не может. Если заметили ошибку, обратите внимание ребенка на неё и предложите исправить. И обязательно хвалите. Хвалите за каждый даже крошечный успех.

http://materinstvo.ru/skins/default/public/images/articles/s8837_1398368411_1.jpg

Не думайте за ребёнка. Помогая ребенку выполнять задание, не вмешивайтесь во все, что он делает. Иначе ребенок начнет думать, что он не способен справиться с заданием самостоятельно. Не думайте и не решайте за него, иначе он очень быстро поймет, что ему незачем заниматься, родители всё равно помогут всё решить.

  • Не пропустите первые трудности. Обращайте внимание на любые трудности своего ребенка и по мере необходимости обращайтесь к специалистам. Если у ребенка есть проблемы со здоровьем, обязательно займитесь лечением, так как будущие учебные нагрузки могут существенно ухудшить состояние ребенка. Если вас что-то беспокоит в поведении, не стесняйтесь, обращайтесь за помощью и советом к психологу. Если у ребенка проблемы с речью, посетите логопеда.
  • Обязательно устраивайте маленькие праздники. Повод для этого придумать совсем не сложно. Радуйтесь его успехам. Пусть у Вас и вашего ребенка будет хорошее настроение.

Удачи Вам и Вашему ребёнку! http://ivshkola5vid.ru/upload/medialibrary/4d7/4d7de2ae5aaa8094249a658edbc1566f.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гиперактивные дети: проявления, причины, способы коррекции

В последнее время родители и воспитатели все чаще обращаются с проблемой гиперактивности детей. Действительно, распространённость синдрома дефицита внимания с гиперактивностью очень актуальна и являет...

«Трудности будущих первоклассников, их причины, способы профилактики и коррекции»

Первый год учёбы в школе имеет большое значение. От него во многом зависит,  как будет  учиться ребёнок в дальнейшем. Первый класс - это серьёзное испытание, как  для ребёнка, так...

Гиперактивные дети: проявления, причины, способы коррекции

Гиперактивные дети: проявления, причины, способы коррекции...

Гиперактивные дети: проявления, причины, способы коррекции.

Практически каждый современный родитель слышал про такое понятие, как гиперактивный ребенок, а многие даже используют его по отношению к своим детям. Но далеко не все действительно понимают, что синдр...

Методическая разработка для организации работы с родителями, направленные на подготовку родителей будущего первоклассника (Кафедра родителя будущего первоклассника) "Практические советы родителям будущих первоклассников учителя-логопеда"

Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе. У многих детей  наблюдается  отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привле...

Консультация для родителей будущего первоклассника «Четыре причины, почему родителям не стоит расслабляться»

Не смотря на то, что стандарт дошкольного образования предусматривает позицию школы, готовящейся к ребенку, а не ребенка, готовящегося к обучению в школе, советую родителям не расслабляться. И на это ...