Детско - родительские отношения. Выступление на родительском клубе "На пороге школы"
консультация

Сокольникова Галина Ивановна

Для ребенка очень важны взаимоотношения между членами семьи. И особенно важно для него понимать, как взрослые относятся к нему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detsko_-_roditelskie_otnosheniya.docx23.81 КБ
Office presentation icon klub.ppt1.76 МБ

Предварительный просмотр:

         Основные стили детско-родительских отношений

       Начать разговор я предлагаю с воспоминаний о своем детстве. Кто оказал на вас наибольшее влияние в том, какие мы есть сейчас?

 Наверно многие со мной согласятся, что именно семья, семейное воспитание играет основную роль в развитие ребенка дошкольного возраста. Семья выступает как важнейший фактор развития личности. В семье ребенок рождается, получает первоначальные знания о мире и первый жизненный опыт.

Ребенка должны воспитывать родители, а все социальные институты (детские сады, школы) могут лишь помочь им в обеспечении условий для саморазвития ребенка, помогая ему познать свои индивидуальные задатки, склонности и реализовать. Семейное воспитание продолжается всю жизнь человека, происходит в любое время суток, в любое время года.

Для ребенка очень важны взаимоотношения между членами семьи. И особенно важно для него понимать, как взрослые относятся к нему.

В каждой семье складывается тот или иной тип детско – родительских отношений. Психологами определены основные типы детско-родительских отношений

1.Авторитарный тип

В семье существует строгая иерархия: взрослые считаются всегда правыми, дети обязаны беспрекословно подчиняться всем их требованиям и приказам. Мнение ребёнка не учитывается, его интересы и настроения игнорируются, желания и чувства не берутся в расчёт.

При таком стиле детско-родительских отношений:

  • ребёнок «удобен», поскольку он послушен, исполнителен, нетребователен, им легко управлять, его легко подчинить родительской воле;
  • у родителей есть ощущение полного контроля над воспитательной ситуацией и будущим ребёнка;
  • ребёнок удовлетворяет не свои потребности, а потребности родителей, обеспечивая им более удобную жизнь;

В дальнейшем это может привести к тому, что ребёнок:

  • при достижении подросткового возраста может захотеть вырваться из слишком жёсткой системы, где его интересы игнорируются, и обрести свободу, часто ценой потери отношений со своей прежней семьёй;
  • вырастая, может попасть под влияние любой другой авторитарной системы: секты, политической партии, криминальной компании, в которой он будет также послушен и управляем;
  • став взрослым, либо сам приобретает весьма авторитарный характер, либо станет послушным исполнителем чужой воли: пассивным, зависимым и подавленным.

3.Попустительский тип

Родители мало интересуются ребёнком, до него попросту «не доходят руки». Потребности ребёнка, и частности в эмоциональном контакте, игнорируются. Ребёнок испытывает недостаток внимания, заботы, тепла. Может наблюдаться как в семьях с невысоким достатком, где родители вынуждены много работать, так и в весьма благополучных в материальном плане семьях, где родители, занятые своей жизнью, прекрасно одевают и кормят малыша, снабжают игрушками, однако практически не имеют с ним контакта.

 Исследования показали, если эмоциональные проявления взрослых скупы, дети часто безразличны к тому, что происходит вокруг них, стремление к общению как со сверстниками, так и со взрослыми выражено слабо. Выявлено, что отсутствие ярких эмоций задерживает нравственное, умственное и даже физическое развитие детей. Отрицательные чувства ведут к нежелательным результатам в развитии личности.
Если родители не улыбаются в ответ на улыбку ребенка, не смеются вместе с ним, не проявляют по отношению к нему нежности и ласки, то они не удовлетворяют его потребности в эмоциональном самовыражении. И тогда эмоциональные проявления в поведении ребенка ослабляются, блокируется чувственная сторона его переживаний, теряется непосредственность, жизнерадостность, искренность в выражении чувств. Такие дети будут недоверчивы к чувствам других, не смогут установить эмоциональных связей с окружающими, обрекут себя на недоверчивость, подозрительность, мнительность. Став родителями, им в свою очередь при всем желании будет трудно проявить любовь к детям.

При таком стиле детско-родительских отношений:

  • родители поначалу не тратят много сил и времени на воспитание ребёнка;
  • ребёнок вынужден учиться решать свои проблемы самостоятельно.

Однако в дальнейшем:

  • отсутствие контакта, близких эмоциональных отношений с родителями может привести к возникновению у ребёнка личностных проблем низкой самооценки, неумению понимать себя и других;
  • отсутствие правил и требований, регламентирующих жизнь, приводит к тому, что у ребёнка нет твёрдой опоры, чувства защищённости.

2. Гиперопекающий тип

Ребёнок является центром семьи, замыкая всех на своей персоне. Большинство его желаний удовлетворяется, часто даже до того, как они были осознаны и озвучены им самим. с ребенка «сдувают пылинки», содержат его в оранжерейных условиях, не дают ему проявить элементарную самостоятельность, не позволяют вести себя ответственно и решительно. Ребёнок ограждается от любых трудностей, забот, негативных эмоций и неприятностей. К нему не предъявляется никаких требований, обязанностей, просьб. Он живёт в основном своими интересами и потребностями, не принимая во внимание чувства и желания остальных членов семьи.

При таком стиле детско-родительских отношений:

  • у родителей возникает иллюзия контроля над жизнью и здоровьем ребёнка, тем самым они пытаются снизить свою тревогу;
  • они ощущают себя «сделавшими всё для своих детей», чем снижают чувство вины, часто присущее родителям;
  • до начала социализации (поступление в детский сад или школу) ребёнок ощущает себя защищённым.

В дальнейшем это может привести к тому, что:

  • ребёнок будет мало адаптирован к взрослой жизни, ему будет трудно приспособиться к любой ситуации, отличающейся от той, что было в его семье;
  • он станет инфантильно - потребительски относится к миру;
  • будет болезненно реагировать на любые требования и ограничения любых систем, в которые попадёт;
  • ему будет трудно, а иногда и невозможно, справиться со своими чувствами: горем, злостью, досадой, обидой, которые впоследствии всё же настигнут его в реальной жизни.

4. Демократический тип

Родители в семье такого типа считаются главными, им принадлежит основная доля власти и ответственности. Но при решении важных семейных вопросов интересы и мнения детей учитываются. В семье принято уважительное отношение друг другу независимо от возраста. Семья характеризуется существованием определённых традиций, правил и ценностей, которые обсуждаются и поддерживаются всеми участниками. Ребёнок хорошо знает свои ограничения, полномочия и зону своей ответственности. В семье преобладает тёплый эмоциональный климат, конфликтные или сложные ситуации не замалчиваются, а обсуждаются и решаются конструктивно.

При таком стиле детско-родительских отношений:

  • жизнь в семье требует от родителей внимания, душевной работы, творческого подхода к воспитательным задачам, постоянного «взросления» вместе с каждым своим ребёнком;
  • отсутствуют простые решения, иллюзия контроля над ситуацией, нет однозначности, родитель участвует во взрослении человека, отличающегося от него самого, ему придётся осознать и уважать эти различия, устанавливая и поддерживая непростой баланс между родительским участием и передачей ответственности ребёнку за его собственную жизнь.

Однако в дальнейшем ребёнок:

  • вырастает дружелюбным, уважительно расположенным к себе самому и окружающим его людям;
  • осознаёт свои потребности и понимает желания окружающих, способен устанавливать здоровые и гармоничные взаимоотношения;
  • приобретает эмоциональную устойчивость, уверенность в своих силах, самостоятельность, ответственность, способность справляться со многими жизненными трудностями и конфликтами.

В реальной жизни все еще более сложнее, чем в любой классификации бывает и так, что в семье может присутствовать одновременно два. А то и три стиля отношений.

Сейчас я хочу вам предложить небольшой тест на верность вашей воспитательной позиции. Конечно, тест не претендует на глубокий научный подход, но определенные выводы сделать можно.

Утверждения.

1.  Родители должны предвидеть все проблемы ребенка, чтобы помочь ему их преодолеть.

2. Для хорошей матери достаточно общения только с собственной семьей.

3. Маленького ребенка следует всегда крепко держать во время мытья, чтобы он не упал и не ушибся.

4. Когда ребенок делает то, что обязан, он находится на правильном пути и благодаря этому будет счастлив.

5. Хорошо, если ребенок занимается спортом. Но спортивными единоборствами ему заниматься не следует, так как это чревато физическими увечьями и нарушениями психики.

6. Воспитание - это тяжелый труд.

7. У ребенка не должно быть тайн от родителей.

8. Если мать не справляется со своими обязанностями по отношению к детям, это, скорее всего, означает, что отец плохо выполняет свои обязанности по содержанию семьи.

9. Материнская любовь не может быть чрезмерной: любовью ребенка не испортишь.

10. Родители должны ограждать ребенка от негативных сторон жизни.

11. Не следует приучать ребенка к рутинной домашней работе, чтобы он не потерял охоту к любой работе.

12. Если бы мать не руководила домом, мужем, детьми, все происходило бы менее организованно.

13. В рационе семьи все самое вкусное и полезное должно в первую очередь доставаться ребенку.

14. Лучшая защита от инфекционных заболеваний - ограничение контактов с окружающими.

        15. Родители должны активно влиять на то, кого из сверстников выбирает ребенок себе в друзья.

( итоги теста на слайде)

    Прежде чем воспитывать, откройте двери в своё детство. Вспомните, какими были вы, чего ждали от своих родителей? Что вы испытываете,  воспитывая своего ребёнка? Превосходство или сочувствие к нему? Но самое главное – никогда не воспитывайте ребёнка в состоянии аффекта. Семь раз отмерьте, один отрежьте. Старайтесь стать для ребёнка таким родителем, о котором вы сами мечтали в детстве.  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Детско-родительские отношения Аспекты воспитания детей

Слайд 2

ПОВЕРЬ МНЕ, СЧАСТЬЕ ТОЛЬКО ТАМ, ГДЕ ЛЮБЯТ НАС, ГДЕ ВЕРЯТ НАМ. М.ЛЕРМОНТОВ

Слайд 3

Успешность воспитания детей стоит в прямой зависимости от личностного роста, гармонии и душевного равновесия родителей.

Слайд 4

Типы семейных взаимоотношений : -авторитарный; -попустительский; -гиперопека; -демократический.

Слайд 5

Авторитарный Чрезмерная требовательность Подавление инициативы Подавление чувства собственного достоинства

Слайд 6

Попустительский Дети и взрослые два разных мира Пассивность родителей как воспитателей Эмоциональная холодность

Слайд 7

Гиперопека Запреты, ограничения, контроль Удовлетворение всех потребностей Ограждение от забот, усилий, Выполнение прихотей и капризов

Слайд 8

Демократический Общение на равных Возможности для развития самостоятельности Родители и дети партнеры

Слайд 9

Тест на верность воспитательной позиции "Категорически не согласен" - 1 б. "Я не спешил бы с этим согласиться" - 2 б. "Это, пожалуй, верно" - 3 б. "Совершенно верно, считаю именно так" - 4 б.

Слайд 10

Если вы набрали свыше 40 баллов , Интересы ребенка - главный мотив Вашего поведения. Такая позиция достойна одобрения. Однако у Вас она несколько заострена. Психологи называют это чрезмерной опекой. В подобных семьях взрослые все выполняют за ребенка, стремятся оградить его от мнимых опасностей, заставляют следовать своим требованиям, суждениям, настроениям. В результате у ребенка формируется пассивная зависимость от родителей, которая по мере взросления все более препятствует личностному росту. Вам следовало бы больше доверять своему ребенку, верить в него, прислушиваться к его собственным интересам, ведь верно замечено: "Воспитывать детей - значит учить их обходиться без нас". От 25 до 40 баллов . Вашему ребенку не грозит стать распущенным и избалованным, поскольку вы уделяете ему достаточное, но не чрезмерное внимание. Постарайтесь сохранить этот уровень отношений. Если Вы набрали менее 25 баллов , то Вы явно недооцениваете себя как воспитателя, слишком полагаетесь на случай и благоприятное стечение обстоятельств. Проблемы в деловых и супружеских взаимоотношениях часто отвлекают Ваше внимание от ребенка. А он вправе ожидать от Вас большего участия и заботы.

Слайд 11

Помните! Ребенок учится тому, Что видит у себя в дому, Родители пример ему. С. Брандт

Слайд 14

Любовь, принятие, уважение, понимание которые родители заложат в своего дитя в первые пять лет, он пронесет по жизни.

Слайд 15

Детская психология выделяет 3 основных типа отношений родителей и их детей: 1.Оптимальный тип 2.Тип излишней вовлечённости (авторитарный контроль) 3.Тип излишней отстраненности (эмоциональное отвержение)

Слайд 16

Аспекты воспитания детей: Чего хотят сами дети? Основной уход (еда, тепло, одежда и т.д.) Обеспечение безопасности. Душевная теплота. Поощрение. Руководство и ограничение. Стабильность. Важно четко разделять отцовские и материнские обязанности.

Слайд 17

Родительская поддержка – это процесс: В ходе которого родитель сосредотачивается на достоинствах ребенка. Который помогает ребенку поверить в себя и в свои способности. Который поддерживает ребенка при неудачах.

Слайд 18

Для того, чтобы показать веру в ребенка, родитель должен иметь мужество и желание сделать следующее: Забыть о прошлых неудачах. Помочь ребенку обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей. Позволить ребенку начать «с нуля», опираясь на то, что родитель верит в него, в его способность достичь успеха. Помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам.

Слайд 19

Опираться на сильные стороны ребенка. Избегать подчеркивания промахов ребенка. Уметь и хотеть демонстрировать любовь к ребенку. Внести юмор во взаимоотношения с ребенком. Проводить больше времени с ребенком. Проявлять эмпатию к ребенку и веру в Вашего ребенка. Принимать индивидуальность ребенка. Позволить ребенку самому решать проблемы там, где это возможно. Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний . Для того, чтобы поддержать ребенка, необходимо:

Слайд 20

Слова, которые поддерживают и которые разрушают его веру в себя : Слова поддержки: Зная тебя, я уверен, что вы все сделали, хорошо. Ты делаешь это очень хорошо. У тебя есть некоторые соображения по этому поводу? Готов ли ты начать? Это серьезный вызов. Но я уверен. Что ты готов к нему. Слова разочарования: Зная тебя и твои способности. Я думаю, ты смог бы сделать это гораздо лучше. Эта идея никогда не сможет быть реализована. Это для тебя слишком трудно, поэтому я сам это сделаю.

Слайд 21

: Поддерживать можно посредством Отдельных слов (красиво, прекрасно, здорово). Высказываний («Я горжусь тобой», «Спасибо», «Все идет хорошо» и т.д.). Прикосновений (дотронуться до руки, обнять его и т.д.). Совместных действий (сидеть, стоять рядом и т.д.). Выражение лица (улыбка, кивок, смех).

Слайд 22

Неразлучные друзья – родители и дети! Учитесь быть своему ребенку другом. Критикуйте, не унижая, а поддерживая. Учите своего ребенка быть честным с друзьями и не искать выгоды от дружбы. Приглашайте друзей своего ребенка в дом, общайтесь с ними. Если ваш ребенок поверят вам свои тайны как друзьям, не шантажируйте его ими.

Слайд 23

Когда мы выражаем удовольствие оттого, что делает наш ребенок, это поддерживает его и стимулирует продолжать дело или делать новые попытки. Тогда он получает удовольствие от себя. Подлинная поддержка родителями своего ребенка должна основываться на подчеркивании его способностей, возможностей его положительных сторон. Важно, чтобы родитель научился принимать ребенка таким, какой он есть, включая все его достижения и промахи, а в общении с ним учитывать значение таких вещей, как тон, жесты, выражения.

Слайд 24

Инструкция : известно, что многие нарушения в поведении и развитии ребенка связаны с н Тест «Мера заботы» едостаточным вниманием к нему родителей. Однако, как считают психологи, чрезмерная опека может оказаться опасна так же, как и ее недостаток. Этот тест поможет Вам разобраться, насколько верна Ваша воспитательная позиция. Перед Вами 15 утверждений. На первый взгляд, может показаться, что не все они имеют отношение к воспитанию. Тем не менее против каждой фразы отметьте число баллов, соответствующие вашему суждению по данному вопросу. "Категорически не согласен" - 1 балл. "Я не спешил бы с этим согласиться" - 2 балла. "Это, пожалуй, верно" - 3 балла. "Совершенно верно, я считаю именно так" - 4 балла. Утверждения. 1. Родители должны предвидеть все проблемы ребенка, чтобы помочь ему их преодолеть. 2. Для хорошей матери достаточно общения только с собственной семьей. 3. Маленького ребенка следует всегда крепко держать во время мытья, чтобы он не упал и не ушибся. 4. Когда ребенок делает то, что обязан, он находится на правильном пути и благодаря этому будет счастлив. 5. Хорошо, если ребенок занимается спортом. Но спортивными единоборствами ему заниматься не следует, так как это чревато физическими увечьями и нарушениями психики. 6. Воспитание - это тяжелый труд. 7. У ребенка не должно быть тайн от родителей. 8. Если мать не справляется со своими обязанностями по отношению к детям, это, скорее всего, означает, что отец плохо выполняет свои обязанности по содержанию семьи. 9. Материнская любовь не может быть чрезмерной: любовью ребенка не испортишь. 10. Родители должны ограждать ребенка от негативных сторон жизни. 11. Не следует приучать ребенка к рутинной домашней работе, чтобы он не потерял охоту к любой работе. 12. Если бы мать не руководила домом, мужем, детьми, все происходило бы менее организованно. 13. В рационе семьи все самое вкусное и полезное должно в первую очередь доставаться ребенку. 14. Лучшая защита от инфекционных заболеваний - ограничение контактов с окружающими. 15. Родители должны активно влиять на то, кого из сверстников выбирает ребенок себе в друзья.

Слайд 25

Информометрия (Бланк для школьников) ________________________________________________ (фамилия, имя, отчество) Как зовут твоих родителей? Как ты обычно их называешь? Кем они работают и где? Что конкретно делают, выпускают, чем занимаются? С кем дружат твои родители? Можешь ли ты этих людей назвать? Давно ли они дружат? Как ты думаешь, почему? Давно ли ваш ребёнок дружит с этими ребятами? Назовите любимое занятие твоих родителей. Назовите любимый цвет твоих родителей. Какие кинофильмы любят смотреть? Какие книги читают? Когда и где они родились? Во сколько начинается и заканчивается их рабочий день? Какую зарплату получают? Как чаще всего они тебя называют?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на родительском собрании " Детско-родительские отношения"

Роль семьи в обществе не сравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность ребенка, основы нравственности человека....

Детско-родительские отношения. Понятие и типы детско-родительских отношений.

Под родительским отношением понимается «система, или совокупность, родительского, эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним». В литературе описана дос...

Влияние стиля детско-родительских отношений на формирование готовности обучения ребенка к школе.

Родители-первые и самые важные воспитатели ребенка.Именно родители своим стилем воспитания в семье влияют на формирование личности....

«Подготовка ребенка к обучению в школе через изменение нравственных и семейных ценностей и укрепление детско-родительских отношений»

Материал для выступления на родительском собрании выпускников по проблеме  изменения  семейных ценностей с целью разносторонней подготовки ребенка к  успешному  обучению в школе....

Выступление психолога на родительском собрании в средней группе Тема: «ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ»

Аудитория: родители детей, посещающих среднюю возрастную группу детского сада.Цель: формировать у родителей умения выстраивать оптимальные детско-родительские отношения.Задачи:- познакомить родителей ...

Чек – лист организации дистанционного родительского собрания на тему: «На пороге школы» в подготовительной к школе группе.

Методическая разработка содержит алгоритм организации родительского собрания в режиме он-лайн...

ДОКЛАД – ВЫСТУПЛЕНИЕ «Стили детско-родительских отношений»

ДОКЛАД – ВЫСТУПЛЕНИЕ Тема доклада: «Стили детско-родительских отношений»...