ДОКЛАД – ВЫСТУПЛЕНИЕ «Стили детско-родительских отношений»
статья

ДОКЛАД – ВЫСТУПЛЕНИЕ 

Тема доклада: «Стили детско-родительских отношений»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stili_detsko_roditeltskih_otnosheniy.docx26.3 КБ

Предварительный просмотр:

ДОКЛАД – ВЫСТУПЛЕНИЕ

Тема доклада: «Стили детско-родительских отношений»

Подготовила:

Воспитатель МАДОУ №20

Ямолдинова Л.Р.  

г. Балашиха, 2021 г.

Московская область

ДОКЛАД

Тема: «Стили детско-родительских отношений»

По мнению А. Я. Варга и В. В. Столина, «родительские отношения» – это система отношений к ребенку, разнообразных чувств, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.

В настоящее время проблема детско-родительских отношений как фактора психофизического благополучия детей в условиях семьи приобретает особую актуальность, так как является одной из важнейших составляющих государственной политики сохранения здоровья нации.

Детско-родительские отношения составляют важнейшую подсистему отношений семьи как целостной системы и могут рассматриваться как непрерывные, длительные и опосредованные возрастными особенностями.  

Понятие родительское отношение имеет наиболее общий характер и указывает на взаимную связь и взаимозависимость родителя и ребенка. Родительское отношение включает в себя субъективно – оценочное, сознательно – избирательное представление о ребенке, которое определяет особенности родительского восприятия, способ общения с ребенком, характер приемов воздействия на него.

Понятие родительская позиция и родительская установка используются как синонимы родительского отношения, но отличаются степенью осознанности. Родительская позиция скорее связывается с сознательно принятыми, выработанными взглядами, намерениями; установка – менее однозначна.

У истоков научных исследований проблем семейного воспитания стоял П. Ф. Лесгафт. Целью всякого воспитания он полагал содействие развитию разумного человека, который был бы в состоянии соединить опыт прошедшей жизни с настоящей жизнью и быть в состоянии предвидеть последствия своих действиях и отношений к другому миру.

Одним из основных психолого-педагогических понятий для выделения различных типов семейного воспитания является стиль родительского отношения, или стиль воспитания. Как социально-психологическое понятие, стиль обозначает совокупность способов и приемов общения по отношению к партнеру. Различают общий, характерный и конкретный стили общения. Родительский стиль – это обобщенные, характерные, ситуационно неспецифические способы общения данного родителя с данным ребенком, это образ действий по отношению к ребенку.

Чаще всего в психолого-педагогических исследованиях для определения, анализа родительского отношения используются два критерия:

  1. степень эмоциональной близости, теплоты родителей к ребенку (любовь, принятие, тепло или эмоциональное отвержение, холодность)
  2. степень контроля за его поведением (высокая - с большим количеством ограничений, запрещений; низкая - с минимальными запретительными тенденциями).

Отношения родителей с ребенком, по мнению Л. Беньямина, строятся на основе двух основных стратегий:

  1. стратегия предоставление самостоятельности, бегством на преследование;
  2. стратегии «защитного поведения» – ребенок в ответ на отвержение начинает вести себя так, как будто его любят, как бы приглашая родителей изменить свое отношение к нему. Внутренняя регуляция поведения ребенка воспроизводит отношение родителей к ребенку, но отношение к другим все же строится на основе воспроизводства отношений между родителями или отношения родителей к другим детям.

Специфика родительского отношения заключается в двойственности и противоречивости позиции родителя по отношению к ребенку. С одной стороны, это объективное оценочное отношение, направленное на формирование качеств и способов поведения. Наличие этих двух противоположных начал характерно не только для родительского отношения, но и для межличностных отношений вообще.

Э. Фромм, рассматривая родительские отношения как фундаментальную основу развития ребенка, провел качественное различие между особенностями материнского и отцовского отношения к ребенку. Это различие наиболее ярко прослеживается по следующим линиям:

1. условность – безусловность,

2. контролируемость – неконтролируемость.

Материнская любовь безусловна – мать любит своего ребенка за то, что он есть. Материнская любовь не подвластна контролю со стороны ребенка, ее нельзя заслужить (либо она есть, либо ее нет).

Отцовская любовь обусловлена – отец любит за то, что ребенок оправдывает его ожидания. Отцовская любовь управляема, ее можно заслужить, но ее можно и лишиться.

Таким образом, Э. Фромм выделяет такие существенные характеристики родительских отношений, как его двойственность и противоречивость.

Аналогичное противопоставление условной и безусловной любви рассматривается К. Роджерсом. Он подчеркивает, что именно безусловное позитивное внимание родителя к ребенку, безотносительно к совершаемым им поступкам, обеспечивает полноценное развитие личности ребенка.

Э. Г. Эйдемиллер выделил следующие критерии, которые необходимо учитывать при характеристике стиля воспитания:

1. Уровень протекции. Речь идет о том, сколько сил, внимания, времени уделяют родители воспитанию ребенка. Здесь наблюдаются два отклонения:

  • чрезмерная (гиперпротекция) - родители уделяют ребенку крайне много времени, сил, и внимания, его воспитание становится главным делом их жизни
  • недостаточная (гипопротекция). Гипопротекция – ситуация, при которой ребенок оказывается на периферии внимания родителей, родителям «не до него», за воспитание ребенка они берутся лишь время от времени, когда что-то случается.

2. Степень удовлетворения потребностей ребенка - материально-бытовые потребности (в питании, одежде, предметах развлечения) и духовные (прежде всего в общении с родителями, в их любви и протекции). В степени удовлетворения потребностей возможны два отклонения:

  • потворствование (родители стремятся к максимальному и некритическому удовлетворению любых потребностей ребенка. Они балуют его, любое его желание для них – закон. При потворствовании родители бессознательно проецируют на детей свои ранее не удовлетворенные потребности и ищут способы заместительного удовлетворения их за счет воспитательных действий)
  • игнорирование (характеризуется недостаточным стремлением к удовлетворению потребностей ребенка. Чаще страдают при этом духовные потребности, особенно потребность в эмоциональном контакте, в общении с родителями).
  1. Количество и качество требований к ребенку в семье. Требования к ребенку – неотъемлемая часть воспитательного процесса. Сюда входят:
  • обязанности ребенка (учеба, уход за собой, участие в организации быта, помощь другим членам семьи)
  • запреты – то чего ребенок не должен делать. Наконец, невыполнение ребенком требований может повлечь применение санкций – от мягкого осуждения до суровых наказаний.
  1. Формы нарушений системы требований к ребенку таковы:
  • чрезмерность требований-обязанностей (лежит в основе типа негармоничного воспитания – «повышенная моральная ответственность». Требования к ребенку очень велики, непомерны, не соответствуют его возможностям и увеличивают риск психической травматизации).
  • недостаточность требований-обязанностей (ребенок имеет минимальное количество обязанностей в семье),
  • чрезмерность требований-запретов (ребенку «ничего нельзя», ему предъявляется огромное количество требований, ограничивающих его свободу и самостоятельность. У родителей проявляется страх перед любыми проявлениями самостоятельности ребенка и даже стремление подавить самостоятельность мысли ребенка),
  • недостаточность требований-запретов (ребенку «все можно». Даже если и существуют какие-либо запреты, ребенок легко их нарушает, зная, что с него никто не спросит),
  • чрезмерность санкций (характеризует тип воспитания «жестокое обращение». Для таких родителей обычна приверженность к применению строгих наказаний, чрезмерное реагирование даже на незначительные нарушения поведения),
  • минимальность санкций (родители предпочитают обходиться либо вовсе без наказаний, либо применяют их крайне редко, сомневаясь в результативности любых наказаний).

Кроме того, Э. Г. Эйдемиллер выделил такой признак, как неустойчивость стиля воспитания – резкая смена стиля, переход от очень строгого к либеральному и обратно, от значительного внимания к ребенку – к эмоциональному отвержению его родителями.

Д. Баумринд предложила концепцию трех стилей родительского поведения – авторитетного, авторитарного и либерального.

  • Авторитарный родитель стремится контролировать ребенка, требует от него выполнения установленных правил, ценит послушание как добродетель и применяет карательные меры в случае, если деятельность и желания ребенка не соответствуют родительской установке.
  • Авторитетный родитель направляет деятельность ребенка в более рациональном ключе, поощряет его сомнения и делится своими сомнениями с ребенком относительно собственной воспитательной политики, учитывает собственные права как взрослого и индивидуальные интересы ребенка. Такой родитель предпочитает контроль в сфере детско-родительских отношений, но без репрессивных мер.
  • Разрешающий (либеральный) родитель позволяет ребенку регулировать его собственные интересы, поведение и активность, не применяя строгих мер против детских импульсов и желаний, выдвигая лишь несколько правил относительно совместной жизни в семье и поведения в социуме. Такой родитель является для ребенка источником удовлетворения его желаний и безнаказанности. Это можно определить как либеральный стиль.

Д. Баумринд показала в своих исследованиях, что наиболее эффективным и благотворным для ребенка является авторитетный стиль родительского отношения. Также она выделила и четыре параметра родительского поведения:

* родительский контроль,

* родительские требования,

* способы общения с детьми,

* эмоциональная поддержка.

Поведение ребенка, его развитие, по мнению Д. Баумринд, зависит от того, какой параметр преобладает в воспитательной практике родителей.

В этой связи ею было выделено три типа детей:

1. Компетентные – уверенные в себе, с хорошо развитым самоконтролем, умением устанавливать контакты, независимые, зрелые, любознательные, активные, социально развитые. Родителям компетентных детей присуще сочетание высокой требовательности и контроля с демократичностью и принятием. К компетентным детям родители относились нежно, с теплотой, пониманием, доброжелательно, контролировали детей. Хотя прислушивались к мнению детей, уважали их независимость, но не исходили только из желания детей, а придерживались своих правил, ясно объясняя мотивы своих требований. Это соответствует авторитетному стилю воспитания

2. Избегающие – с преобладанием уныло-грустного настроения, трудно устанавливающие контакты, избегающие новых и фрустрационных ситуаций, замкнутые, недоверчивые. Родители избегающих детей больше полагались на строгость и наказание, относились к детям с меньшей теплотой и сочувствием, редко с ними общались, жестко контролировали их. Это соответствует авторитарному типу воспитания.

3. Незрелые – неуверенные в себе, с плохим самоконтролем, нелюбознательные, не умеющие сдерживать себя, с низким уровнем социального развития. Родители незрелых детей – снисходительные, нетребовательные, неорганизованные, неспособные к контролю в силу своей эмоциональной незрелости. Это соответствует либеральному стилю воспитания.

Авторитетный стиль родительского поведения, вероятно, способствует нормальному или разумному поведению подростка. Такое поведение характеризуется ответственными, независимыми и высокой степенью самопринятия и контроля. А. С. Макаренко выделял следующие типы родительского авторитета:

  • авторитет любви, доброты, уважения;
  • противопоставляется им авторитет подавления, расстояния, педантизма, резонерства, подкупа.

Последние типы авторитета, по А. С. Макаренко могут соответствовать авторитарному типу отношений. Дети, воспитанные авторитарными родителями, могут быть зависимыми и тревожными в присутствии обладающих властью лиц либо вести себя вызывающе или обижаться и возмущаться по любому поводу. Дети, воспитанные в обстановке вседозволенности могут игнорировать нормы и правила, вследствие недостаточного самоконтроля и могут ощущать собственную неполноценность в том случае, если родители игнорировали их самих.

 А. Я. Варга выделяет следующие стили воспитания:

  • симбиоз (эмоциональная чрезмерная близость) - «гиперопека». Существуют две причины. Первая причина состоит в том, что родители используют ребенка для удовлетворения собственных потребностей. Он подменяет все остальные нормальные пути самореализации взрослого, особенно связанные с браком и работой. Вторая причина «удушающей любви» выглядит по-другому, но имеет те же корни. Гиперопека часто скрывает сильную враждебность по отношению к ребенку. Поскольку это чувство неприемлемо и вызывает чувство вины, оно быстро вытесняется в подсознание. Некоторые неудовлетворенные и разачарованные родители на самом деле боятся, что их враждебность или неприятие ребенка может привести к тому, что с ним случится «что-то ужасное». Предупредительное появление матери в нужный момент и сиюминутное реагирование на любую потребность ребенка лишает его возможности обнаружить, что мать находится «за пределами» его «я», и результатом этого будут навсегда не проясненные границы личности.
  • авторитарность эмоциональное отвержение (“маленький неудачник“).
  • симбиотически-авторитарный. Влияние авторитаризма на развитие личности ребенка изучалось многими психологами. Избыточный контроль, сильные ограничения, жесткая регламентация со стороны родителей коррелируют с эмоциональными нарушениями у детей. Такие дети часто находятся в подавленном или невротическом состоянии. При авторитарном стиле воспитания у ребенка возникает негативная Я-концепция. В подобных случаях у детей появляется ощущение отторгнутости, заброшенности, бесчувственности, агрессия, что, в свою очередь, приводит к возникновению напряженности в общении с людьми, к отрицательному отношению, как к себе, так и к другим людям. Дети таких родителей думают, что их не любят, что они не нужны и малоценны. Постоянные ожидания наказания приводят к повышению тревожности и фрустрации. У таких детей, как правило, кроме негативной Я-концепции, формируется социальная пассивность, болезненная стеснительность, предубежденность против самого себя, так как они не решаются проявлять себя, боясь наказания, критики, неудач.

По мнению Э. Фромма, самый эффективный способ сломать волю ребенка – это пробудить в нем чувство вины. И далее Э. Фромм пишет: «… родительский авторитет имеет целью подавление воли, индивидуальности и независимости ребенка, он (ребенок), для того, чтобы остановить это давление, вступает в борьбу с авторитетом, представленным в лице родителей, в борьбу за свою свободу от подавления, за то, чтобы быть собой, полноправным человеческим существом, а не управляемым роботом. Для некоторых детей эта борьба за свободу более успешна, чем для других, но лишь немногие добиваются успеха.

Семейное воспитание – сложная система. Оно должно основываться на определённых принципах и иметь определённое содержание, которое направлено на развитие всех сторон личности ребёнка. Оно должно основываться на определённых принципах:

  1. гуманность и милосердие к растущему человеку;
  2. вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как её равноправных участников;
  3. открытость и доверительность отношений с детьми;
  4. оптимистичность взаимоотношений в семье;
  5. последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного);
  6. оказание посильной помощи своему ребёнку, готовность отвечать на вопросы.

Рекомендации родителям:

  • Необходима  согласованность требований всех членов семьи в воспитании собственного ребенка.
  • Требования  должны предъявляться  авторитетно, соблюдать серьёзность, твердость тона, но при этом быть справедливым и последовательным.
  • Проявлять деликатность, уметь разговаривать с ребенком и выслушивать его, проявлять выдержку даже тогда, когда детское непослушание вызывает раздражение.
  • Уметь выбрать время и место для  разговора с ребенком « по душам».
  • Положительный детский поступок должен подкрепляться оценкой ( поступил как внимательный сын, как добрый человек)
  • Уметь понять ребенка и мотивы его поступков, чтобы, встав на его место, решать, как поступить с ним по справедливости, а главное – при выборе приемов воздействия опираться на лучшее, что есть в ребенке.
  • Уважать ребенка – это не значит идти у него на поводу, проявлять уступчивость, напротив быть разумно требовательным и в меру строгим!

«Ребенок - зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в  детях отражается нравственная чистота матери и отца». В. А. Сухомлинский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Типы детско-родительских отношений. Стили семейного воспитания.

Родители играют исключительную роль в жизни ребенка, и на них ложится основная ответственность за его развитие. В большой мере особенности социального развития ребенка определяет первый и важней...

Выступление на родительском собрании " Детско-родительские отношения"

Роль семьи в обществе не сравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность ребенка, основы нравственности человека....

Консультация для родителей. "Стиль семейного воспитания. Детско-родительские отношения как фактор, оказывающий влияние на эмоциональное отношение детей".

Дошкольный возраст является предметом пристального внимания  ученых и практиков, как важный и  ответственный период в жизни человека, как момент рождения личности.  В этот период происх...

Доклад о работе детско-родительской гостиной «Мир семьи – мир детства»

Концепция ребенка, как "маленького", неразвитого взрослого прочно укоренилась и сохранялась в европейской культуре на протяжении столетий. Русское искусство, с XVIII-го века охваченное стремлением под...

Влияние стиля детско-родительских отношений на формирование готовности обучения ребенка к школе.

Родители-первые и самые важные воспитатели ребенка.Именно родители своим стилем воспитания в семье влияют на формирование личности....

Консультации для родителей "Стиль семейного воспитания. Детско-родительские отношения как фактор, оказывающий влияние на эмоциональное отношение детей."

На этапе дошкольного детства развивается самосознание, формируется самооценка и т. д. И именно в это период наиболее важным является влияние семьи на развитие личности ребенка, влияние существующей в ...

Доклад "Формирование правильного детско-родительского отношения"

Доклад для родительского собрания "Формирование правильного детско-родительского отношения"...