Пальчиковая гимнастика
картотека

Базарова Ринчинханда Петровна

Пальчиковая гимнастика в стихах и пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные ощущения – и успокаивают. Это прекрасное занятие, когда ребенка больше нечем занять (например, в дороге или в очереди).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovaya_gimnastika.docx23.6 КБ

Предварительный просмотр:

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

Потешка «Прогулка»

Пошли пальчики гулять, (пальцы сжаты в кулак; большие опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу.)

А вторые догонять. (ритмичные движения по столу указательными пальцами.)

Третьи пальчики бегом, (движения средних пальцев в быстром темпе.)

А четвертые пешком. (медленные движения безымянных пальцев по столу.)

Пятый пальчик поскакал (касание поверхности стола мизинцами.)

И в конце пути упал. (хлопок обеими кулаками по поверхности стола.)

«Веселые ладошки»

Ладони лежат на столе, пальцы вместе. Энергичным, скользящим движением широко развести пальцы, соединить.

«Ладошка—кулачок—ребро» (на счет: раз, два, три).

Левая ладонь лежит на столе, пальцы вместе, правая сжата вкулак и стоит на столе. Поочередная смена положения.

Руки согнуты в локтях перед грудью, ладони вместе, пальцы соединены. Попеременно энергичным движением сжимать кулак одной руки, приставляя к вытянутой ладони другой.

Кулаки обеих рук прижаты к груди. Энергично разжать пальцы, выбросить ладони вперед.

Потешка «Замок»

На двери висит замок. (ритмичные быстрые соединения пальцев в замок.)

Кто открыть его бы мог? (пальцы сцеплены, руки тянутся в разные стороны.)

Потянули, покрутили, (движения сцепленными пальцами от себя.)

Постучали (пальцы сцеплены, ладони стучат друг о друга.)

И открыли. (пальцы расцеплены, ладони в стороны.)

«Пальчики в лесу»

Вышли пальчики гулять, (передвигаем указательным и средним, шагают)

Этот пальчик в лес пошел, (мизинчик как-бы крутим)

Этот пальчик-гриб нашел, (безымянный — сгибаем и разгибаем)

Этот пальчик чистить стал, (средний — сгибаем и разгибаем)

Этот пальчик жарить стал, (указательный — сгибаем и разгибаем)

Ну а этот только ел — оттого и потолстел. (большой – сгибаем и разгибаем)

«Мой мизинчик»

(Кулачок – пальцы вместе; разгибаем поочередно пальчики)

Мой мизинчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил.

С этим братцем — щи варил.

С этим братцем песни пел.

Ну а этого встречал и конфеткой угощал (мизинчик здоровается с большим).

«Шел Саша по шоссе»

Шел Саша по шоссе, (указательный и средний шагают)

Нес сушки в мешке, (указательный и большой соединяем на двух руках в колечки)

Сушку-Грише,

Сушку-Мише,

Есть сушки Проше,

Васюше,

Антоше,

Еще две сушки Нюше

И Петрушке,

Еще три сушки Паше.

«Очки»

Бабушка очки надела

И внучонка разглядела (большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко, колечки поднести к глазам).

«Лодка»

Лодочка плывет по речке, оставляя на воде колечки (обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням, как ковшик)

«Грабли»

Листья падают в саду, я их граблями смету. (ладони на себя, пальцы переплетены между собой ,выпрямлены и тоже направлены на себя)

«Скворечник»

Скворец в скворечнике живет и песню звонкую поет.

адошки вертикально поставлены друг к другу, мизинцы прижаты, как лодочка, а большие пальцы загнуты внутрь)

«Шарик»

Надуваем быстро шарик.

Он становится большой.

Вдруг шар лопнул, воздух вышел-

Стал он тонкий и худой.

(пальцы собраны в щепотку и соприкасаются кончиками; дуем на них и пальцы принимают форму шара; воздух выходит — пальцы в исходное состояние)

Надувайся, шарик, больше!

Лучше щечки раздувай!

Поиграйте с нами дольше:

Катись, прыгай и летай!

«Кошка»

А у кошки ушки на макушке, чтобы лучше слышать мышь в ее норушке (средний и безымянный пальцы упираются в большой, указательный и мизинец подняты вверх).

«Мышка»

Серенький комок сидит и бумажкой все шуршит.

(средний и безымянный пальцы упираются в большой, указательный и мизинец согнуты в дуги и прижаты к среднему и безымянному).

«Зайка и ушки»

Ушки длинные у зайки, из кустов они торчат.

Он и прыгает, и скачет, веселит своих зайчат.

(пальцы собраны в кулак, выставить вверх указательный и средний пальцы, шевелить ими в стороны и вперед)

«Зайка и барабан»

Зайка взял свой барабан и ударил: трам-трам-трам

(пальцы сжаты в кулак, указательный и средний – вверх – уши; безымянный и мизинец стучат по большому пальцу)

«Коза»

У козы торчат рога, может забодать она.

(внутренняя сторона ладони опущена вниз; указательный и мизинец выставлены вперед; средний и безымянный прижаты к ладони и охвачены большим)

«Гусь»

Гусь стоит и все гогочет, ущипнуть тебя он хочет.

(предплечье вертикально; ладонь под прямым углом; указательный палец опирается на большой; все пальцы прижаты друг к другу.)

Гусь сердитый зло гогочет: может быть, он кушать хочет?

Гусь гнездо свое чинил, гусь считалку сочинил,

И гогочет и гогочет: заучить считалку хочет!

«Петушок»

Петушок стоит весь яркий, гребешок он чистит лапкой.

(ладонь вверх; указательный палец опирается на большой; остальные пальцы растопырены в стороны и подняты вверх)

«Жук»

Жук летит, жужжит, жужжит и усами шевелит.

(пальцы сжаты в кулачок; указательный и мизинец разведены в стороны, ребенок шевелит ими.)

Я веселый Майский жук, знаю все сады вокруг,

Над лужайками кружу. А зовут меня Жу-жу.

«Птенчики в гнезде»

Птичка крылышками машет и летит к себе в гнездо.

Птенчикам своим расскажет, где она взяла зерно.

(обхватить все пальчики правой руки левой ладонью и ими шевелить.)

«Замок»

Пальцы сплетем и замок мы получим.

Повторим еще, и получится лучше.

адошки прижаты друг к другу; пальцы переплетены — перебираем ими.)

«Погладим котенка»

-Киса, кисонька, кисуля! — позвала котенка Юля.

- Не спеши домой, постой! — и погладила рукой.

(одной, затем другой рукой сделать расслабляющие упражнения для пальцев)

«Пальчики»

1 – 2 – 3 – 4 – 5 — вышли пальчики гулять.

1 – 2 – 3 – 4 – 5 — в домик спрятались опять.

(поочередно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке.)

«Мы считаем»

Можно пальчики считать: 1 — 2 – 3 – 4 — 5.

На другой руке – опять: 1 – 2 – 3 – 4 — 5.

( поочередно разгибать пальцы правой, затем левой руки, начиная с большого)

«Пальчики здороваются»

Я здороваюсь везде — дома и на улице.

Даже «здравствуй» говорю я соседской курице.

(кончиком большого пальца правой руки поочередно касаться кончиков остальных пальцев; тоже с левой рукой)

«Дождик»

Дождик-дождик, полно лить малых детушек мочить!

(подушечки пальцев правой (левой) руки прижать к столу; попеременно постукивать ими, как на пианино)

«Коза рогатая»

Идет коза рогатая за малыми ребятами.

- Кто кашку не ест, молоко не пьет. Забодаю, забодаю! (пальцы рук поджать, а указательный и мизинец держать выпрямленными.)

Игры, развивающие движения кисти,

«пальчиковая гимнастика»

«Сорока-сорока»

Указательным пальцем правой руки выполняются круговые движения по ладони левой руки. Действия сопровождаются словами:

Сорока-сорока

Кашу варила,

Деток кормила.

Этому дала (загибается мизинец),

Этому дала (безымянный),

Этому дала (средний),

Этому дала (указательный),

Этому дала (большой).

«Этот пальчик — бабушка»

Загибание и разгибание пальчиков малыша попеременно на правой и левой руке, сопровождая движения словами:

Этот пальчик — бабушка. Этот пальчик — дедушка.

Этот пальчик — папочка. Этот пальчик — мамочка.

Этот пальчик — Вовочка. Этот пальчик хочет спать.

Этот пальчик — прыг в кровать! Этот пальчик прикорнул.

Этот пальчик уж заснул. Встали пальчики.

Ура! В детский сад идти пора!

«Поехали-поехали»

Ребенок разводит руки в стороны и раскрывает ладони, показывая размеры репки, под соответствующие слова:

Поехали-поехали,

С орехами, с орехами,

К дедушке за репкой,

Желтой, большой —

Вот какой! (показывает руками)

Поехали-поехали,

К зайчику за мячиком,

За мячиком твоим,

Круглым и большим —

Вот каким! (показывает руками).

«Тук-тук, я стучу»

Взрослый читает стихотворный текст, побуждает ребенка удерживать руку в кулаке, отстукивает его кулачком по поверхности стола каждое слово потешки:

Тук-тук — я стучу.

Новый столик сколочу.

«Колобок»

Ребенок выполняет движения, сопровождая их стихотворным текстом:

Кулачок как колобок

Мы сожмем его разок.

Одна рука сжата в кулак — «колобок», другой рукой ребенок. Поглаживает кулачок, несколько раз сжимает его. Затем положение рук меняется.

«Веселые маляры»

Ребенок имитирует движения кистями обеих рук в направлении вверх-вниз, слева направо (локти на уровне груди) под чтение двустишья:

Мы покрасим этот дом,

Жить Ванюша будет в нем.

«Повар»

Ребенок выполняет круговые движения кистью по и против часовой стрелки в сопровождении стихотворного текста:

Варим, варим, варим щи.

Щи у Вовы хороши!

«Пила, пила»

Ребенок выполняет скользящие движения ребром ладони по поверхности стола:

Пила, пила, пили живей,

Мы строим домик для зверей.

«Лодочка»

Ребенок соединяет ладони обеих рук «лодочкой» и делает скользящие движения по поверхности стола:

Лодочка плывет по речке,

Оставляя на воде колечки.

«Пальчики у нас попляшут»

Выполнение имитационных движений в сопровождении стихотворного текста:

Пальчики у нас попляшут:

Вот они, вот они! (Дети вращают кистями.)

В кулачки мы пальцы спрячем,

В кулачки, в кулачки. (Сжимают, разжимают пальцы.)

Пальчики опять попляшут:

Вот они, вот они! (Перебирают пальчиками.)

Пальчиками мы помашем:

Уходи, уходи! (Встряхивают кистями рук.)

«Веник»

Упражнение выполняется с широкой амплитудой движений раскрытой ладонью вправо-влево с фиксацией запястья на дне бассейна.

Аналогичные движения можно выполнять рукой, сжатой в кулак, и попеременными движениями ладони и кулака.

«Зоопарк»

«Волк» — соединить большой, средний, безымянный пальцы;указательный и мизинец слегка отогнуть.

«Ежик» — ладони соединить, прямые пальцы выставить вверх.

«Улитка с усиками» — ладони лежат на столе. Поднять указательные и средние пальцы, расставить их.

«Лиса крадется» — все пальцы медленно шагают по столу вперед.

«Паук» — пальцы согнуты, медленно продвигаются по столу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта педагогической работы "Применение пальчиковой гимнастики в работе с детьми с речевыми нарушениями. Описание комплекса пальчиковой, двигательной и зрительной гимнастики в стихах.

1.Сообщение из опыта педагогической работы "Пальчиковая гимнастика с детьми с речевыми нарушениями".2.Описан комплекс пальчиковой, двигательной и зрительной гимнастики в стихах (по лексическим темам)...

Консультация для родителей. Пальчиковая гимнастика в детском саду Почему проводится пальчиковая гимнастика в детском саду.

Для малышей пальчиковая гимнастика в детском саду проводиться для того чтобы развить мелкую моторику, стимулировать разговорную зону...

Рекомендации родителям. Пальчиковая гимнастика для развития речи. Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников».

Рекомендации родителям. Пальчиковая гимнастика для развития речи. Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»....

Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики. Значение пальчиковой гимнастики в развитии дошкольников.

Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики. Значение пальчиковой гимнастики в развитии дошкольниковПальчиковая гимнастика — эффективный способ развития ...

Картотека самомассажа и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста Комплекс пальчиковой гимнастики № 1 «МОЯ СЕМЬЯ»

Картотека самомассажа и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возрастаКомплекс пальчиковой гимнастики № 1«МОЯ СЕМЬЯ»Этот пальчик - дедушка,Этот пальчик - бабушка,Этот пальчик - папо...