Родительские собрания
материал

Сюрина Светлана Ивановна

Повышение педагогических знаний родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение центр развития ребёнка – детский сад                                                                             «Аленький цветочек»

Доклад на родительское собрание в младшей группе

Тема: «ВЛИЯНИЕ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ НА УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА»

Подготовила воспитатель:

 Сюрина Светлана Ивановна

2019 год.

Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев,

"Рука – это инструмент всех инструментов", заключал еще Аристотель. "Рука – это своего рода внешний мозг", - писал Кант.

Эти выводы не случайны. Действительно, рука имеет большое

"представительство" в коре головного мозга, поэтому пальчиковая гимнастика имеет большое значение для развития ребенка.

Одним из самых распространенных видов пальчиковой гимнастики являются пальчиковые игры.

Игры с пальчиками развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулируют творческие способности, фантазию и речь. Целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы. В правом полушарии мозга возникают образы предметов и явлений, а в левом они вербализируются, т.е. находят словесное выражение. А происходит этот процесс благодаря "мостику" между правым и левым полушариями. Чем крепче этот мостик, считают ученые, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности.

Пальчиковые игры влияют на пальцевую пластику, руки становятся послушными, что помогает ребенку в выполнении мелких движений, необходимых в рисовании, а в будущем и при письме.

Ученые рассматривают пальчиковые игры как соединение пальцевой пластики с выразительным речевым интонированием, создание пальчикового театра, формирование образно-ассоциативного мышления. А это значит, что пальчиковая гимнастика влияет не просто на развитие речи, но и на ее выразительность, формирование творческих способностей.

Пальчиковые игры, по мнению ученых, – это отображение реальности окружающего мира - предметов, животных, людей, их деятельности, явлений природы. В ходе игры дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Самые простые упражнения:

1. Ф л а ж о к. Четыре пальца соединить вместе, большой опустить вниз. Тыльная сторона ладони обращена к себе.

2. О ч к и. Соединить в кольцо большой и указательный пальцы каждой руки. Приставить колечки друг к другу, поднести к глазам.

3. Б и н о к л ь. Большой палец каждой руки вместе с остальными образуют кольцо. Посмотрите в «бинокль».

4. З а й ч и к. Указательный и средний пальцы разведены в стороны, остальные прижаты к ладони. Заяц шевелит ушками.

5. К о з а. Указательный и мизинец разведены в стороны, остальные пальцы прижаты к ладони. Коза бодается.

При помощи пальцев можно инсценировать рифмованные истории, потешки.

1)  Ты, утенок, не пищи,             

Лучше маму поищи.             

(Сжимание и разжимание пальцев рук.)

2)  Водичка, водичка, 

Умой мое личико…

(Выполнение движений в соответствии с текстом.)

3)  Полетели птички,

Птички-невелички.

(Пальцы переплетены, ладони сжаты.)

Сели птички. Посидели.

Опять полетели.

(Поднимаем и опускаем пальцы в соответствии с ритмом стиха.)

4)  Массаж пальцев.

Мышка мыла мышам лапку –

Каждый пальчик по порядку.

Вот намылила большой,

Сполоснув потом водой.

Не забыла и указку –

Смыв с нее и грязь, и краску.

Средний мылила усердно –

Самый грязный был, наверно.

Безымянный терла пастой –

Кожа сразу стала красной.

А мизинчик быстро мыла –

Очень он боялся мыла…

5)  Пальчики здороваются:

Я здороваюсь везде –

Дома и на улице.

Даже «здравствуй» говорю

Я соседской курице.

(Кончиком большого пальца правой руки поочередно касаться кончиков остальных пальцев.)

6)  ЗАЙКА И БАРАБАН

Зайка взял свой барабан

И ударил: трам-трам-трам.

(Пальчики сжаты в кулачок. Указательный и средний пальцы вытянуты вверх и прижаты один к другому. Безымянным и мизинцем стучим по большому пальцу.)

7)  КОЛЬЦО

Выйду на крылечко,

Вынесу колечко.

Я его вместо игрушки

Подарить хочу Валюшке.

(Большой и указательный пальцы соединить в кольцо, остальные отвести в сторону.)

Все упражнения делаются в медленном темпе и сопровождаются показом и четким произношением текста. Необходимо добавлять упражнения по мелкой моторике рук, действия с пластилином, конструирование из кубиков, собирание различных пирамидок, перекидывание из одной кучки в другую карандашей, пуговиц, спичек, перекатывание шестигранного карандаша

Развитие пальцевой моторики положительно сказывается на становлении речи, необходимой при письме, рисовании, любой игровой и бытовой деятельности. Тренировка пальцев через определенные зоны в коре головного мозга стимулирует подвижность органов артикуляции, делая речь ребенка более четкой и правильной. Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Регулярное повторение двигательных упражнений для пальцев способствует развитию внимания, мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка. Кисти рук становятся более  подвижными и гибкими, что помогает будущим школьникам успешно овладеть навыками письма.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное  автономное учреждение

 центр развития ребёнка – детский сад

«Аленький цветочек»

Родительское собрание

"Наши пальчики играют"

(мастер-класс)

Подготовила:

Воспитатель высшей категории

Сюрина Светлана Ивановна

Родительское собрание

"Наши пальчики играют"

                                                      (мастер-класс) 

Цели: 
1. Раскрыть влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей. 
2. Познакомить родителей с техникой оригами, которую осваивают дети для развития мелкой моторики рук. 
3. Показать уровень развития мелкой моторики у детей на примере совместного занятия. 

4. Дать практические рекомендации родителям по развитию мелкой моторики рук. 
Форма проведения: мастер-класс 
Участники: воспитатели группы, родители, дети. 
Оборудование:

  • выставка детских работ по оригами,
  • памятка «Советы родителям» на каждого,
  • работы, выполненные в технике оригами,
  • художественные материалы (цветная бумага, клей, подготовленный детьми фон),
  • пластилин для пальчиковой игры,
  • дощечка для лепки, гуашь,
  •  стаканы с водой,
  • ватные палочки,
  • схемы складывания гриба,
  •  клей-карандаш. 

Предварительная работа: организация выставки работ, выполненная в технике оригами, оформление помещения, подготовка памяток для родителей.
Повестка собрания: 
1. Влияние мелкой моторики рук на развитие речи (выступление воспитателя). 
2. Познание мира посредством оригами – изящно, конкретно, эффективно (вступление воспитателя) 
3. Пальчиковый тренинг с детьми и родителями. 
4. Совместное занятие по изобразительной деятельности «В гостях у волшебного квадратика». 
Ход собрания 
1.
Выступление воспитателя. 
Влияние мелкой моторики рук на развитие речи 
Ещё век назад Мария Мантессори заметила, что развитие речи и интеллекта тесно связанно с тем, насколько сформировано моторное развитие ребёнка. Учёные-физиологи подтвердили практическое наблюдение, установив, что центры головного мозга, отвечающие за движение пальцев и за речь, расположены близко друг к другу. И проекция кисти руки занимает почти треть площади участка коры головного мозга, отвечающих, за двигательную активность! Стимуляция центра, отвечающего за движение пальцев, приводит к активизации процессов в речевом центре. Таким образом, развитие ловкости пальчиков нужно нам не только для того, чтобы правильно держать ложку и карандаш, но и в первую очередь для того, чтобы у малыша происходило правильное и более быстрое формирование речевых навыков. 
Наши предки, забавляя детишек играми в «ладушки» и в «сороку-белобоку», занимались вовсе не бессмысленным занятием! Поглаживания, похлопывания и
 разминания пальчиков, которые происходят во время этих забав, активизируют нервные окончания на ладошке, что автоматически ведёт к стимулированию работы речевого центра. К сожалению, многие мамы, увлеклись раним развитием детей по Г.Доману, и Н.Зайцеву, посчитали «сороку-белобоку» никому не нужным изобретением стародавних времён и перестали играть с детьми в игры «дореволюционных бабушек». И совершено напрасно. Можно не научить читать детей до года – этот навык прекрасно формируется и в старшем дошкольном возрасте безо всякого ущерба для интеллектуального развития, а вот развитие мелкой моторики у детей может происходить только в раннем возрасте. В течении времени влияние двигательного центра на речевой ослабевает и к младшему школьному возрасту практически сходит на нет. Именно поэтому развитие моторики нужно стимулировать как можно раньше. 
Дети, которые регулярно выполняют упражнения на развитие мелкой моторики, раньше начинают говорить; у них быстрее формируется правильная речь и реже встречаются логопедические дефекты речи. В школе у них быстрее идёт формирование навыков письма и практически не встречается дисграфия. 
Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путём тренировки движений пальцев рук. Для тренировки пальцев могут быть использованы упражнения: 
«Пальчики здороваются» - кончик большого пальца правой руки поочерёдно касается кончиков указательно, среднего, безымянного и мизинца. 
«Человечек» - указательный и средний пальцы правой руки «бегают по столу» 
«Корни деревьев» - кисти рук сплетены, растопыренные пальцы опущены в низ. 
«Музыканты» 
Я на скрипочке играю, 
Тили-тили, тили-тили. 
(левая рука - к плечу. Кистью правой руки имитируем игру на скрипке) 
Скачут зайки на лужайке, 
Тили-тили, тили-тили. 
(энергичные движения подушечками пальцев кистей рук по столу.) 


А теперь на барабане, 
Бум-бум-бум, 
Трам-там-там 
(Энергичные удары ладонями по столу) 
В страхе зайки 
Разбежались по кустам   (движения пальцами по столу, имитирующие убегающих зайцев) 
Выполняя различные пальчиковые упражнения, дети приобретают хорошую подвижность кистей рук, гибкость, у них исчезает скованность движений. 
Кроме пальчиковых упражнений, существуют различные графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного восприятия и внимания.. выполнение графических упражнений в дошкольном возрасте очень важно для успешного овладения письмом: «Дорисуй и нарисуй сам», «Обведи узоры», «Продолжи узор» и т.д. 
Полезно упражнять руку ребёнка в процессе рисования изображений, в которых сочетаются горизонтальные, вертикальные, прямые линии, наклонные, вогнутые, волнистые, замкнутые формы. 
Изготовление игрушек, разных поделок из природного материала расширяет представления детей об окружающем мире, развивает внимание, способствует совершенствованию сенсорики, согласованности в работе глаза и руки, координации движений, их точности. 

2. Выступление воспитателя. 
Познание мира посредством оригами – изящно, конкретно, эффективно. 
Оригами – японское искусство складывания бумаги. Оно привлекло к себе внимание многих педагогов России, так как является не только увлекательным способом проведения досуга, но и средством решения многих педагогических задач, в том числе и коррекционных. 
С давних времён известно влияние мануальных (ручных) действий на развитие психических процессов, речевых функция, а так же особое развивающее и оздоравливающее воздействие на организм ребёнка, развитая моторика пальцев рук является одним из показателей интеллектуальности ребёнка. 
Это привело к мысли о необходимости освоить и широко использовать в практике конструирование из бумаги по методу оригами, как эффективного средства развития психических процессов, коррекции речи и формирования познавательных интересов, потребностей и способностей детей старшего дошкольного возраста. 
Конструирование из бумаги по методу оригами – продуктивный вид деятельности. Изготовленные поделки дети могут забирать домой, дарить их и т.д. коллективные работы находят своё место в оформлении интерьера группы и дошкольного учреждения. 
Самая главная заповедь Мастера: «Не бойтесь. Боящийся – не совершенен. Какому бы делу вы ни решили посветить себя то, чему научились у простого бумажного листа, никогда вас не оставит». 
Важно понять, что главное – не изготовление количества фигурок, а привлечение ребёнка к этой увлекательной и полезной деятельности, обучение детей способами работы с бумагой. 

3.
Пальчиковый тренинг с детьми и родителями. 
пальчиковая игра с пластилином «Горошина» 
Цель: развивать ловкость, содружество движений и переключаемость. 
Дети и родители берут кусочек небольшой пластилина, скатывают его в «горошину» и выполняют следующие манипуляции: 
А) кладут «горошину» на одну ладонь и раскатывают её другой; 
Б) берет горошину в щепоть и кладёт её между пальцами; 
В) катают «горошину» двумя пальцами (указательным и большим) под слова педагога: 
Мы горошину в двух пальцах помнём, 
О горошине зелёной мы споём. 
Г) кладут горошину на стол и катают её по столу одним указательным пальцем. Педагог сопровождает упражнение словами: 
Катись, горошина, за окошко, 
Катись, горошина, к нам в лукошко. 
Ты катись, горошина, по столу, 
Развлекай горошина детвору. 

4
. Совместное занятие по изобразительной деятельности

«В гостях у Волшебного квадрата». 
Воспитатель приглашает родителей принять участие в занятии вместе с детьми. 
Тема: грибы (оригами) 
Цели: учить детей складывать стороны квадрата, продолжать учить мастерить поделки из бумаги; совершенствовать навыки работы с бумагой, развивать глазомер, мелкую моторику. Оформлять свою работу. 
Коррекционные цели: закрепить знания детей о грибах, обобщающее слово; учить подбирать определения. 
Материал: готовый нарисованный фон леса (сделанный детьми ранее), прямоугольник 4*3 см красного и коричневого цвета, два квадрата белого цвета 4*3 см, гуашь белого цвета, ватные палочки (для нанесения мухоморам точек). 
ХОД ЗАНЯТИЯ 
- ребята, сегодня к нам пришёл в гости ВОЛШЕБНЫЙ КВАДРАТИК. 
- а скажите, пожалуйста, почему этот квадратик называется волшебным? 
- как вы думаете? 
- надоело Квадрату сидеть дома. Заскучал он, думал, думал, чем бы ему заняться, и придумал для вас загадку: 
Под кочкой крошка, 
только шляпка , да ножка (гриб) 
- А какие вы грибы знаете? 
И подумал квадрат: «Здорово бы было стать грибочком. Но как?» 
- а давайте поможем ему? 
Алгоритм выполнения оригами «Гриб» 
Шляпка. Положите прямоугольник белой стороной к себе. 
1. Перегните прямоугольник пополам, совмещая короткие стороны (рис.1) 
2. Опустите верхние углы к линии перегиба. 
Ножка. Положите квадрат белой стороной к себе. 
3. Отогните снизу полоску. Переверните деталь 
4. Перегните прямоугольник пополам книжкой, совмещая короткие стороны. 
5. Опустите короткие (боковые) стороны к линии перегиба. 
6. Ножка готова. Наденьте на неё сверху шляпку. Подклейте обе детали. Переверните фигурку 
Вариант. Из мухомора легко сделать подосиновик. Выполните действия 1-6 фигурки мухомора. Подклеить шляпку на ножке 
9. согнуть уголки. Перевернуть фигурку. 
10. гриб готов. 
- Ребята, волшебному квадратику понравились наши работы, и он нам предлагает нам оформить выставку. (Работы помещаются на выставочный стенд). И предлагает поиграть в игру «Кто быстрее соберет грибы» (играют сначала дети, а потом родители) 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительские собрания в детском саду Общее родительское собрание в средней группе. Подготовка к школе

Ответы на вопросы родителей в течении года. Подведение итогов на ответы анкетирования на тему: "Воспитание ребенка в семье и в саду "...

Родительское собрание «Безопасность детей на улицах Средняя группа Родительское собрание «Безопасность детей на улицах Средняя группа

Дорогие друзья! Сегодня наша встреча посвящена очень важной проблеме — воспитанию у наших детей навыков безопасного поведения на улицах города. Может возникнуть вопрос: зачем объяс­нять де...

родительское собрание "Растем играя" родительское собрание "Мастерим игрушки вместе" родительское собрание ""

влитяние игровой деятельности на психическое развитие дошкольника, в частности на интеллектуальное и волевое развитие.на вопрос, что любят дети каждый ответит - играть. А вот почему ребенок играет и п...

Родительские собрания как одна из форм поддержки психологического здоровья субъектов образовательного процесса. Конспекты родительских собраний.

В данной подборке собрана информация из психологических источников по актуальным проблемам образования и воспитания детей дошкольников разных возрастных групп (ясли, младшая, средняя, старшая, подгото...

Родительское собрание «Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых везде хранит меня». Родительское собрание. (деловая игра)

ПОД МУЗЫКУ «ПОД КРЫШЕЙ ДОМА СВОЕГО» В ЗАЛ ВХОДЯТ «РОДИТЕЛИ», РАССАЖИВАЮТСЯ. ЗАТИХАЕТ МУЗЫКА, И В ЗАЛ ВХОДЯТ «ДЕТИ».1-ЫЙ РЕБЕНОК: Мама с папой – моя родня.Нет роднее родни у меня.И сестренка родня...