Родительские собрания
материал
Повышение педагогических знаний родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«ВЛИЯНИЕ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ НА УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА» | 21.05 КБ |
Родительское собрание "Наши пальчики играют" | 25.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение центр развития ребёнка – детский сад «Аленький цветочек»
Доклад на родительское собрание в младшей группе
Тема: «ВЛИЯНИЕ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ НА УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА»
Подготовила воспитатель:
Сюрина Светлана Ивановна
2019 год.
Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев,
"Рука – это инструмент всех инструментов", заключал еще Аристотель. "Рука – это своего рода внешний мозг", - писал Кант.
Эти выводы не случайны. Действительно, рука имеет большое
"представительство" в коре головного мозга, поэтому пальчиковая гимнастика имеет большое значение для развития ребенка.
Одним из самых распространенных видов пальчиковой гимнастики являются пальчиковые игры.
Игры с пальчиками развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулируют творческие способности, фантазию и речь. Целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы. В правом полушарии мозга возникают образы предметов и явлений, а в левом они вербализируются, т.е. находят словесное выражение. А происходит этот процесс благодаря "мостику" между правым и левым полушариями. Чем крепче этот мостик, считают ученые, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности.
Пальчиковые игры влияют на пальцевую пластику, руки становятся послушными, что помогает ребенку в выполнении мелких движений, необходимых в рисовании, а в будущем и при письме.
Ученые рассматривают пальчиковые игры как соединение пальцевой пластики с выразительным речевым интонированием, создание пальчикового театра, формирование образно-ассоциативного мышления. А это значит, что пальчиковая гимнастика влияет не просто на развитие речи, но и на ее выразительность, формирование творческих способностей.
Пальчиковые игры, по мнению ученых, – это отображение реальности окружающего мира - предметов, животных, людей, их деятельности, явлений природы. В ходе игры дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Самые простые упражнения:
1. Ф л а ж о к. Четыре пальца соединить вместе, большой опустить вниз. Тыльная сторона ладони обращена к себе.
2. О ч к и. Соединить в кольцо большой и указательный пальцы каждой руки. Приставить колечки друг к другу, поднести к глазам.
3. Б и н о к л ь. Большой палец каждой руки вместе с остальными образуют кольцо. Посмотрите в «бинокль».
4. З а й ч и к. Указательный и средний пальцы разведены в стороны, остальные прижаты к ладони. Заяц шевелит ушками.
5. К о з а. Указательный и мизинец разведены в стороны, остальные пальцы прижаты к ладони. Коза бодается.
При помощи пальцев можно инсценировать рифмованные истории, потешки.
1) Ты, утенок, не пищи,
Лучше маму поищи.
(Сжимание и разжимание пальцев рук.)
2) Водичка, водичка,
Умой мое личико…
(Выполнение движений в соответствии с текстом.)
3) Полетели птички,
Птички-невелички.
(Пальцы переплетены, ладони сжаты.)
Сели птички. Посидели.
Опять полетели.
(Поднимаем и опускаем пальцы в соответствии с ритмом стиха.)
4) Массаж пальцев.
Мышка мыла мышам лапку –
Каждый пальчик по порядку.
Вот намылила большой,
Сполоснув потом водой.
Не забыла и указку –
Смыв с нее и грязь, и краску.
Средний мылила усердно –
Самый грязный был, наверно.
Безымянный терла пастой –
Кожа сразу стала красной.
А мизинчик быстро мыла –
Очень он боялся мыла…
5) Пальчики здороваются:
Я здороваюсь везде –
Дома и на улице.
Даже «здравствуй» говорю
Я соседской курице.
(Кончиком большого пальца правой руки поочередно касаться кончиков остальных пальцев.)
6) ЗАЙКА И БАРАБАН
Зайка взял свой барабан
И ударил: трам-трам-трам.
(Пальчики сжаты в кулачок. Указательный и средний пальцы вытянуты вверх и прижаты один к другому. Безымянным и мизинцем стучим по большому пальцу.)
7) КОЛЬЦО
Выйду на крылечко,
Вынесу колечко.
Я его вместо игрушки
Подарить хочу Валюшке.
(Большой и указательный пальцы соединить в кольцо, остальные отвести в сторону.)
Все упражнения делаются в медленном темпе и сопровождаются показом и четким произношением текста. Необходимо добавлять упражнения по мелкой моторике рук, действия с пластилином, конструирование из кубиков, собирание различных пирамидок, перекидывание из одной кучки в другую карандашей, пуговиц, спичек, перекатывание шестигранного карандаша
Развитие пальцевой моторики положительно сказывается на становлении речи, необходимой при письме, рисовании, любой игровой и бытовой деятельности. Тренировка пальцев через определенные зоны в коре головного мозга стимулирует подвижность органов артикуляции, делая речь ребенка более четкой и правильной. Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Регулярное повторение двигательных упражнений для пальцев способствует развитию внимания, мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка. Кисти рук становятся более подвижными и гибкими, что помогает будущим школьникам успешно овладеть навыками письма.
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
центр развития ребёнка – детский сад
«Аленький цветочек»
Родительское собрание
"Наши пальчики играют"
(мастер-класс)
Подготовила:
Воспитатель высшей категории
Сюрина Светлана Ивановна
Родительское собрание
"Наши пальчики играют"
(мастер-класс)
Цели:
1. Раскрыть влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей.
2. Познакомить родителей с техникой оригами, которую осваивают дети для развития мелкой моторики рук.
3. Показать уровень развития мелкой моторики у детей на примере совместного занятия.
4. Дать практические рекомендации родителям по развитию мелкой моторики рук.
Форма проведения: мастер-класс
Участники: воспитатели группы, родители, дети.
Оборудование:
- выставка детских работ по оригами,
- памятка «Советы родителям» на каждого,
- работы, выполненные в технике оригами,
- художественные материалы (цветная бумага, клей, подготовленный детьми фон),
- пластилин для пальчиковой игры,
- дощечка для лепки, гуашь,
- стаканы с водой,
- ватные палочки,
- схемы складывания гриба,
- клей-карандаш.
Предварительная работа: организация выставки работ, выполненная в технике оригами, оформление помещения, подготовка памяток для родителей.
Повестка собрания:
1. Влияние мелкой моторики рук на развитие речи (выступление воспитателя).
2. Познание мира посредством оригами – изящно, конкретно, эффективно (вступление воспитателя)
3. Пальчиковый тренинг с детьми и родителями.
4. Совместное занятие по изобразительной деятельности «В гостях у волшебного квадратика».
Ход собрания
1. Выступление воспитателя.
Влияние мелкой моторики рук на развитие речи
Ещё век назад Мария Мантессори заметила, что развитие речи и интеллекта тесно связанно с тем, насколько сформировано моторное развитие ребёнка. Учёные-физиологи подтвердили практическое наблюдение, установив, что центры головного мозга, отвечающие за движение пальцев и за речь, расположены близко друг к другу. И проекция кисти руки занимает почти треть площади участка коры головного мозга, отвечающих, за двигательную активность! Стимуляция центра, отвечающего за движение пальцев, приводит к активизации процессов в речевом центре. Таким образом, развитие ловкости пальчиков нужно нам не только для того, чтобы правильно держать ложку и карандаш, но и в первую очередь для того, чтобы у малыша происходило правильное и более быстрое формирование речевых навыков.
Наши предки, забавляя детишек играми в «ладушки» и в «сороку-белобоку», занимались вовсе не бессмысленным занятием! Поглаживания, похлопывания и разминания пальчиков, которые происходят во время этих забав, активизируют нервные окончания на ладошке, что автоматически ведёт к стимулированию работы речевого центра. К сожалению, многие мамы, увлеклись раним развитием детей по Г.Доману, и Н.Зайцеву, посчитали «сороку-белобоку» никому не нужным изобретением стародавних времён и перестали играть с детьми в игры «дореволюционных бабушек». И совершено напрасно. Можно не научить читать детей до года – этот навык прекрасно формируется и в старшем дошкольном возрасте безо всякого ущерба для интеллектуального развития, а вот развитие мелкой моторики у детей может происходить только в раннем возрасте. В течении времени влияние двигательного центра на речевой ослабевает и к младшему школьному возрасту практически сходит на нет. Именно поэтому развитие моторики нужно стимулировать как можно раньше.
Дети, которые регулярно выполняют упражнения на развитие мелкой моторики, раньше начинают говорить; у них быстрее формируется правильная речь и реже встречаются логопедические дефекты речи. В школе у них быстрее идёт формирование навыков письма и практически не встречается дисграфия.
Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путём тренировки движений пальцев рук. Для тренировки пальцев могут быть использованы упражнения:
«Пальчики здороваются» - кончик большого пальца правой руки поочерёдно касается кончиков указательно, среднего, безымянного и мизинца.
«Человечек» - указательный и средний пальцы правой руки «бегают по столу»
«Корни деревьев» - кисти рук сплетены, растопыренные пальцы опущены в низ.
«Музыканты»
Я на скрипочке играю,
Тили-тили, тили-тили.
(левая рука - к плечу. Кистью правой руки имитируем игру на скрипке)
Скачут зайки на лужайке,
Тили-тили, тили-тили.
(энергичные движения подушечками пальцев кистей рук по столу.)
А теперь на барабане,
Бум-бум-бум,
Трам-там-там
(Энергичные удары ладонями по столу)
В страхе зайки
Разбежались по кустам (движения пальцами по столу, имитирующие убегающих зайцев)
Выполняя различные пальчиковые упражнения, дети приобретают хорошую подвижность кистей рук, гибкость, у них исчезает скованность движений.
Кроме пальчиковых упражнений, существуют различные графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного восприятия и внимания.. выполнение графических упражнений в дошкольном возрасте очень важно для успешного овладения письмом: «Дорисуй и нарисуй сам», «Обведи узоры», «Продолжи узор» и т.д.
Полезно упражнять руку ребёнка в процессе рисования изображений, в которых сочетаются горизонтальные, вертикальные, прямые линии, наклонные, вогнутые, волнистые, замкнутые формы.
Изготовление игрушек, разных поделок из природного материала расширяет представления детей об окружающем мире, развивает внимание, способствует совершенствованию сенсорики, согласованности в работе глаза и руки, координации движений, их точности.
2. Выступление воспитателя.
Познание мира посредством оригами – изящно, конкретно, эффективно.
Оригами – японское искусство складывания бумаги. Оно привлекло к себе внимание многих педагогов России, так как является не только увлекательным способом проведения досуга, но и средством решения многих педагогических задач, в том числе и коррекционных.
С давних времён известно влияние мануальных (ручных) действий на развитие психических процессов, речевых функция, а так же особое развивающее и оздоравливающее воздействие на организм ребёнка, развитая моторика пальцев рук является одним из показателей интеллектуальности ребёнка.
Это привело к мысли о необходимости освоить и широко использовать в практике конструирование из бумаги по методу оригами, как эффективного средства развития психических процессов, коррекции речи и формирования познавательных интересов, потребностей и способностей детей старшего дошкольного возраста.
Конструирование из бумаги по методу оригами – продуктивный вид деятельности. Изготовленные поделки дети могут забирать домой, дарить их и т.д. коллективные работы находят своё место в оформлении интерьера группы и дошкольного учреждения.
Самая главная заповедь Мастера: «Не бойтесь. Боящийся – не совершенен. Какому бы делу вы ни решили посветить себя то, чему научились у простого бумажного листа, никогда вас не оставит».
Важно понять, что главное – не изготовление количества фигурок, а привлечение ребёнка к этой увлекательной и полезной деятельности, обучение детей способами работы с бумагой.
3. Пальчиковый тренинг с детьми и родителями.
пальчиковая игра с пластилином «Горошина»
Цель: развивать ловкость, содружество движений и переключаемость.
Дети и родители берут кусочек небольшой пластилина, скатывают его в «горошину» и выполняют следующие манипуляции:
А) кладут «горошину» на одну ладонь и раскатывают её другой;
Б) берет горошину в щепоть и кладёт её между пальцами;
В) катают «горошину» двумя пальцами (указательным и большим) под слова педагога:
Мы горошину в двух пальцах помнём,
О горошине зелёной мы споём.
Г) кладут горошину на стол и катают её по столу одним указательным пальцем. Педагог сопровождает упражнение словами:
Катись, горошина, за окошко,
Катись, горошина, к нам в лукошко.
Ты катись, горошина, по столу,
Развлекай горошина детвору.
4. Совместное занятие по изобразительной деятельности
«В гостях у Волшебного квадрата».
Воспитатель приглашает родителей принять участие в занятии вместе с детьми.
Тема: грибы (оригами)
Цели: учить детей складывать стороны квадрата, продолжать учить мастерить поделки из бумаги; совершенствовать навыки работы с бумагой, развивать глазомер, мелкую моторику. Оформлять свою работу.
Коррекционные цели: закрепить знания детей о грибах, обобщающее слово; учить подбирать определения.
Материал: готовый нарисованный фон леса (сделанный детьми ранее), прямоугольник 4*3 см красного и коричневого цвета, два квадрата белого цвета 4*3 см, гуашь белого цвета, ватные палочки (для нанесения мухоморам точек).
ХОД ЗАНЯТИЯ
- ребята, сегодня к нам пришёл в гости ВОЛШЕБНЫЙ КВАДРАТИК.
- а скажите, пожалуйста, почему этот квадратик называется волшебным?
- как вы думаете?
- надоело Квадрату сидеть дома. Заскучал он, думал, думал, чем бы ему заняться, и придумал для вас загадку:
Под кочкой крошка,
только шляпка , да ножка (гриб)
- А какие вы грибы знаете?
И подумал квадрат: «Здорово бы было стать грибочком. Но как?»
- а давайте поможем ему?
Алгоритм выполнения оригами «Гриб»
Шляпка. Положите прямоугольник белой стороной к себе.
1. Перегните прямоугольник пополам, совмещая короткие стороны (рис.1)
2. Опустите верхние углы к линии перегиба.
Ножка. Положите квадрат белой стороной к себе.
3. Отогните снизу полоску. Переверните деталь
4. Перегните прямоугольник пополам книжкой, совмещая короткие стороны.
5. Опустите короткие (боковые) стороны к линии перегиба.
6. Ножка готова. Наденьте на неё сверху шляпку. Подклейте обе детали. Переверните фигурку
Вариант. Из мухомора легко сделать подосиновик. Выполните действия 1-6 фигурки мухомора. Подклеить шляпку на ножке
9. согнуть уголки. Перевернуть фигурку.
10. гриб готов.
- Ребята, волшебному квадратику понравились наши работы, и он нам предлагает нам оформить выставку. (Работы помещаются на выставочный стенд). И предлагает поиграть в игру «Кто быстрее соберет грибы» (играют сначала дети, а потом родители)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Воспитание любви к родному городу и природе". В конспекте описана последовательность проведения родительского собрания: беседа о патриотическом воспитании, викторина, рассказы родителей.
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «Воспитание любви к родному городу и природе»...
Родительские собрания в детском саду Общее родительское собрание в средней группе. Подготовка к школе
Ответы на вопросы родителей в течении года. Подведение итогов на ответы анкетирования на тему: "Воспитание ребенка в семье и в саду "...
Родительское собрание «Безопасность детей на улицах Средняя группа Родительское собрание «Безопасность детей на улицах Средняя группа
Дорогие друзья! Сегодня наша встреча посвящена очень важной проблеме — воспитанию у наших детей навыков безопасного поведения на улицах города. Может возникнуть вопрос: зачем объяснять де...
родительское собрание "Растем играя" родительское собрание "Мастерим игрушки вместе" родительское собрание ""
влитяние игровой деятельности на психическое развитие дошкольника, в частности на интеллектуальное и волевое развитие.на вопрос, что любят дети каждый ответит - играть. А вот почему ребенок играет и п...
Родительские собрания как одна из форм поддержки психологического здоровья субъектов образовательного процесса. Конспекты родительских собраний.
В данной подборке собрана информация из психологических источников по актуальным проблемам образования и воспитания детей дошкольников разных возрастных групп (ясли, младшая, средняя, старшая, подгото...
Проект родительского собрания в рамках конкурса «Нетрадиционное родительское собрание». Тема: «Место духовно-нравственного и художественно-эстетического воспитания в развитии детей»
Цель проекта показать родителям систему поддержки одаренных детей в условиях ДОУ....
Родительское собрание «Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых везде хранит меня». Родительское собрание. (деловая игра)
ПОД МУЗЫКУ «ПОД КРЫШЕЙ ДОМА СВОЕГО» В ЗАЛ ВХОДЯТ «РОДИТЕЛИ», РАССАЖИВАЮТСЯ. ЗАТИХАЕТ МУЗЫКА, И В ЗАЛ ВХОДЯТ «ДЕТИ».1-ЫЙ РЕБЕНОК: Мама с папой – моя родня.Нет роднее родни у меня.И сестренка родня...