Консультация для родителей "Ориентировка детей в окружающем мире"
консультация
В период дошкольного детства происходит интенсивное сенсорное развитие ребенка: совершенствуются его ориентировки во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве и во времени.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_roditeley_orientirovka_detey_v_okruzhayushchem_mire.docx | 28.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей «Ориентировка детей в окружающем мире»
В период дошкольного детства происходит интенсивное сенсорное развитие ребенка: совершенствуются его ориентировки во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве и во времени.
В старшем дошкольном возрасте продолжается развитие ориентировки в пространстве. Первоначальные представления об удаленности предмета, о направлениях пространства ребенок усваивает благодаря своему телу, которое служит для него «точкой отсчета». Так, например, в развитии различения направлений «вправо-влево», «вперед-назад», «вверх-вниз» вначале он ориентируется, либо двигаясь в ту или иную сторону, либо изменяя соответствующим образом положение корпуса, головы, рук и контролируя все эти движения зрением. На этом этапе речь не играет решающей роли в пространственном различении. Даже употребление таких обозначений, как «тут», «там», «здесь», говорит о практической дифференцировке этих направлений. Всеми этими особенностями характеризуется не только период раннего возраста, но и начало дошкольного периода.
Во второй половине дошкольного возраста детям становится доступно словесное обозначение выделяемых в самом процессе восприятие направлений пространства, взаимного расположения предметов в пространстве. В связи с этим важно подчеркнуть, что существует определенная последовательность в усвоении детьми «пространственной терминологии». Раньше всего в их речи появляются предлоги «около», «возле», «у», «в», «на» и «под». Позднее - слова «справа» и «слева». Лишь в отдельных случаях к концу дошкольного периода появляется такие предлоги и наречия, как «между», «напротив» и «над». Старшие дошкольники должны уметь определять смежные числа, поэтому необходимо наглядно показать нахождение одного предмета между другими. Для закрепления изученного материала педагог выстраивает в ряд детей, и каждый ребенок говорит, между кем он стоит. Умение использовать в речи пространственные предлоги и наречия формируется в процессе речевого общения и во время работы по сюжетным картинкам.
Ориентироваться во времени ребенку чрезвычайно трудно, поскольку время не имеет наглядной формы и с ним не совершаются никакие действия. Время выступает в последовательности событий и их длительности. При восприятии последовательности событий, например, смены времени суток, дети вначале ориентируются на конкретные события, в которых они сами участвуют. Так, малыши трех-четырех лет считают, что «утро – это до завтрака», «вечер – это когда за нами приходят». Примерно с 4,5 – 5 лет дети опираются на более существенные признаки в определении времени суток («утро – когда светло, когда солнышко встает», «ночь – когда темно и луна светит»).
Особые трудности связаны с усвоением представлений о том, что такое «вчера», «сегодня», «завтра», «послезавтра». Вот такой диалог между четырехлетним сыном и его мамой:
--Мама, когда наступит мой день рождения?
--Послезавтра.
--Это сколько раз я должен лечь спать?
--Два раза.
Во второй половине дошкольного возраста ребенок, как правило, усваивает эти временные отношения и правильно их употребляет, но детям шести-семи лет трудно представить давно минувшие события.
Ориентировка во времени связана у дошкольников с переживанием длительности временных интервалов. Небольшие отрезки времени дети учатся определять исходя из того, что за это время можно успеть сделать из своей деятельности. Однако без соответствующего обучения даже дети шести-семи лет не представляют, сколько длится тот или иной короткий промежуток времени. Они утверждают, что за «минуту» можно сходить в магазин, покататься на горке, пообедать. Старшие дошкольники на занятиях по формированию временных представлений выполняют задания, направленные на закрепление умения определять время по календарю.
- Покажите на календаре целый год. Когда начинается год?
- Сколько времен года вы знаете? Покажите их на календаре? ( используется календарь с цветовым выделением сезонов).
- Какое любимое время года? Расскажите о нем.
- Какое время года наступает после зимы?
- Как изменяются деревья в течении года?
- Сколько месяцев в году? Назовите их.
После закрепления знаний детей о частях суток и последовательности изменения времени педагог сообщает, что семь дней составляют неделю. Дети рассматривают календарь и убеждаются, что в каждом столбике, а значит, в каждой неделе по семь дней. Повторяют за педагогом названия дней недели. Каждое утро после зарядки дети должны называть не только время года, месяц и число, но и наступивший день недели, а также прошедший и будущий.
Формированию представлений о длительных временных интервалах помогают систематические наблюдения в природе, использование календаря, дневников наблюдений, дидактические игры.
Продолжается обучение детей ориентировке на листе бумаги. Для этого широко используется составление орнаментальных и сюжетных аппликаций.
- Педагог дает задание положить вырезанные из бумаги геометрические фигуры в определенном порядке на лист бумаги Вводится элемент соревнования: «Выиграет тот, кто правильно разложит фигуры».
- Педагог просит рассмотреть рисунок, назвать геометрические фигур, рассказать, где они расположены, и сделать такой же орнамент.
- По заданию педагога дети располагают на рисунке (пейзаже, выполненном на занятии по изобразительной деятельности) вырезанных из бумаги животных: вверху – ласточка, внизу – мышка, слева – заяц, справа – бабочка и т. д.
Формирование пространственных представлений происходит не только на специально организованных занятиях по математике, но также на физкультурных и музыкальных , на занятиях по развитию речи и в процессе продуктивной деятельности, подвижных играх и на прогулке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Знакомим детей с окружающим миром"
Работа предназначена для родителей, как знакомство с окружающим миром помогает развивать у дошкольников речь....
«Осенняя прогулка с ребёнком». (консультация для родителей младших дошкольников по развитию представлений у детей об окружающем мире в осенний период).
Автором представлен практический материал для родителей младших дошкольников по развитию представлений у детей об окружающем мире осенью....
Консультация на тему :«Ознакомление детей с окружающим миром как одна из воспитательно-образовательных задач»
Одной из воспитательно-образовательных задач является ознакомление детей с окружающим миром, с обществом в котором они живут. Окружающий мир многообразен. Это семья, детский сад, родной город, наша Ро...
Консультация для родителей младшей группы на тему: «Как развивать интерес детей к окружающему миру».
Взрослый должен помочь малышу открыть для себя окружающий мир природы, полюбить его как общий дом....
Консультация для воспитателей Тема: «Формы и методы педагогической работы по ознакомлению детей с окружающим миром»
Консультация для педагогов«Формы и методы педагогической работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с окружающим миром»Приходилось ли вам задумываться о том, что нынешнее поколение ...
Консультация для родителей «Театрализованные игры как средство ознакомления детей с окружающим миром»
Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребёнок хочет сыграть свою роль. Научить ребёнка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт - всё это пом...
Итоговое занятие по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе «Путешествие за сюрпризом» Программное содержание: Цель: активизировать знания детей об окружающем мире, обобщить знания детей, полученные в течение года. Задачи: Образовательная
Итоговое занятие по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе «Путешествие за сюрпризом» Программное содержание: Цель: активизировать знания детей об окружающем мире, обобщить зн...