Консультация для родителей "Роль семьи в коммуникативном развитии ребёнка".
консультация
Предварительный просмотр:
Роль семьи в коммуникативном развитии ребёнка.
Семья – важнейший институт воспитания, социализации ребёнка, так как именно семейное воспитание даёт ребёнку широчайший круг представлений о жизни. Семья – первая ступень овладения ребёнком родным языком, который является и средством, и источником нравственного, эстетического, интеллектуального, эмоционального развития ребёнка, формирует его как гармонично развитую личность.
С момента рождения малыша окружает мир людей, природы, вещей. Но особое значение отводится кругу общения. В него, несомненно, входят родители, близкие люди, вносящие в жизнь малыша чувство защищённости, любви и ласки.
Момент приобщения к миру прекрасного у ребёнка начинается ещё до рождения. Ребёнок слышит нежное пение матери, её ласковый голос, прекрасную спокойную музыку. В период младенчества на первое место выходит общение, которое начинается с улыбок, взглядов родителей, близких родственников. На этом этапе развития ребёнка очень важны такие характеристики голоса, как высота, сила и интонация. Малыш понимает язык переживаний, чувств. И чем он эмоциональнее, тем легче ребёнку в дальнейшем будет контактировать, и общаться с другими людьми, так как круг общения ребёнка постепенно расширяется. С момента начала общения ребёнка с взрослыми и другими детьми меняется и само общение. Оно обогащается мимикой, жестикуляцией, эмоциональностью. Благодаря процессу общения ребёнок усваивает ценности, определяющие его дальнейшее развитие.
Пользуясь языком как средством общения, ребёнок приобщается к сокровищнице человеческой культуры, человеческому слову. С помощью языка ребёнок познаёт окружающий мир, своё место в нём, самого себя, усваивает нормы социального взаимодействия с другими людьми.
Речь малыша формируется в общении с окружающими. Таким образом, необходимо, чтобы речь взрослых была образцом для детей. Она во многом зависит от родителей, от их образования, культурного развития ребёнка (речевого, интеллектуального, психического эмоционального и т. д.). Поэтому родители должны понимать, что ответственность за развитие речи ребёнка в первые годы жизни полностью возлагается на них.
Родители детей, особенно с речевыми нарушениями должны обращать внимание на правильное и полноценное формирование всех сторон речевого развития – фонетическую, лексическую и грамматическую. Раннее обучение ребёнка родному языку в дальнейшем облегчит пользование им. При этом необходимо учитывать индивидуально-личностные особенности и возможности каждого ребёнка, уникальность и неповторимость его речи.
Если взрослый очень мало говорит с младенцем или пока с не разговаривающим малышом, то этот ребёнок может не получить соответствующего опыта восприятия речи, достаточного, чтобы научиться ей самому. Ребёнку не будет хватать услышанных слов. Он не будет знать, какое удовольствие доставляет общение с взрослыми. Иногда на развитии детской речи отражаются реакции ребёнка на значительные перемены в его жизни. Не стоит искать причины. Лучше начать какую-либо практическую работу с малышом, прибегая при этом к различным средствам. Одним из таких средств, помогающим решить различные проблемы, является искусство, которое воздействует на становление личности ребёнка, его социализацию, формированию художественно-эстетического вкуса, мировоззрения. Оно «очищает» от всех отрицательных эмоций, формирует положительное эмоциональное состояние, корректирует коммуникативные проблемы.
Для того чтобы речевое, умственное, психическое, эмоциональное развитие ребёнка значительно возросло, необходимо предоставить детям своду выбора занятий, партнёров по деятельности, общению и т. д. Это позволит раскрыть творческий потенциал ребёнка, его индивидуальные особенности и возможности.
Необходимо отметить, что роль художественной силы в данном случае велика. С помощью искусства, возможно, расширить умственный кругозор ребёнка. Обогатить его словарный запас, развить художественный вкус, включить его в творческую деятельность, эмоциональную сферу.
Первые шаги в мире прекрасного ребёнок делает в своей семье, опираясь на близких людей. Поэтому для него очень важны ценностные ориентиры родителей. Огромное значение приобретают произведения народной культуры (былины, считалки, скороговорки, потешки, частушки, колыбельные песни, сказки, стихи и т. д.). Дети очень легко воспринимают фольклорную поэзию, которая знакомит их с красотой и разнообразием родного языка. В дальнейшем это перерастёт в любовь к литературе и искусству. Они же будут сопровождать человека на протяжении всей жизни.
В обогащении духовного мира ребёнка большую роль играет литература. Родители с раннего возраста должны прививать ребёнку любовь к книге, чтобы он с интересом и огромным желанием слушал, а в старшем возрасте читал, сопереживал героям, анализировал их поступки и действия.
Книга является кладовой для развития речи, мышления, воображения, чувств ребёнка, в отличие от телевидения. К сожалению, очень многие родители об этом позабыли, а ведь, слушая сказки с волшебными превращениями и поучительной моралью, ребёнок начинает жить жизнью героев, сопереживая им. Проявляя с ними такие чувства как смелость, благородство, доброту, грусть и т. д. Но необходимо учитывать, что именно пересказ сказки, а не чтение усиливает её эмоциональное воздействие на ребёнка, так как во время пересказа идёт прямой контакт с ребёнком.
Чтение, рассказывание сказок, стихов, рассказов, должно стать семейной традицией, ритуалом, которого ребёнок очень ждёт. Ребёнка необходимо привлекать к обсуждению прочитанного, учить различать отрицательное и положительное, сопоставлять сказочные события с реальной действительностью, обсуждать поступки героев, преломляя через собственный опыт.
Должны постоянно иметь место беседы с родителями. Именно в них формируется культура речи и мышления. Но надо учитывать, что официальный тон в общении с ребёнком недопустим. Сказка же является притягательной формой для ребёнка, так как позволяет свободно фантазировать и мечтать, постигая мир переживаний и чувств.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль семьи в коммуникативном развитии ребёнка
Данная консультация для родителей, для того, чтобы научить их общаться с детьми.Рекомендованы игры, упражнения,этюды для развития коммуникативных качеств ребёнка....
Перспективное планирование. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие». Ребёнок в семье и сообществе
Образ Я. Расширять представления ребенка об изменении позиции в связи с взрослением (ответственность за младших, уважение и помощь старшим, в том числе пожилым людям и т. д.). Через символические и об...
Роль семьи в коммуникативном развитии ребёнка
Семья – важнейший институт воспитания, социализации ребёнка.Семейное воспитание даёт ребёнку широчайший круг представлений о жизни....
Роль семьи в коммуникативном развитии ребёнка
Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста...
Роль семьи в коммуникативном развитии ребёнка
Приоритетным направлением в образовании на данном этапе является семейное воспитание, которое играет большую роль в формировании коммуникативной сферы ребенка, не только в семье, но и в окружающем мир...
Роль семьи в коммуникативном развитии ребёнка
Семья – важнейший институт воспитания, социализация ребёнка. Так как именно семейное воспитание даёт ребёнку широчайший круг представлений о жизни. Семья – первая ступень овладения р...
Консультация для родителей "Роль семьи в коммуникативном развитии ребёнка"
Роль семьи в воспитании ребёнка огромна. Речь формируется в процессе коммуникации. Задача родителей - расширять круг общения ребёнка, развивать потребность в речевом общении. Разучивать потешки, песен...