Консультация для родителей "Роль семьи в коммуникативном развитии ребёнка"
консультация по логопедии

Роль семьи в воспитании ребёнка огромна. Речь формируется в процессе коммуникации. Задача родителей - расширять круг общения ребёнка, развивать потребность в речевом общении. Разучивать потешки, песенки, стихи и играть с ребёнком в словесные игры. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_semi.docx16.3 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей

Тема: «Роль семьи в коммуникативном развитии ребёнка»

С самого рождения ребёнок испытывает потребность в общении с окружающими людьми. Ребёнок растёт, и эта потребность увеличивается.

Роль семьи в воспитании ребёнка огромна. Все родители любят своих детей и мечтают о счастье для них. Очень важно чтобы в момент становления речи ребёнка рядом были любящие родители, умеющие и желающие общаться с ним. При совместном времяпровождении ребёнок должен получать радость от общения с близкими. Речь формируется в процессе коммуникации. Поэтому необходимо, чтобы речь взрослых была доступной пониманию детей и правильно оформленной. Задача родителей – расширять круг общения ребёнка, развивать потребность в речевом общении со взрослыми и сверстниками.

Умение общаться развивается у детей в процессе в игры, рисования, лепки, конструирования. В ходе формирования навыков самообслуживания, культурно-гигиенических навыков, представлений о себе и окружающем мире в процессе живого и естественного общения взрослых и детей. В совместном выполнении домашних дел, приготовлении пищи, работе на даче.

Для того чтобы речевое, умственное, психическое, эмоциональное развитие ребёнка значительно возросло родители должны помогать детям.

Создавать ситуации эмоционально-значимые для ребёнка, стимулирующие рассказывать о чём-либо: совместное рассматривание семейных фотографий, обсуждение выходных дней, семейных праздников, обсуждение мультфильмов.

Большое внимание уделять знакомству с литературными произведениями: читать и рассказывать стихи, сказки, истории, рассказы. Рассматривать и обсуждать иллюстрации. Проводить игры на узнавание и называние персонажей. Книга является кладовой для развития речи, мышления, воображения, чувств ребёнка.

Разучивать потешки, песенки, стихи. Отображать содержания сказок с помощью персонажей пальчикового театра, устраивать концерты, петь хором, организовывать театрализованные игры.

Создавать бытовые и игровые ситуации, в которых детям необходимо обращаться с просьбой, вопросом.

Учить детей рассказывать о себе, о семье, о любимых игрушках.

Изготавливать книжки-самоделки из рисунков, аппликаций, выполненных вместе с родителями.

Играть в словесные игры.

  1. «Съедобное – несъедобное»

Называйте предмет, ребёнок должен определить, съедобный или несъедобный предмет вы назвали. Если съедобный — говорит «ем», если несъедобный — говорит «не буду есть». Яблоко — ем, муха — не буду есть.

  1. «Большой – маленький»

Называйте ребёнку слово, чтобы он его «уменьшил» по образцу: кот-котик, дом-домик, рот-ротик, стол-столик, пирог-пирожок.

  1. «Часть предмета»

Назовите с ребёнком животных, у которых есть копыта, рога; назовите приборы, у которых есть пульт; назовите предметы мебели, у которых есть дверцы.

  1. «Зима – лето»

Вы называете признаки времени года, а ребёнок говорит, зима это или лето. Ты купаешься в реке (лето), я слепил снеговика (зима), медведь спит в берлоге (зима), мы идём в лес за ягодами (лето).

  1. «Жадина»

Называйте слова, пусть ребёнок добавляет к ним «мой, «моя», «моё», «мои»: Чей мяч? — Мой мяч. Чья кукла? — Моя кукла.

  1. «Кто больше?»

Соревнуйтесь в том, кто больше назовёт животных, имён девочек, цветов, кухонных принадлежностей, предметов мебели, игрушек, птиц, насекомых, растений, одушевлённых предметов, птиц, деревьев, видов спорта.

  1. «Кто что делает?»

Называйте предмет, а ребёнок говорит, что он делает? Птица — летает, машина — едет, лошадь — скачет, трава — растёт.

  1. «Какого цвета?»

Ребёнок должен сказать, какого цвета предмет. Огурец - зелёный, ёлка, снег, небо, солнце, облако, луна, одуванчик, мел, горошина, лимон, василёк, банан, снеговик, цыплёнок.

  1. «Что бывает мягким?» (твёрдым, прозрачным, лёгким?) Мягкий хлеб, мягкая подушка.
  2. «Бывает - не бывает».

Вы называете разные словосочетания, чередуя правду и выдумку. Ребёнок отвечает, бывает такое или нет. Дождливое утро (бывает!), прозрачный слон (не бывает!), зелёная собака (не бывает, разве что игрушечная), ты ешь суп карандашом (не бывает), ты носишь носки на голове (не бывает).

  1. «Горячее-холодное»

Вы говорите слово — ребёнок отвечает, горячее это или холодное. Солнце — горячее, мороженое — холодное, огонь — горячий, снежинка — холодная, чайник вскипел — горячий, лёд — холодный.

  1. «Да или нет»

Задавайте ребёнку любые вопросы, на которые он может ответить только «да» или «нет». Тебя зовут Алёша? Это твой нос? Мы живём в квартире? Это твоя сестра? Ты любишь рисовать?

  1. «Отвечаем на вопросы»

Стараться задавать ребёнку как можно больше вопросов, интересоваться его проблемами, его впечатлениями, его мнением (куда пойдёшь, во что оденешься, что возьмёшь с собой). Можно использовать сюжетно-ролевую игру (с куклами, машинками) задавать вопросы от лица персонажа.

  1. «Что? Где?»

Что есть у нас на кухне? Что есть у нас в прихожей?

Где стоит телевизор? Где у нас лежит сковорода?

  1. «На что похоже?»

Показываем ребёнку и спрашиваем, на что похожи:

- камушки на пляже, палочки или коряги в лесу, листики, шишки.

Речь сопровождает каждую деятельность ребёнка. Поэтому важно для обогащения и совершенствования детской речи создавать благоприятную речевую среду и формировать речевые умения и навыки, которые помогут ребёнку в развитии коммуникации и социализации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи в коммуникативном развитии ребёнка

Данная консультация для родителей, для того, чтобы научить их общаться с детьми.Рекомендованы игры, упражнения,этюды для развития коммуникативных качеств ребёнка....

Перспективное планирование. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие». Ребёнок в семье и сообществе

Образ Я. Расширять представления ребенка об изменении позиции в связи с взрослением (ответственность за младших, уважение и помощь старшим, в том числе пожилым людям и т. д.). Через символические и об...

Роль семьи в коммуникативном развитии ребёнка

Семья – важнейший институт воспитания, социализации ребёнка.Семейное воспитание даёт ребёнку широчайший круг представлений о жизни....

Роль семьи в коммуникативном развитии ребёнка

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста...

Роль семьи в коммуникативном развитии ребёнка

Приоритетным направлением в образовании на данном этапе является семейное воспитание, которое играет большую роль в формировании коммуникативной сферы ребенка, не только в семье, но и в окружающем мир...

Роль семьи в коммуникативном развитии ребёнка

Семья – важнейший институт воспитания, социализация ребёнка. Так как именно семейное воспитание даёт ребёнку широчайший круг представлений о жизни. Семья – первая ступень овладения р...