Консультация для родителей" Одарённый ребёнок - кто он?»
консультация

Назаренко Ирина Александровна

Нынешний век новых технологий требует уникумов, поэтому образовательная система стала вмещать в себя огромное количество нововведений. И главное звено этой системы - педагог - должен обладать рядом важных не только профессиональных, но и личностных особенностей для работы с одаренными детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_dlya_4_kursa.docx358.05 КБ

Предварительный просмотр:

«Одарённый ребёнок - кто он?»

Нынешний век новых технологий требует уникумов, поэтому образовательная система стала вмещать в себя огромное количество нововведений. И главное звено этой системы - педагог - должен обладать рядом важных не только профессиональных, но и личностных особенностей для работы с одаренными детьми.

Что такое одаренность?

«Одаренность - это высокий уровень развития способностей человека, позволяющий ему достигать особых успехов в той или иной сфере деятельности. Различают общую и специальную одаренность. Так, общая умственная одаренность проявляется в овладении всеми видами деятельности, для успешного осуществления которых необходимы определённые умственные качества (например, хорошая память, концентрация внимания и т.д.). Специальная одаренность связана с различными видами деятельности, вкоторых она более всего раскрывается. Основными признаками высокой одаренность являются: раннее проявление способностей, быстрый темп усвоения знаний, формирование умений и навыков в какой-либо деятельности, склонность и интерес к ней, элементы оригинальности, творчества в деятельности»

Т.е., например, успешный менеджер по продажам, директор магазина, изобретатель или рационализатор - это, скорее всего, человек с общей одаренностью. А вот, например художник - изобразительная одаренность. Следует учитывать, что детская одаренность не гарантирует талант взрослого человека. Соответственно, далеко не каждый талантливый взрослый проявлял себя в детстве как одаренный ребенок.

Откуда берется одаренность?

Есть две теории на этот счет. Одна гласит, что ребенок рождается с определенным набором способностей, который и предопределяет его судьбу. На основе этой теории выросли мифы о «неспособности к языкам», «руках растущих не оттуда» и т.д. На самом деле, очень привлекательная теория, снимающая с ребенка и родителей всякую ответственность.

Вторая теория, утверждает, что от рождения человек наделен задатками всех способностей. И в идеале все поголовно могли бы стать Энштейнами, Ломоносовыми и Да Винчи в одном флаконе. Природа дарит нам только «семена» способностей, для которых надо подготовить подходящую почву, Например: Когда учитель вызвал отца Альфреда Адлера (психолог, создатель индивидуальной психологии) и сказал, что сын не способен к наукам, а потому из него выйдет только сапожник. Отец твердо ответил учителю, что его сын ни когда не будет сапожником. С этого момента отец стал ежедневно заниматься с сыном, пока тот не стал первым учеником в классе. Почувствовав вкус к учению, мальчик подтянул все предметы. Действительно не стал сапожником.

Очень сложно угадать тот момент, когда способность готова начать развиваться, и дать в это время ребенку все необходимое для развития. Но все же иногда удается. И тогда в семье (или не в семье, это уж как повезет) растет НАСТОЯЩИЙ художник, математик, музыкант, экономист, краснодеревщик, ну или гениальный махинатор.

Развитие одаренности можно образно сравнить с тренировкой мышц в человеческом теле. У всех людей есть одинаковый набор мышц. Но у разных людей развиваются разные группы, а кое у кого отдельные мышцы вообще атрофируются.

Виды одаренности

Следует помнить, что интерес ребенка к получаемой информации - это еще не одаренность. Одаренность начинается тогда, когда ребенок выдает результаты переработки полученной информации.

Разные психологи и педагоги выделяют разные виды одаренности. И поэтому можно предположить, что какое бы то ни было деление - весьма условно. Давайте рассмотрим одну из классификаций.

Художественная одаренность

Послушать этих маленьких Певцов собираются даже незнакомые люди. Движения такого маленького Танцора порываются повторить зрители в зале. Картины маленьких Художников вызывают бурю эмоций в душе. Слушая маленького Чтеца зал плачет... Но внимание! Если ребенок обладает отличным слухом - это еще не одаренность. Одаренность выражается в понимании музыки, либо во «внутреннем слухе» - такие люди сочиняют музыку, либо делают аранжировки, оркестровые переложения. А уж о том, что многие детки в садике и младшей школе поют фальшиво или наоборот, правильно - и говорить не надо - это лишь возрастные особенности развития голосовых связок. То же самое с рисунком. Нарисовать домик или узнаваемую собачку - это не одаренность. Это скорее сочетание хорошего пространственного мышления и хорошей мелкой моторики. А вот если от цветовых пятен на листе вас пробирает дрожь, или, смотря на корявенького медведя, вы говорите «ууу, какой сердитый!» - вот тут уже можно заподозрить одаренность.

Логико-математическая одаренность

Это не способность хорошо считать . Счет - это арифметика, и ребенок, рано научившийся быстро складывать, вычитать, умножать и делить, совсем не обязательно проявит математическую одаренность. Юные математики с легкостью оперируют символами. Для них не составляет труда понять, что 3 - это не три зайца, не три чашки, не три точки и не три счетные палочки. 3 - это 3. Это число, которое может стать чем угодно. В будущем (конечно при условии, что ребенок посвятит себя математике) такой человек сможет формулой выразить запах розы или бесконечность вселенной. Деткам в школе без труда дается не только алгебра сама по себе, но и химия, физика, информатика - все сферы, где мы имеем дело со знаками и формулами.

Именно умение логически мыслить и делать выводы позволяет делать великие открытия. И в каком-то смысле, логико-математическая одаренность близка к общей одаренности. Она позволяет человеку достигать успеха в точных науках, практической деятельности и даже искусстве! Пространственная одаренность

Это способность к пространственному мышлению. Хорошие конструкторы, инженеры, модельеры и закройщики, дизайнеры с различной специализацией, архитекторы, хирурги, да и просто представители некоторых рабочих специальностей (например, плотники) - это те, кто обладает достаточно развитым пространственным мышлением. Лингвистическая одаренность

Это не «способность к языкам», как можно было бы подумать . Способность изучать иностранные языки есть у всех: родной-то язык все в свое время выучили, а мозговые процессы, ответственные за понимание и воспроизводство ЛЮБОГО языка, одинаковы. Способность выучить другой язык зависит скорее от наличия сильной мотивации, хорошо натренированной памяти (которая, в свою очередь, от заучивания иностранных слов и выражений отлично тренируется) и методики изучения. Детки с лингвистической одаренностью обладают способностью выразительно, интересно, захватывающие, полно и понятно доносить до окружающих информацию при помощи языковых средств. В будущем они могут стать поэтами, писателями, журналистами. А при наличии убежать - лекторами или публичными людьми.

Физическая одаренность

Такие детки, как правило, демонстрируют успехи в разных видах спорта, отлично владеют своим телом. В будущем могут стать чемпионами, танцорами, артистами.

Лидерская одаренность

Такие люди устанавливают правила игры, за ними идут, им подчиняются, с ними стремятся общаться, их обаянию или напору практически невозможно противостоять.

Духовная одаренность

Одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям.

Признаки одаренности

Признаки одаренности проявляются в реальной деятельности ребенка и могут быть выявлены на уровне наблюдения за характером его действий. Признаки явной (проявленной) одаренности зафиксированы в ее определении и связаны с высоким уровнем выполнения деятельности. Вместе с тем об одаренности ребенка следует судить в единстве категорий «могу» и «хочу», поэтому признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка:инструментальный и мотивационный.

Инструментальный характеризует способы егодеятельности,а мотивационный — отношение ребенка к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности.

Инструментальный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следующими признаками:Наличие специфических стратегий

деятельности. Способы деятельности одаренного ребенка обеспечивают ее особую, качественно своеобразную продуктивность. При этом выделяются три основных уровня успешности деятельности, с каждым из которых связана своя специфическая стратегия ее осуществления: быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения; использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации; выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом, ведущее к новому видению ситуации и объясняющее появление неожиданных на первый взгляд идей и решений.

Для поведения одаренного ребенка характерен главным образом третий уровень успешности — новаторство как выход за пределы требований выполняемой деятельности, что позволяет ему открывать новые приемы и закономерности.

Сформированность качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности, выражающегося в склонности «все делать по-своему» и связанного с присущей одаренному ребенку самодостаточной системой саморегуляции. Например, для него весьма типичен — наряду со способностью практически мгновенно схватывать существенную деталь или очень быстро находить путь решения задачи — рефлексивный способ переработки информации (склонность тщательно анализировать проблему до принятия какого-либо решения, ориентация на обоснование собственных действий).

Особый тип организации знаний одаренного ребенка:высокая

структурированность; способность видеть изучаемый предмет в системе разнообразных связей; свернутость знаний в соответствующей предметной области при одновременной их готовности развернуться в качестве контекста поиска решения в нужный момент времени; категориальный характер (увлеченность общими идеями, склонность отыскивать и формулировать общие закономерности). Это обеспечивает удивительную легкость перехода от единичного факта или образа к их обобщению и развернутой форме интерпретации.

Кроме того, знания одаренного ребенка (как, впрочем, и одаренного взрослого) отличаются повышенной «клейкостью» (ребенок сразу схватывает и усваивает соответствующую его интеллектуальной направленности информацию), высоким удельным весом процедурных знаний (знаний о способах действия и условиях их использования), большим объемом метакогнитивных (управляющих, организующих) знаний, особой ролью метафор как способа обработки информации и т.д.

Следует учитывать, что знания могут иметь разное строение в зависимости от того, испытывает ли человек интерес к соответствующей предметной области. Следовательно, особые характеристики знаний одаренного ребенка

могут обнаружить себя в большей степени в сфере его доминирующих интересов.

Своеобразный тип обучаемости. Он может проявляться как в высокой скорости и легкости обучения, так и в замедленном темпе обучения, но с последующим резким изменением структуры знаний, представлений и умений. Факты свидетельствуют, что одаренные дети, как правило, уже с раннего возраста отличаются высоким уровнем способности к самообучению, поэтому они нуждаются не столько в целенаправленных учебных воздействиях, сколько в создании вариативной, обогащенной и индивидуализированной образовательной среды.

Психологические особенности детей, демонстрирующих одаренность, могут рассматриваться лишь как признаки, сопровождающие одаренность, но не обязательно как факторы, ее порождающие. Блестящая память, феноменальная наблюдательность, способность к мгновенным вычислениям и т.п. сами по себе далеко не всегда свидетельствуют о наличии одаренности. Поэтому наличие указанных психологических особенностей может служить лишь основанием для предположения об одаренности, а не для вывода о ее безусловном наличии.

Следует подчеркнуть, что поведение одаренного ребенка совсем не обязательно должно соответствовать одновременно всем вышеперечисленным признакам. Поведенческие признаки одаренности (инструментальные и особенно мотивационные) вариативны и часто противоречивы в своих проявлениях, поскольку во многом зависимы от предметного содержания деятельности и социального контекста. Тем не менее, даже наличие одного из этих признаков должно привлечь внимание специалиста и ориентировать его на тщательный и длительный по времени анализ каждого конкретного индивидуального случая.

Особенности личности одаренных детей с гармоничным типом развития Качества личности

Стремление к творческой деятельности считается отличительной характеристикой таких одаренных детей. Они высказывают собственные идеи и отстаивают их. В силу того, что они не ограничиваются в своей деятельности теми требованиями, которые содержит задание, они открывают новые способы решения проблем. Они нередко отказываются от традиционных методов решения, если их способы более рациональны и красивы.

Учитывая особенности одаренных детей и подростков, при организации учебного процесса необходимо предусмотреть возможности повышения самостоятельности, инициативности и — в определенной мере — ответственности самого учащегося. Одаренные дети часто стремятся самостоятельно выбирать, какие предметы и разделы учебной программы они хотели бы изучать ускоренно и/или углубленно, планировать процесс своего обучения и определять периодичность оценки приобретенных знаний. Следует предоставить им эти возможности. В современной педагогике имеется немало инновационных разработок, позволяющих ребенку самому инициировать собственное обучение. Вместе с тем подобное обучение требует организации специальных форм взаимодействия со взрослыми (в первую очередь с учителями). Одаренный ребенок нуждается во взрослых наставниках не меньше других детей, однако он предъявляет особые требования, как к уровню знаний такого наставника, так и к способу взаимодействия с ним.

Как отмечалось выше, мотивационными признаками одаренных детей являются высокий уровень познавательной потребности, огромная любознательность, страстная увлеченность любимым делом, наличие ярко выраженной внутренней мотивации. С раннего детства одаренные дети демонстрируют интенсивный интерес к познанию, проявляя при этом удивительную способность к концентрации внимания на "проблеме и даже своего рода одержимость.

Для значительной части одаренных детей характерен так называемый перфекционизм, то есть стремление добиться совершенства в выполнении деятельности. Иногда ребенок часами переделывает уже законченную работу (сочинение, рисунок, модель), добиваясь соответствия одному ему известного критерия совершенства. Хотя в целом эта характеристика носит позитивный характер, в будущем превращаясь в залог высокого уровня профессиональных достижений, учителям и психологам тем не менее необходимо ввести такую требовательность в разумные рамки. В противном случае это качество превращается всвоего рода «самоедство», невозможность довести работу до конца.

Устойчиво высокая самооценка, с одной стороны, есть отличительная характеристика одаренного ребенка. С другой стороны, его актуальная самооценка может колебаться. Именно эта противоречивость самооценки и есть условие поступательного развития его личности и способностей. Отсюда стратегия поощрения одаренного, да и любого ребенка должна быть достаточно сдержанной — нельзя постоянно его хвалить. Необходимо приучать его к мысли о возможности появления неудач. Причем наличие постоянных успехов сам ребенок должен воспринимать как свидетельство недостаточной трудности деятельности, которая ему предлагается и за которую он берется.

Укоренившиеся интересы и склонности, развитые уже с детства, служат хорошей основой для успешного личностного и профессионального самоопределения одаренных детей. Возникающие в некоторых случаях трудности профессиональной ориентации, когда вплоть до окончания школы учащиеся продолжают «разбрасываться», связаны с высоким развитием у них способностей во многих областях.

Одаренный ребенок - гений в будущем?

К сожалению, а может, к счастью, совсем не обязательно. Как уже было сказано, для развития способностей нужна подходящая обстановка. Переходя из детсада в школу, ребенок может испытать стресс, или перенести заболевание и получить осложнения, несовместимые с дальнейшим развитием конкретной способности. Может попасть к непрофессиональному учителю, который погубит интерес ребенка. Или у ребенка не будет достаточной информации, позволяющей «расти». Но, как правильно, все же дети с общей одаренностью и умеренным количеством лени находят свое теплое место в жизни, так как отличаются сообразительностью, быстротой мыслительных процессов, способностью улавливать суть вещей и взаимосвязи явлений.

Но это ни в коем случае не означает, что ребенок «не одаренный», самый обычный, обречен на серое прозябание. Ведь если следовать второй теории происхождения способностей, мы все одаренные, и есть вероятность, что рано или поздно наша одаренность хоть в чем то проявиться. Иначе, как объяснить случаи, когда ребенок из неблагополучной семьи, которым никто и никогда не занимался, приходит в школу, встречает хорошего учителя (друга, родителей друга...) и начинает «звездить»? Или когда троечница в школе и институте, работавшая оператором в какой-нибудь заштатной фирме, после рождения ребенка открывает свое дело, пишет книгу или резко взлетает по карьерной лестнице? Просто у человека изменились условия, появился источник необходимой для развития информации, стимул.

Так что, ищите себя, было бы желание !!!

C:\Users\Ирина\Desktop\depositphotos_52109903-stock-photo-children-painting-at-easel.jpg

http://dou15-sadik.ru/php/demko.files/image001.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: "Ребёнка лучше похвалить..."

    Из этих двух методов – последнее кажется более действенным, но это не совсем так. Наказание может вызвать у ребёнка противоположную реакцию – открытого...

Консультация «Связная речь ребёнка. Развитие связной речи в процессе общения».

В консультации говорится о развитие речи детей в процессе общения и взаимодействия со взрослыми....

Логопедическая консультация. Развитие речи ребёнка 4-го года жизни. (Добрынина Э. Г. учитель логопед высшей категории)

Логопедическая консультация для родителей, чьи дети посещают логопункт  ДОУ. Рекомендуется для воспитателей средней возрастной  группы....

Логопедическая консультация. Развитие речи ребёнка 5-го года жизни. (Добрынина Э. Г. учитель логопед высшей категории)

Логопедическая консультация для родителей детей, посещающих логопункт ДОУ. Рекомендуется для воспитателей старшей возрастной группы ДОУ,...

Консультация "Как научить ребёнка считать"

Дорогие наши мамы, мне хочется рассказать, Вам сегодня какие требования предъявляются к математическим понятиям. Чему и как учить ребенка, развивая в нем математические умения и навыки. Ведь развивая ...

консультация для родителей "Ребёнок и компьютер"

Вашему вниманию представлена консультация для родителей, которая проводится за круглым столом. Здесь родители и педагоги обмениваются мнениями, вместе пытаются ответить на вопрос,  компьютер-это ...

Консультация для родителей "Ребёнок и музыка"

Когда же записать ребёнка в музыкальную школу? Этот вопрос волнует многих родителей. Ответ на него Вы найдёте в этой консультации........