Консультация "Фольклор в повседневной жизни детей в разные режимные моменты"
консультация
Для плодотворного общения взрослого и ребенка важно установление добрых и доверительных взаимоотношений, важен эмоциональный контакт. В этом помогает детский фольклор — сказки и малые фольклорные жанры: песенки, потешки, прибаутки, считалки, пословицы, поговорки, загадки, дразнилки, кричалки, заклички, пестушки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Фольклор в повседневной жизни ребенка
Приобщение детей раннего возраста к народным традициям, наиболее эффективно проходит через знакомство с детским фольклором. Выбор этой темы связан с проблемой формирования культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста, которую можно эффективно решить с помощью детского фольклора. Особенно актуальна эта проблема в раннем возрасте, так как этот период является наиболее благоприятным для их развития, именно в этом возрасте закладывается фундамент всех полезных и необходимых навыков в жизни человека. Посредством детского фольклора малыш лучше запоминает, устанавливает причинно-следственные связи.
Формирование культурно-гигиенических навыков осуществляется под руководством взрослых - родителей, воспитателя. Поэтому должна быть обеспечена полная согласованность в требованиях дошкольного учреждения и семьи. Главными методами обучения дошкольников являются наглядные, словесные, игровые и практические методы.
В раннем возрасте дети особенно склонны к подражанию, поэтому в формировании навыков большую роль играет личный пример взрослых.
Для плодотворного общения взрослого и ребенка важно установление добрых и доверительных взаимоотношений, важен эмоциональный контакт. В этом помогает детский фольклор — сказки и малые фольклорные жанры: песенки, потешки, прибаутки, считалки, пословицы, поговорки, загадки, дразнилки, кричалки, заклички, пестушки.
Фольклор (англ. folk-lore) — народное творчество, произведения, создаваемые народом и бытующие в нем. Отличительными особенностями фольклора являются коллективность и народность, а также то, что он является источником любой литературы и искусства в целом, оказывает всестороннее влияние на развитие человека.
Малый фольклорный жанр — это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность. Они окрашивают речь педагога, делая ее образной и красочной, привлекают внимание детей, оживляют обычные повседневные дела дошкольника. Песенки - потешки приносят радость, вызывают желание повторить слова за взрослым, выполнять задания педагога, участвовать в общих играх. Без считалок не обходятся игры, в которых нужно выбрать ведущего, и мы с детства их помним: «Аты-баты, шли солдаты...». Колыбельные песни успокаивают, снимают напряжение, готовят ребенка ко сну, убаюкивают. Замечено, что к педагогу, виртуозно владеющему образным народным фольклором, тянутся дети: их завораживают напевность слов, привлекают внимание неожиданные повороты в сюжете или настоящие «небывальщины и несказальщины».
Под потешки дети с удовольствием умываются, засыпают, обедают, занимаются различными делами. Жизнь ребенка становится ярче, интереснее. Из нее уходят скука, однообразие, монотонность. У ребенка при этом развиваются память, внимание, мышление и речь, а если он выполняет определенные движения, то дополнительно развивает координацию и ловкость.
Рассказывая потешки, используйте на первых порах наглядность, объясняйте значение новых слов, опираясь на опыт и знания детей. Совершенствуйте свою речь, помните, что подражание — движущая сила в развитии ребенка!
В своей работе детский фольклор я использую в разных видах деятельности:
• в обучении правильному произношению;
• в приобщении детей к русской национальной культуре;
• в непосредственно образовательной деятельности;
• в беседах;
• в наблюдениях;
• в народных подвижных играх;
• в играх на развитие мелкой моторики;
• в театрализованной деятельности;
Предлагаю вариант использования фольклора в повседневной жизни ребенка в дошкольных образовательных учреждениях и дома.
Использование фольклора в режимных моментах:
1) Умывание:
Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
2)Расчёсывание:
Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, косынка до пят –
Все волосыньки в ряд.
Расти, коса, не путайся –
Маму, дочку, слушайся.
3) "Приятного аппетита"
А у нас есть ложка
Волшебная немножко.
На тарелочке – еда.
Не оставит и следа!
Кликнем ложку нашу –
Подберет всю кашу!
4)"Спать пора"
Спать пора.
Наступает ночка.
Ты устала, дочка.
Ножки бегали с утра,
Глазкам спать давно пора.
Ждет тебя кроватка.
Спи, дочурка, сладко.
Используйте фольклор в своем общении с детьми. Он поможет решить многие педагогические задачи, обогатит социально-игровой опыт детей, разовьет их фантазию. То, что заложено в детстве, будет питать человека на протяжении всей его жизни. Поэтому так важно окружить детей теплом и наполнить их детство настоящими сокровищами народной мудрости.
Речь ребёнка становиться понятна окружающим, когда ребёнок правильно произносит доступные для него звуки. Одним из стимулов развития и воспитания детей выступает фольклор.
Дети очень любят рифмованную речь, особенно стихи, в которых они сами могут выступать персонажами. Произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые литературные формы(пословицы, поговорки, скороговорки и т.д.)являются важнейшим источником развития. Малые фольклорные формы оказывают на детей нравственное влияние,побуждает в ребёнке чувство симпатии, любви к людям, ко всему живому, интерес и уважение к труду. Режимные моменты благоприятны для организации правильного речевого общения: одевание ребёнка на прогулку,умывание,прём пищи,наблюдения за проиродой и т.д.Все эти моменты непосредственно связаны с каким-то реальным объектом ,по поводу которого можно организовать разговор с детьми, при этом формируется речь.
Стихотворения ,которые вы прочтёте ниже, можно назвать "полезными", потому что с их помощью
можно развивать логику, поведение ребёнка, воображение, речь и т.д.
Доброе утро
«доброе утро!»-скажи попугай!
Ты нас приветствовать не забывай.
Днём- добрый день
Говори нам при встрече,
Вечером вспомни слова-
Добрый вечер.
Если ещё улыбнешься сердечно,
Будут манеры твои безупречны.
(М.Дружинина)
Неумеха.
Не умеешь одеваться. не умеешь обуваться.
Эха-эха,неумеха,неумехе скоро пять.
Дед приехал к неумехе.
Неумеху одевать.
(прочитайте это стихотворение ребенку, если он ленится одеваться самостоятель
Тишина.
Тиши, тиши тишина . Разговаривать нельзя.
А кто будет говорить
Того буду выводить. Выводить наказывать.
Слёзы не показывать!
Если ребёнок плачет.
Послушай,что тебе скажу:!»Давай не будем плакать!»
А то услышит нас сосед ,Сосед,которому сто лет.
И нам подарит лапоть!
Куда мы в нем с тобой пойдём?
Разок шагнем и упадём!
Деревня «Потерялово».
В деревню « Потерялово» УШЛИ ГУЛЯТЬ КОЛГОТКИ.
Ушли и потерялись.АХ!Бедные сиротки.
Сидят они под кустиком не плачут, а ревут!Хозяюшку,хозяюшку зовут!
И вспомнила хозяюшка,где вечером была!
Сходила в Потерялово.,колготочки нашла!
(Это стихотворение приучает ребёнка убирать вещи на место).
Зеркало.
Зеркало любит
Чистые лица
Зеркало скажет::
-_Нужно умыться.
Зеркало охнет:
-Где же гребёнка?
Что же она не причешет ребёнка?
Зеркало даже темнеет от страха,
Если в него поглядится неряха!
(А.Кондратьева)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фольклор в повседневной жизни детей и режимные моменты.
Речь ребёнка становиться понятна окружающим, когда ребёнок правильно произносит доступные для него звуки. Одним из стимулов развития и воспитания детей выступает фольклор.Дети очень любят ...

"Каждый день с потешкой"(тематическая программа дня для детей младшей группы по применению произведений устного народного творчества в разных режимных моментах.)
С раннего возраста ребенок откликивается на потешки, приговорки, попевки. Роль этих малых фольклорных форм трудно переоценить: вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ...

"Использование фольклора в разных режимных моментах для воспитания детей младшего дошкольного возраста"
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Сказка» «Использование фольклора в разных режимных моментах для воспитания детей младшего ...

Картотека художественного слова для разных режимных моментов в разных возрастных группах
Картотека художественного слова для разных режимных моментов в разных возрастных группах (II младшая – подготовительная группы)....

Консультация для воспитателей «Процесс организации разных видов музыкальной деятельности в повседневной жизни детей дошкольного возраста»
художественно-эстетическое , музыкальное развитие...

«Использование потешек в повседневной жизни детей раннего возраста в разные режимные моменты»
Художественное слово имеет большое влияние на развитие языка ребенка. Малыши учатся родному языку на забавных прибаутках, поговорках, потешках, пестушках, загадках, сказках. Народные песенки, по...

Консультация для воспитателей по речевому развитию детей с ОНР в разных режимных моментах
В консультации приведены рекомендации для воспитателей по работе с детьми с ОНР по речевому развитию в разных режимных моментах....