Консультация для родителей на тему: "Профилактика речевых нарушений"
консультация

Юсова Лариса Алексеевна

Методическая разработка учителя-логопеда ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_roditeley.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Всё в мире имеет свою причину и последствия. И образованный человек, понимая причины неблагоприятных последствий, будет стараться их избегать и предупреждать. Сегодня мы поговорим о профилактике речевых нарушений. Сначала коротко коснёмся причин их возникновения.
Начнем с самого начала.
1.Патогенные факторы раннего периода развития. 
Ребенок еще не родился и даже не «запрограммирован», а разного рода неблагоприятные факторы уже могут полным ходом работать на его речевую и иную патологию. Это объясняется тем, что на состояние здоровья и речи будущего ребенка большое влияние могут оказывать
неблагоприятная наследственность и неправильный образ жизни будущих родителей. 
В период раннего развития ребенка ,на формировании его речи неблагоприятно могут сказываться следующие обстоятельства:
• травмы головы, сотрясения, ушибы головного мозга;
• воспалительные заболевания головного мозга (менингит, энцефалит);
•  воспалительные заболевания среднего и внутреннего уха, приводящие к снижению или даже полной утрате слуха;
• применение некоторых лекарств, избирательно воздействующих на слуховой нерв и вызывающих те же самые отрицательные последствия;
• приобретенные до сформирования речи повреждения периферического отдела речевого аппарата (в частности, приобретенные аномалии в строении челюстей и зубов как результат травм, постоянного сосания ребенком пальца и т. п.);
• дефекты речи у окружающих ребенка людей или их недостаточное внимание к его речевому развитию.    
2. Органические и функциональные причины.
К органическим причинам, относятся те причины, действие которых может приводить к нарушению анатомического строения речевого аппарата в его периферическом или центральном отделах. Органические повреждения речевых отделов головного мозга  могут приводить к нарушению нормальных условий внутриутробного развития плода. (некоторые виды механической помощи при родах, состояние длительной асфиксии новорожденного и т. п.)
К функциональным причинам,  принято относить такие, действие которых не приводит к изменению самого строения речевого аппарата, а лишь нарушает его нормальную работу (функцию).

В роли таких причин могут выступать стрессовые ситуации,  частые и длительные заболевания ребенка в раннем возрасте, действующие на его нервную систему и организм в целом, неправильные приемы перевоспитания левшей. (сама целесообразность такого перевоспитания теперь большинством специалистов отрицается), неблагоприятное в речевом отношении социальное окружение и т. п.
Однако разграничение причин речевой патологии на органические и функциональные носит чисто условный характер и наиболее применимо лишь в отношении случаев грубых органических повреждений речевых органов. Особенно затруднено такое разграничение тогда, когда речь идет о центральном отделе речевого аппарата: трудно представить себе чисто функциональные изменения при полностью нормальной структуре головного мозга. По-видимому, во многих случаях органические изменения в нем могут быть настолько незначительными, что их просто не удается обнаружить современными методами исследования. Поэтому неслучайно в последние десятилетия так много говорится о минимальной мозговой дисфункции с характерными для нее микро органическими поражениями мозгового вещества. (В справках от детского невропатолога у большинства детей, зачисляемых на логопедический пункт нашего детского сада №3 « Аленький цветочек», значатся диагнозы ММД и СДВГ). По И. П. Павлову, о функциональных нарушениях мозговой клетки речь может идти лишь тогда, когда она повреждена неглубоко и еще способна выйти из тормозного состояния, то есть когда ее изменение носит обратимый характер. В случае обеспечения благоприятных условий эта клетка еще может вернуться к нормальному функционированию. При органических же поражениях повреждение клетки является необратимым. Особенно важно учитывать следующее: длительно существующие функциональные нарушения могут принимать необратимый характер и тем самым как бы переходить в органические. Вот почему при любых нарушениях речи так важна возможно более ранняя коррекционная помощь ребенку! И еще одно обстоятельство заставляет ни в коем случае не медлить с оказанием ребенку своевременной коррекционной помощи. Дело в том, что наличие органических нарушений в одном отделе речевого аппарата с неизбежностью влечет за собой возникновение вторичных функциональных нарушений в других его отделах. Например, органические нарушения в строении артикуляторного аппарата непосредственно обусловливают лишь появление у ребенка дефектов звукопроизношения.
Однако постоянное восприятие им на слух неправильно им же самим произносимых звуков приводит к вторичному функциональному нарушению в работе речеслухового анализатора – ребенок начинает воспринимать дефектное звучание звуков как нормальное (как бы прислушивается к этому звучанию). А если ребенок при этом полностью заменяет один звук речи на другой (говорит, например, «сарф» вместо «шарф»), то с началом обучения его грамоте почти неизбежно появится еще и «третичное» нарушение – однотипные буквенные замены на письме. В результате этого вместо одного речевого расстройства придется преодолевать уже целых три.
3. Социальные причины как разновидность функциональных причин. Неблагоприятное в речевом отношении социальное окружение может явиться непосредственной причиной появления у ребенка речевых расстройств, которые ребенок приобретает исключительно по вине окружающих его взрослых. Неблагоприятное влияние на формирование речи ребенка оказывает также быстрая, неряшливая, сбивчивая речь окружающих его людей. Попробуй в этих условиях  расслышать, как произносятся те или иные звуки, и  попробуй уловить слоговую структуру сложных слов, их окончания. Неблагоприятное влияние на развивающуюся речь детей оказывает и такой нередко встречающийся в нашей жизни социальный фактор, как «двуязычие». Особенно неразумным представляются "сюсюканье с детьми. Тормозит речевое развитие длительное бесконтрольное пребывание перед телевизором и компьютером. Ребенок при просмотре телепередач занимает пассивную позицию, принимая информацию (хорошо, если положительную), сам не участвует в игре, не может задать вопрос – он молчит. Чем больше он так «общается» с телевизором, тем больше он молчит, тем более тормозится его речевая активность. Особенно плохое воздействие оказывает такое «общество» на детей до четырех лет... Профилактика нарушений речи, так же как и профилактика любых заболеваний или патологических состояний, строится на устранении, по возможности, из жизни ребенка тех причин, которые могут приводить к возникновению нарушений. Это так называемая первичная профилактика, при успешном проведении которой речевое расстройство вообще не возникнет. Однако иногда все же не удается полностью предупредить появление речевой патологии, и в этих случаях приходится говорить о вторичной профилактике. Ее задача сводится к возможно большему смягчению неблагоприятных последствий уже подействовавших вредоносных факторов и к предупреждению появления вторичных и третичных нарушений речи на основе уже имеющихся. На этот вид профилактики хотелось бы обратить особое внимание родителей: надо приложить все усилия к тому, чтобы своевременно исправить положение дел и уж во всяком случае ,его не усугубить. Существует еще и третичная профилактика, в задачу которой входит недопущение возврата уже устраненных речевых расстройств, что может случиться при недостаточном закреплении достигнутых результатов. Рассмотрим подробнее каждый из этих видов профилактики.
Первичная профилактика. Охрана здоровья матери и ребёнка в период беременности и после рождения.
Что касается профилактики непосредственно речевых нарушений, то она складывается в основном из таких двух моментов:
1) заботы о физическом и нервно-психическом здоровье ребенка и о сохранности его речевых органов;
2) заботы о правильном речевом развитии ребенка, включая и создание необходимых для этого социально-бытовых условий.
Забота о правильном речевом развитии ребенка должна выражаться в следующем:
• Обеспечение благоприятного речевого окружения как необходимого образца для подражания (в плане отсутствия речевых нарушений у окружающих ребенка людей);
• поощрение лепета ребенка мимикой радости; • воспитание направленности на восприятие речи окружающих, для чего нужно как можно больше разговаривать с ребенком, начиная с первых дней его жизни;
• медленное и четкое произнесение взрослыми простых слов, связанных с конкретной для ребенка жизненной ситуацией, а также отчетливое называние окружающих предметов и производимых действий, что поможет ребенку постепенно приступить к овладению речью;
• отчетливое правильное произнесение взрослыми неправильно сказанных ребенком слов, рассчитанное на ненавязчивое и постепенное исправление его неправильного произношения;
• приучение ребенка смотреть во время разговора в лицо собеседника, поскольку зрительное восприятие артикуляции способствует более точному и более быстрому ее усвоению; • систематическое создание таких ситуаций, при которых ребенок должен выразить свою просьбу.  (взрослым не следует стремиться понимать его с полуслова и тем более с одного только жеста или взгляда);

• полное исключение случаев сюсюканья с ребенком, лишающего его правильного образца для подражания;

• занятия ритмикой, музыкой и пением; последнее способствует развитию правильного дыхания и достаточно гибкого и сильного голоса, а также предупреждает невнятность речи;

• развитие тонкой ручной моторики, играющей чрезвычайно важную роль в овладении полноценной речью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: "Профилактика плоскостопия и нарушения осанки у детей".

Профилактика нарушения осанкиу детей дошкольного возраста. Болезни позвоночника - одна из основных причин потери трудоспособности, ухудшения качества жизни и инвалидизации. Очень часто предра...

Консультация для родителей на тему "Профилактика нарушений устной и письменной речи у детей дошкольного возраста"

Описание профилактических мероприятий дислексии и дисграфии (нарушения чтения и письма) у дошкольников...

Консультация для родителей по теме: "Профилактика эмоциональных нарушений у детей"

В материале раскрыты причины появления эмоционального неблагополучия ребенка, влияние наказаний и телевидения на эмоциональные состояния ребёнка.Представлены правила подержки дисцеплины....

Консультация для родителей на тему: «Профилактика речевых нарушений»

Консультация для родителей на тему: «Профилактика речевых нарушений»...

Консультация для родителей на тему "Профилактика нарушения осанки"

Нарушение осанки встречается часто в современном мире. Чтобы избежать подобных недугов важно приучать детей следить за своей осанкой и выполнять упражнения способствующие профилактике....

Консультация для родителей на тему: «Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста»

В последнее время в дошкольном воспитании актуальными стали вопросы оказания специализированной логопедической помощи детям дошкольного возраста. Статистика показывает, что в настоящее время наблюдает...